БЛАЖЕННЫ НИЩИЕ (Евангелие от Луки 6:20-35)

Евангелие от Луки 6:20-35
Ключевой стих 6:20

«И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие».

После конфликтов с фарисеями, Иисус взошел на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу, чтобы узнать волю Бога на то время. Какое направление Он получил от Бога? Поставить новых лидеров для новой истории. Они – новые мехи для нового вина, Евангелия. Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами. Они – новые 12 колен для всего мира. Тогда какими они должны быть людьми, и какое Евангелие они должны иметь, и проповедовать по всему миру? В сегодняшнем слове Иисус говорит об этом. Счастье, которое ученики Иисуса должны иметь, отличаются от счастья этого мира, потому что они живут на земле, как граждане Царства Божьего. Мы также ученики Иисуса, тогда какими людьми мы должны быть? И что мы должны проповедовать людям?

I. Кто истинно блажен? (20-26)

Взгляните на стих 20. «И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие». Это слово известно как «Нагорная проповедь». Это заповеди блаженства, которые ученики Иисуса должны иметь, поэтому их называют ещё «Конституцией Царства Бога» или «Небесной моралью».

Что такое блаженство? Есть счастье разного уровня. Есть удовольствие от чашки кофе. Есть радость от работы. Есть счастье от семейной жизни. И есть блаженство. Блаженство – это состояние совершенного счастья, то есть истинное и вечное счастье человека. Счастье, которому учит Иисус, совершенно отличается от наших стандартных понятий. Мы считаем, что богатые, успешные, популярные, имеющие власть – это счастливые. Но Иисус говорит, что бедные, голодные, плачущие, гонимые, – они блаженны.

Теперь давайте посмотрим, кто же блажен? Во-первых: блаженны нищие. В русском переводе дописали нищие духом, по аналогии с Евангелием от Матфея. Однако, в греческом оригинале и в других переводах там написано «нищие», в самом прямом смысле.

Почему нищие блаженны? Потому что нищие с благодарностью принимают слово Бога. Им не на что полагаться кроме Бога, и слово Бога всё для них. Поэтому в основном нищие ценят Евангелие Царства Бога и хорошо повинуются слову Бога. Статистика показывает, что в бедных странах люди хорошо принимают Евангелие, но по мере того, как экономика государства поднимается, всё меньше и меньше людей принимают Евангелие. Нищие истинно блаженны, потому что они имеют самое драгоценное, вечное Царство Бога. Они всегда живут в общении с Богом, и отдают себя для дел Царства Бога.

Однако, не все нищие блаженны. Есть нищие, которые всю жизнь ищут только деньги. Они думают, что деньги дают счастье, и живут ради денег, и в результате, становятся рабами денег. Такие люди не могут иметь ни денег, ни счастья Царства Бога. Они самые жалкие люди. Ещё раз прочтём стих 20б. «Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие».

Тогда, что нам сделать? Все мы богаты, наши пастыри имеют дом, работу, машину, детей и даже агнцев. Мы должны потерять блаженство? Как же нам поступать? Нам надо каждый день отделяться от всего, что мы имеем, и приходить к Богу, как нищие, и слушать Его слово. Нам надо жить, полагаясь только на слово Бога. Слово Бога должно быть всё для нас. Тогда мы истинно блаженны.

После распада Советского Союза все были вообще нищими. Когда я, пастырь Моисей, пастырь Давид были студентами, мы тоже были нищими. Мы были смиренными, поэтому открыли своё сердце перед миссионерами из Кореи. Я очень благодарю Бога за это. Когда мы были нищими студентами, мы так хорошо принимали слово Бога. У нас не было ничего, кроме слова Бога, поэтому мы так любили слово Бога. Слово Бога было всем для нас. Мы росли духовно. Всё было прекрасно. Но, когда Бог благословил нас, мы уже больше не нищие, мы имеем себе много чего, кроме Бога,- работу, дом, жену, хороших детей, и свои планы на будущее, и они начали влезать между мной и Богом, и слово Бога перестало быть для меня всем. Таким образом, мы стали богатыми, и потеряли блаженство. Я хотел быть богатым, но я не стал богатым. Тогда я должен быть блаженным. Но я вижу, что не стал ни богатым, ни блаженным.

Что мне теперь делать? Что нам делать? Нужно вернуться к духовной нищете, чтобы во мне было слово Бога, и слово Бога было всем для меня. Чтобы между мной и Богом опять ничего не было. На прошлой неделе, когда я покаялся, и отделился от всех дел, мирских и семейных, чтобы готовить слово и писать проповедь, мои отношения со словом Бога и с Богом начали восстанавливаться. Я понял, что очень нуждаюсь в таком времени: отделиться от всего и идти только к Богу, чтобы расти духовно. Я решил, что буду раз в неделю отделяться от всего, что имею, от своего богатства, и буду пребывать в слове, чтобы слово Бога было всем для меня. Пусть Господь сделает меня истинно блаженным учеником Иисуса. Аминь.

Во-вторых: блаженны алчущие. Взгляните на стих 21а. «Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь». Алчущие – это голодные, которые постоянно ищут чего-то вечного. Когда человек всегда сытый, у него пропадает и духовное желание, и духовные уши, также передавливаются. Блаженны алчущие ныне, потому что они насытятся вечной жизнью и духовным богатством. В-третьих: Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Плачущие, о чём плачут? Они плачут о своём грехе, и о грехах других. Люди часто плачут из-за того, что им не хватает денег, или из-за своей печали, такие люди не блаженны. Пророк Исаия много плакал. Сначала он плакал о своём грехе, потом он много плакал о грехах народа, Бог услышал его, и даровал ему милость спасения, и он стал смеющимся последним. Есть пастыри, которые никогда не плачут, я тоже в том числе, они не могут быть блаженными. Я молюсь, чтобы Господь помиловал, чтобы я плакал о своём грехе, и о грехах агнцев.

Иисус говорит: блаженны алчущие ныне, и блаженны плачущие ныне. Некоторые говорят: «Ой! Каким смиренным я был человеком! Как я раньше плакал о своём грехе, и молился со слезами за агнцев!» Вера – это всегда настоящее время. Блаженны алчущие ныне, а не те, кто были алчущими.

В-четвертых: блаженны гонимые. Если мы получаем гонение от родителей или от друзей, нам легко печалиться и бояться. Но во время гонения, нам надо радоваться, и благодарить Бога всем сердцем, потому что гонение, это знак признания нас учеником Иисуса. В истории, истинные верующие всегда получали гонения и притеснения (2Тим.3:12). Наоборот, если у нас нет никакого гонения, в этом есть более серьёзная проблема, потому что это значит, что мы не отличаемся от мира сего. Посмотрите ещё раз на стих 22. «Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого». Здесь очень важный момент – «за Сына Человеческого». Если мы получаем всё это за свои грехи, конечно, нет причины радоваться. Но если мы участвуем в страданиях Иисуса Христа, неся свой крест, то Бог возместит весь ущерб вечным Царством Божиим.

Посмотрите на стихи с 24-го по 26-й. «Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их».

Во-первых: горе богатым. Почему? Потому что богатые не нуждаются в Боге. В отличие от нищих, им есть на что положиться. Они могут полагаться на своё имущество, на сбережения, на связи, на друзей, на своё положение в обществе. Если им нужно, они могут не повиноваться слову Бога и жить без покаяния очень долго. В Откровении 3:17 сказано: «Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг».

Иисус сказал: «ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Лк.18:25). Это очень страшное слово. Люди постоянно ищут «правильное понимание» этого слова. Но не нужно лукавить. Кто имеет богатство на земле, тот не может иметь одновременно и богатства небесного. Пример богатого юноши, который ушёл от Иисуса с печальным лицом, хорошо показывает это. Иисус сказал, что быть богатым это горе. В мире так много людей, которые страдают из-за того, что нечего есть, и не во что одеться. Богатые, которые имели столько лишнего, и жили в роскоши, будут судимы Богом, потому что они не заботились о них. То, что один человек имеет огромное богатство, значит, что кто-то умирают от голода. Поэтому Иисус говорит: «горе вам, богатые!» Нам надо всегда смотреть на нуждающихся людей, и делиться с ними тем, что мы имеем. Это мораль детей Бога.

Во-вторых: «Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете». Горе тем, кто сейчас сыты, и не нуждаются в Боге, и сидят в компании и громко смеются, веселятся. Потому что после, они будут рыдать в аду. Там они получат вечное мучение, и  никто не сможет их утешить.

В-третьих: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их». Бывают люди, которых все хвалят: «Он хороший человек! Он добрый! Какой он молодец!» Мир считает их добрыми людьми. Но Иисус говорит, что им горе, потому что в истории, люди всегда поступали так с лжепророками. Лжепророки никогда не говорят слово покаяния или обличения, они всегда говорят сладко, потому что они ищут своей славы. Нам надо быть очень осторожными, когда о нас хорошо говорят. Это может быть для нас духовный кризис.

Мы должны думать так: «Горе мне, я стал богатым», «Горе мне, я сейчас хожу сытый», «Горе мне, у меня нет слёз», «Горе мне, у меня нет гонений». Наоборот: «Блажен я, что я беден». «Какой я счастливый, что агнцы так много мучают меня». «Какой я счастливый, что я потерял работу из-за миссии». «Какой я счастливый, что меня ненавидят за Иисуса Христа».

II. «любите врагов ваших» (27-35)

Давайте прочтём стих 27. «Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас». В мире везде действует принцип мести: если ты навредил мне, я воздам тебе в 10 раз больше. Но если воздать злом на зло, в ответ родится ещё большее зло и в результате все проигрывают, и становятся рабами зла и ненависти. Для дикого израильского народа, вышедшего из рабства, Бог дал закон, чтобы ограничить их зло: «Зуб за зуб, глаз за глаз». Однако, истинный дух заповеди – это любовь. И Иисус показал совершенную волю Бога: воздавать за зло – любовью. Добром отвечать на зло.

Силой невозможно победить грех. Только любовь побеждает ненависть. Добро побеждает зло, кротость побеждает гордость. Не авторитет, сила, власть, ум, а только любовь. Какой любовью? Божьей любовью. Божья любовь открыта на кресте. Любовь на делах, а не на словах. Иисус отдал свою жизнь на кресте для меня. Эта любовь безусловна, жертвенна. Только эта любовь побеждает ненависть. У нас есть такая любовь? Нет, только тот, кто умер со Христом, и Христос живёт в нём, имеет эту любовь.

Взгляните на стихи 27, 28. «Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас». Когда кто-то проклинает меня, и осыпает меня всякими плохими слова, которые даже нельзя говорить, ученик Иисуса в ответ благословляет, говоря: «Люблю и благословляю». Принцип жизни учеников Иисуса, это не поступать по справедливости, но победить зло добром.

В Послании к Римлянам 12:20 сказано так: «Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья».

Взгляните на стих 29. «Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку». В наше время, ненависть, зло растут больше и больше. Как нам бороться с ними? Если мы хотим победить их человеческим путём, то нам надо бросить Библию, и взять автомат. Тогда все мы становимся рабами зла, и мир будет ад.

Иисус говорит: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Это называется «золотое правило». У многих философов и учителей было подобное правило, но только в отрицательной, пассивной форме: «Не делай другим того, чего не хочешь себе». Но правило Иисуса имеет активную форму. Не ждать пока кто-то попросит. Любовь Иисуса – это инициативная любовь.

Взгляните на стих 35. «Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым». Ненавидеть врагов – дело человека, а любить врагов – дело Бога. Дело Бога, есть и дело Его детей.

Кажется, что Иисус дал слишком высокий стандарт. Люди сразу сдаются, говоря: «Как я могу жить по этому слову? Это не реально! Иисус требует от меня слишком много». Однако это не так. Если мы живём верою, Иисус сделает нас блаженными. Нам нужно умереть со Христом, чтобы Христос жил во мне.

Я считал себя добрым человеком и думал, что старался любить других и даже врагов. Но по этому слову я задумался, есть ли у меня благость к неблагодарным и к злым? Среди современных студентов очень много неблагодарных и злых. Я вспомнил, что неблагодарных и злых всегда только осуждал и, в конце концов, игнорировал. Я не мог любить их. Но на самом деле, сам я был именно такой же неблагодарный и злой. Однако, любовь Христа спасла даже такого меня. Иисус хочет, чтобы теперь и я был благ к неблагодарным и злым, и любил их, и любовью Христа мог спасти хотя бы некоторых студентов из Юридической Академии. Я молюсь, чтобы Господь дал мне такую любовь.

Нагорная проповедь – это не просто красивое стихотворение. Это образ Иисуса, и основа для счастья всех верующих. Евангелие Царства Божьего начинается в сердце нищего человека. Если человек богат, то он не может принять Царство Бога и иметь истинного счастья. Тогда Евангелие Царства Божьего не может быть проповедано.

Многие из нас уже давно посещают церковь и считают себя хорошими верующими. Но когда мы смотрим на эти слова Иисуса, мы можем увидеть наше истинное состояние, как мы ещё не похожи на Иисуса. Я молюсь, чтобы Бог управлял моей жизнью через своё слово, особенно, чтобы я имел плачущее сердце о своих грехах и об агнцах. Я молюсь, чтобы каждый из нас имел сердце нищего, и стал истинно блаженным учеником Иисуса. Аминь.