Книга Бытие 12:1-13:18
Ключевой стих 12:2
«И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение».
После потопа в мире распространились племена и народы через сынов Ноевых. Но люди, даже не забывая о потопе, совратились с путей Бога. Грех опять поглотил весь мир. Люди построили Вавилонскую башню против Бога. Люди не прославляли Бога, поклоняясь идолам. Люди были злыми и весьма грешными перед Богом, как жители Содома и Гоморры. Не было праведного ни одного, не было уразумевающего, никто не искал Бога. Тогда Бог должен был оставить таких безнадежных грешников и уничтожить их. Но Господь Бог возлюбил мир и начал новую историю спасения. Для этого Бог призвал одного 75-летнего старика Аврама. Через это слово, мы можем узнать о том, как Он призывает каждого из нас. Я молюсь, чтобы через сегодняшнее слово мы приняли призыв Бога, Его грандиозный план и великую надежду на нас. Я молюсь, чтобы вы стали источниками благословения. I. Господь призвал Аврама (12:1-3)
Взгляните на стих 1. «И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе». Кто такой Аврам? Родословие Аврама начинается с 27-ого стиха 11-ой главы. У отца Аврама, Фарры было три сына – Аврам, Нахор, и Аран. Фарра дал первому сыну имя Аврам, что значит, хороший папа. Но, к сожалению, у Аврама совсем не было детей, даже ни одной дочки. В то время люди считали, что иметь много детей – благословение, а бесплодность – проклятие. То есть, по-человечески, он был несчастным человеком. Более того, он был идолопоклонником, он служил иным богам. Если не было бы призыва Господа, Аврам жил бы во тьме, и исчез бы бесследно. Но Господь славы призвал его. Еще раз взгляните на стих 1. «И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе». Бог приказал Авраму, чтобы он пошел из земли своей, от родства своего и из дома отца своего.
Что значит земля своя, родство свое и дом отца своего? Короче говоря, это гнездо его старой жизни. То есть его родственная и кровная связь и его родина. Там Он родился, прожил всю жизнь, имея свой план и свою мечту. До призыва Бога, у меня был грандиозный план – восстановить экономику семьи и стать дипломатом. Я учился ради этой мечты. И я должен был помочь, чтобы братья могли учиться. Это была моя ответственность. Скорее всего, у Аврама также была своя ответственность, будучи первым сыном. Каждый человек любит свою семью, в этом не отличается восток и запад. Однако Бог сказал Аврааму: «пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе». Бог не сказал, чтобы Аврам шел на компромисс, а сказал, чтобы он принял четкое решение. Это было очень трудно для Аврама. Оставить дома отца своего, своих старых друзей и свою мечту никому нелегко. Это даже не человечно. Но почему Бог дал ему такой приказ? Чтобы начать новую историю человек должен оставить свою старую жизнь, старую систему ценности. И человек должен пойти из мирского небиблейского влияния. Если не пойдешь из старой жизни не начнёшь новую жизнь. Этот приказ может беспокоить нас: «мне обязательно надо оставить дом отца своего? Почему я не могу следовать за Господом дома со всеми родными или друзьями? Нельзя угодить одновременно родителям и Богу?» Но это наша мысль. Пойти из земли своей, от родства своего и из дома отца своего – это Слово Бога и Его мудрость. Поэтому хотя нам это больно, мы должны повиноваться.
Бог сказал Авраму идти в землю, которую Он укажет ему. В призыве Бога всегда есть обетованная земля. Это есть и земля миссии для него. Земля миссии – это огромное благословение Бога. Призванный Богом человек должен творить новую историю на этой земле. Некоторые говорят: «я знаю, что Бог меня призвал, но не понимаю, куда Он призвал меня». Они люди неверия, которые не хотят пойти из земли своей, от родства своего и из дома отца своего. Такие люди, живя всю жизнь по своему эгоистичному желанию, становятся рабами эгоизма, жертвой диавола. Бог дал нам обетованную землю – университеты всего мира. Это огромная благодать! Слава Господу! Поэтому мы учимся вере в ВУЗе. Молимся за ВУЗ. Любим ВУЗ. Я молюсь, чтобы мы творили новую историю в ВУЗах Одессы.
В призыве Бога есть не только боль, но есть и благословение. Какое обещание Господь дал Авраму? Взгляните на стихи 2, 3. «Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение. Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну: и благословятся в тебе все племена земные». Обещание Бога слишком велико по сравнению с болью, которую Аврам должен был терпеть.
Во-первых, Бог обещал Авраму, что Он произведет от него великий народ. Как это, от Аврама великий народ? У него же в данный момент нет даже ни одного ребенка. Это было его жизненной проблемой, ведущей его к отчаянию и фатализму. Но Бог даст ему не только одного сына, а целый великий народ. Здесь великий народ означает народ Бога. Это интернациональный славный народ, который продолжается вечно. В Исходе 19:6 говорится об этом народе: «народ святой, царство священников». А в Новом Завете: «род избранный, царственное священство, народ святой, люди взятые в удел». Бог хотел сделать Аврама отцом великого народа. Какая великая благодать!!!
Во-вторых, Господь обещал благословить его и возвеличить имя его. Люди думают, что благословение – это что-то материальное, например богатство, долголетие, много детей и власть. Но с точки зрения Библии, благословение – совсем другое понятие. Это спасение от вечной гибели и выполнять миссию, данную Богом. Если человек живет без миссии, то он не может найти смысл своего существования. Даже если человек имеет все в мире, если он не знает смысл жизни, то он не может быть счастливым человеком. Человек – творение Бога, поэтому, когда Бог даёт ему благодать и использует его, это – настоящее благословение.
Ещё Господь обещал возвеличить имя Аврама. Люди хотят возвысить своё имя. Но человек становится истинно великим только тогда, когда Бог призывает и использует его в своей истории. До призыва Бога Петр был простым рыбаком. Но когда Бог его призвал, он стал великим Апостолом Петром. До призыва Господа Августин был блудником. Но призыв Бога делал его светом среднего века. Когда человек принимает призыв Бога и живёт по Его слову, то его имя становится вечно известным.
В-третьих, Господь обещал, что Аврам будет в благословение. То есть будет источником благословения. Это значит, получив благословение от Бога, раздавать другим. Раньше Авраам был источником тьмы и проклятия. Но после призыва Бога он сделался источником благословения, через которого все люди в мире во все времена получают благословение.
Отсюда мы узнаем одну важную истину. Бог призывает одного человека не ради того, чтобы он получил благословение и хорошо жил для себя, а ради того, чтобы через него благословить всех людей и вечно. Это воля Бога на одного человека. И в этом суть христианства. Призванный Богом человек уже не является одним человеком, а является великим народом. Если я живу верой, то через меня оживёт один великий народ, а если я упаду духовно и блуждаю, то целый народ падает. Поэтому мы должны принять Его великую надежду на меня и жить по Его воле. Мы не должны жить по своей сиюминутной выгоде. Мы должны смотреть на будущий великий народ, который Бог производит через меня и верой повиноваться Слову Бога. Вот! Смысл призыва Бога в этом: если я терплю временную боль – пойти из своей земли, то через меня целый народ во все времена в истории получат благословения. Стоит сравнивать мою временную боль с этим вечным благословением? Благодать призыва Бога так велика, что наша боль даже превращается в благодать. Бог впервые призвал Аврама. Призыв Бога – Его суверенитет и Его благодать. Бог Владыка имеет право взять нас для Своей цели. Когда Бог призывает нас, у нас нет права отказаться. Мы можем только благодарить и повиноваться.
Тогда каков наш Бог, Который призвал Аврама? Во-первых, Наш Бог – Бог любви и милости. Почему Бог призвал Аврама как источника благословения? Потому что Бог возлюбил мир. Когда все люди были во грехе, когда никто не искал Бога, когда никто не просил у Бога спасение, Сам Бог по Своей великой любви, призвал Аврама. Бог просто помиловал грешников. Это единственная причина, которую мы можем найти. То, что Бог призвал каждого из нас к Себе, это только Его любовь и благодать, а не потому что мы умны, красивы, или мы более-менее нормальны.
Во-вторых, Наш Бог – Бог надежды. Бог мог бы найти молодого, способного, образованного человека для Своей истории. Но Он призвал самого безнадежного 75-летнего старика. Почему Бог сделал так? Чтобы смешить нас? Нет! Чтобы каждый человек имел надежду перед Богом, смотря на Аврама. Если мы смотрим на себя, то мы не можем иметь надежду. Я даже не могу отвечать за себя, не то, что быть источником. Но в Боге мы можем иметь на себя великую надежду. Слава Богу, нашему Господу надежды!
В-третьих, здесь мы видим метод работы Бога: Бог работает через одного человека. Бог призвал одного человека, чтобы благословить весь мир. Нам кажется, что легче собрать миллионы людей на большую площадь и сразу благословить всех, но Бог работает по-другому, через одного человека веры. Способ Бога нам кажется не эффективным, медленным, но он самый мудрый и эффективный. Бог, Который призвал Аврама, в каждое время призывает человека, чтобы поставить его источником благословения. Бог также призывает каждого из нас, имея великую надежду: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение».
Когда я учился в университете, я был самым безнадёжным человеком. Я ужасно страдал от бессмысленности жизни. Бессмысленность привела меня к пьянству. Из-за пустоты жизни, отчаяния и комплекса неполноценности, стыда и хронического бронхита и из-за язвы желудка я стал похож на 75-летнего старика уже на втором курсе. Со временем я даже не мог пить и есть из-за боли желудка и не мог учиться, потому что жизнь была бессмысленна. Я потерял всякую надежду, мечту. Власть тьмы объяла меня. У меня всё было тёмным: тёмное лицо, тёмная одежда, тёмное сердце, сидя в тёмном баре, пел тёмную песню. Но Бог призвал меня осенью 1978 года, когда я совсем изнемог от власти тьмы. Когда я изучал слово Бытия 12 главу, я услышал голос Бога, Который говорит мне: «будешь ты в благословение». Я не мог понять, почему Бог избрал именно меня, самого безнадёжного студента, когда вокруг много хороших, умных и здоровых студентов. Тем более я из самой бедной семьи. У меня было своё срочное дело, быстро окончить университет, и помогать родителям материально. Но Бог – есть Господь надежды. Он поставил меня источником благословения для всего мира. Бог взял на Себя ответственность за мою семью. Действительно Бог благословил студентов всего мира через меня, студентов Кореи, Америки, Европы, Азии, СНГ, а последнее время даже Вьетнама. Жизнь без призыва – это не жизнь. Настоящая жизнь начинается, когда человек принимает призыв Бога. Бон Фепер сказал, что призыв Бога – это самое большое благословение. Бог сейчас призывает каждого из нас: «будешь ты в благословение».
II. Авраам пошёл по слову (12:4-9)
Как Аврам поступил, когда Бог призвал его? Взгляните на 4-й стих. «И пошел Аврам, как сказал ему Господь». У Аврама не было чем гордится, но его единственным достоинством были вера и повиновение. Он верил в Слово Бога и принял решение, хотя было тяжело бросить старую жизнь. В послании к Евреям 11:8 говорится о его вере: «Верою Авраам повиновался призванию. пошел в страну, которую имел поучить в надежде, и пошел, не зная куда идёт». Он не знал, куда идёт, что ждёт его в будущем, но он смело пошел из дома отца своего в землю обетованную. Слово Бога было гарантией для него. Он просто верил в Слово Бога и повиновался. Вера есть повиновение. Если мы говорим, что верим в Бога, но не повинуемся Слову Бога, это значит, что мы не верим в Бога. Серьезная проблема христианства нашего времени состоит в том, что верующие потеряли смирение и беспрекословное повиновение перед Богом. Нам не так важно иметь много знаний о Библии, главное чтобы мы повиновались Слову Бога, хотя бы одному. Тогда Бог может благословить нас.
Взгляните на стихи 6, 7. Когда Аврам после долгого пути пришел в землю Ханаанскую, которую Бог указал ему, он увидел Хананеев. Они были сильными и воинственными, и жили в городах, обнесенных стенами. Реальность, в которой он находился, сильно отличалась от обещания Бога. Тогда Бог явился ему, еще раз дав обещание. «Потомству твоему дам Я землю сию». Тогда Аврам поверил Слову Бога, и построил жертвенник. Это был жертвенник благодарения. Хотя сейчас Аврам не владеет даже пядью земли и обстановка была тяжелой, он поверил Слову Бога и благодарил Его. Он жил в земле обетованной, как странник. Он поставил шатер как солдаты, он был готов пойти, куда Господь скажет. Аврам жил в земле обетованной призывая имя Господа. Он всегда благодарил Бога. Благодарил за призыв, за обещание, за неудобную жизни, и за всё он благодарил. Это был характером веры Аврама.
III. Бог хранил Аврама (12:10-13:18)
Когда Аврам жил в земле миссии, первая проблема, с которой он столкнулся, стал голод. В той земле был сильный голод и экономический кризис. Авраам оставил землю миссии и пошел в Египет, точно также как делали все люди. Когда он пришел в Египет, он боялся египтян, потому что его жена была прекрасна видом. Он обманул их, говоря, что Сара – его сестра. В результате, фараон взял её к себе, и Аврам потерял жену. Это была трагедия. Он ничего не мог сделать. Наверно, он сильно сожалел, что покинул землю обетованную, полагаясь на себя. Но как Бог помог Аврааму? Бог поразил дом фараона тяжкими ударами из-за Сары. Фараон вызвал Аврама, упрекнул его за его ложь и отправил Сару вместе со всем имением. Аврам поднялся из Египта на юг и вернулся на место, где он построил жертвенник в начале. Там Аврам призвал имя Господа. Наверное, он покаялся в том, что оставил землю миссии, даже не спрашивая Господа, и понял, что материальную проблему нужно решать верой. Кроме этого, он сам увидел, что Бог поставил его источником благословения и всё время прибывает с ним.
Здесь мы учимся одной истине, Бог привёл Аврама в землю обетованную не для того, чтобы он умер от голода. Сам Бог послал кризис для того, чтобы испытать и укрепить его веру. Поэтому мы должны держать слово обещания и жить верою в земле миссии. Если мы впадаем в неверие, и оставим землю миссии, то не увидим победу веры и потеряем всё. Бог пребывал с Аврамом, когда он находился в безвыходной ситуации. Бог наказал фараона, вернул Сару, хранил Аврама и Бог дал ему богатство, чтобы он мог продолжать жизнь веры. Здесь мы видим Бога, Который служит Авраму, терпя его слабости и ошибки как заботливая мама. Если мы живём по призыву Бога, Бог никогда не оставляет нас и до конца хранит нас и заботится о нас. Слово Бога – это наша гарантия, поэтому мы можем смело жить верой, полагаясь на верного Бога.
После этого, возникла другая проблема между Аврамом и Лотом. У них стало очень много скота и имущества. И не поместительна была земля для них. Часто бывали ссоры между пастухами скота Аврама и пастухами скота Лота. В таком случае Аврам мог решить проблему, используя свой авторитет. Но он сказал Лоту: «да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники; не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево». Аврам уступил всё для Лота. Аврам стал свободен в материальном вопросе, потому что он имел живую веру. Однако Лот не учился вере, а только увидел цивилизацию Египта. Он выбрал себе всю окрестность иорданскую, которая выглядела как сад Господень и как земля египетская.
Когда Лот отделился от Аврама, Аврам сильно страдал от одиночества. В тот момент Бог посетил его. Взгляните на стихи с 14 по 17. «И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки, и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет; встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее». Бог поднял Аврама, который сидел подавленным, и помог ему, чтобы он посмотрел к северу и к югу, и к востоку и к западу, и чтобы он прошел ту землю в долготу и в широту её. Господь обновил слово обещания и укрепил веру Аврама. Аврам создал там жертвенник Господу.
Через сегодняшнее слово, я молюсь, чтобы мы услышали голос Бога, который призывает нас, и обновили надежду Бога на нас. Помолимся, чтобы мы начали новую жизнь в земле обетованной.