Бытие 8:1-22
Ключевой стих 8:20
«И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике».
На прошлой неделе мы размышляли о 7-й главе Бытия. Это глава о суде Бога. Мы видели страшное зрелище, когда Бог судил грех мира. Через подготовку проповеди на прошлой неделе я видел Бога, Который есть Бог святости. Я видел справедливый гнев Бога за грех. Я видел, какую огромную благодать я имею. В студенчестве Бог дал мне и вам пастыря для изучения Библии, чтобы мы могли жить перед Богом и повиноваться Его слову. Сегодня через 8-ю главу мы увидим Бога, Который восстановил мир и Ноя, который смотрел на себя перед Богом.
I. Приземление (1-19)
Посмотрим на 1-й стих. «И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, (и о всех птицах, и о всех гадах пресмыкающихся,) бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды остановились». Что значит «вспомнил Бог»? Может ли Бог забывать? «И вспомнил Бог», – сказано со стороны Ноя. Это говорит о состоянии Ноя в ковчеге. Это был его первый рейс и уже длился больше 6-ти месяцев. Ной не знал, сколько он должен ещё быть в тёмном сыром ковчеге. У него было отчаянье и страх. Поэтому, когда Бог навёл ветер, и дождь остановился, для Ноя это означало – Бог вспомнил о нём, о его отчаянии. Посмотрите на стихи 1б, 2 и 3. «и навел Бог ветер на землю, и воды остановились И закрылись источники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба. Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней». Сначала Бог остановил дождь, но вода не осталась на месте, а стала убывать. Куда могло деться столько воды? Испариться не могла. В течение 150 дней на земле происходила тектоническая активность. Бог образовал огромные впадины и горы. Только таким образом можно было освободить сушу от воды и так были образованы все моря и океаны. Таким образом, появился наш мир, материки, острова, горы, водоёмы. На первом курсе у меня была геофизика. Это предмет, который утверждает, что это всё было именно так, и доказывает все эти процессы, с одним только не решенным вопросом – причина, почему всё это произошло. Наука полностью доказывает, что был всемирный потоп, но из-за атеистического взгляда всегда имеет нерешенный вопрос. Например, сколько миллионов лет речка должна высекать в скале себе русло? Когда мы смотрим на водопад и его силу, то можно представить, что если воды в тысячи раз больше, то с какой легкостью реки пробивали себе русло даже в каменных породах. После потопа Бог образовал новый рельеф земли, поэтому найти место, где был рай – уже невозможно. Посмотрите на 4-й стих. «И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских». В то время как образовывались горы и впадины, Бог остановил ковчег на Араратских горах. Высота горы Арарата – 5165 м. Посмотрите на стихи с 5-го по 19-й. «Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор. По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега и выпустил ворона, который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды. Потом выпустил от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли, но голубь не нашел места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег, ибо вода была еще на поверхности всей земли; и он простер руку свою, и взял его, и принял к себе в ковчег. И помедлил еще семь дней других и опять выпустил голубя из ковчега. Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли. Он помедлил еще семь дней других и выпустил голубя; и он уже не возвратился к нему. Шестьсот первого года к первому [дню] первого месяца иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли. И во втором месяце, к двадцать седьмому дню месяца, земля высохла. И сказал Бог Ною: выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою; выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле. И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним; все звери, и все гады, и все птицы, все движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега». Потоп начался на 600-м году жизни Ноя во 2-м месяце 17-го числа, а вышел Ной из ковчега на 601-м году жизни во 2-м месяце 27-го числа. Когда Ной вышел из ковчега? Когда стало сухо? Или когда ему надоело уже сидеть в ковчеге? Ной вышел, когда ему сказал Бог. То, что Бог вывел Ноя после суда, означает, что Бог восстановил небо и землю. Человеческими силами нельзя восстановить закон природы, только Бог может словом разрушить всё и словом восстановить. Слово Бога может восстановить всё и всех.
II. Первым делом (20-22)
Что сделал первым делом Ной, когда вышел из ковчега? Прочтем 20-й стих. «И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике». Ной был целый год в ковчеге. Он увидел гнев и святость Бога. Он понял, как Бог относится к греху. Ной знал, что он тоже грешник перед Богом. Когда Ной вышел из ковчега, он родился второй раз, и он видел, что земля, которую Бог дал ему – святая. Когда мы рождаемся свыше, мы по-новому смотрим на этот мир – он прекрасен. И устроил Ной себе жилище и потом своим сынам? И устроил Ной жертвенник Господу первым делом. То, что Ной принёс Богу жертву, говорит о Его покаянии. Это была жертва примирения. Ной видел страшный гнев Бога, поэтому его первое дело это искать милость Бога. Как Бог принял жертву Ноя? Посмотрите на стихи 21, 22. «И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся». Вы думаете, что Бог соскучился по запаху жаренного мяса? И поэтому обонял Господь приятное благоухание. Нет. Бог принял покаяние и жертву за грех. После потопа Бог сказал, что человек от юности уже с грехом. Во-вторых, наказанием проблема греха не решается. Бог принял Его жертвоприношение, потому что грех не решается наказанием, а решается только через жертву. Этим Бог уже готовил совершенную жертву спасения. Мы можем получить спасение от потопа или от пожара, но это не то спасение. Совершенное спасение это спасение от греха только через жертву, которую Бог приготовил нам в Иисусе Христе! Но, тогда зачем нужен был потоп? Потоп нужен был, чтобы потушить пожар греха похоти, гордости. До потопа даже «сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали [их] себе в жены, какую кто избрал» (Быт.6:2). «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт.6:5). И этот пожар надо было тушить.
Теперь и мы имеем один не решенный вопрос. Бог Сам сказал, что от юности мы уже грешные: «помышление сердца человеческого – зло от юности его». Тогда что нам надо делать в первую очередь? Нам надо осознать, что мы грешники. У нас внутри есть проблема, есть болезнь, которую нельзя вылечить своими силами, своим путём. Мы думаем, что мы нормальные люди, у нас есть изменение, есть много положительных качеств и несколько недостатков и слабостей. Но это мы так думаем. На самом деле мы не просто испорчены, мы фундаментально испорчены. Наша испорченность не решается даже потом. Нам надо адекватно посмотреть на себя. Но не в зеркало. В зеркале не видно кто я внутри. Есть другой я, и этот я намного главнее того я, которого мы видим в зеркале. Например, в зеркале мы можем видеть красивое лицо, побритое или ухоженное, но внутренне лицо человека может быть очень отвратительным и грязным. В зеркале мы смотрим, вроде бы красивый, но наш истинный я может быть отвратительным. Внешний человек может хорошо видеть, а внутренний я, который намного главнее, может быть слепым. Внешне мы имеем здоровые две ноги, а внутренний я может быть духовным инвалидом, который сам ничего не может делать, из-за рабского менталитета всегда зависит от других, из-за комплексов, из-за неверия, самостоятельно ничего не может делать – это хромой. Мне и тебе надо видеть себя не через зеркало, надо видеть своего внутреннего человека, который может очень страдает. И этот внутренний человек может быть исцелён только через Иисуса Христа. Когда Иисус увидел парализованного человека, Он не сразу исцелил его тело. Иисус сначала сказал: «чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мк.2:5). Иисус сначала решил проблему греха, потом исцелил его. Если мы увидим себя внутри, то мы уже не будем искать благословение, богатство, хорошего мужа или жену. Если человек видит своего внутреннего я, он сразу говорит: «Господи, исцели мою духовную проказу. Исцели меня, я духовно парализован. Господи, я такой страшный грешник – исцели меня!» Тогда так молимся. Человек, который не видит себя какой он внутри, ищет от Бога только благословения. Когда приходит к Иисусу, имеет много требований и просьб: дай мне машину, дай мне дом, дай мне деньги, дай, дай… Но, зачем тебе это надо, если внутренний человек погибает от ран. Поэтому в первую очередь должен быть исцелён наш внутренний человек. Без решения проблемы греха – счастье это несчастье. Без исцеления внутреннего человека соблюдение преданий или поста, это жалкое своё старание, которое ничего не даёт. Такие люди подобны прокаженному, одетому в шёлк.
Подумайте теперь, как нам повезло, что в студенчестве мы получили благодать Бога изучать Библию!
Что такое благодать Бога? Это не то, что получить много чего-то от Бога. В первую очередь благодать, это видеть своё истинное я, и прийти к Богу и получить исцеление. Если человек духовно слепой, он не видит ничего. Тогда какой смысл получить много вещей? Если человек духовно слепой, то он всю жизнь делает ошибку за ошибкой. И он может до смерти только жалеть о своих ошибках. Поэтому мы должны покаяться и молиться: «Господи, дай мне духовно прозреть». Если духовно хромой надо молиться, чтобы Господь дал веру стоять, и самостоятельно служить Богу, иначе всю жизнь ничего не можем делать, постоянно будем зависеть от кого-то или зависеть от обстоятельств. Хотя нам кажется, что мы уже нормальные, но мы не понимаем себя пока не приходим к Иисусу. Во время Иисуса все люди в Израиле думали, что они здоровы, но когда появился один нормальный здоровый человек – Иисус, все увидели, что они больны. Как мы можем видеть свою испорченность? Нам надо посмотреть на Иисуса, а потом на своего внутреннего человека. То, что не похоже на Иисуса, это всё болезнь.
Хорошо, давайте еще раз вернемся к потопу. Давайте подумаем, чему Бог учил нас через наказания потопом? Через потоп Бог насадил в сердце человека святость Бога. Жертвенник Ноя означает, что Ной, прежде всего, ищет милости Бога. Тогда, что для нас означает смерть Иисуса на кресте? Она означает жертвоприношение. Был гнев Бога, и было примирение. Это значит, что основа, это святость и гнев Бога. Его единственный Сын, отдал Себя в жертву умилостивления, поэтому Его жертва изменила гнев и суд Бога в прощение.
В наши дни у верующих нет понятия примирения с Богом, просто Господь любви и всё. Люди убрали страшный гнев Бога за грех, и тем самым, убрали суд Бога, и относятся к Богу как к доброму дедушке, который даёт нам всё, что мы просим. Тогда крест Иисуса совершенная ошибка – Ему не надо было умирать на кресте. Иисус умер на кресте, потому что он знал гнев и суд Бога.
В заключение, Ной принёс жертвоприношение не потому, что Бог уничтожил весь мир, а потому что его оставил. Жертвоприношение Ноя означает, что он увидел себя грешником и искал примирения с Богом, через покаяние. Ной увидел, что Бог это святой и справедливый Судья, Который хочет спасти грешников. Аминь.