СДЕЛАЙ СЕБЕ КОВЧЕГ – 4. РАДУГА ЗАВЕТА (Бытие 9:1-29)

Бытие 9:1-29

Ключевой стих 9:16

«И будет радуга в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле».

На прошлой неделе мы изучали об окончании потопа. Бог стёр всё с земли, а затем перестроил весь мир. Ной, выйдя из ковчега, устроил жертвенник Богу. Он благодарил за благодать спасения во время страшного суда. Бог принял его жертвоприношение и обещал больше не проклинать землю за человека: «впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» (Быт.8:22). В сегодняшнем слове Бог установил с Ноем новый завет в радуге. Бог дал общую благодать всем живущим, чтобы они могли спокойно жить и вернуться к Богу. Я молюсь, чтобы огромная милость и долготерпение Бога открылась лично каждому.

 

 

I.Восстановление порядка на земле и благословение человека (1-7)

Давайте прочтём 1-й и 7-й стихи 9-й главы. «И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю… вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней». В этих стихам мы видим благословение и миссию, которые Бог возложил на Ноя. Благословение, которое Бог дал Адаму, теперь получил Ной. После потопа Бог изменил порядок и отношения между человеком и животными. Для выживания человека Бог позволил есть мясо животных. «все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все». Бог дал животным страх перед человеком. Но, не смотря на всю огромную власть, которую получил человек, он не должен относится к жизни легкомысленно. Взгляните на стихи с 4-го по 6-й. «только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте». Это предупреждение человеку. Кровь – это жизнь. Даже к жизни животных нельзя относиться легкомысленно. Нельзя убивать животных ради развлечения. Всё это необходимо для сохранения баланса в природе. Бог позволил есть мясо, но, с другой стороны, нужно ценить жизнь в любом её проявлении.

«Я взыщу и вашу кровь, [в которой] жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию». Через закон крови Бог четко восстановил ценность жизни. После того, как Бог уничтожил весь мир потопом, человек может считать, что жизнь не очень ценна. Однако, это не так. Человек создан по образу Бога. Жизнь каждого человека имеет абсолютную ценность перед Богом. Человек не имеет права ни на чужую жизнь, ни на свою. Только Бог имеет суверенную власть на всякую жизнь.

II.Радуга завета (8-17)

Взгляните на стихи с 8-го по 17-й. Давайте ещё раз прочтём их по очереди. «И сказал Бог Ною и сынам его с ним: вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас, и со всякою душею живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными; поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли. И сказал Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда: Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею. И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти. И будет радуга в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле. И сказал Бог Ною: вот знамение завета, который Я поставил между Мною и между всякою плотью, которая на земле».

Такой длинный отрывок говорит только об одном, о завете Бога. Почему? Потому что это очень важное слово для всего человечества. Завет – это договор, который установил Бог. Творец Сам выступил инициатором этого договора. Но, кому, в первую очередь, нужен этот завет? Богу? Завет нужен Ною и всем живым, для того чтобы они могли жить спокойно. То есть всё, что вокруг нас, всё, что мы принимаем как естественное и должное, как закон природы: сеяние и жатва, день и ночь, времена года, всё это заключено в завете. Это никоим образом не зависит от человека. Этот завет для всех живущих: верующих и атеистов, христиан, мусульман, буддистов, добрых и злых, – для каждого человека. Это называется «общая благодать». Благодаря этому завету мы можем жить спокойно, строить планы, учиться, творить, работать и даже спать спокойно. Как можно понять такую бесконечную милость Бога и Его терпение? Посмотрите на стих 13. «Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею». Смотря на радугу, мы можем радоваться как дети, вспоминая милость нашего Небесного Отца. Радуга – это улыбка неизменной любви Бога к творению.

Этот завет держит и будет держать наш мир до последнего суда, когда Иисус придёт во второй раз, чтобы судить каждого по делам его. Этот завет не даёт спасение и вечную жизнь. Он даёт возможность жить на земле и иметь шанс спасения. Каждому из нас нужен ещё другой завет с Богом, в крови Иисуса Христа. В этом завете каждый может войти в вечное Царство Бога.

III.Сыновья Ноя (18-29)

«Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана. Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля». Вместе с Ноем во время потопа получили спасение и трое его сыновей с женами. Выйдя из ковчега, они начали обустраивать свою жизнь на новой земле. Ной начал возделывать землю и насадил виноградник. Чтобы виноградник начал хорошо плодоносить необходимо 15-20 лет. То есть после потопа прошло уже достаточно времени. Ной и его сыновья обустроились, у них появились дети и внуки. Они уже имели свой дом, огород, дачу возле речки. Потихоньку начали обрастать жирком. Это было время благословения и стабильности. В это время от него уже не требовалось жить праведной жизнью и абсолютно повиноваться, как при постройке ковчега. Ной расслабился. Он выпил вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своём. Это была его ошибка и его стыд.

Посмотрите на стихи 22 и 23. Эти стихи раскрывают нам отношение сыновей Ноя к этой ситуации, и показывают нам их суть. «И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим». Необходимо выделить 2 глагола: увидел и рассказал. Эти слова показывают нам его отношения к Ною. Он не уважал и не ценил его как отца, как слугу Бога и как человека, через которого он получил спасение. Он проигнорировал 600 лет праведной жизни Ноя и то, что он построил ковчег. А увидев одну ошибку, сразу потерял уважение, начал насмехаться, и сплетничать о нём. Хам поступил по-хамски. Библейские исследователи говорят, что Хам искал возможности уйти от Ноя. Его и его потомков не интересовала жизнь жертвоприношений Богу. А это событие стало просто поводом для того, чтобы уйти. «Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего». Отношение Сима и Иафета кардинально противоположное. Они с огромным уважением и смирением покрыли наготу отца своего. Для них его ошибка не стала камнем преткновения. Их вера не пошатнулась. Их поступок показывает и учит нас, как мы должны уважать и ценить пастыря, родителей.

«Пастырь – тоже человек» – такими словами многие оправдывают своё неповиновение и своё противление. Тем более, те, кто давно общаются с пастырем, знают его ошибки, слабости, могут относиться по-хамски. Когда я работал в Киеве, у меня был очень серьёзный конфликт с одним слишком важным и гордым корейцем. Я презрительно называл его «хангуком». Я начал питать сильную ненависть ко всем «хангукам». И когда я вернулся в Одессу, я просто не мог приходить на богослужение. Я видел в пастыре только ещё одного «хангука». Но через это слово я увидел, что пастырь – это слуга Бога, которого Бог послал для моего спасения. Пастырь – это любовь Бога ко мне. Благодарю Бога за то, что послал мне такого доброго пастыря.

Взгляните на стихи с 24-го по 27-й. Бог дал это слово евреям, вышедшим из Египта. В то время Ханаан был символом грешной культуры и был гораздо более известным, чем его отец Хам. 25-й стих – это не просто эмоциональное проклятие. Это пророчество и одновременно предупреждение. Ханаан – это символ противника Бога и его народа. Потомки Ханаана стали символом сексуального падения. Именно его потомки были жителями Соддома и Гоморры. Его потомки создали культ Ваала и Астарты, в которых поклонения сопровождались сексуальными оргиями. Поэтому, когда Израиль вошел в Ханаанскую землю, Иисус Навин приказал истреблять всё совершенно.

В современном мире, самый главный грех – это также похоть. Сейчас даже маленькие дети уже заражены похотью и у них начинается развращение. Если никто не будет контролировать это, все они точно погибнут. Поэтому с детства надо учить, что похоть – это грех перед Богом.

Взгляните ещё раз на стих 26, 27. Для человека самое большое благословение – быть избранным Богом и принадлежать Ему. Господь Бог Сам стал Богом Сима и избрал его, чтобы через его потомков послать «семя жены». «да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых». Иафет больше всего распространился по земле. Его потомки долгое время были язычниками, но потом они вошли в шатёр Сима через Евангелие.

Бог хранит наш мир и терпит нас, ожидая наше покаяние. Бог ограничивает зло, через заповедь, через общую благодать и напоминая о суде Бога через стихийные бедствия. Бог даёт время людям для спасения. Каждый из нас должен покаяться и верой войти в шатёр Сима, то есть шатёр Иисуса. Я молюсь, чтобы Господь Бог открыл наши глаза, чтобы мы увидели Его терпение и огромную милость к нам. Я молюсь, чтобы и мы и наши потомки стали царством священников и народом святым. Аминь.