СДЕЛАЙ СЕБЕ КОВЧЕГ – 5. ПЛЕМЕНА СЫНОВ НОЕВЫХ (Бытие 10:1-32)

Бытие 10:1-32

Ключевой стих 10:32

«Вот племена сынов Ноевых, по родословию их, в народах их. От них распространились народы по земле после потопа».

На прошлой неделе через проповедь пастыря Петра мы узнали о радуге завета, то есть об «общей благодати», которую получили все живущие на земле. Бог всегда терпит нас и наши грехи и ждёт нашего покаяния. Когда Ной совершил ошибку и напился, открылась истинная сущность его сыновей, поэтому Ханаан был проклят, а Сим и Иафет получили благословение. Сегодняшнее слово повествует о том, как потомки Ноя распространились по всей земле и появились многие народы. В 10-й главе мы видим много имён. Евреи любят родословия, а нам эта глава кажется незначительной. Поэтому прочитав когда-то один раз, мы часто пропускаем её при чтении. Но сегодня мы увидим, что это слово важно для нашей веры, также как и другие. Эта глава содержит очень важную информацию, для ответа на один из самых важных вопросов: «откуда я пришёл?» Сатана хочет насадить в нас различные ложные убеждения и увести нас на путь смерти, но когда мы знаем истинную историю мира, мы можем противостать ему нашей верой и угасить огненные стрелы лукавого.

 

9-я глава Бытия заканчивается тем, что Ной умер, прожив 950 лет. Ной является очень важной персоной в истории человечества. Он застал предков до 7-го колена. На протяжении 100 лет своей жизни он мог общаться с Эносом, внуком Адама. А его отец Ламех, застал Адама при жизни. С другой стороны, Ной жил 350 лет после потопа и легко мог рассказать о потопе и передать всё, даже Аврааму. Однако, в наше высокотехнологичное быстро-летящее время, история становится всё менее востребованной наукой. В наше время люди легко забывают историю. После потопа прошли уже тысячи лет, поэтому люди всё больше и больше забывают о потопе и об уроке потопа.

В наше время уже легко можно выдумать и распространить теорию, что потопа не было, а человек произошёл от обезьяны. На основании трудов Дарвина, Геккеля и Ницше, Гитлер легко смог выдвинуть и распространить свою идею рас: в которой скандинавы и немцы были высшими людьми, а африканцы и особенно евреи – почти обезьяны или эквивалентны обезьянам, поэтому их можно спокойно убивать. Однако Библия ясно утверждает, что все люди происходят от одного предка – Ноя. Существование различных народов и их история ещё могут засвидетельствовать о потопе и о том, что говорит Библия.

10-я глава Библии называется в науке «таблицы народов». Науке известны ещё многие другие источники подобной информации: египетские, ассирийские, вавилонские, кушитские записи. Также в данном вопросе помогают многие древние историки: Геродот, Иосиф Флавий и другие. О Библейских сведениях в науке пишется, что они являются: «наиболее древней, наиболее драгоценной и полной истории расселения народов в древнем мире». И также говорится что «подлинность её удивительно подтверждает сравнительное языкознание и физиологическое исследование различных наций». Сегодняшняя проповедь будет похожа больше на лекцию по истории. Но я молюсь, чтобы каждый увидел Бога истории и себя в истории Бога.

I.Потомки Иафета (1-5)

Взгляните на стих 1. Эта глава есть родословие сыновей Ноя, Сима, Хама и Иафета. После потопа у них родились дети. Взгляните на 2-й стих. Сыны Иафета. Странно, Иафет является младшим сыном Ноя, поэтому было бы логично начать с Сима. Однако, Моисей начал именно с Иафета. Одну из причин этого мы видим в словах Ноя в 9-й главе. 27 стих говорит: «Да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых». Хотя Иафет был младшим сыном, но его потомки, так называемые яфетиды, больше всего распространились по миру и именно эти язычники, потомки Иафета, получили Евангелие от евреев, которое те отвергли. Итак, сыны Иафета: Гомер, Магог, Мадай, Иаван, Фувал, Мешех и Фирас.

Первый сын Иафета Гомер – это киммерийцы, народы, населявшие берега Каспийского и Аральского морей и оттуда в последствии расселившихся на запад, в пределы Северной Германии (кимвры и тевтонцы) и островов Британии. Некоторые историки связывают киммерийцев с названием «Крым». Сыновья Гомера: Аскеназ, Рифат и Фогарма. Аскеназ однозначно отождествляется с немцами. Даже современные евреи называют германию «Аскеназ». Ещё один интересный факт: древнее название Черного моря – Понт Евксинский греческие историки также связывают с тем фактом, что этот народ перекочевал когда-то с территории своего первоначального пребывания в Западную Европу. Рафат – народ, называвшийся савроматы, или сарматы. Обитали на север от Каспийского моря. Фогарма: армяне, грузины и другие народы кавказа.

Магог – это Скифы, племена, обитавшие в пределах Азовского моря, то есть на нынешней территории Украины. 

Мадай – первобытные арийцы, которые обитали в западной Азии, именно в Мидии, откуда большая часть их со временем выселилась на восток и получила название индусов, а меньшая осталась на месте, и удержала название мидян.

Иаван – однозначно отождествляется с Грецией. Сыны Иавана: Елиса, Фарсис, Киттим и Доданим. Потомки Иавана хорошо овладели мореплаванием и расселились в средиземном море. Первый его сын Елиса – это Эллада в Греции. Фарсис – переселился далеко на запад, от него произошли испанцы. Киттим – Кипр. Доданим – дарданийцы или троянцы, жившие на территориях границы между Европой и Азией.

Фувал и Мешех – в исторической литературе упоминаются всегда вместе. Вероятно, эти два брата были очень дружественны, так что их потомки были как один народ. В исторической литературе их место жительства упоминается как: на Севере Палестины, в верховьях Тигра и Евфрата, между Мидией и Скифией, в Колхиде и Иберии, расположенных на юге современного Кавказа.

Фирас – родоначальник племен, заселивших юго-западное побережье Черного моря (Болгария, Румыния, Молдавия, Северо-восточная Греция, европейская и северо-западная часть азиатской Турции, восточная Сербия и часть Македонии). Греки Тирасом называли Днестр, отсюда название города Тирасполь.

Посмотрите на стих 5. «От сих населились острова народов в землях их, каждый по языку своему, по племенам своим, в народах своих». Острова народов означает, что эти народы рассеялись по большим территориям Европы от Уральских гор до Атлантики, и на юг до Индии, и на этих землях, их поселения были как острова.

II.Потомки Хама (6-20)

В стихах с 6-го по 20-й описаны потомки Хама. Здесь упомянуты 4 сына, 24 внука и 2 правнука. Среди всех потомков Хама больше всего выделяются два: Нимрод и Ханаан. Посмотрите на стих 8. «Хуш родил также Нимрода: сей начал быть силен на земле». Хотя Ной был ещё жив и потоп закончился не так давно, однако, Нимрод начал восстанавливать допотопный образ жизни, когда превозносилась физическая сила, умения и способности. Нимрод стал главой нового восстания против Бога, подобно тому, кем был Ламех в 4-й главе Бытия. Имя Нимрод означает богатырь.

Посмотрите на стих 9. «Он был сильный зверолов пред Господом; потому и говориться: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом». Прежде всего, нужно уточнить, что в еврейском тексте выражение сильный зверолов имеет совершенно другой оттенок, чем в русском. Слово сильный, ближе по смыслу к слову коварный. А слово «зверолов» может использоваться не только к животным, но и к людям. То есть он был не только успешным и славным охотником, он был прекрасным политиком, который мог привлечь людей на свою сторону в восстании против Бога.

Слово «пред Господом» прежде всего означает степень его славы. Он был не районным героем. Он был героем всемирного масштаба, как Геракл. Но еврейские историки указывают на другой важный аспект этого выражения. Выражение «пред Господом» никогда не использовалось для обозначения чего-либо враждебного воле Бога. Это означает, что силу Нимрода его современники принимали как дар Бога для него. Нимрод добивался признания божественности происхождения своей власти. Он прославлял себя, убеждая всех, что он поступает по воле Бога. И начал «именем Бога» подавлять своих ближних. Именно такое поведение и стало поговоркой: кованый охотник, как Нимрод, пред Господом.

Здесь я хотел привести для вас более близкий исторический пример. Гитлер смог обмануть самый христианский народ Европы, потому что он точно также показывал себя как человек, благословенный от Бога. Известно, что для своей популяризации среди христиан, он использовал фотографию, где он выходит их церкви, а над его головой ясно виден крест. Её специально перепечатывали во всех немецких газетах. Эта мастерски сделанная фотография, стала для многих сомневающихся христиан знамением. Коварство Нимрода стало прототипом для последующих империй. Сатана пытается поднять человеческое универсальное владычество над людьми. Во все времена было много попыток этого: Навуходоносор, Артаксеркс, Александр, Кесарь Август, Наполеон. Однажды он, наконец, добьется успеха в лице антихриста.

Посмотрите на стих 10. «Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне, в земле Сеннаар». Здесь мы видим самое первое известие о начале политической, государственной жизни на земле. В истории это известно как «первая халдейская конфедерация». Нимрод в древнехалдейских надписях известен под титулом «Арба-Лизун», то есть государь четырех языков.

Второй важной персоной в родословии Хама является Ханаан. Посмотрите на стихи с 15-го по 20-й. Ханаан как мы уже знаем, был самым развращенным из потомков Ноя. И во времена Исхода, когда Моисей писал эту книгу, чаша греха их уже переполнилась, и пришло время суда Бога. В стихе 19 указываются пределы Хананеев, земля, которую должен будет завоевать и заново заселить Израиль.

Что же известно о других потомках Хама?

Хуш – первенец Хама. Хушиты составляли основное зерно шумерско-аккадийской народности, которые заложили основание наидревнейшей халдейско-вавилонской цивилизации и культуре. Уже во времена Моисея было известно, что многие Кушиты, изначально обосновавшиеся в междуречье, ушли на юг, в Эфиопию и Южную Аравию. Они утратили ту территорию, уступив семитам. Поэтому в исторических записях, некоторые кушитские племена имеют и месопотамскую, и Эфиопо-Аравийскую прописку. «Сыны Хуша: Сева, Хавила, Савта, Раама и Савтеха. Сыны Раамы: Шева и Дедан». Сева – савеи, народ, обитавший на севере Нубии. Хавила – гетулы, современное название – туареги, народ, который до сих пор живет по оазисам ливийской пустыни. Савта – сабафейцы или астабары в восточном Судане. Раама, и его сыновья Шева и Дедан, по всей видимости, населяли побережье от Аденского до персидского залива, то есть территорию современного Йемена и Омана. Савтеха – обитатели территории современной Эритреи.

Мицраим – это Египет. «От Мицраима произошли Лудим, Анамим, Легавим, Нафтухим, Патрусим, Калсухим, откуда вышли Филистимляне, и Кафторим». Лудим – аборигены Египта. Анамим – народ известный также под именем Ааму, который населял восточную часть нильской долины и Суэцкий перешеек. Легавим – западный Египет и Ливия. Нафтухим – обитатели среднего Египта, в районе Мемфиса. Патрусим – население верхнего Египта, между Мицраимом и Эфиопией. Калсухим – Филистимляне. Кафторим – народ населивший остров Крит.

Фут – ливийцы, северо-западная Африка.

Потомки Ханаана. Сидон – финикийцы, столицей их земли были Тир и Сидон. Хет – родоначальник хеттеев, могущественного сирийского племени. Иевусеи – жили в горах Иерусалима до царя Давида, который покорил их. Аморреи – одно из сильнейших ханаанских племён, имевшее по восточную сторону Иордана два сильных царства – Есевон и Васан. Гергесеи – народ в центральном Ханаане. Евеи, Аркеи и Синеи  – небольшие народы, обитали у подножия горы Ливана. Арвадеи – жители Барейнских островов, в последствии, ядро населения Финикии. Цемареи и Химафеи – жители Северной Финикии. «В последствии племена Ханаанские рассеялись», то есть под влиянием многочисленных переселений, невозможно твёрдо определить их местожительство.

III.Потомки Сима (21-32)

Взгляните на стихи 21. «Были дети и у Сима, отца всех сынов Еверовых, старшего брата Иафетова». Среди упомянутых здесь потомков Сима, выделяется Евер. Хотя у Сима было 5 сыновей и здесь упоминается ещё 5 внуков, но Сим называется отцом всех сыновей Еверовых. Говорят, это потому, что только Евер и его потомки, шли по стопам веры Сима. Остальные присоединились к Нимроду в его восстании.

«Сыны Сима: Елам, Асур, Арфаксад, Луд, Арам». Елам – эламиты, жители северо-восточного побережья Персидского залива, с центром в Сузах. Ассур – родоначальник асирийцев со столицей в городе Ассур. Кушиты очень рано вторглись в Ассирию, поэтому вся цивилизация и культура ассирийской монархии стоит в родстве с халдейско-вавилонской цивилизацией. Арфаксад – один из прямых праотцов еврейского народа. Место жительства в южной приморской части долины Евфрата, с главной резиденцией в Уре Халдейском. Луд – малоазиатские провинции в Лидии с главным городом Сарды. Арам – народ, проживавший по берегам Тигра и Евфрата, за исключением Вавилона.

«Сыны Арама: Уц, Хул, Гефер и Маш». Все это малоизвестные народы, единственное, что можно выделить – это то, что Иов вышел из земли Уц.

Посмотрите на стих 25. «У Евера родились два сына; имя одному: Фалек, потому что во дни его земля разделена; имя брата его: Иоктан». Во дни Фалека, произошло чрезвычайное событие, названное «разделение земли». Некоторые предполагают, что это были тектонические движения всемирного масштаба. Однако, скорее всего, здесь подразумевается то, что описано в следующей главе, то есть Вавилонское рассеивание. Посмотрите на стихи с 25-го по 29-й. У Иоактана, брата Фалека родилось 13 сыновей. Они стали предками южных арабов в Аравии. Посмотрите ещё раз на эти стихи. У Фалека позже упоминается только 1 потомок, а у его брата Иоактана – 13 сыновей. Кажется, что Иоактан более благословен. Однако, это не так. Именно Фалека и его потомков, Авраама, Давида, Бог избрал, чтобы послать обещанное семя жены, Мессию, Спасителя, Иисуса Христа. Внешние масштабы и количества эффектны перед другими людьми, но Бог смотрит на сердце и веру человека. Если человек показывает из себя прекрасного служителя, но в сердце его похоть, зависть, гнев, Бог не благоволит к нему. Но если человек не очень способный, но смирен и имеет искреннюю и чистую веру, Бог использует его в Своей истории. Мы должны учиться вере, искать Бога и угодить Богу.

История, которой нас учат в школе и в университете – это человеческая история, история большинства, политика, царства – это не история Бога. Человеческая история прославляет героев, но победа над властью греха гораздо важнее, чем победа в войне. История Бога начитается и идёт тихо, через одного избранного человека веры. Знать историю мира хорошо, но гораздо более важно участвовать в истории Бога. Сейчас эта история имеет одно направление – проповедь Евангелия по всему миру. Эта история незаметна, но она важнее всего в глазах Бога. Наше покаяние через согам, наше изучение Библии 1:1, духовный хлеб, проповедь студентам, пастырские семьи, наши пионеры и миссионеры – это история Бога. Я молюсь, чтобы Бог использовал каждого из нас, и мы стали частью великой истории. Аминь.