МОЛИТВА МОИСЕЯ (Псалом 89:1-17)

Псалом 89:1-17
Ключевой стих 89:12

«Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое».

Если честно, то я никогда не ожидал увидеть в книге Псалмов псалом Моисея. Но, оказывается, он был также и хорошим поэтом. И даже на Небесах поют его песни. В Откровении написано, что победившие зверя поют песнь Моисея и песнь Агнца (Откр.15:3). Но сегодняшний псалом – это не только песня, но это глубокая молитва Моисея. Эта молитва – это хорошая возможность для нас научиться молиться, чтобы наше христианство не было поверхностным, не было только какими-то делами, но имело глубину в отношениях с Богом, было живым и преданным Богу.

I. Господь – мое прибежище (1-3)

Посмотрите на 1-й и 2-й стих. «Молитва Моисея, человека Божия. Господи! Ты нам прибежище в род и род». На эти стихи особенно интересно смотреть, учитывая обстоятельства, в которых находился Моисей. Он находился сейчас не во дворце фараона, а в пустыне, где только камни и песок. Возможно, глядя с холма на поднимающийся с места и собирающий палатки народ, он думал: «Какие несчастные люди, они не имеют постоянного места для отдыха, обустроенных домов и надежных стен для защиты». Но, когда он поднял глаза немного выше, он сказал: «Господи! Ты нам прибежище в род и род». «Господь – Ты наше жилище и наш дом».

Мы все хотим иметь какую-то основу, стабильность в этой жизни. Как минимум хорошую работу или личную квартиру, чтобы они были нашим убежищем. Нам нужно какое-то убежище, где мы можем просто расслабиться и побыть самим собой, где мы можем отдохнуть от усталости и тяжелого труда, где мы чувствуем себя защищенными от опасностей. Но наша жизнь очень похожа на жизнь израильтян в пустыне. Нет стабильности – сегодня израильтяне в одном месте, завтра в другом, послезавтра в третьем. Им хочется подольше отдохнуть в тени оазиса – но труба зовет и уже нужно снова собирать шатры, все вещи и выдвигаться в путь. В пустыне также невозможно чувствовать себя в безопасности – много змей и скорпионов, а также окружающие народы постоянно хотят атаковать.

В такой жизни Господь не избавляет нас от всех трудностей, но Он учит, чтобы в Нем мы нашли истинное прибежище. Бог был истинным прибежищем для израильтян – Он хранил их, кормил их, защищал, учил, заботился. Он вел Своей рукой не одно поколение, а был убежищем в род и род. Мы должны смотреть не на себя, на наши проблемы, на квартиру или на других людей, но должны поднять глаза немного выше – и смотреть на Бога.

На примере молитвы Моисея мы видим, что наша молитва должна начинаться с взгляда на Бога, на Его величие, Его могущество, Его славу. Моисей сказал: «Господи! Ты нам прибежище в род и род», и дальше он продолжает в 3-м стихе: «Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог». Я был один раз в горах. Даже на не очень высокой горе захватывает дух от красоты и величия. Но Бог, Который сотворил эти горы, Который сотворил Землю, Который сотворил всю необъятную Вселенную – насколько Он больше и величественнее. Моисей говорит: «от века и до века Ты – Бог». Даже непоколебимые горы изменяются. И в нашем мире мы видим множество изменений – меняется природа, меняются правительства, страны, экономическая и политическая ситуация. Но Бог никогда не изменяется. Он выше всего на земле. Он не подвластен даже времени, потому что Он сотворил и управляет временем. Наверное, каждый мечтает управлять временем, особенно перед экзаменом добавить хотя бы пару часов, чтобы успеть доучить. К сожаленью мы не в состоянии этого сделать. Но для Бога это не проблема. В 5-м стихе написано, что для Бога тысяча лет, как день вчерашний. Дня даже много поэтому уточнение – как стража в ночи (ночь делилась на 4 стражи). В Откровении даже написано, что наступит время, когда времени уже не будет (Откр.10:6). Я никак этого не могу себе представить, но верю, что так и будет.

II. «Научи нас счислять дни наши» (4-12)

После того, как Моисей смотрел на Бога и Его величие, он обращает внимание на себя. Посмотрите на 4-й стих. «Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: «возвратитесь, сыны человеческие!» Этот стих открывает насколько большой контраст между великим Богом и маленьким человеком. Мы находимся в руке Бога, наша жизнь в Его полной власти. Моисей мог каждый день видеть, как люди обращаются в тление. За 40 лет в пустыне умерло около 1-го миллиона человек – это каждый день как минимум 50 человек. То есть каждый раз, поднимаясь и отправляясь в путь, они оставляли после себя кладбище.

Человек выглядит сильным, способным, особенно молодой – кажется, весь мир лежит у его ног. Но только чуть-чуть Бог попускает – и он становится тлением. Поэтому, обращаясь к Богу в молитве, мы должны ценить все то, что Бог нам дает – наша жизнь, здоровье, аппетит, воздух, которым мы дышим и т.д. – и понимать, что все это только Его милость.

Взгляните на 6-й стих. «Ты как наводнением уносишь их; они – как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает». Наши годы подобны наводнению, бурной реке, которая несется без остановки. Мы постоянно спешим, отдаем все силы и способности, строим свое царство – но из этого ничего не останется. Это все как трава – утром цветет и зеленеет, а вечером подсекается и засыхает.

Действительно, в сравнении с Богом, мы жалкие и ничтожные. Гордый человек, который считает себя кем-то, на самом деле просто не знает Бога. Поэтому, чем больше мы познаем Бога, тем больше смиряемся перед Ним.

В 7-м стихе Моисей говорит: «ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении». Никакой человек не может противостоять Божьему гневу. Каждый человек, который не получил искупления и прощения встречается с Божьим гневом и яростью. В Ветхом Завете это очень хорошо открывается. Любой человек, для того, чтобы прийти к Богу сначала должен был омыться. Потом, первым делом, он приносил жертву умилостивления. И только после этого мог участвовать в Богослужении, приносить жертвы и т.д.

Некоторые люди могут представлять себе Бога, как доброго старичка, который так очарован нами, что закрывает глаза на все наши шалости. Да, Бог любит человека. Но, всякий раз, когда человек согрешает, Бог не может не гневаться на нас. Божья Святость и Справедливость требуют этого. В послании Римлянам написано: «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (Рим.1:18). Когда мы стоим перед Святым Богом – мы хорошо видим нашу слабость и немощность, наше зло и грех. Мы не способны стоять перед Ним. Поэтому нам нужно искать Его милости. Поэтому нам нужна заместительная жертва Иисуса Христа. Только тот может чувствовать себя в безопасности, кто укрылся под защитой праведности Христа, которая закрывает нас от праведного гнева и ярости Бога.

Когда Моисей говорил: «мы исчезаем от гнева Твоего», для него это не было теорией, он видел это воочию. На его глазах исчезло целое поколение. Весь народ, который вышел из Египта – умер в пустыне из-за греха. Нам нужно оставить свою гордость, чтобы видеть эту реальность, нужно смиренно признать свои недостатки, свою слабость, свой грех и преклониться перед Святым Богом. Нам необходимо искать Его милости, чтобы не столкнуться с Его гневом и яростью.

Посмотрите на 8-й стих. «Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего». У нас есть дела, которые нам стыдно открывать другим. Есть поступки, о которых мы думаем: «Слава Богу, что никто не видел». Есть вещи, которые мы старательно прячем, чтобы никто даже не догадался. Но все это тайное явно лежит перед Богом. Мы не можем скрыться от Бога. Наши мысли, наши слова, наши отношения, наши поступки – все перед Богом, как на ладони.

Взгляните на 9-й и 10-й стихи. «Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук. Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим». Наша жизнь летит очень быстро. Кто-то сказал, что жизнь – это тире между двумя датами на надгробной плите. Мы теряем лета наши как звук – только услышал – и его уже нет. 70, максимум 80 лет – и все. И что самое интересное, даже эти годы, которые так коротки, проходят либо в труде, либо в болезни.

Эта картина выглядит очень печально. Мы такие слабые, грешные, недолговечные, что даже жить не хочется. Но дальше Моисей открывает, для чего и как нам нужно жить. Посмотрите на 12-й стих. «Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое». Мы должны правильно смотреть на свою жизнь, не для того, чтобы отчаиваться, а чтобы делать правильные выводы. Каждый из нас уже оставил позади много лет. Но что мы сделали в своей жизни? Какие плоды принесли? Какая польза от прожитых дней? Что нам нужно изменить? Если мы сделали какую-то ошибку в нашей жизни – это не такая большая проблема. Но если мы не сделаем выводов с этой ошибки и не изменимся – это уже очень серьезно. Глядя на прошедшие дни мы должны учиться мудрости в отношениях с ближними, в наших привычках, наших словах. Проживая короткую земную жизнь, нужно думать о том, насколько мы приготовлены для вечности. В Библии написано: «Начало мудрости – страх Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его. Хвала Ему пребудет вовек» (Пс.110:10). Только когда мы оцениваем свою жизнь, свои дела, свои слова и поступки перед Богом – мы начинаем приобретать мудрость.

III. «Рано насыти нас милостью Твоею» (13-17)

Моисей многое испытал в своей жизни. Было время, когда он жил во дворце фараона. Он пользовался всеми благами и почестями, как принц Египта. Были также трудные времена, когда он прошел через изгнание, отвержение и преследование. И он точно знал, где истинный источник радости и счастья. Посмотрите на 13-й и 14-й стихи. «Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими. Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши». Мы можем радоваться, только когда Бог обратится к нам, только когда Бог нас помилует. Поэтому Моисей просит: «Рано насыти нас милостью Твоею». Человек, который не встретил Бога, думает: «Молодость я проживу, как хочу, а где-то в старости начну искать Бога». Это большое заблуждение. Как можно раньше узнать Бога – это самая большая милость к нам, чтобы не тратить впустую годы и не сокрушаться о несчастной жизни.

Действительно, Бог насколько милостив к каждому из нас, что призвал нас в молодости познать Его. Так что наша жизнь уже с молодости наполнена Его милостью, любовью, радостью, смыслом. Мы можем только жалеть, что еще с детства не узнали о Боге и не встретили Его. Как и Моисей, мы тоже хотим молиться: «Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши. Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие».

О какой жизни дальше молится Моисей? Посмотрите на стихи 16 и 17. «Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя; и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй». Здесь мы видим, какая жизнь может быть по-настоящему счастливой.

Во-первых, «Да явится на рабах Твоих дело Твое». Мы делаем много разных дел, служений, изучений и т.д. Но самая большая радость, когда мы видим работу Бога в нас, в наших агнцах, в нашей церкви. Когда через нас видно любовь Бога, Его милость, Его долготерпение – это значит, на нас является Божье дело.

Во-вторых, «Да явится … на сынах их слава Твоя». Когда кто-то кается, рождается свыше, изменяется в образ Бога – это самая большая радость. Когда наши дети, наши агнцы живут для славы Бога – это большое утешение для нас.

В-третьих, «да будет благоволение Господа Бога нашего на нас». Мы не можем ничего делать без благоволения и помощи Бога. Даже в самом хорошем деле, если Бог не будет помогать нам – оно развалиться. Поэтому Моисей молится, чтобы Бог был во всех его делах, и даже два раза повторяет: «в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй».

Я раньше считал, что меня назвали Моисеем, чтобы я мог быть хорошим лидером, как Моисей. Но, оказывается, мне очень многому еще нужно учиться у Моисея. Готовя это слово, я увидел глубокую молитвенную жизнь Моисея, которая сделала его таким великим. И это как раз то, чего мне так не хватает. Мне стыдно признаться, как мало я молюсь, как мало я приношу плодов жизни. Я много трачу времени на новости в Интернете, на пустые разговоры – но какой плод от этого получаю? Через это слово я молюсь, чтобы правильно смотреть на свою жизнь и мудро распоряжаться ею. Я хочу больше размышлять о Боге в молитве и искать Его милости, чтобы моя жизнь была по настоящему счастливой.

Вместе с Моисеем давайте будем молиться Богу: «Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое» и «Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши». Пусть Бог благословит нас найти себя перед Ним и наполнится Его милостью. Аминь.