Ключевой стих 8:15 «А упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!»
На прошлой неделе мы изучали о Слове Бога: Всё писание Богодухновенно. Слово Бога – это небесные сокровища, подаренные нам: там есть учение, обличение, исправление, наставление в праведности. Мы такие счастливые люди, потому что у нас есть слово Бога. Сегодня наша тема: сердце человека и слово Бога. Бог дал нам Своё слово, чтобы благословить нас. Слово Бога должно попасть в сердце человека и принести плод. Однако, есть некоторые препятствия, которые могут помешать слову Бога попасть в наше сердце. Иисус рассказал притчу о сеятеле, чтобы мы глубже могли понять эту истину. Пусть Бог даст нам уши слышать.
- Притча (4-8)
Взгляните на стихи 4. «Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею». Притча – это прекрасный инструмент, чтобы доступно передать духовную истину. Поэтому Иисус, учил их через понятия, доступные всем им, например через земледелие. Когда мы служим студентам, нам тоже желательно использовать подобные притчи. Например, с юристами надо использовать язык закона, с музыкантами, использовать музыкальный язык, со спортсменами – спортивный. Тогда они могут понять намного глубже. Например, когда-то для меня очень благодатно было сравнение, что жизнь без Бога – это синусоида, а жизнь в Боге – это экспонента. Пусть Бог даст вам мудрость найти и использовать притчи.
Посмотрите на стихи 5-8. «5 Вышел сеятель сеять семя своё, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; 6 А иное упало на камень и, взойдя засохло, потому что не имело влаги; 7 А иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; 8 А иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный». Иисус рассказал притчу о сеятеле. «Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!». Иисус не заставлял всех принять слово, немедленно! Он сам как сеятель, посеял слово, но Он знает, что не все принимают Его. Слова Иисуса содержат глубокую тайну Царства Божьего, но для некоторых Его слова так и останутся притчей, то есть они так и будут думать, что Иисус рассказал о сельском хозяйстве. Если слово не доходит до нас, «если мы видя не видим и слыша не разумеем», нам не нужно винить пастыря или проповедника, – нужно посмотреть на своё сердце.
- Семя – слово Божие (11)
Посмотрите на стих 9. «Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?» Ученики тоже не поняли, что означает притча Иисуса. Но они хотели узнать, поэтому не стеснялись, а спросили Иисуса. Иисус с радостью объяснил им. Посмотрите на стих 11. «Вот, что значит притча сия: семя есть слово Божие». Семя – это слово Бога. Семя – очень маленькое, незаметное. Когда мы бросим одно семя на землю, его почти невозможно найти. Но когда оно прорастёт, со всех сторон становится видно то, что выросло. Например, подсолнух посреди огорода, или дерево посреди поля, или красивый мак у дороги. Подобно этому, хотя слово Бога незаметно, оно невидимое, но Оно содержит в себе огромную силу жизни, и его влияние может иметь невероятные масштабы. Люди недооценивают слово Бога, потому что его не видно, а ценят только видимые вещи: деньги, дом, машину, IPhone. Однако, слово Бога даёт человеку несравнимо больше. 1) От Иоанна 8:31,32 сказано: «31 Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, 32 и познаете истину, и истина сделает вас свободными». Слово Бога даёт человеку настоящую свободу. 2) Через слово Бога, мы можем узнать Бога-Творца. (Ин.14:7) Это тоже великое дело. Некоторые всю жизнь ищут Бога и не находят. Однако, через одно короткое слово: «Где ты?» Человек может лично встретить Бога в своей жизни и стать чадом Божьим. 3) Слово Бога освещает нашу жизнь. (Пс.118:105) Весь мир находится во тьме невежества, но в слове Бога мы можем видеть ясное направление, куда идти. И даже посреди страшной бури, мы можем не теряться и не отчаиваться, а уверенно двигаться вперёд. И мы вспомним ещё, что слово Бога полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности.(2Тим.3:16)
- Почва – сердце человека (12-15)
Иисус сравнил почву с сердцем человека. Слово Бога не должно храниться только в нашей голове, как на складе, оно должно попасть в сердце и наполнить всю нашу жизнь. Слово Бога – такое прекрасное и у него бесконечные возможности. Что же нам мешает? Оказывается, плод, который принесёт слово, зависит от того, какая почва в нашем сердце.
Посмотрите на стихи 12-15. Иисус показал 4 основных типа почвы сердца: придорожье, каменистая почва, почва с терниями и добрая земля. Прежде всего, мы должны понимать, любая почва существует для того, чтобы приносить плод и любая почва потенциально может приносить хорошие плоды. Однако, часто есть какие-то проблемы, которые мешают.
1) Придорожье. «А упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись»(12). Придорожье – это сердце человека, которое сильно потоптано другими людьми и стало твердым. Различные философии, религии, идеологии, обиды ожесточили такое сердце. И слово не может попасть внутрь. Проблема этих людей на поверхности – это ожесточение и неверие. Как поступить с такой почвой? – Нужно оградить эту почву от дороги, чтобы её снова не затоптали, а затем нужно взрыхлить её.
Во-первых: Отгородить, означает вернуть человеку правильное самоопределение. Без Бога, люди не знают, для чего я живу, и под влиянием мира тратят свою жизнь на суету. Но человек сотворён, для славы Бога, чтобы приносить плод Богу. Через изучение Библии мы узнаём, что человек создан по образу Бога и его назначение – наместник Бога в этом мире. Мы – дети Божьи. Мелочная жизнь – не для нас. Мы можем и должны жить великой жизнью ради славы Бога. Аминь.
Во-вторых: нужно вскопать землю. Когда земля огорожена, она ещё не стала хорошей. Если сеять на неё семена, мы будем только кормить птиц, а не выращивать плод. Нужно взрыхлить землю. Для этого нужна лопата покаяния. Нужно избавиться от всякого ожесточения. Когда сердце станет мягким через покаяние, оно сможет принимать слово и приносить хороший плод.
2) Упавшее на камень. «А упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают»(13). Внешне эта земля выглядит хорошей. Такие люди, так благодатно изучают Библию с радостью, пишут согам даже со слезами, и сразу хотят участвовать в служении. Однако, проблема в том, что, сколько не сеешь слово, нет плода. Всё погибает. Проходит год, два, три, но жизнь не изменяется. Причина в том, что внутри есть камень, и слово не может пустить корни. Камень – это своя мечта, мирской план, тайные грехи, которые не позволяют слову Бога прорасти внутрь. Не позволяют слову Бога захватить себя. Их вера только на поверхности. Они отказываются бросить свой грех. Без покаяния, такие люди или уходят из церкви, якобы из-за каких-то проблемы в церкви или у пастыря, или становятся лицемерами.
Что нужно делать с такой почвой? Сеять туда много-много слова не решат проблемы. Прежде всего, нужно открыть, обнаружить камень, его размеры, а затем вытащить камень. Это тяжелый труд. Но это надо сделать. Без этого земля никак не может стать плодоносной. Но, когда человек получит избавление, он всю жизнь будет хранить благодать спасения, помня, какой страшный камень был раньше в его сердце.
В 1999 году я готовил проповедь о призыве Матфея на весеннюю конференцию. Я собирался читать в согаме, что считал брата Ваню и брата Женю топливом для ада. Когда я предварительно читал этот вариант перед п.Иоанном, он был шокирован, и затем очень строго обличил меня в моём эгоизме, что я вообще не думаю, как мои слова могут ранить других. Оказалось, что я был серьёзным эгоистом, поэтому я получил имя Матфей. Именно тогда мне открылся мой огромный и страшный камень эгоизма. Оказалось, что я вообще не думал о других. Имея такой камень, как можно было мечтать быть великим пастырем, иметь семью, быть миссионером. Обнаружить этот камень – это было полдела. После этого пастыри нежно, но настойчиво, с долгим и тяжелым трудом помогали мне избавиться от этого камня. Я благодарю Бога за то, что он спас меня от эгоизма, и сделал меня пастырем для студентов.
3) Земля, заросшая терниями. Посмотрите на стих 14. «А упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода». Эта земля очень качественная. Она может приносить много хороших плодов. Однако, она тоже не приносит плод. Почему? Потому что вместе с добрым семенем в этой земле пустили корни терние. Терние высасывает все силы, и подавляют доброе себя. Иисус показал 3 основных терния, которые высасывают все силы у человека: заботы, богатства, наслаждения житейские. Когда человек ставит свои заботы, богатство или наслаждения выше слова Бога, тогда он начинает посещать церковь только по привычке и становится формалистом. Семя Слова Бога также погибает безрезультатно.
Что делать с такой землёй? Нужно её прополоть. Нужно вырвать терние, желательно со всем корнем. Для этого тоже нужна лопата покаяния. Кроме этого, мы можем понять, что различные сорняки, снова и снова могут появляться в нашей жизни, даже если мы раньше очистили всё. Надо регулярно проверять своё сердце, находить и избавляться от того, что мешает слову Бога и отнимает наши силы. Если из-за забот у кого-то начинается нехватка сил даже для изучения Библии, это уже сигнал, что что-то не в порядке. Нельзя допустить, чтобы мирские заботы заняли первое место в нашей жизни. Наше главное дело – принять слово и приносить плод Богу. И чтобы получить плод, нам нужно отдать себя слову Бога.
Иисус показал нам 3 проблемы, которые мешают слову попасть в наше сердце. Сам человек обычно не видит своих проблем, поэтому пастырь, как служитель слова должен дать слово и помочь обнаружить эти проблемы. Однако, пастырь не может решить их за нас. Пастырь не может исправить наше сердце, покаяться за нас. Пастырь может помочь обнаружить камень, но не может вытащить его. Пастырь может обличить сорняки, но не может вырвать их. Он может верой дать направление, или даже заставить, как отец, но повиноваться или нет, сам человек решает это. Каждый раз человеку нужно самостоятельно принять решение веры. Только приняв личное решение веры, мы можем очищать наше сердце и делать его плодоносной почвой.
Посмотрите на стих 15. «А упавшее на добрую землю, это те, которые услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» Добрая земля, это сердце, которое хранит слово в чистоте и приносит плод в терпении. Слово не нужно забывать, его нужно хранить в своём сердце. Нужно принять слово, выделив кусочек своего сердца. Если наше сердце очищено, то слово обязательно принесёт плод в своё время.
Какие плоды приносит слово Бога? Плод спасения, плод новой жизни, плод покаяния, плоды Святого Духа, любовь, радость, мир и множество других добрых плодов. Нам нужно позволить слову Бога укорениться во мне и использовать меня, только тогда наша жизнь не пролетит зря, а будет иметь вечные плоды.
Раньше я думал, что дело пастыря – это сеять слово и всё. А слово само сделает всё остальное. Однако, через это слово Бог научил меня, что пастырь должен обращать внимание на сердце агнцев. Цель пастыря не просто сеять по графику или кормить птиц. Пастырская жизнь – включает и постоянную помощь агнцам очистить своё сердце от различных проблем, мешающим слову Бога. Агнцы не видят своих проблем, поэтому пастырь должен внимательно изучать сердце агнца, обнаружить проблему и помочь решить. Поэтому Бог учит меня внимательно смотреть на сердце агнца, готовить и дать слово и молиться.
Слово Бога это не только семя, это и лопата, и сапка, и вода. Сегодня мы узнали, что слово Бога имеет бесконечный потенциал, но этот потенциал раскрывается через сердце человека. Слово Бога, посаженное в нашем сердце, может принести множество прекрасных плодов. Пусть Бог очистит наше сердце и сделает каждого из нас доброй землёй.