КТО ПРИМЕТ МЕНЯ (Евангелие от Луки 9:37-50)

Евангелие от Луки 9:37-50
Ключевой стих 9:48

«и сказал им: кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня; ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик».

В прошлом отрывке мы видели, как Иисус был на горе с несколькими учениками. Там Он преобразился, облекшись в небесную славу и величие. Это было так чудесно и так приятно, что ученики даже не хотели спускаться с горы. Но когда Иисус спустился с горы, первое, с чем Ему пришлось столкнуться – это работа нечистого духа, работа сатаны. Всякий раз, когда мы поднимаемся на вершину горы, мы имеем восхитительный и счастливый опыт в нашей жизни веры – мы можем ожидать, что нам предстоит серьезная духовная битва с сатаной. Но та радость, которую мы получили, и слава Небесного Царства дают нам силу, чтобы противостоять врагу нашей души и выйти победителем из этой битвы. Сегодня мы также хотим приблизиться к слову Бога, чтобы укрепится в вере, которая побеждает работу сатаны и учиться истинному величию, по примеру Иисуса Христа.

I. Род неверный (37-42)

Сначала посмотрим, в какую ситуацию попал Иисус после спуска с горы. Посмотрите на стихи 37-40. «В следующий же день, когда они сошли с горы, встретило Его много народа. Вдруг некто из народа воскликнул: Учитель! умоляю Тебя взглянуть на сына моего, он один у меня: его схватывает дух, и он внезапно вскрикивает, и терзает его, так что он испускает пену; и насилу отступает от него, измучив его. Я просил учеников Твоих изгнать его, и они не могли».

Пока Иисус с тремя учениками был на горе, остальные оставались внизу. Много людей приходило к ним за помощью, но что-то пошло не так. Среди пришедших оказался один отец, чей единственный сын был одержим нечистым духом. Нечистый дух сильно терзал и мучил мальчика. В любой момент он мог схватить его, так что ребёнок становился неконтролируемый – он кричал, пускал пену, бросался в огонь и воду (Мк.9:22). Это было мучение также для всей семьи, потому что даже на минуту его нельзя оставить самого, всегда кто-то должен быть рядом и контролировать его.

Несчастный отец ожидал, что ученики помогут ему, но ученики оказались бессильными. Хотя раньше они уже много изгоняли бесов и исцеляли, но сейчас ничего не получалось. Сначала они по очереди молились за мальчика, думая, что тот, кто молился перед ним, просто делал что-то не так. Потом молились все вместе, возложив на него руки, но всё равно ничего не происходило. Наблюдающие за ними книжники начали насмехаться над их тщетными попытками, между ними завязался спор (Мк.9:14), так что, в конце концов, бедный отец понял, что ему никто уже не поможет. В отчаянии он наблюдал за бессмысленным спором и бессилием учеников Иисуса.

Так бы все и закончилось, если бы в это время не спустился Иисус. Иисус пришёл, чтобы разрушить всякую работу сатаны. Так было и в этот раз. Сатана надсмехался над бессилием учеников, и, казалось, уже победил, сохранив власть над душой мальчика. Но приход Иисуса переменил всю битву. Теперь уже нечистый дух трепетал, зная о своём скором поражении.

Посмотрим на слова Иисуса, когда Он увидел всю эту картину. Взгляните на 41-й стих. «Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами и буду терпеть вас? приведи сюда сына твоего».

В этих словах мы видим сердце Иисуса и что больше всего причиняет Ему боль и скорбь. Это именно неверие и развращение. Почему сатана так легко захватывает сердца детей и душу у молодого поколения? Почему он свободно правит, сея грех, смерть, вражду, ненависть среди людей?

Причина – неверие и развращение всего поколения людей в то время. В то время был храм, были синагоги в каждом селении, были религиозные традиции и обряды. Но сколько было бесноватых! – к Иисусу всегда стояла целая очередь из таких людей. Это говорит что их религия формальная и безжизненная. Все их обряды мертвые и не касаются их сердец. В них нет истинной веры, которая доверяет Богу, приходит к Нему каждый день за советом и помощью, искренно ищет Его воли. Они все были «верующими» по своим знаниям, но не были верующими в живых отношениях с Богом. Кроме этого их сердце заражено развратом. Грех исказил их ценности, грех исказил их понятие о Боге и Небесном Царстве, грех исказил их цель жизни. Их душа испорчена и нуждается в исправлении.

В этом обществе, хотя бы ученики Иисуса должны были хранить веру, противостать диаволу и показать силу Небесного Царства. Но и они в затруднительной ситуации пали в неверие. Как мы видим дальше, их сердце и мысли заняты мирской славой и величием. Поэтому они могут только спорить с книжниками и выяснять между собой, кто больше, но не могут разрушить работу сатаны. Поэтому Иисус горько восклицал: «о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами и буду терпеть вас?» И эти слова в первую очередь касались Его учеников.

Как вы думаете, как Иисус оценил бы наше сегодняшнее поколение? То же самое – неверие и развращение. Вся культура нашего общества пропитана материализмом и похотью. Чтобы это увидеть, достаточно послушать популярные песни и посмотреть популярные фильмы. Очень мало родителей воспитывают детей в богобоязни, в послушании слову, в смирении. Наоборот, с детства показывают им пример, что деньги – это всё. Ради денег можно обмануть, обидеть, согрешить – лишь бы мне было хорошо. Как результат сатана легко захватывает сердца молодого поколения. Они не хотят учиться, а хотят получить диплом. Они не хотят работать, а только зарабатывать. Они не хотят иметь ответственность, а только получать удовольствие. Они не бояться Бога, не боятся греха, считая это условностями. Это раздолье для сатаны и его бесов.

В такое время Иисус ожидает хотя бы от нас, учеников Иисуса, живой веры, живого упования, правильного понимания Его Царства, правильного определения ценностей. Чтобы мы не жили по течению мира, но были солью, которая хранит его от полного разложения, и светом, освещающим истину и указывающим на Бога и Его Царство. Давайте проверим свое сердце, и, я думаю, мы должны искренно просить у Иисуса: «помоги моему неверию» (Мк.9:24).

Иисусу очень трудно служить таким неверным и развращенным людям. Возможно, в этот момент сатана искушал Его бросить их за их неверие. Но Иисус пришёл, чтобы именно таких людей принять к Себе и дать им спасение. Чтобы каждый грешник узнал Его любовь и получил новую жизнь, духовное возрождение. Поэтому в конце Иисус сказал: «приведи сюда сына твоего». Это слово означает, что Иисус даст спасение, что Его милость покрывает любой грех – нам нужно только прийти к Нему. Также если у нас есть кто-то, за кого мы молимся – дети, или агнцы, или родители, или друг. И мы отчаиваемся, потому не видим их изменения – Иисус говорит нам: «Приведи его ко Мне». Иисус силён освободить от сатаны и дать совершенное спасение.

Когда мальчика уже подводили к Иисусу, бес поверг его и стал бить. Это обычная тактика сатаны. Он не хочет терять своё имущество, и когда чувствует, что вот-вот уже потеряет – старается причинить максимальный вред. Так часто бывает со всеми, кто приходит к Иисусу. Кажется, что ситуация и обстоятельства становятся намного хуже. Намного больше страха, беспокойства, сомнений, трудностей, чем когда-либо раньше. Но не надо бояться – это всего лишь последняя атака беса, его последнее издыхание перед гибелью.

Посмотрите, как легко и чудесно Иисус исцелил мальчика. Он всего лишь запретил – и нечистый дух ничего не может делать против слова Иисуса. Когда Иисус действует – там нет поражения и неудачи. Если кто отчаивался до сих пор – новой верой придём к Иисусу – и Он даст нам победу.

II. Истинное величие (43-50)

После такого славного исцеления, славной победы над сатаной, все люди изумились. Они были впечатлены и удивлены силой и властью Иисуса. Но всё это впечатление и удивление ничего не значит, если сердце не будет измененное словом Бога. Восхищение Иисусом и Его делами не сделало всех тех людей истинно верующими – очень скоро они поменяли своё мнение. Но послушание слову Иисуса, изменение своей жизни в соответствии со словом Бога – это делает нас настоящими верующими. Поэтому сразу после такого чудесного события Иисус снова начал учить учеников о пути креста. Посмотрите на стихи 43, 44. «И все удивлялись величию Божию. Когда же все дивились всему, что творил Иисус, Он сказал ученикам Своим: вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие».

Сын Человеческий имеет такую огромную силу и власть. Иудеи ожидали, что этой властью Мессия сокрушит язычников, покорит всех неверующих и укрепит навеки царство избранного народа. Но Иисус говорит совершенно противоположные слова: «Сын Человеческий будет предан в руки человеческие». Не Он завоюет, а Его схватят. Даже в моменты славы и признания Иисус хорошо знал и видел путь, которым предстоит пройти. Он пришёл не завоёвывать силой и мечём народы. А Он пришёл, чтобы принести Себя в жертву и отдать Свою душу для искупления многих. Это был путь креста, ведущий к нашему спасению и небесной славе. Но именно это слово было совершенно не понятно и не приятно для учеников Иисуса. Посмотрите на 45-й стих. «Но они не поняли слова сего, и оно было закрыто от них, так что они не постигли его, а спросить Его о сем слове боялись».

Иисус уже не первый раз говорил им о пути креста, но они ещё не готовы принимать это слово. Они ещё не достаточно духовны, чтобы увидеть величие креста, его славу, любовь и милость, которые там проявились. Поэтому каждое упоминание о крестном пути делало их настолько разбитыми и печальными. И они даже не хотели спрашивать об этом слове, чтобы ещё больше не расстраиваться. Это была их серьёзная ошибка. Если у вас есть какое-то непонимание, боль, обида, то, что давит на нас и делает жизнь тяжелой – нельзя молчать и прятать. Нужно открыть Иисусу всё, что тревожит наш дух.

Давайте посмотрим на самый печальный стих в этом отрывке. «Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?»

В то время, когда Иисус говорит о кресте, о Своих страданиях, о Своей жертве – Его ученики спорят между собой, кто из них больше. Как это грустно! Когда Иисус готовится принять мучение и смерть от грешников – Его ученики делят портфели и должности. Спорят, кто должен справа сидеть, кто слева. Кто первый, а кто второй, а кто третий. Как это печально! Но мы можем быть ещё более бестактны. Если после того, как Иисус умер за меня на кресте, после того, как Он омыл Своей кровью моё сердце, как Он сделал всё для меня – я ищу своей славы, своего признания, я требую себе лучшего места и уважения, хочу быть великим и знаменитым в глазах других людей – как это грустно и печально.

Ученики, как и мы, реально были людьми своей эпохи, у них были такие же ценности, такие же понятия, как и у большинства людей в их поколении. И именно это трудно было им менять. Через дитя Иисус учил их правильному пониманию величия. Посмотрите на стихи 47, 48. «Иисус же, видя помышление сердца их, взяв дитя, поставил его пред Собою и сказал им: кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня; ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик».

Именно понятие величия в мире и понятие величия в Небесном Царстве совершенно отличаются. В мире велик тот, кто поднимается по социальной лестнице, много имеет, многими управляет, делает великие дела, получает уважение, славу, служение. Но чтобы стать великим в Небесном Царстве надо опускаться вниз. Когда мы смиряем себя, когда мы унижаем себя – мы можем расти в славе Иисуса Христа. Путь Иисуса был точно таким же. В послании к Филипийцам 2:6-9 так написано: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени».

Жизнь Иисуса на земле – это путь смирения. Иисус унизил, смирил Себя до уровня раба – поэтому Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всех имён. Если вы хотите быть великими (а мы все хотим быть великими) – нужно учиться у Иисуса и идти таким же путём, как Он.

Наше смирение в первую очередь проявляется в наших отношениях друг с другом. Как мы принимаем других – такое у нас смирение. Поэтому Иисус сказал: «кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает». Что такое принять? Я могу сказать, что значит не принимать другого. Когда я осуждаю кого-то, когда я критикую кого-то, когда я унижаю кого-то, когда я равнодушен к кому-то, когда я пренебрегаю кем-то в своём сердце – значит, я не принимаю его. Каждый верующий – это по сути дитя Бога. У каждого есть свои недостатки и достоинства, у каждого есть свои особенности. И есть один человек, которого мы всегда очень хорошо принимаем – это я сам. Я знаю свои достоинства и всегда оправдываю свои слабости. В своих глазах я всегда прав и я самый нормальный человек. Но нам нужно научиться принимать других детей Божьих таким сердцем – ценить их веру, их достоинства, и любовью покрывать их слабости. Это действительно великий человек.

Я думаю, как Иисус мог терпеть такое развращенное поколение, как Он мог терпеть таких постоянно неверных учеников? Но Он принял их, служил им, стал их Спасителем и Господом – это действительно величие. Через это слово я тоже хочу учиться принимать других. В какой-то мере мне легко принимать своих детей – ты понимаешь свою ответственность и как естественные воспринимаешь их слабости и недостатки. Гораздо труднее принимать детей Божьих. Через GenesisFest приходило довольно много новых братьев и сестёр, но почему-то я всегда думал, что не я, а кто-то другой должен их принимать и служить. А я уже великий человек и у меня много других забот. Но какое величие может быть без принятия и без служения одному дитю Бога? Как я печалил Иисуса таким мышлением! Я молюсь, чтобы учится смирению у Иисуса и всегда умаляться перед Его крестом.

Это слово, как и прошлый урок, учат нас одному – пути Мессии и пути Его учеников. Кто хочет следовать за Иисусом – тот должен идти по Его пути. Если у нас есть жажда мирской славы, богатства, признания людей, если мы превозносим себя перед другими – значит, мы ошиблись адресом, у Иисуса этого нет. Его путь ведет нас через смирение, через веру, через служение другим – к истинной, небесной славе в Его Царстве. Этот путь может выглядеть не очень привлекательным, но как сказал Апостол Павел: «ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что [оно] есть сила Божия ко спасению всякому верующему» (Рим.1:16). Я молюсь, чтобы каждый из нас следовал по этому пути, каждый день учась у Иисуса Его смирению. Аминь.