Кл.ст. 14 “Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.”
Чтобы лучше понять сегодняшнее слово, я хотел бы с вами рассмотреть контекст послания Титу. Это послание – одно из пастырских посланий Апостола Павла, наряду с посланиями Тимофею. Оно было написано около 63-64 годов н.э. Тит был верным сотрудником Апостола Павла, обращенным из язычников. Во время одного из миссионерских путешествий Павел с Титом были на Крите и утверждали там церкви. Вероятно, Павел не мог долго там находиться и поручил Титу завершить это дело и поставить во всех церквах Крита верных служителей. Но на Крите у Тита возникли определенные трудности, о которых мы узнаем из первой главы этого послания – во-первых, там появились лжеучителя и обманщики, и, во-вторых, сами критяне были слишком страшным контингентом для служения. В те времена “критянин” было синонимом “лжец” и “лентяй”. И сами критяне считали это как цвет волос, который невозможно изменить. Вероятно, даже Тит отчаялся уже в служении, думая, что они не могут измениться.
Поэтому главная тема этого послания – призыв к здравому учению, призыв к изменению жизни, призыв к оставлению злых дел и деланию добрых. Но Павел призывает делать это на основании Евангелия. Поэтому это призыв к полноте Евангелия. Все мы знаем, что Евангелие дает нам прощение грехов и искупление. Но это еще не все. Евангелие также побеждает грех в нашей жизни. Это называется освящение. Также Евангелие указывает нам на вечное Царство Бога – это называется прославление. То есть Евангелие во всей полноте открывает нам искупление, освящение и прославление. На английском – redemption, sanctification, glorification. Сегодняшнее слово как раз открывает все эти стороны Евангелия.
- Искупление
Посмотрите на 11 стих. “Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков”. Искупление говорит нам о Божьей благодати к нам. Каждый из нас был по природе “чадом гнева”. Каждый из нас жил во тьме, в грехах, в неверии – если ничего не менять, то мы прямо шли к вечной гибели, к вечному разделению с Богом, к вечности в аду. Но Бог явил Свою благодать, Свою незаслуженную милость нам, открыв путь к спасению и вечной жизни. Как это произошло? В 14 стихе написано, что Иисус отдал Себя за нас. Отдал не просто Свое время – 33 года на земле, не просто часть Своего безмерного богатства, даже не просто Свою жизнь. Но Самого Себя, полностью, без остатка, чтобы выкупить и освободить нас из того положения в котором мы находились. И не просто освободить, но сделать Своим народом, принять в Свою семью, так что мы уже называемся Божьими детьми. Как можно не изумляться и не поражаться такой благодати?
Что еще очень важно, эта благодать и искупление открыты для всех людей – “спасительная для всех человеков”. Евангелие не проповедуется избранным. Например, только моральным людям или только образованным, или только воспитанным, или только бедным (или богатым). Благодать Божия спасительная для всех человеков – для любых грешников, в том числе критян, в том числе украинцев. Эта благодать спасла даже одного работорговца, бунтаря и сквернослова и он написал гимн, который поется во всем мире на многих языках:
О, благодать, спасён тобой
Я из пучины бед;
Был мёртв и чудом стал живой,
Был слеп и вижу свет.
Помните, как его зовут? Все мы получили такую же благодать, поэтому с радостью поем вместе с ним.
- Освящение
Но благодать – это еще не все Евангелие. Благодать продолжает работать дальше. Посмотрите на 11 и 12 стихи. “Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке”.
Некоторые считают что благодать ведет к безнаказанности и еще большему греху. Но такой человек не знает благодати Божьей. Благодать Бога учит нас святости. Этот процесс называется “освящение”. Он начинается с нашего духовного рождения и заканчивается с переходом в славное Царство Бога. Поэтому можно сказать, что мы с вами как раз сейчас проходим этот процесс. А если мы сейчас в процессе освящения, то давайте помолимся, чтобы Святой Дух через это слово учил нас, что нам нужно делать. Посмотрите еще раз на 12 стих. “научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке”.
Во-первых, нам нужно что-то оставить. Есть вещи, которые несовместимы c Божьей святостью и не могут попасть в Царство Бога. Например, на таможне всегда есть список запрещенных к ввозу вещей. И никак нельзя с ними попасть в эту страну. Если пытаться их провезти – получишь штраф или даже тюрьму. Поэтому туристы обычно заблаговременно изучают – что нельзя, что можно, в каких количествах и т.д. Так же и в Царстве Бога есть свой таможенный кодекс.
В послании Титу Павел перечисляет много таких вещей, которые нужно оставить: клевету и пьянство (2:3), неповиновение и споры (2:9), воровство (2:10), злословие и злобу (3:2), глупость, непослушание, похоть, злость, завить, гнусный характер, ненависть (3:3) и т.д. Вы согласны, что это все недостойные вещи? Благодать Бога так изменяет наше сердце, что мы уже сами не можем терпеть таких вещей. Мы видим их грязь, их грех, их безбожность. Даже часто бывает так, что то, что раньше доставляло мне удовольствие становиться таким грязным и неприятным, что непонятно, как я мог поступать так.
В 12 стихе Павел сводит все эти вещи к двум категориям – нечестие и мирские похоти.
Нечестие – означает безбожие или неверие или даже кощунство. Когда человек не воздает славу Богу, как Богу. Это не значит, что человек полностью не верит. Человек может признавать существование Бога, но он не признает господство Бога в своей жизни. Многие дела, заботы, проблемы не оставляют времени и сил на молитву, на прославление Бога, на служение Ему, на послушание Его слову. Такой человек обычно говорит: “я хочу служить Богу, но у меня слишком много проблем, мне нужно зарабатывать, чтобы хоть как-то прожить” или наоборот “о, если бы у тебя была такая работа, такой большой бизнес, который нужно контролировать, как у меня, ты бы точно не мог бы служить Богу”. Такой человек не ставит Бога на престол сердца, там сидит свое “я” со своими заботами и делами. Поэтому нам нужно отвергнуть нечестие, служа Богу, как Богу, доверяя свою жизнь Его руководству и признавая Его верховную власть во всем.
Также нужно отвергнуть мирские похоти. Как можно определить мирские похоти? Иоанн Златоуст сказал, что мирское – это все то, что не перейдет с нами в небесную жизнь, а растворится вместе с этим миром. Только очень недальновидный человек будет привязываться всем сердцем и вкладывать все свои труды в то, что точно придется скоро оставить. Никто, идя в поход не набирает себе много вещей, только самое необходимое, чтобы был рюкзак, который можно нести. Но все мирские похоти, мирские ценности, мирские идолы делают наше путешествие в Небесное Царство невозможным, как невозможно идти в поход с домашним холодильником. Поэтому нужно просто бросить их, чтобы освободиться от этого груза и свободно идти по пути освящения.
Как и во времена Павла, так и в наше время мир полон злых похотей. Похоть очей, похоть плоти и гордость житейская – это главные ценности этого мира. Но благодать Бога учит нас оставить эти похоти. Благодать Бога делает развратного человека воздержанным, гордый оставляет свои амбиции, жаждущий денег оставляет жадность, ленивый начинает стараться, легкомысленный становится рассудительным и т.д. Я уверен, у каждого из вас есть такое свидетельство.
Мы рассмотрели, что нужно оставить. Но только оставить нельзя, нужно еще чем-то наполнить свою жизнь. Во всем послании Титу также есть много к чему призывает Павел: трезвость, серьезность, благоразумие, здоровая вера, любовь, терпение (2:2), прилично одеваться (2:3), заботиться о семье (2:4), нравственная чистота, покорность (2:5), повиновение (2:9), верность (2:10), кротость (3:2), добрые дела.
В 12 стихе Павел объединяет все это в три понятия. Посмотрите на вторую часть 12 стиха: “целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке”.
Во-первых, нам нужно жить целомудренно, то есть благоразумно, рассудительно, сдержанно или трезво. Это слово в послании Титу появляется минимум 5 раз. Оно больше относится к личной дисциплине, внутреннему характеру и дисциплине. Естественно, человек должен контролировать и не потворствовать своим телесным потребностям. Иметь контроль в еде, питье, развлечениях и т.д. Но также человек должен иметь благоразумие во всех своих делах и поступках и даже в мыслях. Например, когда Павел проповедовал в Верии, люди там были благомысленнее, чем в Фессалониках, они не просто принимали или отвергали учение Павла, но исследовали Библию, чтобы разобраться в истине – и тогда многие из них уверовали.
11 Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так.
12 И многие из них уверовали, и из Еллинских почетных женщин и из мужчин немало.
(Деян.17:11,12)
Целомудренный человек становиться вдумчивым, внимательным, имеет самоконтроль и не поддается страстям или предрассудкам. Вы хотите стать такими? Благодать Бога сделает это!
Во-вторых, благодать учит нас поступать праведно или правильно. Это слово относится к нашим отношениям с другими людьми. Один раз я сказал своему директору, что плохо себя чувствую и не пошел на работу, а сам после обеда пошел на море, где, как назло, он меня увидел. Это до сих пор стыдный поступок для меня, который он уже больше 10 лет вспоминает мне – как ты верующий, мог обмануть меня? С тех пор я не могу обманывать его и говорю как есть, но результат уже есть и имя Иисуса было посрамлено перед ним. Поэтому благодать учит нас поступать праведно везде, даже в среде неверующих. У нас есть менталитет, что если я не буду обманывать, не буду хитрить – я не смогу выжить в этом мире, не смогу выдержать конкуренции в бизнесе, буду терпеть ущерб. Но реально подумайте – лучше терпеть временный материальный ущерб, чем иметь такой стыд перед Иисусом, как я перед директором. Поэтому благодать учит нас жить и поступать праведно во всех сферах жизни.
В-третьих, благодать Божия учит нас благочестию. Это слово означает означает набожность, благоговейность, оно прямо касается наших отношений с Богом. Каждый человек, который получил благодать Бога, и в самом деле будет много думать о Боге, о Его делах. Он будет в первую очередь искать Царства Божия и правды Его, а не денег и развлечений. Бог всегда входит во все его планы, Божье присутствие дает ему радость, Божья сила дает уверенность в себе, Божий закон управляет поступками, Божьи обещания – его наследство, а Божья слава – главное, к чему стремиться его душа.
Как вы видите, Божья благодать учит нас во всех сферах нашей жизни – в личной, в отношениях с другими, в отношениях с Богом. Очень интересно также, что 12 стих говорит “жили в нынешнем веке”, то есть в этом земном мире. Бог не хочет, чтобы мы ушли из мира, как делали, например, ессеи – уходили в пустыню и жили там обособленными колониями избегая любых контактов с цивилизацией. Когда мы были в Израиле, то видели одно из их поселений – Кумран. Они давно уже исчезли, так как одним из ключевых учений был обет безбрачия. Но благодать Божия дает нам силу и руководство, чтобы в этом мире мы жили целомудренно, праведно и благочестиво. И это наше самое сильное свидетельство этому миру.
- Прославление
Теперь мы подошли к третей части Евангелия – прославлению. Посмотрите на 13 стих. “ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа”. Что такое блаженное упование? Это наша славная надежда, что мы предстанем перед нашим Спасителем Иисусом и услышим Его слова: “Хорошо, добрый и верный раб”. Это упование основано не на наших делах и заслугах, но на Божьей благодати, которая явилась нам. Мы ожидаем, что после смерти изменимся и будем иметь славное тело, как у нашего Господа Иисуса. Мы будем видеть Его лицо и находиться в сиянии Его славы. Эта надежда дает нам воодушевление и силу, чтобы проходить наше поприще, с Божьим страхом отвергая грех и учась Божьей святости.
Мы с вами сейчас находимся между двумя великими явлениями. С одной стороны явилась Божья благодать, когда Иисус родился в мир, как Младенец в яслях, когда Он служил и отдал Себя на крест для нашего оправдания и спасения. Поэтому наше летоисчисление начинается с Рождества Христова. С другой стороны – приближается славное второе пришествие Иисуса, когда Он придет судить мир и забрать Своих избранных. Это будет конец этого мира, когда Иисус утвердит Свое Царство и будет царствовать вечно. Мы проходим через этот мир, как паломники – от одного события к другому. Это очень короткое время в сравнении с вечностью. И очень короткое на самом деле – никто не говорит перед смертью “как много я прожил”, но все сокрушаются, что очень мало. Но это время очень важное для нас. Это наше время освящения. Это время, когда Божья благодать учит нас, когда Святой Дух просветляет наше сердце и разум. Иисус “дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам”.
Как Павел призывал критян к святой жизни через Евангелие Иисуса, так сегодняшнее слово напоминает о благодати Божией, которая ведет нашу жизнь к святости. Я молюсь, чтобы мы учились через это слово, как истинные паломники, оставить всякое беззаконие и иметь ревность к добрым делам, чтобы жить целомудренно, праведно и благочестиво в этом мире.