КТО ИЗ НИХ БЫЛ БЛИЖНИЙ? (Евангелие от Луки 10:25-42)

Евангелие от Луки 10:25-42
Ключевой стих 10:36,37

«Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же».

На прошлой недели мы слушали проповедь пастыря Августина «Радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах». Мы узнали, что истинная радость – это быть учеником Иисуса и следовать за Иисусом. Тогда наши имена записаны на небесах, в книге жизни.

Сегодня мы будем изучать притчу о добром самарянине. Эту притчу знают и приводят в пример настоящей любви даже неверующие. Через это слово мы узнаем, кто является нашим ближним, и будем учиться практической Христовой любви к ближнему. Я молюсь, чтобы каждый из нас приобрёл такую любовь.

I. «и ты поступай так же» (25-37)

Давайте посмотрим на стих 25. «И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?»

Законник задал очень хороший вопрос. Если бы наши студенты задавались таким вопросом, у нас было бы 2000 изучений Библии 1:1 каждую неделю.

Законники были знатоками закона. Они знали закон наизусть, и могли цитировать целые главы из Писания. Знание закона было их гордостью.

Этот законник задал хороший вопрос, но у него был неправильный мотив. Он спросил, проверяя Иисуса. У него уже был ответ. Он хотел похвастаться перед Иисусом, показать себя, как он хорошо знает Писание.

Как Иисус ответил законнику? «Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?»

Посмотрите на стих 27. Законник сразу выпрямился и с гордой улыбкой процитировал: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». Это был очень правильный и исчерпывающий ответ. Точно так, как написано в Библии. Если бы это была пара по религиоведению, и его спрашивал бы преподаватель, то за такой ответ он получил бы сразу зачёт за семестр. Но это была не пара по религиоведению, и перед ним стоял не преподаватель, а Господь Иисус Христос. А Он не смотрит на наш талант, на наш ум, на то, насколько хорошо мы выучили отрывок из Библии. Но Иисус смотрит на то, есть ли это слово в нашем сердце, и повинуемся ли и живём ли мы по этому слову.

Иисус хорошо видел сердце и знал проблему этого законника. Что он только хорошо говорит устами, но его дела далеки от его слов. Поэтому «Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить».

Любить Бога и любить ближнего – это действительно суть Библии. Блаженный Августин сказал ещё проще: «Люби Бога и делай что хочешь». Но что значит любить Бога? Что значит любить ближнего?

В церкви все считают о себе, что любят Бога. Однако, довольно часто, это только красивые слова. Этот законник думал, что он любит Бога. Но когда Иисус поставил его перед совершенным словом Бога в реальной жизни, он сразу начал оправдываться.

Посмотрите на стих 29. «Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?» Вместо того, чтобы покаяться законник перевёл разговор в теологическое русло. Он спросил Иисуса: «а кто мой ближний?» В то время об этом слове были разные мнения и истолкования. Многие иудеи на это имели свой особый взгляд. Они считали себя избранным народом, и ближний иудея это только иудей. А все остальные это язычники, над которыми Бог совершает Свой праведный суд. Особенно они ненавидели самарян. Евангелие от Иоанна 4:9 говорит так: «Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются». У них не было ясного понятия, кто такой ближний, поэтому не было ближнего.

Для того, чтобы объяснить, кто такой ближний, Иисус рассказал ему притчу. «некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе».

События притчи происходят на дороге, которая ведёт из Иерусалима в Иерихон. Иерусалим это был город, в котором находился храм. Иерихон – это был город левитов и они ходили в Иерусалим, чтобы служить в храме в порядке своей очереди. Дорога между Иерусалимом и Иерихоном была очень извилистой и скалистой, и это было идеальное место для промысла разбойников. Из-за чего эту дорогу даже называли «кровавой дорогой».

На одного человека напали разбойники. Они избили и изранили его, так что он остался едва живим. В таком состоянии человек уже не может себе помочь сам, он истекает кровью, у него нет даже сил, чтобы звать на помощь, и он просто медленно умирает. Его единственная надежда, что кто-то поможет ему.

Посмотрите еще раз на стихи 31, 32. «По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо». Священник и левит это представители духовенства того времени. Их цель жизни служение Богу и служение словом Бога людям. Этим они занимаются с утра до вечера. От рождения и до смерти. В этом вся их жизнь. Каждый день они как пастыри и проповедники учат о любви Бога. И вот сейчас им дан реальный шанс практиковать эту любовь. Но на деле мы видим, что они поступают, даже не просто, как плохой священник. Их поступок, их бездействие на уровне разбойников, или даже хуже.

Тогда почему они так поступали? Они оправдывали себя.

Во-первых, видя этого человека они могли подумать, что он мёртв. А по закону нельзя прикасаться к мёртвому. В книге Числа 19:11 так говорится об этом: «Кто прикоснется к мертвому телу какого-либо человека, нечист будет семь дней».

Во-вторых, они могли говорить: «У меня нет времени заниматься этим человеком, я опоздаю на служение в храм» или «Я с раннего утра служил в храме, дома меня ждёт жена, дети, куча домашних дел… Пусть кто-то другой занимается этим агнцем».

У них были разные оправдания, но, на самом деле, это всё из-за отсутствия в их сердце любви к одной душе. Они хорошо знали закон, но не повиновались духу закона. Они не знали сердца Бога к одной душе. Они были гордыми, надменными и самоправедными. И не имели милости. Вся их любовь начиналась и заканчивалась на их языке.

Давайте дальше посмотрим на стихи с 33-го по 35-й. Один самарянин проезжая, увидел этого умирающего человека и сжалился над ним. Он очистил ему раны, возливая масло и вино, и перевязал их. Он посадил этого человека на своего осла, а сам пошёл пешком. Он привёз его в гостиницу, позаботился о нём, и на другой день, уезжая, заплатил содержателю гостиницы, чтобы тот заботился об этом человеке. И ещё обещал доплатить, по возвращению, если содержатель гостиницы потратит больше. Это всё говорит, что его служение не было формальным, он взял всю ответственность за этого человека на себя.

Священник и левит думали, что они любят Бога, но не служили ближнему. Но самарянин, который даже не имел права появиться в Иерусалимском храме, так жертвенно служил ему. Откуда у него такое? Как он мог так любить незнакомого человека? Я думаю, что это возможно только любовью Христа. Только когда человек исполнен любовью Бога, он может служить одному погибающему человеку. Только когда у человека есть крепкие отношения любви с Богом, он может так любить ближнего.

Давайте посмотрим на стихи 36, 37. Иисус спросил законника: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же». Иисус учил его практической любви к ближнему. Ближний этот тот, кто нуждается в нашей любви и служении.

Через это слово Господь открывает нам, кто является ближним для нас.

Во-первых, это все, кто нуждаются в этом. Все люди в мире нуждаются в Иисусе, в Его любви, в Его слове и в прощении грехов. Желание Бога, чтобы каждый человек в мире услышал благую весть Евангелия. Бог тоже дал нам видение всемирной миссии, чтобы мы могли нести Евангелие по всему миру.

Во-вторых, тот, кто встречается на нашем ежедневном жизненном пути является нашим ближним. Это могут быть одногруппники, сотрудники на работе, случайные люди, которые нуждаются в нашей помощи и любви.

В-третьих, наши ближние это те, для кого Бог призвал нас и поставил служить. Бог дал нам «campus mission», служение для студентов всего мира.

Иисус Христос стал Добрым Самарянином для нас. Разбойник сатана хочет убить нас, и ранит нас каждый день, через грех похоти, эгоизма, лени, гордости, зависти. Так что мы своими силами уже не можем ничего делать, только постепенно умираем. Наша надежда только, чтобы кто-то помог нам.

Иисус сжалился над нами, когда мы лежали полумёртвые и израненные грехами сатаны. Он нежно, с любовью, взял нас, обработал и излечил наши раны. Он позаботился о нас, и заботится и сейчас, до момента, когда опять придёт в славе во Второе Пришествие.

Такой же практической любовью как Иисус служит нам, Он хочет, чтобы мы служили нашим ближним.

Молюсь, чтобы мы оставили всякое законничество и формализм, и любовью Христа служили нашим ближним.

II.  «одно только нужно» (38-42)

Взгляните на стихи 38-40а. «В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении». Идя дальше по дороге Иисус зашёл в одно селение, в котором Его принимала одна женщина Марфа. Она была очень рада видеть Иисуса, и принимать в своём доме. В честь прихода Иисуса она решила организовать большой пир и готовила много вкусной еды.

У Марфы также была сестра Мария. Она тоже с большой радостью встретила Иисуса и когда Он начал проповедовать, она села у Его ног и слушала слово Иисуса.

Посмотрите на стих 40. «Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне». Лепя пельмешки на кухне, для Иисуса и Его 12-ти учеников, Марфа вдруг подумала: «Почему я здесь только сама стараюсь, служу, а Мария в это время наслаждается, ничего не делая. А Иисус на это даже не обращает внимание. Как Он так может?» Она с обиженным видом встала и пошла к Иисусу: «Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне». Обида Марфы была настолько большой, что она не просто сердилась на свою сестру Марию, но уже даже осуждала Иисуса: «Господи! или Тебе нужды нет». Таким образом Марфа разрушала отношения любви между ней и Иисусом, и открылся истинный мотив её действий и ограниченность её человеческой любви. Через служение Иисусу, она хотела показать себя хорошей, гостеприимной хозяйкой и много старалась для этого своими силами.

Тогда как Иисус ответил ей? Посмотрите на стихи 41, 42. «Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее». Иисус говорит, что Марфа заботится и суетится о многом, но за всем этим служением она забывает об отношении с Богом. Из-за различных служений у неё не осталось времени для слова Бога. Из-за этого, в итоге, разрушаются её отношения с Богом, и с ближними, потому что она теряет любовь и радость Божью.

Марфа могла бы готовить не так много, но больше сосредотачиваться на слове Бога. Ведь для Иисуса не так важна еда. Самое большое угощение и радость для Иисуса, это когда человек принимает слово Бога и получает вечную жизнь.

Иисус сказал: «одно только нужно». Нам нужно иметь практическую Христову любовь к ближнему, но мы не должны ставить служение выше чем слово Бога и личное отношение с Богом. Только Бог и слово Бога являются источником любви для нас. Нам надо только одно – укрепится в отношениях с Иисусом, в Его слове, через которое мы получаем любовь. А уже потом, этой любовью мы можем служить другим с радостью. Аминь.

Бог обличал меня, что я стал как этот законник, а моё служение стало похоже на служение Марфы. Я пытался служить ближним, но из-за суеты в мире я потерял силу, радость и благодать Бога.

Иисус через слово говорит мне: «одно только нужно». Я вижу, что мне надо вернуться к слову Бога, восстановить разрушенные отношения с моим Господом Иисусом Христом. И снова наполнятся Его любовью.

Молюсь, чтобы восстанавливать практическую любовью Христа и этой любовью служить моим ближним.

В заключение, я молюсь, чтобы каждый из нас, мог восстанавливать личные, крепкие отношения любви с нашим Господом Иисусом Христом, и чтобы практической любовью Христовой мы могли принимать и помочь одному агнцу. Аминь.