АРЕСТ ИИСУСА – 2 часть (Луки 22:63-23:25)

Кл.ст. 23:25 “и отпустил им посаженного за возмущение и убийство в темницу, которого они просили; а Иисуса предал в их волю.”

На прошлой неделе мы начали рассматривать путь Иисуса ко кресту после Его ареста. Это было время тьмы, время когда грех людей достиг своего предела в отношении святого Сына Бога. Мы уже изучали, как один из Двенадцати – Иуда – предал своего Учителя за 30 сребреников. Как главный ученик – Петр – отрекся от Своего Господа. В сегодняшнем слове мы посмотрим, насколько несправедливым и ужасным был суд над Иисусом. Как и лидеры Израиля, и Пилат, и Ирод стали орудием сатаны, чтобы осудить Невиновного и дать максимальное наказание Святому Сыну Бога. Пусть Господь поможет нам увидеть в Иисусе, прошедшем такой путь, нашего Господа и Спасителя.

 

  1. Беззаконие синедриона (22:63-23:2)

Во-первых, давайте посмотрим на то, что называлось судом над Иисусом. Чтобы лучше понимать все беззаконие, которое там происходило, нам нужно больше узнать о правосудии в Израиле в то время. Сами евреи гордились своей системой законов. И это, действительно, была хорошо продуманная и тщательно построенная система правосудия. Ее фундамент был заложен еще во времена Моисея. Посмотрите Втор.16:18-20.

“18 Во всех жилищах твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе, поставь себе судей и надзирателей по коленам твоим, чтоб они судили народ судом праведным;

19 не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых;

20 правды, правды ищи, дабы ты был жив и овладел землею, которую Господь, Бог твой, дает тебе.”

С самого начала Бог сказал судить судом праведным, искать правду, и только правду и защищать справедливость. И это было заложено в их правосудие. В каждом городе, где было больше 120 глав семейств, был свой суд из 23 судей, называвшийся Синедрионом. И также был Великий Синедрион в Иерусалиме из 70 человек, куда отбирались достойнейшие люди под председательством первосвященника. Этот суд решал все самые важные политические, религиозные, общественные вопросы.

У Синедриона было много правил направленных на как можно объективное и справедливое рассмотрение каждого дела. Во-первых – это всегда был публичный процесс. Ни в коем случае нельзя проводить заседание ночью и в неизвестном месте, а только днем и в определенном помещении, чтобы все желающие могли наблюдать и участвовать в нем..

Во-вторых, у обвиняемого обязательно должен быть защитник. Не может быть такого что все только обвиняют. Если же было, что все судьи единогласно голосуют за обвинительный приговор – тогда обвиняемого следовало отпустить, потому что такое голосование может быть свидетельством заговора.

В третьих, любое обвинение должно быть подтверждено двумя или тремя свидетелями, которых тщательно допрашивали по отдельности, чтобы убедиться в их правдивости. Кроме этого за лжесвидетельство следовало серьезное наказание – лжесвидетель получал такое наказание, которое требовалось подсудимому. Также нельзя обвинить по свидетельству самого обвиняемого. Человек не может наговорить сам на себя, чтобы его обвинили.

Естественно, там не могло быть никаких тайных судов, тайных обвинений и решений, спрятанных от людей. И если выносился смертный приговор – необходимо было ждать целый день до объявления и исполнения приговора. В это время все судьи должны были оставаться на своих местах размышлять об это деле, поститься и молиться. И на следующий день те, кто принял обвинительное заключение могут передумать и дать свой голос за оправдание. Но кто уже голосовал за оправдание – не может менять своего решения. Кроме этого было еще такое правило – голосовать начинали с самых младших, чтобы на них не влиял авторитет старших и более опытных судей, но они выносили собственное, непредвзятое решение.

Кроме этого, когда уже вели на казнь, всю дорогу до места казни глашатай объявлял вину и призывал всех, кто имеет новые факты в защиту обвиняемого, немедленно объявить об этом. И если находился такой человек, или даже если обвиняемый сам вспоминал новые факты – до 5 раз его могли возвращать обратно для дополнительного рассмотрения. Перед самой казнью обвиняемого просили сознаться в своем преступлении и если он признавался – давали напиток, притупляющий боль.

Как мы видим – недаром иудеи гордились своим судом – это все были правила направленные на максимально честный и справедливый суд. Даже если суд может ошибаться – он должен ошибаться в пользу обвиняемого. Это были стандарты, по которым они жили и, естественно, весь синедрион и первосвященники хорошо знают их. Но давайте посмотрим, как они относились к Иисусу?

Как мы знаем, Иисуса арестовали ночью. Сами судьи подкупили Иуду, чтобы тот выдал Иисуса и можно было ночью, без лишнего шума схватить Его. И уже ночью они начали свое судилище. В 54 стихе написано: “Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника”. Само по себе это уже нарушение, что они ночью начинают рассмотрение дела. Но кроме этого, первым Иисуса начал допрашивать тот, кто вообще не имеет никаких полномочий для этого. Из других Евангелий мы узнаем, что сначала Иисуса привели к Анне, который хоть и называется первосвященником, но реально уже не занимал эту должность. Анна был старым и опытным, он умнее других, он фактически руководил всей этой мафией (поэтому торговля в Храме называлась “базар Анны”), поэтому он должен был найти или придумать какое нибудь подходящее обвинение против Иисуса. Через несколько часов, еще тоже ночью – как раз когда пропел петух и Петр увидел Иисуса – Иисуса перевели к реальному первосвященнику – Каиафе, зятю Анны, где собрались другие члены синедриона. На этом ночном собрании они призвали многих лжесвидетелей, готовы были платить большие деньги за подходящее свидетельство, но ничего не могли найти против Иисуса. В это время, еще до нахождения вины и вынесения приговора, над Иисусом ругались, били, хулили. Посмотрите на стихи 63-65: “Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его; и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя? И много иных хулений произносили против Него”. На этом собрании Каиафа придумал обвинение в богохульстве, которое все поддержали.

А рано утром, как написано в 66 стихе, чтобы создать хоть какую либо видимость правосудия, они собрали официальный Синедрион, чтобы объявить приговор и в тот же день исполнить его. У них не было свидетелей, были только слова Самого Иисуса, которые нельзя учитывать в обвинении. Мы видим, что они нарушили все, что можно нарушить. Суд, который должен искать правду, защищать истину, устанавливать справедливость – оказался самым лживым, самым предвзятым, самым несправедливым в отношении Сына Бога.

Вы думаете это случайно? В 53 стихе Иисус сказал первосвященникам: “но теперь ваше время и власть тьмы”. Иисус знал это и Свой путь. Поэтому Он не оправдывался, не пытался найти выход через влиятельных друзей. Он шел этим путем и даже первосвященникам свидетельствовал о Себе: “отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией”. Из всех свидетелей Он один говорил истину. Когда Его спрашивали – Ты Сын Божий? Он свидетельствовал – Я. Это была истина и это стало основанием для Его обвинения.

Но в то время у иудеев не было права казнить своих преступников. Это право – право меча – принадлежало только Риму. Поэтому Иисуса повели к Пилату, римскому наместнику в то время.

По дороге к Пилату им пришлось делать еще один подлог. Пилат не будет реагировать на обвинение в богохульстве, поэтому они придумали новое обвинение – бунт против Рима. Посмотрите на 1 и 2 стих 23 главы. “И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату, и начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем”. Это уже совсем другое ложное обвинение. На его основании они передали Иисуса в руки Пилата.

 

  1. Компромисс Пилата (23:3–25)

Теперь посмотрим на позицию и отношение Пилата к Иисусу. Можно ожидать, что он, как воспитанный, образованный интеллигент, как представитель Рима, поставленный для поддержания порядка, соблюдения справедливости и законности будет на стороне истины, на стороне Иисуса. Но он только способствовал мучению Иисуса и утверждению максимального приговора для Него.

Посмотрите на стихи с 3 по 5.

3 Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он сказал ему в ответ: ты говоришь.

4 Пилат сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в этом человеке.

5 Но они настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места.

Пилат хорошо знал о невиновности Иисуса, он знал, что Его предали из зависти. Но у Пилата была своя проблема. У него было уже два конфликта с первосвященниками. Первый раз он, вопреки их желанию, внес римские знамена с изображением орла в Иерусалим. Для Иудеев это были идолы, которых они не могли принимать в своем городе и они устроили большую забастовку, пока Пилат не убрал эти знамена. Второй раз он настроил их против себя, повелев построить водопровод в городе за счет казны храма. Для первосвященников, которые практически не разделяли свою казну с храмовой это была очень серьезная обида. И теперь, если третий раз пойти против них – они могут поднять серьезный бунт и даже со своими деньгами добиться через Рим снятия Пилата.

Поэтому у Пилата была серьезная дилемма. Он даже сделал несколько попыток переложить решение на других. Сначала он хотел, чтобы Ирод разобрался с этим вопросом. Посмотрите на 6 и 7 стихи.

6 Пилат, услышав о Галилее, спросил: разве Он Галилеянин?

7 И, узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме.

Но для Ирода Иисус – как игрушка. Он только хотел увидеть от Него какие нибудь фокусы или чудеса. И наигравшись с Иисусом, вернул Его обратно Пилату. Тогда Пилат хотел использовать повод праздника, чтобы отпустить Иисуса. Посмотрите на стихи с 13 по 17,

13 Пилат же, созвав первосвященников и начальников и народ,

14 сказал им: вы привели ко мне человека сего, как развращающего народ; и вот, я при вас исследовал и не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его;

15 и Ирод также, ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нем достойного смерти;

16 итак, наказав Его, отпущу.

17 А ему и нужно было для праздника отпустить им одного [узника].

Но и тут у него не получилось. У него был выбор – либо поступать по истине, либо угождать первосвященникам, чтобы не портить с ними отношения. От этого решения зависела его работа и карьера – поэтому он сделал выбор в 24 и 25 стихах:”И Пилат решил быть по прошению их, и отпустил им посаженного за возмущение и убийство в темницу, которого они просили; а Иисуса предал в их волю”. Он был из таких же людей как Иуда – он хотел, конечно поступать правильно, но когда на карту поставлен его личный интерес – он поступает по своей выгоде, а не поистине.

Таким образом Святой Сын Бога, не сделавший никакого греха, Тот, Кто исцелял душу и тело, Тот, Кто принимал всех труждающихся и обремененных, даруя им покой, Тот, Кто со скорбью молился за всех погибающих грешников – получил осуждение и наказание, как самый страшный преступник. Реальный убийца и бунтарь – Варрава – был отпущен, но Праведный Иисус предан на казнь. В этом заключается суть Евангелия. Реальный грешники и преступники – это мы, но Иисус понес на Себе нашу вину и наказание. Пророк Исайя был поражен этим видением: “Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились. (Ис.53:5)”. Это Евангелие, которое дает мне прощение и спасение.

Здесь я хотел бы с вами также подумать, все эти люди – Иуда, Анна, Каиафа, Синедрион, Пилат, Ирод – как они стали орудием сатаны? Иисус стал для них камнем преткновения. “как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится. (Рим.9:33)”. Они не верили в Иисуса, не приняли Его Господом – поэтому обнаружилась их испорченность, их злоба, их грех, их противление Богу. Как они смотрели на Иисуса? Для Иуды Иисус – средство для получения прибыли. Для первосвященников – политический конкурент, который ломает их бизнес в храме и возмущает народ. Для фарисеев – самозванец, который разрушает их уютную религию. Для Ирода – экстрасенс и фокусник. Для Пилата – расходный материал в политической борьбе. Они осудили Иисуса, Сына Божия, но в итоге вынесли смертный приговор самим себе.

А Кем же является Иисус для меня? Как мы смотрим на Иисуса – определяет нашу судьбу и нашу вечную жизнь. Когда мы смотрим на крестный путь Иисуса мы не можем не восхищаться Его любовью. Он все терпел от любви к нам. Поэтому Он наш Любящий Господь. Этот Иисус, Которого ложно обвинили и осудили, оправдывает нас, которых справедливо могут обвинить тысячи свидетелей. Поэтому Он наш Милостивый Спаситель. Это Иисус, Который придет во второй раз, как Судья всего мира. Поэтому мы признаем Его господство и власть над нами.

Я благодарю Бога за то, что Иисус, Святой Сын Бога, смирил Себя, принял на Себя все осуждение, всю вину, всю тяжесть греха, чтобы дать мне жизнь. Я молюсь, чтобы мы смотрели на Иисуса, как Господа своей жизни, чтобы в Нем не постыдиться, но иметь вечную жизнь.

 

АРЕСТ ИИСУСА – 1 часть (Луки 22:47-62)

Кл.ст. 23:25 “и отпустил им посаженного за возмущение и убийство в темницу, которого они просили; а Иисуса предал в их волю.”

Интересно, что события происходившие в последние часы земной жизни Иисуса, детально описаны всеми евангелистами. Вероятно, для учеников это был шок, когда все в их жизни начало рушиться. Вся их жизнь, их планы, их ожидания начали стремительно катиться под откос – и они ничего не могли поделать. Они могли только наблюдать в оцепенении – и каждый миг этих страшных событий отпечатался в их памяти.

Но во всех этих событиях был замысел Бога. Иисусу должно было пострадать за грехи мира. И перед Его смертью грех людей должен достигнуть своего пика. Не только на кресте, но уже начиная с ареста в Гефсимании, как мы читаем в сегодняшнем слове, против Него направлено всякая злость от людей, несправедливость, жестокосердие, предательство и т.д. – которые невозможно даже представить в отношении Святого Сына Бога.

Через это слово я хочу, чтобы мы смотрели на себя – какую боль мой грех причиняет Иисусу и как он ведет Иисуса на крест. Также, чтобы мы смотрели на грядущего Царя Иисуса, Который до конца испил чашу страданий и стал виновником нашего спасения.

 

  1. Предательство Иуды (22:47-53)

Первый удар, который получил Иисус был от одного из двенадцати. посмотрите на 47 стих. “Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть.”

Вы можете представить, какая боль, когда предает человек, которому доверяешь и на которого надеешься. Но Иуда был другом, близким другом. Иуда был одним из двенадцати, одним из самых близких учеников. Он был все три года рядом с Учителем, получил особую любовь и внимание от Него. Он был тот, кого Иисус посылал на проповедь и кто совершал чудеса и знамения именем Иисуса. Ему Иисус поручил управление финансами их небольшого братства – настолько Иисус доверял ему. Он был среди тех, кому Иисус умыл ноги во время тайной вечери, явив Свою любовь. Как может такой человек стать предателем? Но именно это было предсказано и произошло с Иисусом. В предательстве Иуды буквально исполнились пророчества 40 и 54 Псалмов.

“Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту.” (Псалтирь 40:10)

И даже более подробно в 54 псалме.

“ибо не враг поносит меня, — это я перенес бы; не ненавистник мой величается надо мною, — от него я укрылся бы; но ты, который был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой, с которым мы разделяли искренние беседы и ходили вместе в дом Божий.” (Псалтирь 54:13-15)

Предательство далекого человека не так больно, но предательство близкого человека, которому доверяешь, которого любишь – полностью разбивает сердце. Чем ближе человек – тем глубже он может ранить сердце. Именно такую боль пришлось терпеть Иисусу. Каждая капля Его чаши была максимально горькой, чтобы нести на Себе справедливое Божье проклятие и осуждение за наш грех. Но благодаря этому Иисус также стал нашим лучшим Первосвященником, Который хорошо понимает нас во всех наших горестях и бедствиях. Благодаря этому, сейчас мы можем прийти к Иисусу с уверенностью в Его сострадании, защите и поддержке.

Теперь давайте посмотрим на Иуду. Как так случилось, что он стал предателем? Внешне он ничем не отличался от остальных учеников. Он следовал за Иисусом. Он видел все чудеса. Он получил от Бога дар проповедника. Как свидетельствовали Апостолы в Деяниях: “он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего” (Деян.1:17) Он не был таким хвастливым, как Петр и не задавал таких глупых вопросов, как Фома или Филипп. (Ин.14:5,8) Никто из других учеников не мог даже подозревать его. Во время тайной вечери никто не говорил: “это не Иуда случайн, Господи?”. А все говорили: “Не я ли, Господи?” Вполне возможно, что он был бы преуспевающим пастырем и проповедником в наше время. (Особенно, если платили бы хорошую зарплату). Но мы видим, что его внутреннее состояние отличалось от внешнего. И, в конце концов, он стал сыном погибели. Здесь мы должны понять, что наше положение в церкви, наш авторитет среди людей, наша религиозность не могут быть гарантией нашего спасения. Наоборот, чем выше мое положение перед людьми, тем чаще я должен спрашивать: “не я ли, Господи?”

Каким же был Иуда внутри? Нельзя сказать, что он был бессовестным человеком. Он переживал за нищих и иногда был очень щедрым, за счет чужих денег правда. Он не был, как саддукеи, которые полностью отвергали духовный мир и жили для своего удовольствия, не заботясь о будущем, а он верил в духовный мир. Он не был распущенным человеком и не жил в явных грехах. После предательства его совесть настолько свирепо атаковала его, что он даже повесился, как мы знаем. Но его совесть не была начальствующим элементом в его душе. Жадность и алчность были выше совести. Он хотел иметь деньги, конечно лучше всего честным путем, но если не получается – то любым другим.

Как мы знаем, он продал Учителя за 30 серебренников – это не такая большая сумма (120 динариев). Но для него это было большое дело. Он был бедным и присоединился к Иисусу с ожиданием, что Тот скоро будет провозглашен Царем Иудейским, тогда и сам Иуда станет знатным человеком, а значит и богатым. Когда он понял (кстати, раньше других учеников) что он этого не получит, следуя за Христом, он решил заработать хоть немного денег на Его предательстве.

Мы не так сильно акцентируем внимание на жадности, часто называя ее экономией, осмотрительностью, благоразумием и т.д. И можем заглушать совесть, чтобы заработать немного больше денег. Но пример Иуды – серьезное предупреждение каждому из нас. Любовь к деньгам является корнем всех зол, и ведет нас к предательству Иисуса.

В одной из своих проповедей Чарльз Сперджен высказал такое наблюдение: “Можно обратить к Богу пьяницу, и таких примеров, слава Богу, очень много. Человек, даже христианин, который упал в похоть, может возненавидеть свой порок и обратиться от него. Но, боюсь, что все случаи, когда обратился закостенелый в жадности человек, можно пересчитать по пальцам одной руки”. Алчность человека делает деньги его богом. И он готов все принести в жертву – дело Бога, истину, совесть, святость – в жертву этому богу ради прибыли, как это сделал Иуда. Такой человек живет по принципу: что я от этого получу? Если в церкви мне то-то дадут – я буду туда ходить. Но если появиться возможность заработать на отречении – легко оставлю и отрекусь от Иисуса. И такой человек готов продать Иисуса даже гораздо дешевле, чем Иуда. Как это печально!

Второе, что я хотел бы сказать об Иуде – он отверг все предупреждения и всю любовь, с которой Иисус служил ему. Вспомните последнюю вечерю – Иисус препоясался полотенцем, набрал воды в умывальницу и всем по очереди умыл ноги. Что Он сказал в конце? “ и вы чисты, но не все” (Ин.13:10) Он со слезами смотрел в этот момент на Иуду. Насколько это явное предупреждение для Иуды? Потом, когда они вместе ужинали Иисус со скорбью говорил: “один из вас предаст Меня” (Матф.26:21) Этого уже более чем достаточно для ясного предупреждения, но Иисус еще продолжал: “опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня”. (Матф.26:23) Иисус также предупреждал о серьезности наказания: “горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться” (Матф.26:24) Но Иуда настолько ожесточил свое сердце, что не принимал все эти предупреждения, он слушал только голос жадности, который вел его к гибели.

Еще я хотел бы отметить с какой мягкостью и любовью Иисус встретил этого предателя. Первое слово, которым он обратился к Иуде после предательского поцелуя, было: “Друг”. В Евангелии от Матфея 26:50 Иисус говорит: “друг, для чего ты пришел?”. Он не сказал: “Негодяй, как ты смеешь пачкать меня своими грязными, лживыми устами!”. Но Он взывал: “Друг! Для чего ты пришел?” Если бы в Иуде осталась хоть капля хорошего, он тут же со слезами упал бы перед Иисусом, прося милости и прощения. Кроме этого добавил очень мягкое обличение, как для такого страшного предателя. Посмотрите в 48 стихе. “Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?” Если бы сатана полностью не завладел душой Иуды, если бы Святой Дух совсем не оставил его – Иуда в этот момент должен признать свое ничтожество, свое коварство, со слезами молиться за свое спасение. Но мы не видим ни слова сожаления с его стороны – потому что в это время на карту поставлено серебро. Позже он повесился, чтобы избавиться от угрызений совести, но это не было покаяние, а просто попытка бегства от мучений души. Это еще дополнило печаль и страдания нашего любящего Господа, когда Он столкнулся с окончателным ожесточением Иуды и видел его трагическую гибель, о которой он предупреждал, говоря: “лучше было бы этому человеку не родиться”.

Я молюсь, чтобы Господь дал нам милость не ожесточить наши сердца, но, глядя на крест Иисуса, иметь раскаяние и смирение, чтобы вновь не распинать Его нашими словами, нашим поведением или нашими мыслями.

 

  1. Отречение Петра (22:54-62)

Если вы думаете, что только Иуда причинял боль своему Учителю, то это не так. Все ученики бросили Его. Овцы рассеялись без Пастыря. Пример Петра в сегодняшнем слове особенно печальный, потому что это было падение одного из самых любимых учеников. Двенадцать были избранны Апостолами, но из них трое были самыми приближенными учениками – Петр, Иаков и Иоанн. Петр был избранным из избранных. Он первый из всех, даже раньше Иоанна свидетельствовал Иисусу: “Ты – Христос, Сын Бога Живого”. (Матф.16:16) И ему Иисус сказал: “блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах” (Матф.16:17) Мы видим, что Петр был благословенным человеком, получившим много благодати, но тем более печальное его отречение от Иисуса.

Кроме этого, его грех усугубляется тем, что Иисус ясно предупреждал его об этом искушении. В 31 стихе этой главы Иисус говорил: ”Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу”. И в 34 стихе прямо: “говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня”. Иисус неоднократно предупреждал его, чтобы Петр бодрствовал и молился для преодоления искушения. Так что Петр хорошо знал об опасности, но вместо того, чтобы бежать от искушения и молиться сам лез на рожон – пошел в двор первосвященника и там попал в ловушку страха.

Более того, его вина еще больше усугубляется тем фактом, что он отрекся от Учителя так быстро после своего заявления в верности. Он сказал в 33 стихе: “ Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти”. Но не прошло даже нескольких часов, как он отрекся от Господа, говоря: “Я не знаю Его” (57ст) Это был бы тоже серьезный грех, если Петр отрекся бы от Иисуса через 20 лет после своего решения о верности. Но предать Его через час или два после такого горячего свидетельства – это реально зло. Как он смог быть захвачен таким злом и таким грехом?

Главной причиной отречения Петра от своего Господа была его уверенность в себе. Недаром в Библии написано: “Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.” (1Кор.10:12) Если бы он знал свою слабость, то он реально был бы сильнее. Но поскольку он чувствовал себя очень сильным, он был уверен в своей верности и твердости – он оказался таким слабым и предал Учителя.

Также его положение усугубилось отсутствием духовного бодрствования и молитвы. Иисус предупреждал: “молитесь, чтобы не впасть в искушение”. Но, Петр, вместо молитвы пошел во двор к первосвященнику, сидел возле уютного костра вместе со стражей. Трудно хранить верность, находясь в обществе грешников. Он пытался таким образом доказать свою верность, но оказался легкой добычей сатаны. Сатана использовал его страх перед людьми, и поставил в такую ловушку, что ему пришлось отказаться от Иисуса и говорить: “я не знаю этого Человека”.

Очень справедливо было бы, если бы Иисус в ответ сказал ему: “И Я не знаю тебя, трус”. Но когда Петр еще доказывал окружающим, что не знает Иисуса – Иисус взглянул на него. Все это время Иисус хранил Петра в Своем сердце. Иисус молился для его спасения. Он использовал крик петуха, чтобы разбудить совесть Петра. И Он взглянул на него, чтобы вывести из тьмы и мрака, в котором Петр сейчас находится. Это был взгляд печали, который, как ножом прошелся по сердцу Петра. Петр ясно увидел, какую боль он причиняет Иисусу. Но также это был взгляд любви и милости, который говорил: “Я все еще люблю тебя! Приди ко Мне и я снова восстановлю тебя.”

В тот момент Петр вспомнил слова Иисуса. Он вспомнил о чудесном призыве. Он вспомнил, каким счастливым был в общении с любимым Учителем. Он вспомнил все чудеса, которые видел своими глазами. Он вспомнил о милостивом предупреждении Иисуса. В тот момент он понял свое ничтожество и предательство. Он понял насколько самоуверенным был, но насколько слабым оказался в испытании. Это был момент, когда он отчаялся в себе, заливаясь горькими слезами.

Но, в отличие от Иуды, это отчаяние вело его к спасению и к милости Бога. Во-первых, его слезы свидетельствовали о его глубоком раскаянии в своем проступке. Есть предание, что до самой смерти Петр не мог слушать крик петуха без слез – настолько сильным было его сокрушение. Во-вторых, он вышел вон – оставив место греха и искушения. Он понял свою слабость и искал защиту и поддержку у Бога.

Здесь мы должны учиться у Петра. По справедливости и по нашим поступкам Иисус должен сказать нам: “Я не знаю тебя”. Но большая милость открывается нам в покаянии Петра. Если мы со слезами сокрушаемся о нашем грехе, и верою падаем к ногам Иисуса – Он не оставит нас. Как Он говорил Петру: “но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя” (32ст) Так Он продолжает молиться и поддерживать и нас, верующих в Него.

Сегодня мы увидели, какую боль причиняет Ему наша неверность, наша жадность, наше предательство. Но Иисус знает нас лучше нас самих. И Он испил горькую чашу страданий, проходя через самую острую боль, чтобы дать нам спасение. Я молюсь, чтобы Он исправил, укрепил и хранил нас ради Своей славы. Аминь.

 

НЕ МОЯ ВОЛЯ, НО ТВОЯ ДА БУДЕТ (Евангелие от Луки 22:24-46)

Ключевой стих 22:42

«говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет».

Сегодня Господь, через Своё слово, хочет учить нас: «кто больше в Его Царстве», а так же, что есть «истинная молитва». Я молюсь, чтобы через эту проповедь мы научились молитве Иисуса и повиновались воле Бога.

I.        «Кто больше?» (24-27)

Когда тайная вечеря подходила к концу Иисус неожиданно сказал: «вот, рука предающего Меня со Мною за столом» (Лк.22:21). Ученики были очень удивлены словам Иисуса и «начали спрашивать друг друга: «кто бы из них был, который это сделает» (Лк.22:23). Посмотрите стих 24: «Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим». Каждый из учеников думал, что он надежный человек и на 100% верен Иисусу. Каждый имел свой предмет гордости: Симон получил от Иисуса особое внимание, и даже новое имя – Пётр, что значит камень; Иоанн – одним из первых последовал за Иисусом; Андрей – верой принёс 5 хлебов и 2 рыбки; кто-то хорошо приглашал агнцев, кто-то писал благодатные и искрение свидетельства, а кто-то красиво пел гимны. Все ученики были очень горды собой и считали себя – лучше других. Но почему они начали спор «кто больше?» именно сейчас? Господь сказал, что время уже близко, и они думали, что уже вот-вот наступает время царствования Иисуса, и они, как особо приближённые, воссядут с Ним на царство. Они считали, что, кто из них больше, тот будет ближе к Иисусу и будет повелевать и властвовать над всеми.

Посмотрите стихи 25, 26. Иисус, видя их сердце, сказал: «Цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий». В мире испорченном грехом, устроено так: цари и начальствующие, господствуют над народами. Поэтому считается, что кто в мире больше, тому должны служить больше. Цари и начальствующие называются благодетелями, как будто они живут ради народа. Но в действительности, они используют власть ради себя, своих амбиций и обогащения. Поэтому Иисус учит: «А вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий». В Царстве Бога совершенно другой порядок – кто больше, будь как меньший. То есть, ученики Иисуса не должны стараться возвышать себя над другими. Наоборот, должны считать себя меньше и ставить себя меньше, как раб и слуга. Жизненная позиция учеников Иисуса отличается от мирской. В мире люди стараются унизить других, чтобы возвысить себя. Но ученики Иисуса жертвуют собой, чтобы поднимать других, выше себя. Среди учеников Иисуса действует не порядок власти, а порядок служения – больше тот, кто больше служит. Этот принцип тяжело понимать, но ещё тяжелее – исполнять. Но Иисус поступал так от начала.

Посмотрите стих 27: «Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий». Иисус – Сын живого Бога, пришёл в этот мир как смиренный раб, чтобы послужить грешникам, взойти на крест и пролить Свою святую кровь для искупления многих. Самый Великий и Высший, стал для всех рабом и агнцем на заклание. Иисус Своей жизнью показал нам пример истинного служителя: «А Я посреди вас, как служащий». Понятие «раб» и «слуга» в мире и в Боге сильно отличаются. В мире – это презрительное и унизительное обращение. Все хотят быть начальником, директором, президентом. Никто не хочет быть рабом или слугой. Но Иисус всё время жил как раб и как слуга. Он заботился об учениках, защищал их, учил, кормил. Он даже умыл грязные ноги учеников. И, не смотря на это, все ученики приняли Его своим Господом. В конце концов, Иисус, как верный раб, повиновался воле Бога, и отдал Свою жизнь ради спасения грешников.

Мы видим, что среди учеников Иисуса был вопрос: «кто больше?» Такой вопрос появляется и в нашей жизни. Однако, мы уже не должны беспокоиться об этом. Бог управляет историей мира, церковью и нашей жизнью. И если мы верно служим в маленьком деле, то Бог, видя наше сердце, в Своё время поставит нас высоко. В 1-м послании к Коринфянам глава 4 стих 2 написано: «От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным». Поэтому, перед Богом «больше тот, кто верно служит по воле Бога».

II.      «не Моя воля, но Твоя да будет» (28-46)

Посмотрите стихи с 28-го по 30-й. «Но вы пребыли со Мною в напастях Моих, и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых». Иисус знает, что этой ночью Его арестуют и осудят. Но Его ученики интересуются только тем «кто больше?» От таких мыслей Иисус мог обидеться на учеников, опечалиться и впасть в депрессию. Но Он так не поступал. Иисус сказал: «Но вы пребыли со Мною в напастях Моих». Господь очень ценит учеников, особенно их верность. Всё время они пребывали с Иисусом, во всех трудностях и испытаниях. Иисус хорошо знает их, и не смотрит как на слабых, неверных и недостойных. Наоборот, Он смотрит на них с надеждой, как на великих Апостолов Евангелия. Иисус доверяет их сердцу, что они не перестанут строить Царство Божье по всему миру. Иисус принимает учеников как сотрудников в Своей миссии, и обещает им дать Царство Бога. Иисус даёт им надежду – однажды ученики сядут на престолах судить двенадцать колен Израилевых. Это значит, что они будут участвовать во власти и славе Иисуса.

Посмотрите стихи 31, 32, Иисус сказал Петру: «Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих». Иисус очень любил Своих учеников и зная, что их ждёт, сильно молился за них, чтобы Бог пребывал с ними и укрепил их веру. Особенно, веру Петра! Учеников ожидало очень сильное искушение, как будто они попадут в сито и будут полностью перетрушены, совершенно потеряв землю под ногами. Иисуса арестуют и уведут, и они разбегутся в страхе. Что делать? Что будет дальше? Петра тоже чуть не поймали 3 раза. Затем Иисуса даже убьют. Это было очень сильное искушение. Иисус не молился, чтобы они избежали искушений. Но, чтобы через искушения их вера выросла. Когда мы преодолеваем искушения, вера появляется и растёт. Например: у нас может быть искушение: через отвержение, гонения, поношение от мира, от любимых и близких людей, от родителей, от сотрудников на работе, от однокурсников и друзей. Но именно так растёт и укрепляется истинная вера! Вера, всегда растёт через трудности, через бури, через лишения, через жертвы! Но нам не надо отчаиваться, бояться или впадать в депрессию. Иисус молится за нас, и мы сами должны молиться, чтобы иметь веру и преодолеть искушение.

Посмотрите стихи 33, 34. Когда Иисус сказал Петру, что Он окажется не таким верным, как думает о себе, Пётр очень обиделся, и, ударив себя в грудь, сказал: «Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти». Но, Иисус ответил ему: «Говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня». Петр очень любил Иисуса, в этом нет сомнений. Но его любовь основывалась не на живой вере, а на эмоциях и чувствах. Пётр был очень самоуверен и мало молился. Поэтому, когда сатана атаковал, он потерпел поражение. Он не знал себя. Он думал, что может сделать всё ради Иисуса. Но в реальности он был очень слабым и три раза отрёкся от Господа.

Посмотрите стихи с 35-го по 38-й. «И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем. Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч; ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу. Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно». Когда Иисус раньше посылал учеников для проповеди, они не имели ни в чём нужды. Они испытывали власть и силу слова Иисуса в своей жизни. Но теперь настаёт другое время. Теперь им придётся стать самостоятельными. Иисус сказал ученикам, что им надо взять с собой свой кошелёк, сумку и меч. Почему ученикам нужен меч? Во-первых: кошелёк, сумка и меч – были атрибутами путешественника. Во-вторых: меч нужен для того, чтобы исполнилось пророчество о Мессии. В книге пророка Исаии глава 53 стих 12 написано, что Иисус должен быть причислен к злодеям и умереть, как разбойник. Но почему именно как злодей и разбойник? Потому что каждый из нас по своей сути злодей перед Богом. Мы жили против Бога, отвергая Его волю. Мы были жестокими и наглыми. У каждого из нас есть свой ужасный меч: это острый и длинный язык, обидные слова, грешные мысли, жестокие поступки. Поэтому, чтобы спасти меня – злодея, Святой Сын Бога должен умереть за меня на кресте, именно, как злодей. Слава Иисус, за Его великую жертву и неизменную любовь к грешникам! Аминь!

Посмотрите стихи с 39-го по 41-й. «И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его. Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился». Иисус взял учеников и пошёл с ними на гору Елеонскую. Он сказал им: «молитесь, чтобы не впасть в искушение». Иисус, отойдя от учеников, опустился на колени и Сам горячо молился Богу. Иисус всегда вёл молитвенную жизнь. Чем бы Он ни занимался, куда бы ни пошёл, Он всегда молился и вопрошал Бога о помощи и водительстве. Почему Иисус так поступал? Потому что молитва – это сила от Бога, что бы укрепиться и бороться в духовной войне. Кто знает свою слабость, тот всегда смиренно молится, чтобы Бог укрепил его веру. Иисус всё делал через молитву. Но в это последнее время Он особо нуждался в силе молитвы, чтобы принять волю Бога на Свою жизнь и исполнить её до конца.

Посмотрите стих 42. В молитве Иисус просил у Бога: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет». Иисус в молитве обращался к Богу, как Сын, обращается к Своему Отцу: «Отче!» Он – Сын Бога и только Он один может понести на себе грехи всего мира. Иисус страдал вдвойне: как человек – Он должен был перенести самую страшную и мучительную смерть, через распятие на кресте. Но, самое главное страдание, которое Его ожидало – это то, что когда на Него будут возложены грехи всего мира, Бог оставит Его, как грешника. Для Иисуса быть разделенным с Богом это самое страшное страдание и мука. Так же и человек, когда разделён с Богом, у него нет никакой надежды, всё, что его ждёт – вечные страдания, смерть и ад. В молитве Иисус спрашивал у Отца: «Действительно ли нет другого пути?»

Посмотрите ещё раз стих 42: «впрочем не Моя воля, но Твоя да будет». Иисус не пытался избежать страдания и Своего предназначения. Наоборот, в молитве Он сокрушал Свою человеческую плоть и волю, чтобы, как верный раб, подчиниться воле Бога. Очень часто мы попадаем в заблуждение, считая свою волю, волей Бога. Более того, в молитве мы усердно просим, чтобы Господь принял нашу волю как Свою и исполнил её. Это ребяческая молитва, подобная тому, как дети назойливо выпрашивают игрушку у родителей. Но нам нужна взрослая молитва. Истинная молитва – это смиренно принять и повиноваться воле Бога, даже тогда, когда я этого не хочу! «не Моя воля, но Твоя да будет» – это истинная и взрослая молитва.

В нашей жизни веры очень часто возникают вопросы: «В чём, воля Бога? Как отличить свою волю, от воли Бога?» Во-первых, мы должны различать цель и намерение. Цель, отвечает на вопрос: «Что я буду делать?» А намерение – «Почему я хочу это делать?» Например: цель – я хочу машину. Намерение – чтобы служить ближним и посещать агнцев в дальних вузах или для того, чтобы показать себя крутым? Еще пример: цель – я хочу создать семью. Намерение – чтобы через домашнюю церковь прославить Бога и лучше выполнять дело Евангелия, или для своего удовольствия и статуса. Во-вторых, воля Бога, обычно не нравится! Своя воля нравится всегда. Люди говорят, что не знают, в чём воля Бога, или, что трудно найти волю Бога. Но это только потому, что они не хотят повиноваться Богу. Воля Бога явно открыта и очевидна. Но они не хотят отвергнуть себя, свои мирские мечты и желания. Поэтому ставят свою волю выше воли Бога. Поэтому, как мы можем отвернуть свою волю? Нам надо молиться, как Иисус, до такой степени, пока воля Бога не станет нашей волей. Истинная молитва – это, убрать своё волю и принять волю Бога.

Когда, по Божьей милости, я получил направление писать проповедь, я молился: «Господи, пронести чашу сию мимо Меня». Есть столько достойных и свободных служителей, а у меня: завал на роботе, и я должен уезжать на целую неделю. Поэтому, надо решать все вопросы, закрывать все дела, собирать сумки, готовить машину. А ещё как назло, дедушка заболел, каждый день больница, анализы, лекарства. Когда я могу копать слово и писать проповедь, нет ни времени и ни сил! По-человечески это не реально! Поэтому, я думал просить кого-то из пастырей писать проповедь вместо меня. Но потом я смотрел на себя перед Святым Богом, перед Иисусом, Который молился: «впрочем не Моя воля, но Твоя да будет». Я отверг себя и свою волю, принял волю Бога, и верой молился: «впрочем не Моя воля, но Твоя да будет». Я очень благодарю Бога за это слово. Через проповедь я учился принимать волю Бога на себя и свою жизнь. Я молюсь, чтобы Господь дал мне землю миссии, где бы я мог исполнить Его волю через проповедь Евангелия Иисуса Христа. Я готов умереть как одно пшеничное зерно, чтобы принести много добрых плодов для Бога и Его агнцев. Молюсь, чтобы через мою жизнь веры Божия воля исполнилась по всему миру. Аминь!

Посмотрите стихи 43, 44. «Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю». Когда Иисус молился, капли пота на Его лице были как капли крови! Это показывает насколько тяжело повиноваться слову и воле Бога. Даже Сын Бога до конца боролся, чтобы принять все страдания и исполнить волю Отца. Бог принял молитву Иисуса, и послала Ангела с небес, чтобы укреплял Его.

А что же в это время делали ученики? Посмотрите стихи 45, 46. «Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение». Ученики спали! Во время духовной борьбы, если не молиться, а печалиться и спать, нас ожидает только поражение. В Евангелии от Марка глава 13 стих 33 Иисус сказал: «Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время». Ученики, не послушали Иисуса. Поэтому, когда пришло время искушения от сатаны, все потерпели поражение. Чтобы нам не повторять их ошибок, и не впасть в искушение, нам надо всегда молиться и бодрствовать. «Молитесь и бодрствуйте», это не просто просьба Иисуса, это повеление Бога! Кто его исполняет, всегда имеет живую веру и победу! Аминь!

В заключение, Иисус пришёл в этот мир как слуга. Он унизил Себя, отверг Себя и Свою волю. Он отдал Свою жизнь, чтобы спасти нас и поднять нас. Иисус хочет, чтобы мы молились, как Он: «Отче!… не Моя воля, но Твоя да будет». Аминь.

НОВЫЙ ЗАВЕТ (Евангелие от Луки 22:1-23)

Ключевой стих 22:20

«Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается».

На прошлой неделе Иисус учил учеников о том, каково будет дальнейшее направление Истории Бога. Израильтяне думали, что, Иерусалимский храм, такой славный и великий – является центром истории Бога. Однако, это нет так. Центр истории Бога – это Иисус Христос. Поэтому их храм будет полностью разрушен. Теперь история Бога идёт только в одном направлении: второе пришествие Иисуса Христа как судьи всего мира. Это время скорби и гонений. В это время наше дело – это свидетельствовать об Иисусе и терпеть. Сегодня мы будем изучать последнюю вечерю Иисуса с учениками. Хлеб, который они ели, – это плоть Иисуса, которую Он отдаёт за грехи мира. Чаша, которую они пили – это Новый Завет в крови Иисуса. Иисус очень хотел есть эту пасху с учениками. Иисус также очень хочет учить нас смыслу пасхи. Я молюсь, чтобы сегодня мы также заключили с Богом Новый Завет в крови Иисуса.

I.        Приготовление пасхи (1-13)

Взгляните на стих 1. «Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою». Праздник пасхи и следующая за ним праздничная неделя опресноков – это самый большой и благодатный праздник в Израиле. В этот праздник много веселья, радости, бесплатных вкусных угощений. В это время они вспоминают огромную милость Бога к ним, когда он явил свою силу и вывел их из египетского рабства. Как Он питал их в пустыне и дал им обетованную землю. Это было время прославлять Бога и учить новое поколение о милости Бога, Его силе, Его заботе. Однако, чем были заняты религиозные лидеры? Взгляните на стих 2. «И искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа». В голове духовных лидеров было только один вопрос: как убить Иисуса? Они глубоко копали слово Бога не для того, чтобы найти истину, а для того, чтобы найти путь осудить Христа. В этом есть ирония: Иисус – это Слово Бога, но они через слово Бога хотели убить Мессию. Почему они так поступали? Написано: потому что боялись народа. Они боялись потерять власть над народом, боялись потерять свой авторитет и влияние. Их сердце было наполнено завистью и ненавистью, как сердце Каина. Они были рабами сатаны и жили не перед Богом, а только перед людьми.

Как мы уже видели в предыдущих главах, то фарисеи, то саддукеи, то книжники приходили к Иисусу с различными загадками и вопросами, желая уловить Его. Но Иисус, небесной мудростью каждый раз только открывал их жестокосердие и неверие. Они уходили ни с чем и злились ещё больше. Однако, сатана нашел другой путь. Посмотрите на стихи 3,4. «Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати, и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им». Неожиданно, один из учеников Иисус сам пришёл к ним и предложил предать Иисуса. Религиозные лидеры очень обрадовались этому и согласились дать ему денег.

Иуда был одним из самых близких учеников Иисуса. Он жил с Иисусом 3 года, видел Его дела, Его чудеса, слышал Его слово. Но почему он решился предать Иисуса? В действительности, все ученики Иисуса имели свою мирскую надежду, которую хотели осуществить через Иисуса. И когда они начали осознавать, что Иисус – не тот Мессия, о котором они мечтали, их атаковали сомнения. Однако, ученики больше и больше испытывали работу Бога, они принимали слова Иисуса, каялись, и их сердце понемногу изменялось, чтобы видеть духовный мир и истину. Но Иуда упрямо держался за свою мечту и свой план. Иуда, любил деньги и хотел через Иисуса только одного, стать богатым. Его мысли были превыше всего. Его такое сильное упрямство было его слабостью. Сатана всегда атакует самого слабого. Как мы знаем, в Эдемском саду он атаковал именно Еву, которая плохо знала слово Бога. Сатана никогда не спит, он никогда не сдаётся. Он мудро и хитро атакует. Поэтому даже ученик Иисуса может попасть в искушение и стать инструментом сатаны.

Сатана искушает нас, поэтому ещё в Бытие 4:7 Бог сказал Каину: «если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». Грех влечёт к себе, но человек не должен пускать его. Мартин Лютер о своей духовной борьбе в своих мыслях написал так: «Мы не можем запретить птицам летать над нашей головой, но можем запретить им вить гнезда на нашей голове». Грехи могут возникать в наших мыслях, но если мы начинаем повиноваться грешному желанию, например, идти к греху, говорить слова от грешного желания, или даже посылать кому-то особое сообщение, значит, мы открываем сердце для сатаны. «Вошел же сатана в Иуду» – это означает, что он начал активно грешить. Иуда принял решение и пошёл. Он пустил в своё сердце сатану, и религиозные лидеры нашли путь арестовать Иисуса.

Посмотрите на стихи 7, 8. Настал день пасхи, в который надлежало заколать пасхального агнца. Ученики спросили Иисуса: «где велишь нам приготовить?» Вместо того, чтобы сказать адрес, Иисус дал им очень необычные указания. Посмотрите на стихи 10-12. «Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте». В Израиле воду носили в кувшинах только женщины. Мужчина, который несёт кувшин – это то же самое, что мужчина под дамским зонтиком. Это было невероятно! Но ученики уже узнали власть слова Иисуса и научились верить и повиноваться Иисусу, поэтому пошли, нашли и сделали, как Он сказал, и приготовили пасху. Иисус работает с теми, кто верит слову и повинуется. Ученики верили и повиновались. Хозяин комнаты также был готов, верил и повиновался. Бог именно так работает. Когда мы верим и повинуемся, Бог использует нас для своей великой истории спасения.

II.      Новый завет (14-23)

Взгляните на стихи 14-16. «И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним, и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием». Иисус секретным образом организовал пасху с учениками, для того, чтобы ни религиозные лидеры, ни толпа не помешали им. Перед Своим страданием, Иисус очень хотел есть эту пасху с учениками, наедине. Эта пасха – последний ужин Иисуса с учениками на земле и в этот вечер Он хотел передать им кое-что особенно важное.

Пасха – еврейский праздник, который заповедал Моисей, чтобы люди вспоминали исход и то, как Бог освободил их от рабства. Слово «Пасха» означает «пройти мимо». Когда Бог освобождал Израиль от египетского рабства и совершал последнюю казнь над Египтом, Он послал ангела смерти умертвить всех первенцев в Египте. Бог повелел Моисею приготовить агнца однолетнего, мужеского пола, без порока, и заколоть его, и помазать кровью агнца косяки и перекладину дверей в домах Израиля. Тогда ангел смерти пройдёт мимо. Это и есть пасха. Заклание пасхального агнца – был пик праздника пасхи в Ветхом Завете. Иисус знал, что этой ночью он будет арестован, и пришёл час Его страдания и смерти как пасхального Агнца Божьего. Крест Иисуса – это пик пасхи Нового Завета. Пасха – это воспоминание об освобождении. Новая Пасха – это освобождение от рабства греха и сатаны, получение вечной жизни и начало истинного Божьего народа. И в этот вечер Иисус хотел передать ученикам истинный смысл пасхи.

Взгляните на стих 17. «И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою». Прежде всего, Иисус сказал ученикам разделить чашу вина между собой. Смысл этого в том, что в Иисусе мы не отдельные люди, мы – тело Христа, церковь и в нас течет кровь Иисуса Христа.

У еврейского народа пасхальный ужин – очень строгая церемония во время которого каждый должен выпить 4 обязательных стаканов вина. Церемония начиналась с молитвы благодарения и выпивали первый стакан вина. Потом была церемония преломления хлеба, и затем младший сын должен спросить: чем эта ночь отличается от остальных? Тогда отец рассказывает об исходе и смысле еды, и хвалит Бога, читая псалмы 112,113. После этого выпивали второй стакан вина. Затем с молитвой каждый получает хлеб, с горькими травами и начинается праздничная трапеза. После еды молятся и выпивают третий бокал. Потом поют благодарственную молитву «псалмы 114-117» и выпивают 4 стакан. И так церемония завершается.

Посмотрите на стих 18. «ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие». Во время последней вечери с учениками Иисус не пил 4 стакан. То есть пасха не закончилась. Ученики, привыкшие к строгому порядку церемонии, очень сильно чувствовали незавершенность. В 16-м стихе Иисус сказал: «пока она не совершится в Царствии Божием», и в 18-м стихе: «доколе не придет Царствие Божие». Пока мы ещё живём в этом мире, наша пасха ещё не совершенна. Мы ещё в этом мире в несовершенном теле. Наша пасха и наше спасение совершится только в Царстве Божьем во всей полноте, когда Бог даст нам новое тело, совершенное, вечное, и вечное Царство Бога.

Посмотрите на стих 19а. «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается…» Хлеб даёт жизнь. Со времени исхода евреи считают, что хлеб – это подарок от Бога, подобно тому, как Бог посылал им манну с неба. Поэтому они не режут хлеб, а рвут руками. Но пресный пасхальных хлеб твердый, и он не рвётся, а ломается. Иисус сказал, что этот хлеб – это Его тело, которое Он отдаёт за них. В Евангелии от Иоанна 6:51 Иисус сказал: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира». Тело Христа, распятое на кресте – это хлеб, который даёт нам вечную жизнь. Только Иисус Христос, распятый на кресте, имеет силу освободить нас от власти греха и смерти.

Пресный хлеб исхода – символизирует быстрое расставание со старой жизнью. В 1-м послании Коринфянам 5:7,8 написано: «Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины». Тело Иисуса было распято для того, чтобы мы быстро оставили старую жизнь. Год назад, мы слушали 5 проповедей по слову Послание к Галатам 2:20 – «Живёт во мне Христос». Это слово начинается фразой: «Я сораспялся Христу». Христос отдал Своё тело, чтобы в Его теле мы могли распять наши грешные привычки и желания, и могли победить власть греха и Христос жил в нас. Нельзя спокойно относиться к своим грехам, когда они снова и снова распинают Господа Иисуса? Нам нужно ненавидеть свои грехи, покаяться и распять свою плоть со страстями и похотями сегодня и быстро уйти от старой жизни.

Посмотрите ещё раз на стих 19б. «сие творите в Мое воспоминание». Повинуясь этому слову, в воспоминание о пасхе Иисуса, мы проводим причащение. Люди очень забывчивые. Мы живём в мире, полном греха и мирских забот. Семья, работа, квартира, машина, экономические проблемы, война, стресс, конфликты, новости, фильмы, социальные сети и так далее. Мы вязнем во всём этом как в болоте. Иисус сказал совершать новую пасху, чтобы мы не забывали жертву Иисуса и Царство Бога. Пасха дана нам в напоминание, но мы каждый день должны помнить наше главное направление: вечное Царство Бога и второе пришествие Иисуса Христа. Аминь!

Обратимся к стиху 20. «Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Иисус сказал: «сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». В книге Исход описано, как Бог заключил с Израилем завет: «И взял Моисей крови и окропил народ, говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих» (Исх.24:8). В Ветхом Завете, если человек нарушал закон, он должен принести жертву за грех. И Бог повелел приносить в жертву животных. Через это жертвоприношение Бог и человек могли дальше идти вместе. Благодаря этим жертвоприношениям животных на протяжении многих сотен лет Израиль ясно понял одно: грех это смерть. За каждый грех должен кто-то умереть. Это вечный закон, который действует и сейчас.

Но проблема Ветхого Завета была в том, что через это жертвоприношение животных прощался грех, но сущность человека не изменялась. Человек оставался таким же и жил по-старому. Если он был лентяем или эгоистом, таким он и оставался. Однако, пророк Иеремия написал так: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: “познайте Господа”, ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» (Иер.31:31-34). Через кровь Иисуса Христа Бог установил с людьми Новый Завет! Через кровь Иисуса сущность человека совершенно изменяется.

В Послании к Евреям 9:13,14 Павел объясняет ещё так: «Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» Кровь Иисуса Христа очищает нашу совесть от мёртвых дел для служения Богу живому и истинному.

Иисус пролил Свою кровь, чтобы коммунист Бао стал Божьим рабом Давидом. Чтобы бессильный Вова стал активным пастырем Моисеем. Чтобы плотская Олеся стала добрым пастырем Эстер. Слава Иисусу! Бог дал нам Новый Завет в крови Иисуса, чтобы сделать нас Своими детьми и наследниками вечного Царства Бога. Вчера моя дочь Ревекка спросила меня: «Папа, а правда, что ты раньше не верил в Бога?» Я ответил: «Правда». Тогда она сказала: «Мне так повезло, что теперь ты и мама верите в Бога». И я тогда подумал, как мне повезло, что Бог спас меня. Раньше я был рабом похоти. Меня ожидала жизнь эгоистичного плотского плейбоя, который живёт мелкой жизнью и жалуется на обстоятельства. Но Господь Иисус спас меня и дал мне Новый Завет. Господь Иисус через Свой крест и Своею кровью сделал из этого несчастного грешника нового человека, который ненавидит грех и идёт к Царству Бога. Господь Иисус поставил меня даже пастырем, учителем Библии и проповедником. Как мне повезло! Слава Богу за Его милость, что Он в крови Своего Сына заключил с нами Новый Завет.

Взгляните ещё раз на стих 20. «Сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Иисус совершенный, святой, но Он проливает Свою кровь для нашего спасения. Через новый завет, любой человек может получить прощение грехов и Царство Божье. К Послании к Евреям 9:12 написано так: «и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление». Иисус – совершенная жертва. Теперь уже не нужно постоянно приносить жертву, Иисус принёс раз и навсегда.

Посмотрите на стихи 21,22. «И вот, рука предающего Меня со Мною за столом; впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается». Иуда хотел тайно предать Иисуса, но Иисус открыл, что Он прекрасно знает его замысел. Однако, это ничего не меняет. Иисус идёт по плану и замыслу Бога. С другой стороны, Иисус объяснил, что это не оправдывает предателя. Он поступает так не потому, что хочет угодить Богу, а по своей жадности и амбициям предаёт Иисуса. В наше время бывают люди, которые хотят оправдывать себя подобным образом. Они хотят использовать милость Бога. Бог хочет помиловать и спасти, а они грешат, обманывают, говоря: «Я потом покаюсь». Таким образом, они хотят использовать даже кровь Иисуса. Иисус сказал: «Горе предателю».

Услышав слова Иисуса о предателе, ученики начали спрашивать друг друга, кто бы это мог быть. Каждый сомневался в себе и в других.

Если мы посмотрим на всю эту картину по-человечески, видно только отчаяние. Мир не принимает Иисуса. Люди, имеющие власть ненавидят и ищут возможности убить Иисуса. Один из самых близких учеников – уже решил предать Его. И даже все ученики сомневаются в себе. Всё это выглядит как очень тёмная картина. Однако, Иисус показал, что всё это не повод отчаиваться. Всё это – добрый замысел Бога. Бог приготовил и ослёнка, и сердце учеников, и комнату для вечери, и крест, и гроб в скале. Для чего? Через всё это – Бог хочет заключить с нами Новый Завет. Мы – слабые, мы – предатели, мы – похотливые и эгоистичные. Но Бог отдал Своего Единородного Сына, чтобы заключить с нами Новый Завет в крови Его. Чтобы дать нам победу над властью греха и смерти, чтобы дать нам новую жизнь и вечное Царство Бога.

Иисус – наша новая пасха. И в крови Иисус Бог заключил с нами Новый Завет. Аминь.

УВИДЯТ СЫНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО, ГРЯДУЩЕГО (Евангелие от Луки 21:5-38)

Ключевой стих 21:27

«и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою».

I.        Пророчества о трагедиях (5-24)

21-я глава начинается темой пожертвования. Люди думают, что тот, кто жертвует много на храм, тот угождает Богу, но Иисус через две лепты вдовы показал, что пожертвование становится драгоценностью для Бога, если оно приносится от всего сердца и с верой. Бога интересует сердце, а не материальные ценности. Но людей упорно интересовало и удивляло мирское богатство. Посмотрите на стихи 5, 6. «И когда некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами, Он сказал: придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено». Поводом для пророчества Иисуса стало высказывание о величии храма. Это была третья версия постройки храма, её не могли закончить около 80 лет и во время Иисуса ещё велись строительные работы. Колонны храма были высотой более двенадцати метров, и каждая из них была высечена из цельного белого куска мрамора. На входе была огромная золотая виноградная лоза, каждая кисть которой была размером в рост человека. Внешняя сторона храма поражала ум и фантазию, потому что он был весь покрыт тяжелыми золотыми плитами, которые при лучах солнца отражали пламенный блеск и заставляли пытавшихся смотреть на храм, щурится, как будто они смотрят на солнце. Храм восхищал своими размерами и богатством, и сердца людей были обращены не к Богу, а к величию храма. Рядом с учениками был Мессия, живой Бог, но они с трепетом восхищались храмом. Тогда Иисус сказал: «Всё это будет разрушено». Потому что храм стал объектом почитания и восхищения. Иудеи не могли даже представить, что суд будет над храмом. Храм был национальной гордостью, поэтому слово Иисуса всех взволновало.

Посмотрите на стихи 7, 8. «И спросили Его: Учитель! когда же это будет? и какой признак, когда это должно произойти? Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их». На вопрос: «Когда это будет?» Иисус ответил: «берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение». Проблема была в том, что храм ввёл людей в заблуждение, народ стал чтить храм и из-за этого отошёл от Бога. Иисус отвечал, что многие будут, используя Имя Иисуса, проповедовать своё учение, и те, кто, попал в заблуждение – попадут под суд. Точно также храм ввёл в заблуждение став объектом поклонения, поэтому Иисус сказал: «берегитесь…» Все, кто окружал Иисуса, думали, что важно узнать дату и признаки разрушения храма, но мы видим, что Иисус хочет передать им то, что намного глобальней, чем судьба одного долгостроя. Посмотрите на стих 9. «Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец». Иисус начал пророчествовать о последнем времени. Настанет время постоянных революций и войн, не ужасайтесь, это ещё не конец, но уже близко. «Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство; будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба». Сегодня мы видим, что наше время похоже на то, о чём говорит Иисус, даже в нашей стране идёт война. Мы постоянно слышим о страшных землетрясениях, голоде и природных катаклизмах. Будут также ужасные явления и великие знамения с неба, но что будет прежде этого?

Посмотрите на стихи 12, 13. «Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать [вас], предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; будет же это вам для свидетельства». Прежде войн, моров и стихийных бедствий, будет гонение за Имя Иисуса. Настают такие времена, когда быть христианином в демократическом обществе будет противозаконно. В цивилизованных странах, если пастор откажется венчать однополый брак, его посадят в тюрьму за ущемление прав. Почему христиане получают гонение? Потому что это надо для свидетельства Евангелия. Каким образом? Все люди в мире ждут, ищут и трудятся, чтобы иметь стабильность, но когда смятения, войны, голод, бедствия, то это не стабильность, а кризис. Все живут в кризисе. Что надо делать в кризис? Надо уцепиться за что ни будь, чтобы спастись. Бог сказал, что будет использовать гонение христиан, чтобы другие тоже видели за кого надо держаться в этом мире. Если у нас есть гонение за Имя Иисуса, то это не для того, чтобы нас, а для свидетельства об Иисусе. Многие люди, только когда увидят гонение христиан, могут думать: «А кто Иисус Такой, что за Него готовы страдать до смерти?»

Давайте подытожим ответ Иисуса на вопрос: «Когда от храма не останется камня на камне?» Иисус открыл о том, что будет в последние времена сильное заблуждение из-за лжеучений, но прежде этого, войны и природные аномалии. Это время, которое мы видим сейчас, но прежде этого, гонение, темницы, суды для христиан для свидетельства об Иисус. Такое время было в первой церкви, когда признать себя христианином означало подписать себе смертельный приговор. Дальше Иисус перешёл на тему, как ученикам надо поступать, когда Иисуса уже не будет с ними, и они останутся один на один против мира.

Посмотрите на стихи 14, 15. «Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам». Хотя ученики были простыми рыбаками, но Иисус уже видел, что они будут отвечать перед царями и правителями за имя Иисуса. В этих стихах Иисус учит нас в гонениях доверять Богу. Мы часто видим в Библии, как фарисеи готовили ловушки для Иисуса, но Иисус отвечал так, что фарисеям становилось стыдно и нечего сказать. Такую же премудрость Иисус даст тому, кто полагается на Бога, а не на свои мысли. О каких ещё трудностях Иисус предупредил христиан?

Посмотрите на стихи 16, 17. «Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое». Все люди в мире всегда могут рассчитывать на поддержку родителей, братьев, родственников и друзей, даже преступник имеет крепкий тыл и безвозмездную помощь. Но чем крепче отношения с родственниками, тем тяжелее будет выбор, повиноваться Иисусу или повиноваться воле родственников. Религиозные лидеры, фарисеи и книжники были гордостью для родителей, получали почёт от родственников и уважение от всех людей, но учеников Иисуса могут ненавидеть даже родители. Не потому что христиане, не уважают или не любят родных, ученики Иисуса на самом деле больше служат и любят своих родителей, чем мирские люди. А потому, что Иисус сказал: «Будете ненавидимы всеми за имя Мое, а некоторых умертвят». Скажите мне, как можно вынести такие испытания? Можно! Поэтому Иисус дальше даёт утешение ученикам.

Посмотрите на стихи 18, 19. «но и волос с головы вашей не пропадет, – терпением вашим спасайте души ваши». Что означает фраза: «и волос с головы вашей не пропадет»? Мирские люди тоже все страдают и умирают, но Иисус говорит, что у нас даже мелочь – один волос – не пропадёт. Это означает, мы ничего не теряем, у нас есть спасение. Нам надо иметь только терпение. Терпение свидетельствует о том, имеем ли мы спасение. В стихах 16 и 19 есть большая связь. В 16-м стихе – очень большая проблема и в 19-м – единственный путь решения. Это значит, в отношениях в семье мы можем проверить: «Есть ли у меня вера, спасение?» Как проверить? Могу ли я терпеть, покрывать, любить.

Давайте посмотрим на стихи с 20-го по 22-й. «Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное». Иисус с конца истории мира, вернулся к их реальному времени и пророчествовал, что будет с храмом и Иерусалимом. В 64-м году после рождения Иисуса, была закончена стройка храма. В 70-м году римляне взяли Иерусалим после страшной осады, в ходе которой жители города были доведены до людоедства. Поэтому в 21-м стихе Иисус предупреждал, что когда увидят окружение, то всем бежать из города в горы. Но израильтяне сделали наоборот, увидев армию, все бежали прятаться за стенами Иерусалима. В ходе осады погибло более миллиона жителей, а около ста тысяч были уведены в плен. С того времени Израиль как государство перестал существовать, народ был уничтожен, а храм разрушен. Потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное. В книге 3-я Царств 9:6-9 Бог сказал: «Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня и не будете соблюдать заповедей Моих и уставов Моих, которые Я дал вам, и пойдете и станете служить иным богам и поклоняться им, то Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего, и будет Израиль притчею и посмешищем у всех народов. И о храме сем высоком всякий, проходящий мимо его, ужаснется и свистнет, и скажет: «за что Господь поступил так с сею землею и с сим храмом?» И скажут: «за то, что они оставили Господа Бога своего, Который вывел отцов их из земли Египетской, и приняли других богов, и поклонялись им и служили им, – за это навел на них Господь все сие бедствие». Отмщение Израилю было за то, что они оставили Господа Бога своего. Что они сделали? Они не приняли Иисуса, Который есть истинный Храм. Почему Иисус является истинным Храмом? Потому что Иисус это истинный Храм, в Котором человек восстанавливает отношение с Богом. Когда евреи отвергли Иисуса, их постигло страшное горе. Посмотрите на стихи 23, 24. «Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей: и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников». Наказание Израиля будет «доколе не окончатся времена язычников». Что означает: «доколе не окончится время язычников»? Это значит, пока идёт проповедь среди язычников. То есть Израиль до сих пор в отмщении. Маленький Израиль, а вокруг одни враги. Пока не наполнится количество спасенных из язычников, Израиль будет попираем. Как нам узнать, что закончилось время благодати для язычников?

II.      Увидят грядущего (25-38)

Посмотрите на стихи 25, 26. «И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания [бедствий], грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются». Здесь Иисус уже начал подробно описывать, что будет твориться перед вторым пришествием. Солнце станет тусклым, луна черной, звезды попадают, на земле будут глобальные катастрофы. Народы будут в ужасе и страхе от происходящего, никто не сможет спрятаться ни за какие деньги, ибо силы небесные поколеблются. Зачем Иисус так подробно описал последние события?

Давайте прочтем вмести стих 27. «и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою». Аллилуйя. В сегодняшнем слове Иисус пророчествовал о разрушении храма, о заблуждениях, войнах, смятениях, гонении и глобальных катастрофах, но в этом всём есть одно главное течение, вся история развивается к определенной цели. Все увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою. Аллилуйя. Иисус придёт как Судья со славой Бога. Второе пришествие Иисуса это надежда для верующих. Это наше спасение. Как Иисус сказал, что произойдет с храмом, так и стало; как Он сказал в подробностях, что будет с Израилем, так это и стало историческим фактом. Поэтому, как Он пророчествовал о страшных последних временах, значит так будет. Но также точно, как Он сказал, будет Его Второе пришествие на облаке с силою и славою великою. Аллилуйя. Аминь.

«Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше». Для верующих это будет день избавления, а для тех, кто не готов к пришествию Иисуса, это будет день ужаса. «И сказал им притчу: посмотрите на смоковницу и на все деревья: когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето. Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие». Посмотрите, в новостях только войны, смятения, голод, потопы и землетрясения – знайте, что близко Царствие Божие.

Дальше Иисус обращается к евреям. Посмотрите на стихи 32, 33. «Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет; небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут». Иисус говорит, что евреи в этом роду, увидят то, что Он сказал о храме и о них. В этом мире всё проходит, но только не слово Иисуса, потому что Он Сам исполняет его. Что Он говорит, всё точно до мелочей исполняется. Иисус предупреждает верующих: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному». Здесь Иисус, разгульную жизнь, пьянство и житейские заботы поставил на одной ступени и гарантировал, что живущих так, последний день постигнет внезапно.

Поэтому обратимся к 36-му стиху: «итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих [бедствий] и предстать пред Сына Человеческого». Бодрствовать это не спать духовно. Тот, кто перестаёт вести духовную борьбу, идёт на компромисс. Мы должны бодрствовать и молиться во всякое время: утром, в маршрутке, перед сном, – и во всякое время иметь отношение с Богом, чтобы мочь предстать перед Иисусом.

Посмотрите на стихи 37, 38. «Днем Он учил в храме, а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонскою. И весь народ с утра приходил к Нему в храм слушать Его». Через несколько дней Иисус умрёт на кресте страшной смертью, но Он всё равно до конца занимался проповедью Евангелия, а по ночам молится. Сегодняшнее слово учит нас, что Бог ведёт историю, и мы видим, как сбываются пророчества и должны ожидать славного Второго пришествия Иисуса. Для этого нам надо бодрствовать и наполнить каждый день изучением Библии. Аминь.