Кл. ст. 4:13-14
Говорят, что Ин. 4 глава является самой романтической историей в Библии. Это повествование о том, как в очень жаркий и знойный день у колодца Господь Иисус встретил одну жалкую женщину, и Он провёл с ней короткое изучение Библии. Как удивительно слово о живой воде вошло в её сердце и помогло ей осознать себя жаждущей самарянской женщиной, она покаялась и приняла Иисуса своим личным Спасителем, после этого как чудесно изменилась её жизнь, она стала мощной миссионеркой и скорее стала основателем первой христианской общины в Самарии. А притяжательное прилагательное «самарянский» стало приобретать другой смысл и стало качественным прилагательным. Пусть Святой Дух откроет наши глаза, чтобы мы видели сегодня себя самарянскими женщинами и мужчинами, которые страдают от жажды. Тогда придём к Иисусу и Он даст нам воды живой, и не будем жаждать вовек. Аминь.
Посмотрим на ст. 1-5 «1 Когда же узнал Иисус о [дошедшем до] фарисеев слухе, что Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн, – 2 хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его, – 3 то оставил Иудею и пошел опять в Галилею. 4 Надлежало же Ему проходить через Самарию. 5 Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.»
В эпоху Иисуса Израиль был разделён на три части. На севере находилась Галилея, на юге – Иудея, между ними – Самария. На этом этапе Своего служения Иисус не хотел быть вовлеченным в полемику о крещении, и потому Он решил на время покинуть Иудею и перенести Свое служение в Галилею. Кратчайший путь из Иудеи в Галилею лежал через Самарию: на этот путь требовалось всего три дня. Но между иудеями и самарянами существовала вековая вражда, поэтому выбирали другой путь – в обход Самарии, который занимал вдвое больше времени.
В 722—721 гг. Самария была захвачена ассирийцами, город был разрушен, а большая часть жителей Самарии была выселена. Новые поселенцы, собранные со всех концов ассирийского царства, смешались с остатками местного населения. Самаряне начали вступать в браки с иноземцами и, тем самым, совершили непростительный для иудеев грех – потеряли свою расовую чистоту, потеряли право называться иудеями. Так образовалась народность, именуемая в Евангелии самарянами.
Во времена Ездры и Неемии изгнанники по милости персидских царей вернулись в Иерусалим. Они, прежде всего, поставили себе задачу восстановить Храм. Пришли самаряне и предложили свою помощь в священном деле, но им презрительно сказали, что их помощь нежелательна: они утратили свое иудейское происхождение и потеряли право участвовать в восстановлении Храма, дома Божия. Самаряне были страшно оскорблены таким отказом и очень обиделись на иудеев из Иерусалима. Все это произошло около 450 г. до Р. Х. Потом Израильский царь Манассия воспользовался этой распрей и построил на горе Гаризим храм, который мог соперничать с Иерусалимским. Такое посягательство на святыню удвоило вражду истинных евреев против самарян. Самарянский храм был разрушен в 129 г. до Р. X. Однако вражда оставалась такой же жгучей еще и во времена Иисуса. Иудеи вообще презирали самарян.
Господь Иисус, будучи иудеем, проходил через Самарию, таким образом Он ломает стереотип иудеев. Иисус разрушил национальный барьер между самарянами и иудеями. В Иисусе нет разделения в расе, цвете кожи, нет класса, нет ни свободного ни раба, ни мужского ни женского. Иисус пришёл, чтобы спасти грешников и сделать нас детьми Бога и согражданами Царства Божьего.
Посмотрите на ст. 6 «Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.»
Древнее предание гласит, что этот колодец вырыл патриарх Иаков. Колодец был глубиной более 30 метров. Это не родниковый колодец – вода в него просачивается из земли; очевидно, что без веревки из него нельзя зачерпнуть воды. В настоящее время здесь выстроен большой храм св. Фотинии Самаряныни. Колодец Иакова находится в крипте храма под алтарём.
Посмотрите на ст. 7-10 «7 Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. 8 Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. 9 Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. 10 Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.»
Перед нашими глазами необычная ситуация: женщина приходит за водой в самое жаркое время дня. Она специально выбирала такое время, так как люди её презирают. Она имела дурную репутацию. В римской империи Израиль оказался самым презираемой колонией, в Израиле самым презираемым краем стала Самария, а в Самарии самый презираемый человек – это самарянка. Эта женщина – символ дна человеческого общества.
А Иисус заговорил с этой женщиной да и не просто с женщиной, а с женщиной дурной репутации. Даже любой приличный мужчина, не говоря уж о раввине, не хотел, чтобы его видели в компании с такой женщиной, или даже обменивающимися с ней словом, а Иисус говорил с ней. Для иудея это была поразительная история. Перед нами Сын Божий, сочувствующе слушавший печальный рассказ женщины; перед нами Иисус, разрушающий национальные барьеры и барьеры иудейских обычаев. Вот Он – Бог, так любящий мир не в теории, а на деле.
То, что Иисус заговорил с самарянкой первым, – это огромная милость Господа. Господь пришёл именно в Сихарь, чтобы встретить её, чтобы дать ей дар Божий, вечное спасение. Если бы она знала, кто с ней говорит, – это же Господь всей вселенной, Святой Сын Божий, и Он унизился перед ней, прося: «дай мне пить», не для того, чтобы использовать её для утоления жажды, но чтобы дать ей живую воду, дар Божий.
Самарянка ответила на просьбу Иисуса очень резкими словами: «как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки?». На что Иисус сказал в ответ: «если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую». Иисус сказал ей о духовном мире, о даре Божьем. Давайте подумаем, что такое дар Божий. Во-первых дар Божий – это вечная жизнь, вечное спасение от Божьего гнева и наказания за грех. Во-вторых дар Божий – это Сам Иисус. Сам Бог воплотился, став человеком, чтобы понести наказания за наши грехи и на кресте Он занял наше место, став нашей заменой. Иисус – это Божий дар для всего человечества.
Обратим внимание на то, что Иисус заинтересовал самарянку подарком. Подарок – это даром, за него не надо ничего платить, надо только просить у Иисуса и Он дал бы тебе даром. Дар – это характер Божьей благодати. Человеку не надо ничего делать, не надо заслужить, надо только с верой просить, и верой получить. Религия наоборот всегда требует делать: «делай…делай…выполняй…соблюдай» и ставит на человека невыносимые тяжести. У нас есть много хороших вещей: изучение 1:1, писание согама, собрание колена, духовный хлеб… Но если всё это выполнять без благодати, то превращается в религию. Нам надо основать нашу жизнь веры, наше служение на основе благодати.
Посмотрите на ст. 11-12 «11 Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? 12 Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?». Хотя женщина неверно, буквально понимала слова Иисуса, но она заинтриговалась словами Иисуса. «Вода живая, дар Божий – это интересно. Однако посмотрим, не блефует ли этот иудей, пусть докажет, что Он может дать мне воду живую, тогда может я поверю».
Посмотрите на ст. 13-14. «13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, 14 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.». Бог сотворил человека из 3-х частей: дух, душа и тело. Физическим телом человек соприкасается с физическим миром. Душой человек соприкасается с интеллектуальным миром, мы общаемся друг с другом душой. Но духом человек соприкасается с духовным миром. Бог создал в человеке духовную часть, чтобы через дух человек общался с Богом. Бог есть Дух, поэтому человек может общаться с Богом только духом. В Эдеме человек пребывал в общении с Богом, и человеческий дух был переполнен Божьим духом, Божьим присутствием. Это и есть состояние высшего счастья в Эдемском саду. В Эдеме человек счастлив не от внешних условий сада, не от богатства или красоты Эдема. Человек был истинно счастлив, так как он пребывал в неразрывном общении с Богом, его дух был наполнен всегда Божьей силой, Божьим миром и радостью.
Однако из-за греха разорвано отношение между человеком и Богом, человек оказался во вражде против Бога. С тех пор человеческий дух стал пустым, и его нельзя ничем заполнить. Человек может быть переполнен материальными вещами, богатствами, душевно может быть заполнен семьёй, друзьями, музыкой, искусством,… но человек все время чувствует, чего-то не хватает. В душе всё время есть пустота, всё время есть неутолимые жажды. Слово «жажда» означает воды не хватает, но это непросто нехваток, а жажда мучает. Человек пытается пить воду из колодца Иакова, чтобы утолить жажду души. Вода колодца Иакова символизирует мирские вещи, чем человек пытается утолить жажду души.
Наиболее распространенным видом воды колодца Иакова являются деньги, богатства. Люди думают, что деньги, много денег делают их счастливыми. Самая дорогая компания в мире – это надкушенное яблоко, самый рентабельный бренд 21-го века. Но её основатель Стив Джобс умер в одиночестве, ничего не смог унести с собой. Многие мечтают в жизни об айфонах, гаджетах, и думают, что будут счастливыми, если обладают самыми новыми гаджетами.
Или люди пытаются утолить жажду души властью, мирской славой, популярностью. Люди ищут приятного человеческого общения. Многие люди ищут человеческого признания, и видят в этом свою значимость. Многие молодые люди пытаются утолить жажду в разных способах самореализации. Иисус сказал: «всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять». Многие люди засиживаются 24 часа в сутки в компьютерных играх, пытаются возомнить себе героями в виртуальном мире. А некоторые пьют, курят, палят травки марихуаны, нюхают наркотики, и балдеют под техно-музыкой, таким образом думают, что могут утолить душевную жажду. Иисус сказал: «всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять».
Некоторые занимаются наукой, стремятся создавать себе имидж интеллигентного человека. Многие отдают себе искусству, занимаются музыкой, рисованием, фильмами, и думают, что они развивают духовность в себе. Некоторые отдают себя религии, регулярно выполняют религиозные ритуалы, обряды, таким образом пытаются достичь Бога, пытаются глушить душевную жажду. Иисус сказал: «всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять».
Есть внутри нас пустота, которую нельзя заполнить ничем. Один журналист пишет так: «Я видел, есть много людей, у которых полно вещей и материальных богатств, у них счастливая семья. Однако они пребывают в отчаяние, иногда в тишине, иногда с шумом. Внутри каждого есть пустота, в которую сколько бы не бросали еды, напитки, телевизоры, автомобили, красивых детей, верных друзей,…, всё таки невозможно заполнить. Это пустое место в нашей душе продолжает зиять».
Иисус сказал: кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек. Только единственный Иисус Христос может удовлетворить все жажды в нашей душе.
Давайте прочитаем вместе и лучше выучим наизусть ст. 13-14 «13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, 14 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную». Этими словами Иисус прямо заявляет, что Он – Мессия, Он Божий Помазанник. Живая вода, которую даёт Иисус, – это Святой Дух. Когда мы слышим слово Бога, Святой Дух открывает наши духовные глаза, и мы видим себя грешниками, мы каемся и принимаем Иисуса Своим личным Спасителем, тогда Святой Дух вселяется в наш дух. Святой Дух – это Бог, и Он приносит в наш дух Божественную природу, которая есть вечная жизнь. Внутри нас уже есть вечная жизнь, поэтому если умрем, то воскреснем. Как может умереть вечная жизнь?! Это есть и Евангелие. Святой Бог примирился с грешниками, и Сам пришел и обитает внутри грешников, чтобы общаться с нами. Святой Дух обитает внутри нас, поэтому Он наполняет наш дух Божьим присутствием, Он помогает нам общаться с Богом и восстанавливает разрушенное отношение между нами и Богом. Поэтому Иисус сказал: «кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек». Иисус вернул нас в Эдемский сад, где мы снова наслаждаемся общением с Богом через Святого Духа, и Он не где-то далеко, Он прямо обитает в нашем сердце. Он даёт нам силы, радость, мир Божий, мудрость и Божье водительство. Аллилуйя! Слава Иисусу за Его работу и за Святого Духа!
Смотрите на ст. 15-18 «15 Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. 16 Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. 17 Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, 18 ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.»
Мы уже видели, как самарянка насмешливо просила Иисуса дать ей живой воды, чтобы ей не хотелось больше пить и не нужно было ходить каждый день за водой к колодцу. Но Иисус внезапно и резко образумил ее. “Пойди, – сказал Он, – позови мужа твоего и приди сюда”. Женщина застыла, как будто ее охватила внезапная боль; она отскочила, как будто ее чем-то стукнули, она побледнела, как будто вдруг увидела призрак: да так оно и было, потому что она вдруг увидела себя. Она вдруг была вынуждена посмотреть на себя и увидела распущенность, безнравственность и несостоятельность своей жизни.
В христианстве есть два откровения – откровение Божие и наше собственное откровение. Человек не видит себя, пока он не увидит себя перед Богом, и тогда он ужасается от одного вида своего. Это можно выразить и иначе – христианство приходит с осознанием греха. Все начинается с внезапного понимания, что дальше так жить нельзя. Мы просыпаемся сами и в нас просыпается потребность в Боге. Всё это приводит нас в глубокое покаяние. Без покаяния невозможно получить живую воду. Без покаяния нельзя получить Божий дар и вечную жизнь.
Давайте рассмотрим, в чем же её проблема греха? Снова посмотрим на ст. 12. Здесь мы видим, что явно для самарянки Иаков был кумиром. Кто такой Иаков? Бытие рассказывает нам, что это человек, который отдал 14 лет своей молодости за свою любимую девушку Рахиль. Ради неё он терпел зной и холод, трудности и лишения,… Молодая самарянка, как и любая нормальная девушка, мечтала об удачном замужестве. Лишь бы найти хорошего парня и выйти за него замуж, и буду самой счастливой женщиной на свете. Буду его любить, отдавать ему всю свою чистоту, любовь, сердце. Вот с такой нормальной мечтой она выходила замуж первый раз. Давайте немного пофантазируем о жизни самарянки в 5 раз замужества. Первый муж к сожалению её жестоко разочаровал, он не приносил кофе в постели, не покупал айфон 6 на день рождения, как обещал, постоянно пропадал где-то с друзьями на пиве, на футболе. Ну молодой был. В общем скоро они развелись. Потом в одноклассниках она познакомилась с вторым мужем. Парень вообще очень красивый мускулистый спортсмен, прямо качок, как Сильвестр Сталлоне. Она очень гордилась, особенно когда ходят на пляж загорать. Но удивительно этот парень разговаривает только о Спорт-лайфе и о таблетках-протеинах для бодибилдинга, а дома он кушает отдельно по своему рецепту, он не кушает то, что она готовит. Он даже не знает, кто такой Бетховен и симфония №14 «Лунная соната». Такая жизнь ей показалась скучной и скоро они развелись. Потом в самарийском политехе она встретила интеллигентного студента, учащегося в аспирантуре. Он много знает, наверное всё знает, в очках он выглядел особенно умным человеком. Он ей сделал очень романтическое предложение на день Валентина, купив ей целое море роз. Прямо как в песне «продал студент свой комп, продал айпад и айпод, и на все деньги купил целое море цветов». Кто мог бы устоять перед такой романтикой? Она сказала «да». Но однажды она нашла своего любимого хомячка, потерявшего сознание в его кроссовках. Они сильно поссорились из-за хомячка. Развелись. Вышла замуж в четвертый раз. Опять развелись. Вышла замуж в 5-й раз, на этот раз уже нет никакого требования, никаких критерий, лишь только чтобы он не пил или не бил. Но как видите, сёстры, нет идеального мужчины на свете. Опять развелись, в 5-й раз. И теперь ей уже надоело выйти замуж. Однако она стала рабой похоти, она уже не может жить без мужчины. Она завела парня, так называемого гражданского мужа. Иисус сказал: «кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек». Самарянка пыталась утолить жажду души человеческой любовью. Но человеческая любовь не может утолить жажду души. Мы видим, что самарянка начала с обычной человеческой мечтой, в конце концов стала рабом греха похоти.
См. на ст. 19-20 «19 Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. 20 Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме». Когда Иисус открыл её духовные глаза на её грех, она увидела себя в истинном свете. Она признала Иисуса пророком. И вдруг заговорила о вопросе поклонения. Её заблуждение в том, что важно место поклонения. Иисус исправил её ошибочное мнение. Иисус показал, что для истинного Богопоклонения важно не место «где», а важно состояние сердца «каким сердцем». Бог есть Дух, поэтому плоть не может поклоняться Богу. Надо родиться свыше, только тогда дух ожил и только тогда человек может общаться с Богом через духа. Мы видим, что в Библии нигде не написано, что можно общаться с Богом через разум или чувства. Общаться с Богом можно через духа, через сердце. Поэтому вера не в уме или в чувствах. Вера в сердце.
«21 Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. 22 Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. 23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. 24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине».
Стих 23 стал Евангелием, благой вестью для самарянки. Она думала, что надо стараться поклоняться Богу, надо соблюдать какие-то правила, религиозные обряды. Однако Иисус сообщил, что не то, что мы должны искать Бога, но Сам Бог с небес ищет тех, кто пытается искать и поклоняться Ему. 2Пар.16:9 говорит «ибо очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, [чье] сердце вполне предано Ему». Когда мы отдаём Богу наше сердце, милость Бога приходит к нам и покрывает нашу жизнь.
Через заданный вопрос самарянки о поклонении открывается её глубокая духовная проблема. Когда Бог создал человека, Бог заложил в человеке инстинкт икать объект поклонения, чтобы человек искал Бога и поклонялся Богу. Бог поставил в душе человека престол, где должен быть Бог. Однако после грехопадения человек потерял истинный объект поклонения, в душе этот престол, где раньше был Бог, сейчас пуст. Человек должен туда ставить Бога, только Бог является истинным объектом поклонения, и только Бог, восседая на престоле нашей души, может дать нам истинное счастье. Но не зная Бога, человек пытается туда ставить кого-нибудь или что-нибудь, лишь бы заполнить этот пустой престол в душе. И вот эта самарянка поклонялась образу хорошего мужа, образу романтической любви. Это был объект её поклонения. Это было её коренная духовная проблема. Из-за этого заблуждения она стала рабой греха. Из-за этого греха она потеряла свою чистоту, и попала на дно общества, стала предметом презрения в самарянском обществе.
Прочитаем ст. 25 «Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все». Она изрядно настрадала из-за рабства греха. Её душа страстно ищет спасения. На самом деле её душа ждёт Мессию – Спасителя, Кто спасёт её от этого рабства. Поэтому когда Иисус говорит: «это Я, Который говорю с тобою», самарянка сразу открыла сердце и приняла Иисуса Своим Спасителем. Аллилуйя! Как чудесный и трогательный этот момент, момент, когда грешник открывает сердце и принимает Иисуса Спасителем! Как чудесна работа Святого Духа!
Мы видим, как чудесно и легко Святой Дух открывает сердце грешников, даёт им откровение слова Бога, и помогает им каяться и принимать Иисуса Спасителем.
Смотрим на ст. 26 «Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою». Иисус сегодня горит нам: «это Я, Который говорю с тобою». Это Иисус Мессия, Иисус Спаситель, Иисус дар Божий.