Проповедь – АДАМ, ГДЕ ТЫ? (Бытие 3:1-24)

БЫТИЕ 3: 1-24

Ключевой стих 3:9

«И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?»

В первых двух главах Бытия записано сказанное Богом; теперь же «заговорил» диявол. Слово Бога – источник жизни и гармонии; лживое слово змея – причина хаоса и смерти. Мы можем сделать вывод, что истина старше лжи, вначале было слово Божие – потом слова сатаны.

Часть І Искушение.  Давайте прочитаем 1 стих: змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? Здесь нужно обратить внимание на то, кого выбрал сатана для своего искушения, Адам и Ева были вместе в саду, сатана мог обратися и к Адаму, но он выбрал именно женщину. Интересно узнать почему же это так. В 1-ом послании Петра 3 глава 7 стих говорится: Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом. Одно из задач мужчины – это охранять женщину, так как она выступает немощнейшим сосудом, то есть более слабым. Я думаю сатана специально выбирает женщину как более легкую добычу для своего плана искушения.

Заметьте, как говорит сатана, он не говорит ей открыто «Бог лжец, Он обманул тебя», нет, он начинеат издалека, «подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?». Бог никогда не говорил так. Бог дал полную свободу – есть от любого дерева в раю кроме одного – дерево познания добра и зла. Бог установил порядок в раю для того чтобы вечно сохранить жизнь, радость и свободу в Эдемском саду. Но сатана говорит ей как будто Бог наоборот ограничивает свободу. Тем более сатана утешал её, выражая свою жалость. Когда сатана был нашим другом? Мы с вами прекрасно понимаем, что именно сатана есть источником всех несчастий, войн, болезеней, страданий и слез на земле потому что это он причиняет зло, но здесь мы видим, что он прикидывется хорошим другом для Евы.

Если бы Ева не откликнулась на обращение к ней сатаны было бы все также прекрасно как создал Бог в начале и мы бы жили с вами в раю. Мы должны сделать вывод, что разговаривать с сатаной опасно и принять себе за правило, когда сатана подходит к нам сегодня с искушением мы не должны поддаватся искушению но немедленно пркращать с ним диалог. К сожалению Ева этого не сделала, и что мы видим: 

Взгляните на стих 2,3, прочитаем их вместе, начнем: «И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.» Нам кажется, что Ева цитирует слова Бога. Но её слово существенно отличается от слова Бога. Во-первых: она не благодарила Бога за то, что Он создал для нее и Адама и во-вторых ответила так будто Бог запрещает кушать от всех плодов деревьев, которые среди рая. Также она добавила «не прикасайтесь к плоду» и поменяла святую заповедь Бога «смертью умрёшь» в относительное слово совета или пожелания «чтобы вам не умереть», она не знала Слово Бога, неточное знание опаснее чем незнание, она поменяла заповедь Божью, этим она выразила своё желание преступить эту заповедь. Сатана это увидел и не пропустил свой шанс.

Взгляните на стихи 4,5 «И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.» теперь сатана начал врать внаглую, он полностью противоречит Богу. Кодга Ева не имела уверенности в слове истины сатана дал ей уверенность в ложь. Ева начинает поддаваться сатане, она начинает верить его словам больше чем словам Бога, творца неба и земли, это абсурд, но как часто мы тоже верим лжи сатаны, это потому что сатана дух обмана. Сатана говорит нам тоже что и Еве, что мы можем согрешить безнаказанно. Но Библия говорит не обманывайтесь, цель сатаны – чтобы мы согрешили против Бога, сами оставили Его и погибли.

Смотрите на вторую атаку сатаны: «но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». Вспомним откуда взялся сатана, какой был его грех – он хотел стать наравне с Богом, он даже хотел сам стать как Бог, тот же грех он предлагает и Адаму и Еве, это то, что он предложил Иисусу, когда искушал Его в пустыне. И если мы с вами можем здесь подумать, но я же не хочу быть как Бог, я просто хочу прожить свою жизнь счастливо и все. М.Лютер сказал: когда мы нарушаем любую заповедь Бога – мы нарушаем первую заповедь Бога: да не будет у тебя других богов пред блицем Моим. (Исх.20:3). Любой наш грех – это попытка занять место Бога в нашей жизни, это объявление самовольности перед Богом: мы берем управление своей жизнью в свои руки, и мы поступаем как боги, то, что змей предложил Адаму и Еве, что вы будете как боги. Сатана говорит нам, что мы можем обойтись без Бога и прожить жизнь без Бога, что мы можем все сделать сами. Нам уже не нужна оценка Бога на какую либо ситуацию в нашей жизни, мы сами решаем для себя, что добро и зло для нас, мы пренебрегаем Божью оценку ситуации, мы заменяем наши мысли на Его слово, и когда мы заменяем нашу волю на Его волю. Здесь сатана поселил в сердце человека гордость за самого себя. Мы должны быть смиренными всегда. Гордый человек очень легко становится жертвой сатаны. Мы должны покаяться в своих гордых мыслях и оставить даже капли гордости. Гордость делает человека близким другом дьявола. 

Взгляните на 6 стих: И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. Здесь мы видим что произошло после того как она услышала голос сатаны. У нее изменились глаза. Дерево начало выглядеть так искусительно, что она уже просто не могла не вкусить его. У нее возникло желание, все остальное – это уже становится не важным, плод дерева становиться единственным, что ей сейчас надо и всем своим существом она хочет его. И так происходит со всеми идолами, которые есть в нашей жизни. Даже если какой то маленький идол, он нас ослепляет, и мы уже не видим ничего другого кроме этого маленького идола, только он стоит перед нашими глазами, мы уже не видим Божью истину, здравый разум, мы не видим ничего кроме этого идола. Мы начинаем воспринимать тех, кто хочет нас поправить, например пастыря церкви, как врагов. Тех, кто любит праведность – мы начинаем их ненавидеть, ведь они такие святые. Но слава Богу, что у нас есть пастырь, который открывает нам глаза, который набирается смелости сказать нам истину и вовремя остановить, пока мы еще не согрешили. Слово Божье открывает нам глаза, когда мы ослеплены, через изучение Библии 1:1 с пастырем мы узнаем истину Божью.

Адам должен был стать пастырем своей жене в этой ситуации, он должен был сказать ей: «Ева, ты что делаешь, почему ты слушаешь этого лжеца? Бог сказал по-другому». Но Адам участвует с Евой в этом грехе вместо того, чтобы обличить сатану.

Часть II Результат греха

7 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. Как сатана сказал у них глаза открылись, но они не стали как боги, они стали наполнены стыдом и страхом. Взгляните на стих 10 когда Бог спросил Адама «где ты?» Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. Здесь мы видим первое проявление страха. Стыд и страх не являются просто психологическим явлением, а результатом греха. Они стали несчастными существами, которые теперь не могли стоять перед Богом.

Но как Бог помог им взгляните на стих 9, прочитаем его вместе, начнем: И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты? Почему Господь задает такой вопрос. Он что не знает где сейчас Адам? Нет. Бог знал, что произошло, Господь Бог спрашивает Адама чтобы с ним разговаривать. Бог дает ему возможность покаяться. Господь пошел навстречу Адаму, мы видим это снова и снова в истории отношений Бога и человека, Он столько раз проявлял к нам милость, которую мы не заслуживаем.

11 стих: И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Здесь мы видим, что Господь задает еще один вопрос, это происходит не потому, что Он не знает ответ – это еще одна возможность покаяться для Адама. Давайте обратим внимание, как Господь спрашивает Адама, Он не спрашивает «Почему ты наг, что случилось…», нет, Господь так выстраивает вопрос, что Адаму остается сказать только всего лишь одно слово: «да», «да, ел». Но как трудно Адаму сказать это слово. Мы видим огромнейшее терпение, любовь к грешнику.

12 стих: Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.

Вместо того, чтобы защищать свою жену он обвиняет ее и прячется за ней. Видим ли мы себя в Адаме и Еве? Не обвиняем ли мы обстоятельства за то, что мы согрешили. У нас бывают разные причины почему мы согрешаем: «ну воспитали меня так…» или «ну такой я есть и воспринимайте меня таким…» Что мы должны делать в таком случае? Мы должны смирится перед Богом, и признать: «да, я согрешил…..были обстоятельства, были какие-то люди, но я согрешил», ведь другие люди в таких же обстоятельствах не согрешают.

13 И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела. Здесь мы видим, как горды сердца людей, как нам трудно признать свой грех.

14 стих: И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей. Здесь иногда нам может казаться, что несправедливо змей, именно животное, несет такое проклятье, ведь сатана просто использовал его в своих целях. Но это является нам символом, если вспомнить, какой грех был у сатаны – гордость, а какое может быть наказание гордости – унижение, смирение. Прит.16:18 сказано: Погибели предшествует гордость, и падению – надменность.

16 – 19: Мы узнаем о наказании, которое Бог дал человеку. Наказание женщины касается именно тех двух сфер, которые определяют качество жизни женщины – это дети и муж. Для мужчины наказание касалось работы. Как часто, именно на работе, мужчина ищет смысл своей жизни.

ІІІ часть: Адам, где ты? 

Еще раз прочтем 9 стих: «И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты? И 15 стих: и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту. Здесь мы видим первые проблески надежды. Еще пару часов назад сатана думал, что получил победу над людьми. Но Бог решает по-своему, Он положил вражду между сатаной и Евой. Здесь семя жены означат Иисус Христос, который родился через деву Марию.

Взглянем на 24 стих, прочтем его вместе: И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни. Что здесь интересно, что Бог не убрал путь и не уничтожил дерево жизни, в этом кроется большая надежда для нас. Мы еще услышим об этом дереве: в послании к евреям говорится: Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою. (Евр.10:19,20) – интересно, почему Он говорит: «путь…, который вновь нам открыл», то есть это означает, что путь был закрыт когда-то, но Господь Бог вновь нам его открыл. Иисус сказал: «Я есть путь, и истина, и жизнь».

Иисус – есть путь, через Его кровь мы снова можем вкушать от дерева жизни.

АМИНЬ.

Меня зовут Оксана. Очень часто я осуждала Адама и Еву, и считала их виновными за то, что сегодня мы имеем такую плохую жизнь, я всегда была уверена, что будь я на их месте, я бы не согрешила. Но, после изучения 3 главы Бытия, я поняла, что совсем не отличаюсь от первых людей, что я такая же грешница и так часто смотрю и вкушаю запретный плод.

Подобно Еве я поддавалась влиянию различных мирских идолов, которые меня ослепляли и я не могла видеть реальную жизнь. В детстве я постоянно сравнивала себя с другими, часто, более красивыми девочками, которые пользовались огромным успехом у юношей, я не была такой, как мне хотелось быть, и у меня возник комплекс неполноценности, который вскоре перерос в глубокую депрессию и нежелание жить. Я не видела смысла жизни, я считала себя хуже других, я завидовала своим подружкам, которые вели, как мне казалось, активную жизнь – они ходили на дискотеки, постоянно знакомились с многими парнями и встречались с ними, я считала, что это правильно и есть нормой, а себя считала уже далеко безнадежной. Будучи уже студенткой ОНУ, я думала, что я несчастлива только потому, что ни с кем не встречаюсь, и поэтому моя депрессия возрастала, я не хотела жить, не хотела просыпаться утром и начинать новый, снова несчастный день. Я часто обвиняла Господа во всех своих несчастьях.

В конце 5 курса моя подруга пригласила меня в церковь, я начала посещать воскресные Богослужения. Очень часто, из-за любви к себе и ко греху я не хотела изучать Библию с пастырем, ведь Божье Слово обличало меня и уже следующий раз мне было очень трудно грешить, а я так хотела. Мне было трудно смирятся перед Господом, повиноваться Ему и признаваться в своих грехах, очень много раз вместо покаяния, я искала оправдания своему греху.

Иногда у меня возникали идолы и когда пастырь Мария открывала мне глаза и обличала мои идолы я чувствовала будто у меня хотят забрать землю из-под ног, я не хотела прощаться со своими мирскими желаниями, хотя уже понимала, что они в, большинстве случаев, греховные.

Но благодаря Божьему терпению я шаг за шагом открывала для себя Святое Писание. Подробно изучая Библию с п.Марией я находила ответы на свои вопросы. Я с огромной радостью замечаю, что моя депрессия исчезла. Сейчас я каждое утро замечаю, насколько прекрасна жизнь и как я счастлива, что живу, я научилась радоваться каждому листику на дереве и с ужасом вспоминаю, что раньше я каждый раз просила Господа прекратить мое существование.

И теперь, когда Господь Бог, мой дорогой Небесный Отец зовет меня «Оксана, где ты» у меня не возникает желания спрятаться и убежать, наоборот, я прихожу к Богу, в молитве рассказываю Ему свои мысли, прошу прощения за то, что так бывает трудно устоять перед соблазном, которыми переполнен мир. Я благодарю Бога за Его милость к нам всем и ко мне лично, и благодарю за Иисуса, который вновь открыл нам путь к дереву жизни.

В заключении хочу сказать: Именно в 3 главе бытия мы видим, почему в нашей жизни не все гладко как нам хотелось бы: всегда что-то ломается, изнашивается, не все получается, одним словом все хорошее заканчивается. Даже пословица говорит: «хотелось как лучше, а получилось как всегда». Это говорит о том, что есть какое-то проклятье, которое касается того, что мы делаем.

Если мы ищем смысл жизни помимо Бога то мы не найдем его. Бог ограничил жизнь Адама и Евы здесь. Если взять умного неверующего философа, то он уже давно сказал, что жизнь бессмысленна, полна отчаянья. Действительно, жизнь не имеет смысла, если она заканчивается после 70-ти лет, да, мы можем родить следующее поколение, но они тоже умрут. Все идет своим бессмысленным ходом, нету смысла жизни, если нету Бога, если нету вечности, если нету добра. Но есть Бог, есть вечность и есть смысл.

После того, что сделали Адам и Ева, мы должны понять, что человек грешен, мы должны признаться, что все виноваты перед Богом, что мы ничего не заслуживаем кроме смерти, Господь имел полное право нас уничтожить. То, что мы живем сегодня – это великая милость Божья, потому что Господь не должен нам ничего. И то, что Он зовет: «Адам, где ты», то, что Господь зовет каждого из нас – это огромная Его милость.

Бог наказал землю, но здесь кроется великая милость Божья. Бог проклял сферу работы, чтобы мы не нашли там удовольствия и это не стало нашим богом. И какая хорошая не была бы работа, всегда есть моменты, которые дают нам понять, что что-то здесь не то и это обращает наш взор на Бога. Бог наказал женщину через деторождение и отношения с мужем, чтобы она не превратила его в своего бога.

В послании к евреям 12 главе 6 стихе говорится о наказании: 6 Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. 7 Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Здесь мы видим, что Бог имеет право нас наказывать, мы не беспризорные дети, которых никто не наказывает и которые, как правило, попадают в беду, мы любимые дети Бога. В 11 стихе: Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности. Говорится о том, что если с нами случаются не очень радостные ситуации, например мы не можем найти общй язык с каким-то преподавателем или с начальником на роте, или, еще хуже, мы долго не можем найти работу, в этом всегда кроется Божий смысл, который ведет нас к праведности, к радостной и совершенной жизи с Богом.