ПРИТЧА О ТОМ, С ЧЕГО ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ (Евангелие от Луки 8:1-15)

Евангелие от Луки 8:1-15
Ключевой стих 8:15

«а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!»

Многие называют эту притчу «Притчей о сеятеле», некоторые называют «Притчей о почве». Мне нравится, как один человек назвал эту притчу – «Притча о том, с чего всё начинается». Эта притча имеет очень важное значение, скорее всего из-за этого мы находим её в 3-х Евангелиях.

В Евангелии от Марка 4:13 сказано: «И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи?» Иисус придал этой притче очень важное фундаментальное значение. Понимание этой притчи является ключом к пониманию всех других притч. Может быть всё, что нездоровое и непродуктивное в современной церкви, происходит из-за плохого понимания и применения этой притчи. Это действительно очень важно. Почему?

Истина – это начало. Мы молимся за то, чтобы Царство Божье пришло к нам. Царство Божье начинается с посева семян. Если фундамент здания начинается неправильно, то всё здание будет стоять косо. Нужно правильно начинать, чтобы правильно заканчивать. Чтобы строить Царство Божье, мы должны, прежде всего, обратить внимание на фазу посева.

Нам необходимо понять две важные концепции в этой притче. Чтобы Царство Бога пришло, росло и дало плод, необходимы 2 вещи: доброе семя и добрая почва. Эта простая формула ведёт к великому плодоносному урожаю. Этот закон посева и жатвы действует во всей вселенной, и закон не может быть ошибочным. Этот закон дан Богом. Мы можем полностью полагаться на этот закон. Давайте вместе рассмотрим эти две важные концепции.

Во-первых, доброе семя.

Посмотрите на стих 11. «Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие». Истинное семя Царства Божьего – это слово Бога. Только слово Бога способно принести плоды Царства Бога. Только слово Божье способно изменить жизнь. Не существует никакой замены слову Божьему, оно одно является семенем Его Царства. Здесь задействован первый закон: «Что сеешь, то и пожнёшь». Чтобы получить Царство Божье в своей жизни, мы должны принимать семена Царства, то есть слово Бога. Наше отношение к слову Бога определяет, приходит Царство Бога к нам или нет.

Пастыри должны сами любить слово, «чистое словесное молоко», сами должны испытывать силу Царства Бога в слове. Для многих чтение слова свелось к чтению ежедневного духовного хлеба, как обязанность, и к прослушиванию воскресной проповеди раз в неделю. Мы не должны удивляться, что Царство Божье не растёт. Вера приходит от слушания, а слушание от слова Бога. Важно не просто читать Библию, совершая религиозный обряд, а слушать живой голос Бога. Слово должно проникнуть глубоко в наши души, и Дух Святой в нас оживляет Писание, дарит нам живую веру в слово. В такие моменты мы ясно видим, что Бог говорит нам через Своё слово.

Каждый из нас хочет, чтобы его собственная жизнь имела плоды. Конечно, каждый имеет свои взгляды и собственное представление о плодах. Некоторые считают, что плоды жизни – это деньги, богатство, карьера, популярность, хорошая семья, красивая жена или хороший муж, дети здоровые и хорошо учатся, хорошая стабильная работа или собственный успешный бизнес.

Однако, речь сегодня идёт о плодах Царства Бога. Царство Бога вечное, поэтому плоды Царства связаны с вечностью. Послание к Римлянам 14:17 говорит: «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе». Все земные плоды мы можем приносить своими силами. Однако Царство Божье начинается только от слова Бога. Плоды Царства Бога только от Слова Бога. Помолимся, чтобы через сегодняшнюю проповедь мы имели правильное понимание слова и приносили плоды Царства. Аминь.

Знание закона о семени полезно для проповедников Евангелия. Когда идём на проповедь, мы должны сеять только истинные семена, ничего кроме слова Бога. Часто мы имеем искушения заводить мирские разговоры, говорить свои мнения или толкуем свою философию вместо проповедования слова Бога. Но проповедники должны знать одно: «Что сеешь, то пожнёшь». Если хотим пожинать урожай Царства Бога, надо сеять чисто только слово Бога. Притча Иисуса говорит о том, что нужно сеять слово щедро и широко, не заботясь о том, где упадет семя. Если не сеем, то не увидим, как жизнь зарождается и прорастёт и принесёт плоды.

Во-вторых, добрая почва.

В этой притче мы видим, что урожай или плод зависит не от семени, но от почвы, куда попадает семя. В каждом семени генетически заложены способности принести плоды. Однако плоды будут или нет, зависит полностью от почвы. Если нет плода, семя не виновато, виновата почва.

Господь Иисус сравнивает сердце человека, слушающего слово Бога с почвой. Давайте рассмотрим эти 4 вида почвы.

1) Дорога. В 21-м веке мы привыкли видеть дороги бетонные, асфальтированные, усыпанные камнями. Мы должны понимать, что это событие происходило 2000 лет назад.  Дорога тогда – это утрамбованные полосы земли. Падая на эту утрамбованную дорогу, семя не имело возможности попасть в землю, чтобы расти. Дорожная почва символизируют людей, у которых сердце твёрдое как утрамбованная дорога. Эти люди даже не хотят уделить пару минут, чтобы слышать слово Бога. Они не хотят иметь ничего общего с Царством Бога. Это происходит из-за того, что у них может быть предубеждение об Иисусе, или своя философия, или живут очень грешной жизнью и любят грех, и не хотят расставаться с грехом.

Возникает вопрос: «У людей с дорожной почвой сердца есть ли шанс на спасение?» Конечно есть. Однако надо много работать лопатой, чтобы копать твердую землю. Много надо каяться.

2) Каменистая почва. Под этим следует иметь в виду не одни камни, а почву, представляющую собой массивные пласты известняка, покрытые тонким слоем земли. В ней не было ни влаги, ни питательных веществ, и проросшее на ней растение было обречено на высыхание и гибель. Эта почва символизируют людей, которые с большой радостью принимают слово. Жизнь зарождается и начинает расти. Но их вера основана на эмоции, земля неглубока и неспособна поддержать выбор, сделанный ранее. Когда жара гонения разгорается, или когда наступают проблемы, такой человек начинает бояться. По его мнению, он сделал такой важный шаг, приняв Иисуса, чтобы жизнь стала лучше, а гонения и проблемы совсем не то, что он искал и ожидал. Он разочаровывается в Боге. В результате такой человек отказывается от ранее принятого решения и начинает искать что-то, что даст ему ложную надежду на лёгкую жизнь. Он начинает искать вместо Бога другую основу, на что он может полагаться. Мы все встречали подобных людей, они сдаются при малейшем давлении, так как их посвящение Богу не было глубоким, вера была лишь порыв эмоционального подъема.

Камень, который мешает жизни пустить корни – это может быть мирская мечта, свой план, либо затаённый грех, либо грешная плохая привычка.

В принципе каменистая почва тоже имеет шанс на спасение. Нужно подложить динамит покаяния и всё взрывать. После взрыва покаяния будет хорошая почва.

3) Почва с тернием. В момент посева эта почва казалась достаточно чистой. Можно сделать так, чтобы любой участок земли выглядел чистым, если перепахать его, оставив, однако, в ней семена сорняков и корни дикорастущих трав. Доброе семя и сорняки развиваются и растут вместе, но сорняки развиваются быстрее и заглушают растение доброго семени. Такой человек с радостью принимает Евангелие, и быстро растёт в вере. Но, к сожалению, его больше интересуют богатства мира и все заботы, связанные с ним. Такие сорняки, как беспокойство и желание большего и лучшего душат жизнь, которая могла бы принести плод. Мы все встречали подобных людей. Они христиане, но больше посвящены комфорту. Они всегда правильно ответят на вопросы о Христе, но их собственные желания, а не Христос, управляют их жизнью.

Интересно, если мы запускаем в сердце одно мирское желание, то скоро сердце будет забито всевозможными мирскими желаниями. Однажды на улице издалека мы с женой видим, что одна девушка держит в руках зелёную сумочку. Я говорю моей жене: «Поспорю, что у неё зелёные сандалии». И когда мы были уже близко, точно, зелёные сандалии, и не только: зелёные носки, зелёные часики, ресницы, окрашенные в зелёный оттенок и так далее. Мы часто наблюдаем такую картину на улице. Если ты подаришь девушке желтые перчатки, то в её гардеробе обязательно должны быть укомплектованы все вещи желтого цвета. Вот как сорняки забивают нашу жизнь!

Чтобы тернистая почва стала доброй, действие простое: надо покаяться и удалить сорняки из нашего сердца.

4) Хорошая почва. Хорошая почва достаточно глубока, чиста и хорошо обработана. Такие люди принимают семена слова Божьего, в них семена прорастают и приносят плод. Прочитаем стих 15а вместе: «а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении».

Читая эту притчу в Евангелии от Луки, я обратил внимание на слово: «приносят плод в терпении». Со мной также солидарен ещё один пастырь, он мне звонил и делился об этом, поэтому я твёрдо убеждён, что это откровение от Святого Духа. Евангелие от Марка и от Матфея говорят о влиянии Царства. Однако Лука обращает наше внимание на процесс, как мы можем принести плод. Ключевое слово «в терпении». Это очень важное слово. Мы все любим Слово Бога, мы хотим стать доброй почвой для слова, мы хотим жить по слову. Однако многие из нас не видят плоды. Причины могут быть разные. Но самая главная причина – у нас не хватает терпения. Вот почему в списке 9-ти плодов Святого Духа терпение стоит на 4-м месте. Мы хотим видеть сразу результат или эффективность повиновения слову в жизни. Но Иисус учит, что слово – это семя. Когда семя упало в землю, нужно время пока прорастает, потом даёт цветы, потом появляются плоды. Этот процесс крестьяне хорошо знают, поэтому с терпением ожидает урожая. Никто, посадив вчера семена, не держит сегодня косу в руках, чтобы пожинать урожай.

Видимо, чтобы стать плодоносными учениками Иисуса, нам надо быть хорошими крестьянами. Евангелие от Марка 4:26-29 говорит: «И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва». Но это уже другая притча о том, как всё растёт.

Для меня, как служителя Евангелия, эта притча даёт надежду. Я готов к тому, что две трети тех людей, которые принимают Евангелие, потерпят неудачу и не принесут плода. Теперь я не чувствую на себе ответственность за плод или за его отсутствие в жизни учеников.

Когда люди приходят ко Христу, а потом сбегают, мы начинаем укорять себя, думаем, что мы делаем что-то не так, раз столько людей перестаёт следовать за Христом. Затем мы начинаем сомневаться в методах служения, и начинаем искать новые пути, чтобы удержать людей. Результаты разрушительны для церкви. Так как мы думаем, что количество людей – это явный признак плодотворности и успеха, мы делаем всё возможное, чтобы удержать людей. Мы упрашиваем людей приходить к нам. Мы угождаем людям, боимся говорить им неприятные вещи – особенно о грехах и покаянии. В итоге в церкви собирается аудитория потребителей, ищущих лучшего «обслуживания». Мы делаем из церкви шоу, которое не требует от аудитории больших усилий. От аудитории требуется только одно – прийти на служение один раз в неделю, дольше часа посидеть, пассивно наблюдать за работой других и такого человека будут считать хорошим членом церкви. Такой человек может быть абсолютно не посвящён Христу, увлечён мирскими делами и богатствами, и, тем не менее, оставаться членом церкви и улыбаться на церковных фотографиях.

Однажды молодой обеспеченный человек искал спасение и пришёл к Иисусу. Любая церковь была бы в восторге. Однако Иисус предложил ему подумать над некоторыми вопросами и тот ушёл. Иисус не станет навязываться тем, кто не заинтересован в Нём и не станет подстраивать проповедь и служение под тех, кто больше заинтересован не в Боге, а в других вещах, чтобы удержать их. Дело Иисуса – щедро сеять слово, обязательно найдётся добрая почва. Когда мы в терпении и усердии проповедуем Евангелие, обязательно найдётся добрая почва, потому что добрая почва есть везде. Найти добрую почву не так уж сложно, нужно только преодолеть страх. Добрая почва сама может найти вас.

Итак, через сегодняшнее слово мы поняли, если есть 2 вещи в нашей жизни: доброе семя и добрая почва, или по-другому, если есть слово Бога и смиренное сердце, то Царство Бога обязательно придёт. Вопрос только во времени – поэтому надо учиться терпению.

Сегодня мы молимся, чтобы мы видели себя перед словом. Зададим себе вопрос: «К какой почве я сейчас отношусь?» И если видим, где мы не правы перед Богом, давайте покаемся и исправимся. Пусть Бог поможет каждому из нас очиститься и стать доброй почвой для Царства Бога! Пусть Бог даст каждому из нас терпение! Аминь.