ДА СВЯТИТСЯ ИМЯ ТВОЁ (Евангелие от Матфея 6:5-15)

Евангелие от Матфея 6:5-15
Ключевой стих 6:9

«Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое».

На прошлой неделе мы слушали проповедь о прощении грехов. Иисус имеет власть прощать грехи. Он простил паралитику все его грехи и дал ему новую жизнь. Проблема греха является самой главной проблемой человека. Она серьёзней, чем болезнь или инвалидность, серьезней, чем проблема хлеба и одежды, серьезней даже проблемы женитьбы и замужества. Грех – это первоочередная проблема каждого человека, которую нам надо решать. Иисус пришёл в этот мир, чтобы дать нам прощение грехов. Иисус полностью решает нашу проблему греха. Я верю, что те, кто позавчера читали свои свидетельства на собрании, получили полное прощение грехов и полноту радости в Иисусе. Слава Иисусу.

В сегодняшнем слове Иисус учит: как нужно молиться. Иисус сказал: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое». Иисус хотел, чтобы Его ученики не стали формалистами и лицемерами, а имели глубокие и правильные отношения с Небесным Отцом, и могли победить этот мир через молитву. Я молюсь, чтобы по этому слову каждый из нас обновил свою молитвенную жизнь. Я молюсь, чтобы молитва стала нашей электростанцией, чтобы мы могли победить этот мир и исполнить волю Бога.

I. Отношение к молитве (5-8)

Взгляните на стих 5. «И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою». Как нам нужно молиться? Во времена Иисуса довольно часто можно было встретить какого-нибудь религиозного фарисея или книжника, который молился на улице. Они выбирали место, откуда их хорошо видно и слышно и произносили красивые молитвы в высоком стиле. Люди считали их очень духовными. Но Иисус сказал, что они лицемеры. Это не была молитва, потому что слова лицемера направлены не к Бог, а произносились перед людьми, чтобы получить признание и похвалу от людей. Молитва – это личное общение с Богом. Молитва очень важна для человека. Молитва является для нас источником сил. Подобно тому, как Слово Бога является духовным хлебом, молитва является нашим духовным дыханием. Если человек начинает редко дышать, он слабеет, и может потерять сознание. Точно также, без молитвы наша духовная жизнь становится бессильной. Мы постоянно и регулярно дышим, и точно также мы нуждаемся в постоянной, регулярной молитвенной жизни. Если наше тело получает физические нагрузки, мы должны чаще дышать, точно также, когда мы имеем духовные трудности, мы должны чаще молиться. В Евангелиях мы видим, как Иисус постоянно уходил в уединённое место и там молился (Мф.14:23, Мк.1:35, Лк.6:12). В Деяниях, мы видим, что ученики Иисуса также вели регулярную молитвенную жизнь (Деян.3:1, 6:4, 10:9). Наша молитва также должна быть постоянной. Молитва – это дар Бога для нас, потому что через молитву мы получаем новые духовные силы, новую радость. В молитве мы получаем утешение от Бога и направление Бога. В молитве мы каемся и получаем прощение грехов. В молитве мы прославляем Бога и просто общаемся с Ним.

Посмотрите на стих 6. «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Истинная молитва – это молитва наедине с Богом, в тайне. Такую молитву Бог принимает и воздаёт. Это слово не значит, что мы не должны молиться по двое. Иисус сказал: «ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:20), и в Деяниях описано, что совместная молитва имеет очень сильное влияние (Деян.4:31, 12:5,12, 16:25). Иисус подразумевает, что молитва должна быть не перед людьми, а только перед Богом. Кроме этого, Иисус говорит о важности личной молитвы. Мы молимся по двое или вместе в колене и в церкви, мы молимся вместе дома в семье, но каждый человек должен иметь время для личного общения с Богом. Духовный рост человека измеряется продолжительностью именно его личной молитвы. В наше время молодые люди чаще всего входят в свою комнату и затворяют дверь, чтобы в тайне общаться со своим ноутбуком, MP3-плеером или IPAD. Иисус говорит: «войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне». Без молитвы наша жизнь становится пустой.

Иисус предостерёг ещё об одной проблеме. Посмотрите на стихи 7, 8. «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него». Иисус учит, что в молитве не нужно говорить лишнего. Язычники (то есть люди, которые не знают живого Бога, а поклоняются идолам и каменным богам), очень часто в молитве произносят слова, которых даже сами не понимают. Они произносят их просто для того, чтобы украсить свою просьбу. Они думают, что чем дольше я молюсь, тем лучше. Поэтому начинают повторять всякую ерунду. Они думают, что чем больше они говорят, тем лучше. Тем больше вероятность, что их бог ответит. 50 раз повторить или 100? – конечно 100. Но Иисус говорит, что даже один раз сказать Богу – более чем достаточно. Посмотрите ещё раз на стих 8: «ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него». Бог прекрасно знает, в чем мы нуждаемся, ещё до того, как мы начали просить. Поэтому мы не должны обращаться к Богу как язычники. Через изучение Библии, мы уже знаем Бога, поэтому наша молитва должна быть совершенно другой.

II. Содержание молитвы (9-15)

Посмотрите на стихи с 9-го по 13-й. Давайте прочтём эту молитву. «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь».

Молитва, которую дал Иисус, состоит из нескольких конкретных тем молитвы. Давайте разберёмся глубже.

Во-первых, Иисус учил обращаться к Богу, «Отец наш». Во время Ветхого Завета люди обращались к Богу: Всемогущий Бог или Господь (по-еврейски это Элогим, Эл-Шаддай, Саваоф и др.). Никто тогда не называл Бога – Отцом. Иудеи знали Бога, как Всемогущего Творца неба и земли. Бога, Который сотворил всё своим словом. «Да будет свет, твердь, суша, флора, солнце, луна, звезды, рыбы, птицы, животные и человек. И стало так». Они верили, что жизнь каждого человека в руках Бога. Они знали, что Бог – свят. И если кто-нибудь в своей грешной природе встретит святого Бога, он мгновенно умрёт. Они имели такое сильное благоговение перед Богом, что не использовали обычно его имя «ЯХВЕ», а применяли к Нему кодовые имена. Но Иисус учил говорить: Отец. Как они могли это сделать? В Евангелии от Иоанна 1:12 сказано: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими». Иисус отдал Своё тело на крест и пролил Свою кровь, чтобы купить нам привилегию называть Бога – Отцом. Мы теперь дети Божьи. И мы имеем абсолютно все привилегии как дети Божьи. Мы можем обращаться и просить Бога как Его дети.

Бог – Отец всех нас: украинцев, русских, вьетнамцев, корейцев, сирийцев, нигерийцев. В крови Иисуса мы братья и сестры, а Бог – наш Отец.

Во-вторых: да святится имя Твоё. Посмотрите ещё раз на стих 9. Первая тема молитвы: «Да святится имя твоё». Обычно люди молятся очень эгоцентричными молитвами: Боже дай мне то, дай мне это. Дай мне сдать этот экзамен, дай мне хорошую работу, срочно пошли мне автобус, пошли мне хорошего мужа. Но Иисус учил Богоцентричной молитве: да святится имя Твоё, да придёт царствие Твоё, да Будет воля Твоя. Нашей самой горячей молитвой должно быть, чтобы имя Бога святилось. Прославить Бога должно быть нашим самым сильным стремлением. Отец, да святится имя Твоё в моей семье. Да святится имя Твоё в нашей церкви. Да святится имя Твоё в Юридической Академии. Да святится имя Твоё в Одессе и на Украине. Когда мы живём ради славы Бога, имя Бога святится во всех, кто рядом с нами.

В-третьих: да придёт Царство Твоё, да будет воля Твоя. Со времени грехопадения этот мир является полем боя между Богом-Творцом и дьяволом. Бог послал Великого Царя, Иисуса, чтобы разрушить дела дьявола и восстановить Божье царство. Когда мы принимаем Иисуса своим Спасителем-Царём, мы получаем спасение от власти дьявола и становимся детьми Божьими. Однако, битва ещё не окончена. Она идёт здесь и там по всему миру. Иисус призвал нас, чтобы мы жили как духовные солдаты, которые сражаются молитвой и провозглашением Его слова. Так царство Бога распространяется.

Иисус учил молится, да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Перед крестом Иисус Сам молился: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк.22:42). Воля Бога должна исполниться, прежде всего, во мне, поэтому это очень трудная молитва. Мы часто забываем волю Бога и думаем только о том, что нам нужно, чтобы сбылась наша воля. Но нужно оставить свою волю. Миссионеры, молясь: «да будет воля Твоя», оставляют родину, уютный дом, обеспеченную стабильную жизнь, и едут в чужую страну, чтобы проповедовать Евангелие гордым и эгоистичным студентам. Мы молимся сейчас за библейскую академию, за проповедников пастырь Терезу, пастыря Гену, пастырь Эстер и пастырь Ханну, за пастыря Иоанна и его маму, за проповедь и приглашение первокурсников, – всё это «да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе».

Взгляните на стих 11. «хлеб наш насущный дай нам на сей день». Мы должны не только просить, а и верить, что Бог даёт нам хлеб насущный на каждый день. Иисус никогда не волновался о вопросе хлеба, Его интересовало только дело Бога. Поэтому, если мы много сил тратим, чтобы решить финансовые вопросы это не значит, что мы сможем себя прокормить. Но если мы отвечаем за дело Бога, то Бог отвечает за все наши дела. В Евангелии от Матфея 6:33 Иисус пообещал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам».

Посмотрите на стих 12. «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Как поступает человек, когда другой причиняет боль или страдание? Обычно мы сразу обижаемся. И бывает, осознанно или неосознанно, храним обиду долгое время и мстим. А когда мы сами согрешили и каемся, мы очень легко приносим свои грехи к Иисусу и сразу получаем прощение. Но здесь мы видим, что наше прощение грехов и наше прощение к другим очень связаны. В стихах 14, 15 Иисус дополнительно объяснил: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Божье прощение грехов – самое необходимое для нашей жизни, потому что грехи отравляют душу человека и делают его врагом Бога. Грех ведёт нас к гибели, и уничтожат нас, как проказа съедает тело прокажённого. Нам нужно прощение, поэтому мы тоже должны простить.

Грех похож на долг. В Евангелии от Матфея, в 18-й главе, Симон Пётр спросил у Иисуса так: «Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?» (Мф.18:21) Тогда Иисус отвечал: «не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз» (Мф.18:22). Это значит, что нужно до конца прощать согрешающему против нас. Иисус рассказал притчу об одном злопамятном слуге. Один слуга был должен царю 1000 талантов. Если бы он продал всё, что у него было: всё имение, дом, даже жену и детей, он всё равно не смог бы уплатить долг. Он не мог сделать этого, даже работая всю жизнь. Но к счастью, царь простил своему слуге весь этот долг. Но этот слуга, найдя на обратном пути одного своего должника, который был должен ему 100 динариев, схватил его за шею и начал душить, крича: «Отдай мне мои деньги!» Хотя должник умолял его о милости, но этот слуга посадил его в темницу. Услышав это, царь призвал его и сказал: «злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» (Мф.18:32,33) Разгневавшись, царь отдал слугу истязателям, пока не отдаст ему всего долга. После этой притчи Иисус сказал: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф.18:35).

Долг в 100 динариев означает грехи брата против нас, а долг в 1000 талантов – наши грехи против Бога. Как Библия говорит: «нет праведного ни одного; все согрешили и лишены славы Божией» (Рим.3:10,23). Все грешники перед Богом должны были уплатить свой долг за свои грехи. Но никто не мог сделать это. Тогда наш милосердный Бог, возлюбив нас, отдал нам Своего Единородного Сына Иисуса. Иисус Христос был осуждён и страдал вместо нас, и умер на кресте за наши грехи, пролив Свою кровь. На кресте Иисус простил всех нас, молясь так: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23:34а). Иисус простил все наши грехи, поэтому мы должны прощать до конца братьям, согрешающим против нас. Своими силами мы не можем простить ни одного человека, но благодаря Иисусу Христу, простившему все наши грехи, теперь мы можем прощать других от всего сердца и активно любить. Также мы можем с дерзновением молиться Богу о прощении наших грехов. Наш Небесный Отец – милосердный Отец, Который прощает нам наши грехи, и делает нас Божьими людьми, прощающими других братьев и сестёр во имя Иисуса.

Давайте прочтём стих 13. «и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь». Мир полон зла и «диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет.5:8). Никто не может устоять против искушений сатаны. В такой ситуации мы беспомощны. Но Бог даёт молящемуся духовную силу одержать победу над искушениями и лукавым. Сатана не спит, и старается искусить нас похотью, деньгами, славой, гордостью и духом противления. Но тот, кто знает свою духовную немощь и слабости, молится за защиту от искушений и за избавление от лукавого.

Бог дал мне это слово, чтобы моя молитвенная жизнь восстановилась. Из-за суеты, работы и различных забот я стал всё меньше молиться. Я молился с другими и с семьёй, но я начал пренебрегать личной молитвой и иногда даже несколько дней подряд не молился лично (утром вскакивал, опаздывая на работу, на работе занят целый день и вечером моментально засыпал без молитвы). Поэтому я стал духовно истощенным, я чувствовал себя духовным зомби. Мне было трудно терпеть, прощать, принимать, любить. Наоборот, я стал злым как фарисей, агрессивным, невоздержанным. Мне было тяжело выполнять миссию. Перед тем как изучать это слово с пастырями, целый день у меня не было времени молиться, поэтому мне было очень трудно, я не имел ясности. Но через 2 дня я изучал с пастырем Алексеем и Бог дал мне возможность много готовиться в молитве, поэтому изучение было очень ясным и благодатным. Святой Дух пребывал с нами. Я каюсь, что пренебрегал личной молитвой. Я принял решение снова минимум 3 раза в день иметь время для личной молитвы, чтобы духовно бодрствовать и иметь силы победить этот мир. Я молюсь, чтобы наша молитва стала источником пробуждения в одесских ВУЗах и во всём мире. Отец Наш, Да святится имя Твоё.