Кл.ст. 23:25 “и отпустил им посаженного за возмущение и убийство в темницу, которого они просили; а Иисуса предал в их волю.”
На прошлой неделе мы начали рассматривать путь Иисуса ко кресту после Его ареста. Это было время тьмы, время когда грех людей достиг своего предела в отношении святого Сына Бога. Мы уже изучали, как один из Двенадцати – Иуда – предал своего Учителя за 30 сребреников. Как главный ученик – Петр – отрекся от Своего Господа. В сегодняшнем слове мы посмотрим, насколько несправедливым и ужасным был суд над Иисусом. Как и лидеры Израиля, и Пилат, и Ирод стали орудием сатаны, чтобы осудить Невиновного и дать максимальное наказание Святому Сыну Бога. Пусть Господь поможет нам увидеть в Иисусе, прошедшем такой путь, нашего Господа и Спасителя.
- Беззаконие синедриона (22:63-23:2)
Во-первых, давайте посмотрим на то, что называлось судом над Иисусом. Чтобы лучше понимать все беззаконие, которое там происходило, нам нужно больше узнать о правосудии в Израиле в то время. Сами евреи гордились своей системой законов. И это, действительно, была хорошо продуманная и тщательно построенная система правосудия. Ее фундамент был заложен еще во времена Моисея. Посмотрите Втор.16:18-20.
“18 Во всех жилищах твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе, поставь себе судей и надзирателей по коленам твоим, чтоб они судили народ судом праведным;
19 не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых;
20 правды, правды ищи, дабы ты был жив и овладел землею, которую Господь, Бог твой, дает тебе.”
С самого начала Бог сказал судить судом праведным, искать правду, и только правду и защищать справедливость. И это было заложено в их правосудие. В каждом городе, где было больше 120 глав семейств, был свой суд из 23 судей, называвшийся Синедрионом. И также был Великий Синедрион в Иерусалиме из 70 человек, куда отбирались достойнейшие люди под председательством первосвященника. Этот суд решал все самые важные политические, религиозные, общественные вопросы.
У Синедриона было много правил направленных на как можно объективное и справедливое рассмотрение каждого дела. Во-первых – это всегда был публичный процесс. Ни в коем случае нельзя проводить заседание ночью и в неизвестном месте, а только днем и в определенном помещении, чтобы все желающие могли наблюдать и участвовать в нем..
Во-вторых, у обвиняемого обязательно должен быть защитник. Не может быть такого что все только обвиняют. Если же было, что все судьи единогласно голосуют за обвинительный приговор – тогда обвиняемого следовало отпустить, потому что такое голосование может быть свидетельством заговора.
В третьих, любое обвинение должно быть подтверждено двумя или тремя свидетелями, которых тщательно допрашивали по отдельности, чтобы убедиться в их правдивости. Кроме этого за лжесвидетельство следовало серьезное наказание – лжесвидетель получал такое наказание, которое требовалось подсудимому. Также нельзя обвинить по свидетельству самого обвиняемого. Человек не может наговорить сам на себя, чтобы его обвинили.
Естественно, там не могло быть никаких тайных судов, тайных обвинений и решений, спрятанных от людей. И если выносился смертный приговор – необходимо было ждать целый день до объявления и исполнения приговора. В это время все судьи должны были оставаться на своих местах размышлять об это деле, поститься и молиться. И на следующий день те, кто принял обвинительное заключение могут передумать и дать свой голос за оправдание. Но кто уже голосовал за оправдание – не может менять своего решения. Кроме этого было еще такое правило – голосовать начинали с самых младших, чтобы на них не влиял авторитет старших и более опытных судей, но они выносили собственное, непредвзятое решение.
Кроме этого, когда уже вели на казнь, всю дорогу до места казни глашатай объявлял вину и призывал всех, кто имеет новые факты в защиту обвиняемого, немедленно объявить об этом. И если находился такой человек, или даже если обвиняемый сам вспоминал новые факты – до 5 раз его могли возвращать обратно для дополнительного рассмотрения. Перед самой казнью обвиняемого просили сознаться в своем преступлении и если он признавался – давали напиток, притупляющий боль.
Как мы видим – недаром иудеи гордились своим судом – это все были правила направленные на максимально честный и справедливый суд. Даже если суд может ошибаться – он должен ошибаться в пользу обвиняемого. Это были стандарты, по которым они жили и, естественно, весь синедрион и первосвященники хорошо знают их. Но давайте посмотрим, как они относились к Иисусу?
Как мы знаем, Иисуса арестовали ночью. Сами судьи подкупили Иуду, чтобы тот выдал Иисуса и можно было ночью, без лишнего шума схватить Его. И уже ночью они начали свое судилище. В 54 стихе написано: “Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника”. Само по себе это уже нарушение, что они ночью начинают рассмотрение дела. Но кроме этого, первым Иисуса начал допрашивать тот, кто вообще не имеет никаких полномочий для этого. Из других Евангелий мы узнаем, что сначала Иисуса привели к Анне, который хоть и называется первосвященником, но реально уже не занимал эту должность. Анна был старым и опытным, он умнее других, он фактически руководил всей этой мафией (поэтому торговля в Храме называлась “базар Анны”), поэтому он должен был найти или придумать какое нибудь подходящее обвинение против Иисуса. Через несколько часов, еще тоже ночью – как раз когда пропел петух и Петр увидел Иисуса – Иисуса перевели к реальному первосвященнику – Каиафе, зятю Анны, где собрались другие члены синедриона. На этом ночном собрании они призвали многих лжесвидетелей, готовы были платить большие деньги за подходящее свидетельство, но ничего не могли найти против Иисуса. В это время, еще до нахождения вины и вынесения приговора, над Иисусом ругались, били, хулили. Посмотрите на стихи 63-65: “Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его; и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя? И много иных хулений произносили против Него”. На этом собрании Каиафа придумал обвинение в богохульстве, которое все поддержали.
А рано утром, как написано в 66 стихе, чтобы создать хоть какую либо видимость правосудия, они собрали официальный Синедрион, чтобы объявить приговор и в тот же день исполнить его. У них не было свидетелей, были только слова Самого Иисуса, которые нельзя учитывать в обвинении. Мы видим, что они нарушили все, что можно нарушить. Суд, который должен искать правду, защищать истину, устанавливать справедливость – оказался самым лживым, самым предвзятым, самым несправедливым в отношении Сына Бога.
Вы думаете это случайно? В 53 стихе Иисус сказал первосвященникам: “но теперь ваше время и власть тьмы”. Иисус знал это и Свой путь. Поэтому Он не оправдывался, не пытался найти выход через влиятельных друзей. Он шел этим путем и даже первосвященникам свидетельствовал о Себе: “отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией”. Из всех свидетелей Он один говорил истину. Когда Его спрашивали – Ты Сын Божий? Он свидетельствовал – Я. Это была истина и это стало основанием для Его обвинения.
Но в то время у иудеев не было права казнить своих преступников. Это право – право меча – принадлежало только Риму. Поэтому Иисуса повели к Пилату, римскому наместнику в то время.
По дороге к Пилату им пришлось делать еще один подлог. Пилат не будет реагировать на обвинение в богохульстве, поэтому они придумали новое обвинение – бунт против Рима. Посмотрите на 1 и 2 стих 23 главы. “И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату, и начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем”. Это уже совсем другое ложное обвинение. На его основании они передали Иисуса в руки Пилата.
- Компромисс Пилата (23:3–25)
Теперь посмотрим на позицию и отношение Пилата к Иисусу. Можно ожидать, что он, как воспитанный, образованный интеллигент, как представитель Рима, поставленный для поддержания порядка, соблюдения справедливости и законности будет на стороне истины, на стороне Иисуса. Но он только способствовал мучению Иисуса и утверждению максимального приговора для Него.
Посмотрите на стихи с 3 по 5.
3 Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он сказал ему в ответ: ты говоришь.
4 Пилат сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в этом человеке.
5 Но они настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места.
Пилат хорошо знал о невиновности Иисуса, он знал, что Его предали из зависти. Но у Пилата была своя проблема. У него было уже два конфликта с первосвященниками. Первый раз он, вопреки их желанию, внес римские знамена с изображением орла в Иерусалим. Для Иудеев это были идолы, которых они не могли принимать в своем городе и они устроили большую забастовку, пока Пилат не убрал эти знамена. Второй раз он настроил их против себя, повелев построить водопровод в городе за счет казны храма. Для первосвященников, которые практически не разделяли свою казну с храмовой это была очень серьезная обида. И теперь, если третий раз пойти против них – они могут поднять серьезный бунт и даже со своими деньгами добиться через Рим снятия Пилата.
Поэтому у Пилата была серьезная дилемма. Он даже сделал несколько попыток переложить решение на других. Сначала он хотел, чтобы Ирод разобрался с этим вопросом. Посмотрите на 6 и 7 стихи.
6 Пилат, услышав о Галилее, спросил: разве Он Галилеянин?
7 И, узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме.
Но для Ирода Иисус – как игрушка. Он только хотел увидеть от Него какие нибудь фокусы или чудеса. И наигравшись с Иисусом, вернул Его обратно Пилату. Тогда Пилат хотел использовать повод праздника, чтобы отпустить Иисуса. Посмотрите на стихи с 13 по 17,
13 Пилат же, созвав первосвященников и начальников и народ,
14 сказал им: вы привели ко мне человека сего, как развращающего народ; и вот, я при вас исследовал и не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его;
15 и Ирод также, ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нем достойного смерти;
16 итак, наказав Его, отпущу.
17 А ему и нужно было для праздника отпустить им одного [узника].
Но и тут у него не получилось. У него был выбор – либо поступать по истине, либо угождать первосвященникам, чтобы не портить с ними отношения. От этого решения зависела его работа и карьера – поэтому он сделал выбор в 24 и 25 стихах:”И Пилат решил быть по прошению их, и отпустил им посаженного за возмущение и убийство в темницу, которого они просили; а Иисуса предал в их волю”. Он был из таких же людей как Иуда – он хотел, конечно поступать правильно, но когда на карту поставлен его личный интерес – он поступает по своей выгоде, а не поистине.
Таким образом Святой Сын Бога, не сделавший никакого греха, Тот, Кто исцелял душу и тело, Тот, Кто принимал всех труждающихся и обремененных, даруя им покой, Тот, Кто со скорбью молился за всех погибающих грешников – получил осуждение и наказание, как самый страшный преступник. Реальный убийца и бунтарь – Варрава – был отпущен, но Праведный Иисус предан на казнь. В этом заключается суть Евангелия. Реальный грешники и преступники – это мы, но Иисус понес на Себе нашу вину и наказание. Пророк Исайя был поражен этим видением: “Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились. (Ис.53:5)”. Это Евангелие, которое дает мне прощение и спасение.
Здесь я хотел бы с вами также подумать, все эти люди – Иуда, Анна, Каиафа, Синедрион, Пилат, Ирод – как они стали орудием сатаны? Иисус стал для них камнем преткновения. “как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится. (Рим.9:33)”. Они не верили в Иисуса, не приняли Его Господом – поэтому обнаружилась их испорченность, их злоба, их грех, их противление Богу. Как они смотрели на Иисуса? Для Иуды Иисус – средство для получения прибыли. Для первосвященников – политический конкурент, который ломает их бизнес в храме и возмущает народ. Для фарисеев – самозванец, который разрушает их уютную религию. Для Ирода – экстрасенс и фокусник. Для Пилата – расходный материал в политической борьбе. Они осудили Иисуса, Сына Божия, но в итоге вынесли смертный приговор самим себе.
А Кем же является Иисус для меня? Как мы смотрим на Иисуса – определяет нашу судьбу и нашу вечную жизнь. Когда мы смотрим на крестный путь Иисуса мы не можем не восхищаться Его любовью. Он все терпел от любви к нам. Поэтому Он наш Любящий Господь. Этот Иисус, Которого ложно обвинили и осудили, оправдывает нас, которых справедливо могут обвинить тысячи свидетелей. Поэтому Он наш Милостивый Спаситель. Это Иисус, Который придет во второй раз, как Судья всего мира. Поэтому мы признаем Его господство и власть над нами.
Я благодарю Бога за то, что Иисус, Святой Сын Бога, смирил Себя, принял на Себя все осуждение, всю вину, всю тяжесть греха, чтобы дать мне жизнь. Я молюсь, чтобы мы смотрели на Иисуса, как Господа своей жизни, чтобы в Нем не постыдиться, но иметь вечную жизнь.