Послание к Галатам 3:19-29
Ключевой стих 3: 21
«Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона».
Здравствуйте! Я очень рад продолжать с вами изучать Слово Послание к Галатам. Самое главное в христианстве – это Евангелие. Послание к Галатам – это книга, которая подтверждает суть Евангелия спасения, Евангелия Царства Божьего. В предыдущем отрывке мы изучали вечное обетование. Мы получили спасение и Святого Духа и наследства не по нашим добрым делам, а по обетованию Бога. Послание к Галатам также определяет отношение между законом и благодатью. Стих 11 уже сказал, что законом никто не оправдывается пред Богом, и стих 17 говорит, что закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет обетований. Тогда что такое закон? И какую роль он играет для нас? Сегодня мы узнаем об этом. Пусть Святой Дух даст нам откровение, чтобы мы укрепились в Евангелии.
I. «по причине преступлений» (19-22)
Духовно молодые верующие могут думать, что закон противостоит благодати. Но это не правильно. Бог дал благодать, и затем, Он же, дал закон против благодати? Бог не может противоречить Себе. Бог дал нам закон, чтобы совершенствовать благодать. Закон служит благодати. То есть закон существует для благодати. Сегодняшнее слово свидетельствует об этом. Взгляните на стих 19. «Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому [относится] обетование». Закон дан после по причине преступлений. Когда нет преступлений – нет и закона. В Дании, в одном городе, когда в тюрьме не остается ни одного заключенного, над тюремной вышкой вешают белый флаг. Однажды, целый год висел белый флаг, а единственный полицейский подрабатывал в супермаркете, продавая Coca-Cola. Тогда, можно ли сказать, что у них нет закона? Закон есть, но нет преступников, поэтому, кажется, что закона нет. Десять заповедей – это не первый закон. Закон был у нас с самого начала: закон природы и закон совести. Но, когда люди начали нарушать закон, тогда Бог дал закон в письменной форме. Когда мы живём в Украине спокойно, мы не знаем закона. Но когда мы совершаем преступление, многие законы активируются против нас. Адам в Эдемском саду имел совершенную свободу. Бог дал ему дополнительно заповедь, чтобы он вечно сохранил эту свободу.
В Австралии на одном пастбище пасутся 5-10 тысяч коров. Они сами, без пастуха, ходят на пастбище и вечером возвращаются на ферму. Это очень интересная картина. Но если посмотреть поближе, мы можем увидеть, что они огорожены тонкими проводами под напряжением. Закон похож на эту ограду. Закон ведёт нас в самое безопасное место, то есть к Богу. Во-вторых: закон – это зеркало, которое показывает нам святость Бога и наш грех. Часто лучше не смотреть в зеркало, потому что оно показывает нас, но не может исправить. Зеркало не может омыть нас. Оно бессильно. Оно обвиняет меня, обнаруживая мою немощь, мои ошибки и мою ложь, но не в силах решить эти проблемы. Тогда, что будет дальше. Человек падает ниже и ниже из-за закона, потому что человек отчаивается, считая себя безнадёжным и испорченным. Мы не можем спастись законом. Но нельзя говорить, что закон не нужен. Перед законом мы становимся смиренными и кроткими. Мы больше не осуждаем других, наоборот мы начинаем с милостью относиться друг к другу. «Господи, помилуй меня!» – это самая главная роль закона.
Библия говорит, что Евангелие благодати намного превосходит закон. «и преподан через Ангелов, рукою посредника. Но посредник при одном не бывает, а Бог один». Обетование благодати получены прямо от Бога, от первоисточника. Поэтому оно является совершенной истиной. Но закон дан через двух посредников. Поэтому даже статус закона намного ниже. То, что Бог прямо дал нам с самого начала, самое главное и драгоценное, первичное – это любовь и обетования благодати. То, что Бог дал дополнительно, через посредника – это закон.
Взгляните на стих 21. «Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона». Закон не может быть вечной, совершенной истиной нашей жизни. Он не может заменить обетования. Законники хотели ставить закон на место обетований. Но святой Павел четко отвергал их учение и провозглашал, что закон действует только до пришествия Иисуса Христа, для того, чтобы вести нас к Иисусу.
Взгляните на стих 22. «но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа». Здесь слово «Писание» означает Ветхий Завет, то есть закон. Закон заключил всех под грехом. И сейчас, кто не верит в Иисуса Христа, тот заключен под стражею закона. Они боятся всего и живут в осуждении. Например: «Я заболел, потому что нарушил воскресенье» или «Я потерпел ущерб, потому что не отдал десятину», «Ребёнок заболел, потому что я не ходил на приглашение». Всегда в сердце чувство вины, и постоянное страдание в тюрьме закона. Это очень жалкие люди. Однако, не в этом цель закона. Нам не надо оставаться в оковах закона. Наоборот, нам надо любить и служить Богу в благодати. Закон не для того, чтобы мучить и убивать нас. Закон тоже для нас. Его цель дать нам благодать, благословения, обетования. Поэтому теперь нам не надо относиться к закону со страхом. Наоборот, с любовью к Богу и с благодарением.
II. Те, кто облеклись во Христа (23-29)
Взгляните на стих 23. «А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере». «До пришествия веры» – значит до того, как мы приняли веру. Человек не принимает Иисуса из-за гордости, самоправедности или предубеждений. Он заключен под стражей закона. Среди нас есть люди, которые до сих пор под стражей закона, они ещё в духовном детстве. Они живут только для себя, но приходят на богослужение, боясь, что если не придут, то Бог накажет меня. Тогда, кто они? Это люди, находящиеся под стражею. Это их духовный уровень. Тогда, что такое: время веры? Это после того, как Иисус пришел в их сердце. Когда пришла вера, они становятся свободными во всех отношениях. Исчезает страх, чувство вины, они даже не боятся смерти, болезни, и не боятся поражений. Они уже стали духовно взрослыми и им уже не нужно жить под законом. Слово «вера» в оригинале идёт с артиклем, указывающим не просто веру, а конкретную «эту веру» – «the faith». Это значит, вера в Иисуса Христа. Люди имеют различную веру. И разной верой делают свои дела. Но святой Августин сказал так: «вера, которая не ведёт человека к Иисусу, – это колдовство». Вера приходит от креста Иисуса. Вера показывает нам милость Бога, Иисуса Христа, Который умер за меня на кресте. Эту веру Святой Дух даёт мне и совершает моё спасение. После пришествия этой веры нам не нужен закон.
24-й стих хорошо объясняет роль закона. «Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою». В Римской Империи у богатых римлян обычно был раб, которому доверяли присмотр за детьми. Они очень строго воспитывали детей хозяина. Они запрещали им общаться с плохими детьми. Они должны были каждый день сопровождать ребенка в школу и приводить его домой. Они не мог учить ребёнка, и не могли дать ребёнку ничего хорошего. Но одно они могли, ограничивать от плохого пути. Если мы смотрим на закон, в большинстве он говорит: «не делай». Дети не могут самостоятельно различить доброе и плохое. Поэтому закон указывает, контролирует, ограничивает, наказывает так, чтобы человек пришел к Иисусу, к вере. В этом роль закона. Но после того как к нам приходит вера, мы уже не нуждаемся в детоводителе. По вере в Иисуса Христа, мы все становимся полноценными детьми Божьими. В стихах с 22-го по 26-й слово «вера» повторяется 6 раз.
В стихах с 26-го по 29-й очень хорошо описываются христиане.
Во-первых: христиане – дети Бога. Все и каждый – драгоценны. Они были рабами сатаны, закона, греха, но теперь стали детьми Бога. Теперь им не нужно страдать в порабощении.
Во-вторых: они – во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Все они умерли вместе с Иисусом. Верующий – это тот, кто похоронил своё «Я» Каждый верующий имеет свою могилу. Их прошлое «Я» уже не существует, поэтому они совершенно свободны. Они умерли в законе и живы в благодати. И все они облеклись во Христа. Одежда указывает на статус человека. Раньше люди одевались строго в соответствии со своим статусом. Была одежда для свободного и для раба. Одежда для наёмников, и одежда для детей. И также была одежда до брака, и одежда в браке. Но, мы облеклись во Христа, и стали как Иисус Христос. Мой путь стал одинаковым с Иисусом. У нас новый статус, новая жизнь, новый путь и вечное Царство Бога. Кто такие «мы»? – те, кто облеклись во Христа. В этом у нас нет никакого отличия. Мы стали одним в Иисусе Христе. В Иисусе нет уже иудея, ни язычника; нет украинца и нет вьетнамца; нет черного и нет белого; нет раба, ни свободного, нет мужеского пола, ни женского. Всё это уже похоронено, поэтому все мы одно во Христе Иисусе.
В-третьих: мы – семя Авраама. «Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники». Это говорит о том, что мы – дети обетования. Мы – те, кто получил спасение, по обетованию, данному Аврааму. То есть, мы избраны Богом по благодати и мы – наследники Его Царства. Аминь.