ПОСТУПАЙТЕ ДОСТОЙНО ЗВАНИЯ, В КОТОРОЕ ВЫ ПРИЗВАНЫ (Послание к Ефесянам 4:1-3)

Послание к Ефесянам 4:1-3
Ключевой стих 4:1

«Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны».

За последние время Господь через Свое святое Слово даровал нам очень много благодати. Мы узнали о бесконечной любви Бога к каждому из нас; узнали о серьезности и опасности греха в нашей жизни; узнали, почему верующие должны иметь молитвенную жизнь, как правильно молиться, и какая молитва угодна Богу. Тема сегодняшней проповеди звучит так: «Поступайте достойно звания, в которое вы призваны». Я молюсь, чтобы через эту проповедь каждый лично увидел себя перед Богом, понял, о каком великом звании говорит Павел, и узнал, какими качествами должен обладать человек веры, чтобы поступать достойно звания, в которое призван.

I. Я, узник в Господе (1а)

Посмотрите, пожалуйста, на стих 1а: «Итак, я, узник в Господе». В этом стихе Павел называет себя узником. И на самом деле, когда Павел писал это послание, Он находился в римской тюрьме. Но Павел говорит не о тюремных узах, которые его сковывают, а об узах, которые он добровольно принял, об узах от Иисуса Христа. Через слово: «я, узник в Господе», – Павел открывает нам, что он, и вся его жизнь, неразрывно связаны с Господом Иисусом Христом, и он уже не принадлежит самому себе, напротив, он полностью принадлежит Господу, и во всем стремится угодить Ему. Павел жил и поступал так, как ему повелевал Господь. Он не следовал за своими желаниями, чувствами и эмоциями. Он не поступал так, чтобы угодить людям, и получить признание от мира. Он не делал того, что было бы выгодно или удобно ему. В послании к Галатам Павел пишет: «Я, сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал.2:19,20). Аминь. Через эти слова Павла, мы можем учиться, какой жизнью должен жить человек веры, человек Бога. Библия открывает нам, что когда мы приняли Иисуса своим Спасителем, Искупителем, Управителем и Господом всей нашей жизни, то мы уже не принадлежим себе. Многие люди, не зная этой истинны, думают, что жизнь верующего принадлежит только ему одному. Например, моя мама не понимает, почему я всегда на первое место ставлю дело Бога, а не её дело или дело семьи. Она не знает, что означают слова Павла: «я, узник в Господе». А когда я пытаюсь объяснить ей, она не хочет принимать, потому что живет по мирским понятиям и взглядам, считая, что жизнь человека должна принадлежать только ему. Но это не так! На самом деле, истина в том, что мы не принадлежим сами себе, как думают многие, мы – или принадлежим Богу, или принадлежим сатане и миру. Третьего не дано. В Евангелии от Матфея и от Луки Иисус говорит об этом так: «Никакой слуга не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне» (Мф.6:24, Лк.16:13). Нам очень важно понять и принять эту истину. Потому что наш путь к обретению живой веры и личных отношений с Господом, в первую очередь, лежит через осознание того, кто я перед Богом, и через ответ на вопрос: «Кому я принадлежу, кому я служу, за кем я следую?» Найти ответ мы можем, смотря на жизнь Апостола Павла, истинного человека веры. Потому что пример его жизни вдохновляет нас, и учит отвергать свои мирские желания, планы, мечты, и следовать за нашим Господом Иисусом Христом всегда и везде. Если мы так поступаем, тогда наша жизнь веры всегда будет угодна Богу и принесёт много духовных плодов. Аминь.

II. Поступать достойно звания, в которое мы призваны (1б)

Посмотрите, пожалуйста, на стих 1б: «умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны». Павел не упрекает, не приказывает, и даже не просит, а умоляет верующих Ефеса, поступать достойно звания, в которое они призваны. Как вы думаете, о каком звании говорит Павел? Конечно, он говорит – о высоком звании христианина. Давайте подробнее рассмотрим, кто такой христианин, и что означает, носить звание христианина? В толковом словаре, содержится такое понятие христианина – это личность, верующая в Иисуса Христа, и в религию, основанную на Его учении. Но это понятие абсолютно не отображает истинное, библейское определение христианина. Но почему же, можете спросить вы меня? Ведь в этом понятии ясно говорится, что христианин – это тот, кто верует в Иисуса Христа, и так считают очень многие! Но в Послании Иакова, говориться, что «и бесы веруют и трепещут» (Иак.2:19). Вы знаете, что по данным социологических опросов в Украине 80% людей считают себя христианами. Если исходить из этих данных, то получается, что у нас очень духовное государство, и почти святые люди. Представляете! Так же, многие думают, что христианин – это тот, кто получил водное крещение и посещает церковь. Но в Евангелии От Луки говорится, что первым христианином попавшим в рай, был не крещенный разбойник. А большинство современных верующих посещает церковь только 4 раза в год, на основные христианские праздники, то есть формально. Так же, многие считают, что истинный христианин – это тот, кто имеет большой духовный авторитет, например, как сейчас лидеры больших церквей. Но вспомните, кто распял Иисуса. Именно те, кто в то время имел очень большой авторитет – это были духовные лидеры Израиля. Мы сейчас живём в такое время, когда люди, называющие себя христианами, осознанно и бессовестно грешат, думая, что Бог добрый, всё простит. Но мы не должны подражать им и жить такой жизнью, ибо в 1-м послании Коринфянам Господь явно говорит нам: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют?» (1Кор.6:9). Тогда, кто же такой – истинный христианин? Через Евангелии от Иоанна Иисус говорит нам: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте» (Ин.14:1). И В 1-м послании Иоанна написано: «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1Ин.2:6). Аминь. Эти слово Бога открывают нам, что истинным христианином может называться только тот – кто всем своим сердцем верует в Бога Творца, как в своего Небесного Отца, и в Иисуса Христа, как в своего личного Господа и Спасителя. Так же, истинным христианином может называться только тот – кто в своей жизни веры всеми своими силами, помыслами, словами и действиями, подражает Господу Иисусу Христу. Аминь. Для нас самым лучшим примером истинного человека веры и христианина является пример учеников Иисуса. Поэтому, я абсолютно уверен, что звание христианина, о котором говорит нам Павел – это звание быть учеником Иисуса Христа. Аминь. Мы должны знать, что своими силами, знаниями или умениями, мы не можем приобрести себе это звание. Только Бог, по Своей великой милости и благодати, через Свой личный призыв, через Иисуса, может даровать нам это великое звание христианина. Поэтому Павел сердечно молился за верующих в Ефесе, и также сердечно он обращается сейчас и к нам, умоляя нас жить жизнью веры, достойной звания, в которое мы призваны. Аминь.

III. Божьи добродетели (2)

Посмотрите на 2-й стих, давайте причитаем его вместе: «Со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью». Павел уверен, что человек, который считает себя истинным христианином, должен, во-первых, во всём подражать Христу, во-вторых, жизнь такого человека должна быть наполнена Божьими добродетелями. Что Павел имеет в виду? В общепринятом понятии, добродетель – это есть, всякое слово, дело и помышление, не противоречащее законам, то есть, если по-простому – это добрые дела человека. Но мы должны знать, что Божьи добродетели это не просто добрые дела, звания или достоинства человека. Это качества жизни верующих, при которых, все их помышления, слова, желания и поступки, направлены только к одной цели, чтобы прославить имя Бога Творца, исполнить Его святое Слово, и принести угодные Богу плоды своей жизнью веры. Еще мы должны знать, что в Библии говорится не о человеческих, а именно о Божьих добродетелях, что свидетельствует нам о присутствии и активном участии Святого Духа в жизни тех людей, кто обладает этими добродетелями.

Давайте ещё раз посмотрим на 2-й стих. Павел к основным Божьим добродетелям относит: смиренномудрие, кротость, долготерпение и любовь. Павел считает, что эти Божьи добродетели являются крепким фундаментом веры, и сияют, как драгоценные камни в жизни тех христиан, кто их обретает. Поэтому давайте рассмотрим каждый из них подробнее.

Во-первых, смиренномудрие. В античном мире слово «смиренномудрие» несло в себе оттенок слабости и посредственности. Древние греки презирали людей стремящихся к смиренномудрию. Но христианство определило смиренномудрие, как жемчужину среди всех добродетелей. Первые слова Иисуса в Нагорной проповеди звучат так: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф.5:3). Сам Иисус показывает нам пример величайшего смирения, когда Он безвинно страдал на кресте, терпел невыносимые муки, издевательства и унижение грешников. И при этом в Его сердце не было ненависти или гнева. Напротив, умирая на кресте, Господь молился: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23:34). По своей грешной природе все люди в мире не отличаются смирением, а наоборот: горды, высокомерны и презрительны к другим. Большинство людей любят хвалиться собой, своими достижениями, престижной работой, новой дорогой машиной. А если у них нечем хвалиться, то они найдут причину, чтобы унизить других, чтобы на их фоне выглядеть лучше. Даже многие христиане, стараясь не гордиться собой, всё же в глубине души считают себя лучше других. Особенно, когда идёт борьба за лидерство в церкви, и выяснение, кто более духовный и достойный. Путь к обретению смиренномудрия – лежит через осознание себя страшным грешником перед Святым Богом. Когда мы честно и беспристрастно смотрим в лицо нашим слабостям и грехам: эгоизму, материализму, похоти, жадности, неудачам в работе, в служении, в отношениях с людьми. Когда мы без прикрас и самооправдания предстаём перед Всемогущим и Святым Богом, и видим всю свою греховность, недостойность, бесполезность, и что у нас нет ни малейшего повода хоть чем-то гордиться или возвышаться над другими людьми. Только тогда, к нам приходит смиренномудрие. И мы, подражая Иисусу, можем смиренно нести наш крест, и прославлять Бога за всё. Аминь.

Вторая великая христианская добродетель – это кротость. Иисус в Евангелии От Матфея сказал: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф.11:29). Также в Нагорной проповеди Господь говорит: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф.5:5). Кроткий человек это тот, кто может обуздывать свой грешный характер, свой нрав, подчиняя свои желания и эмоции воле Бога. Кротость – это когда мы побеждаем свою раздражительность, недовольство, гнев и другие отрицательные чувства. Кроткий человек  является хозяином своих эмоций и страстей. Мы живем в мире полном стрессов и суеты. Ежедневные проблемы, занятость и усталость иногда приводят к тому, что мы уже не можем контролировать свои эмоции. И какой-нибудь пустяк легко может стать последней каплей и причиной конфликта и ссоры. Особенно часто это бывает между близкими людьми: в семье или в церкви. Мы часто оправдываем себя, что мы очень устали, что у нас серьезные проблемы и заботы, поэтому мы так злы, раздражительны и нетерпимы. А тот человек, кто стал объектом нашего гнева, сам виноват. Но на самом деле это только наши попытки оправдать свой непокаянный грех. В книге Чисел мы видим хороший пример кроткого человека Бога: «Моисей был человек кротчайший из всех людей на земле» (Числ.12:3). Во время Исхода Моисей вёл за собой больше миллиона человек, у которых было ещё имущество и домашний скот. Все они часто роптали из-за своего рабского характера, обвиняли Моисея, требовали от него пищи и решение своих насущных проблем. Моисею было очень непросто служить этому народу в течение 40-ка лет. За их ропот и неверие даже сам Господь хотел несколько раз уничтожить их раз и навсегда. Но Моисей не впадал в отчаяние и не позволял себе раздражительности или гнева. А наоборот, всегда с истинно пастырским сердцем он заботился и молился о Божьем народе и уговаривал Бога сохранить им жизнь. Таким образом, мы можем учиться истинной кротости на примере жизни Моисея и Иисуса. Аминь.

Третья добродетель, о которой пишет Апостол Павел – долготерпение. Это слово имеет два значения. Первое значение говорит о человеке, который никогда не сдаётся перед жизненными трудностями и невзгодами. Но терпеливо переносит все страдания, смиренно уповая на Бога. Библия открывает нам, что долготерпение – это плод Святого Духа. Долготерпение помогает верующим не сломаться во время разочарований и проблем в мире, и во время духовного воспитания и тренировок от Бога. Истинный христианин должен, несмотря ни на какие обстоятельства, до конца уповать на Бога, и полностью доверяя Ему свою жизнь. Тогда, за своё долготерпение, верующие получают награду от Бога и пожинают плоды победы. Хорошим примером человека долготерпения для нас является царь Давид, который был помазан Богом на царство, когда был ещё совсем мальчиком. Но в то время царём был Саул, который, атакуемый нечистыми духами и движимый мирским желанием сохранить за собой царский престол, неоднократно пытался убить Давида. Давид терпел много гонений, страданий, лишений и трудностей. Несколько раз он был на волосок от смерти. И у него несколько раз даже была возможность убить Саула, чтобы самому стать царем Израиля, но он не сделал этого. Давид терпеливо ждал, полностью полагаясь на волю Бога. В конце концов, Господь Бог Сам поставил Давида царём и сделал его царство могущественным и процветающим. И даже по сей день время царствования царя Давила считается самым великим и благодатным временем в истории израильского народа. Более того, Бог дал Давиду обещание, что через его потомков в мир придёт Мессия, Спаситель, Христос. И совершил так по Своему слову. Аминь.

Также, есть второе значение слова долготерпение, оно касается наших отношений с другими людьми. Это такая черта человеческого характера, когда мы можем терпеливо разговаривать с неприятными людьми, без злобы, жалобы и раздражения сносить обиду, выносить оскорбления, клевету и унижения от людей. В Библии очень часто встречается слово долготерпение. Особенно часто говорится о долготерпении Божием. Во 2-м послании Петра мы читаем: «И долготерпение Господа нашего почитайте спасением» (2Пет.3:15). Если бы Бог поступал по нашей человеческой природе, то Он, во гневе и раздражении давно бы уже уничтожил всех нас и этот мир. Но Господь Бог терпеливо ждёт, давая каждому человеку в мире возможность вернуться к Нему с покаянием. Аминь! Через Евангелие От Матфея Иисус учит нас прощению: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6:14,15). Поэтому нам также нужно учиться прощать и терпеливо сносить недостатки и грехи других людей, не осуждая их, и не желая им зла. Мы, как слуги Бога, должны молиться за них, чтобы они пришли к Господу с покаянием, и познали истинную Божью любовь. Аминь.

Четвертая христианская добродетель – это любовь. И не просто любовь, но снисходительность с любовью. Господь Иисус оставил Свой небесный престол и пришёл к нам грешникам. Он жил, общался, служил таким грешникам, которых презирали и отвергали большинство людей. Мытари, прокаженные, всевозможные больные приходили к Иисусу. И Он никого не отвергал, а наоборот, принимал их с любовью и снисходительностью. Иисус не осуждал их за грехи. Он любил и любит всех. Также и сейчас Иисус не осуждает и любит нас. У древних греков было четыре слова для обозначения любви. Во-первых, эрос – обозначало плотскую любовь между мужчиной и женщиной. Далее – филиа, любовь представляющая чувство привязанности к тем, кто нам очень дорог. Например, давние и хорошие друзья, знакомые. Потом – сторге, это семейная любовь, выраженная в привязанности к своей семье, родителям, родственникам. И, наконец – агапе – любовь, которая заключает в себе милосердие, жертвенность и неизменную благожелательность. Если мы любим кого-то агапе – это значит, что, независимо от того, что он сделает и как поступит, он вызовёт у нас только желание его блага. Даже если он обижает или оскорбляет нас, мы к нему будем только сердечны. Такая христианская любовь не присуща людям. Агапе – это Божья любовь! Именно такой любовью Всемогущий Бог возлюбил всех грешников, и меня и вас, хотя мы этого совсем не заслуживали. Господь Иисус пришел в этот мир, полный греха и пороков, обитал с грешниками, служил им, и умер на кресте, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Это, Агапе Бога. Аминь! Есть ли у нас такая любовь? Можем ли мы любить тех, кто нас обижает, незаслуженно оскорбляет, унижает и презирает? Божья любовь – неизменна, она не зависит от обстоятельств, от окружающих людей, от нашего самочувствия или настроения. Божья любовь безгранична, бескорыстна, безусловна и вечна. Именно о такой христианской любви говорит нам Апостол Павел. Именно такой, истинной любви, учит нас Иисус. Поэтому нам нужно учиться у Иисуса, и горячо молиться, чтобы ради славы Бога, через действие Святого Духа, такая любовь, и смиренномудрие, и кротость, и долготерпение, наполнили нас, наши сердца и наши души. Аминь.

Слова Апостола Павла глубоко тронули моё сердце. Они помогли мне размышлять о себе, кто я перед Богом. Раньше я думал, что в мире я достаточно хороший человек, с небольшими недостатками, которые есть у большинства людей. Так же я думал, что в вере я не плохой христианин, с небольшими грехами, ну кто же без греха. Но сегодняшнее слово поставило меня перед Святым Богом, и показало мне, что я ничтожный, слабый и бесполезный грешник, и у меня нет ни одной Божьей добродетели, которая позволила бы мне носить высокое звание христианина, а всё что у меня есть, это только одни недостатки и грехи. Даже когда я писал эту проповедь и по невнимательности, не сохранив её, удалил половину, я сразу поддался грехам: гнева, раздражительности, сквернословия и осуждения, обвинив в случившемся того, кто был в этот момент ближе всего. Хотя я сам был виноват. Через это Бог ещё раз показал, что у меня нет смиренномудрия и кротости во Христе Иисусе. Но слава моему Господу и Спасителю Иисусу Христу, Который полон смирения, кротости, долготерпения и истинной Божьей любви. И Он не осуждает меня, и прощает всякий мой грех. Я хочу подражать Иисусу во всём, и учиться быть Его истинным учеником. Я молюсь, чтобы Святой Дух изменял моего внутреннего человека в человека веры, в человека Бога, чтобы я мог поступать и жить достойно великого звания христианина. Аминь.

IV. Единство духа в союзе мира (3)

Через четыре великие Божьи добродетели: смиренномудрие, кротость, долготерпение и Божью любовь, которые мы рассмотрели только что, под действием Святого Духа в человеке созидается ещё одна, пятая добродетель – мир Божий. Посмотрите, пожалуйста, на стих 3-й, давайте прочитаем его вместе: «Стараясь сохранять единство духа в союзе мира». Павел умоляет верующих, чтобы они старались сохранять единство духа в союзе мира, которое является отличительной чертой Церкви Христовой. В течение всего времени сатана пытается разделить Божью Церковь и разрушить дело Евангелия, постоянно насаждая в людях: гордость, зависть, нетерпение, ненависть, раздор, вражду и многие другие грехи, которые разделяют людей, забирают от них мир и делают их бессильными. Мы должны знать, что хотя мы и различны по роду, по характеру и по занятиям, но по средствам действия в нас Святого Духа мы все являемся единым Телом Христовым. Как в нашем теле дух всё объемлет и объединяет, так и в Церкви Божьей Святой Дух всех нас объединяет в одно тело, главою которого является Сам Господь Иисус. Поэтому мы должны всеми силами стараться сохранить это единение, живя в мире друг с другом. Павел в послании к Филиппийцам, говорит: «и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Флп.4:7). Аминь. Через это слово мы видим, как важно всем верующим иметь мир Божий и единение между собой. Потому что мир Божий, во-первых – является нашей надежной защитой от соблазнов, искушений и атак сатаны; во-вторых – соблюдает наши сердца и помыслы во Христе, являясь в нашей жизни веры крепким фундаментом для сохранения единства духа и Тела Христова; и в- третьих – является неотъемлемой частью Самого Бога, приближая наш образ к Святому образу Творца. Поэтому я молюсь, чтобы мы с вами, всеми своими силами, через горячую молитву, жертвенное служение, Божьи добродетели и постоянный духовный рост, смогли обрести единство духа в союзе мира для укрепления Тела Христова и возрастания Его Божьей Церкви. Аминь.

В заключение, Бог нашел каждого из нас, когда мы жили в грехе и погибали. Господь избрал нас из многих, даровав нам спасение и прощение всех наших грехов. Иисус призвал нас, недостойных грешников, следовать за Ним и быть Его учениками. Сам Бог Творец даровал нам милость называть Его своим Отцом, и благодать стать Его детьми. И как Своим чадам обещал нетленное наследие вечной жизни в Своём Небесном Царстве. Всё это – это наследие Божьего обетования для призванных и верных во Христе. Бог возлагает на нас Свою великую надежду – через нашу жизнь веры построить Божий храм, Божью Церковь, Божье Царство в нашей жизни и в жизни Божьих агнцев. Поэтому, мы должны всеми своими силами стараться поступать достойно звания христианина, чтобы через нашу жизнь прославилось Святое имя Бога и исполнилась Его Святая воля. Аминь.