ГДЕ ЖЕ ДЕВЯТЬ? (Еванглелие от Луки 17:11-19)

Евангелие от Луки 17:11-19
Ключевой стих 17:17

«Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?»

Сегодняшнее слово рассказывает нам об одном из самых удивительных из описанных чудес Иисуса. Одновременно десять прокаженных очистились. Мы видим в этой истории Иисуса, исполненного милости, сострадания и доброты. Мы видим Его власть и способность освободить человека от проклятия и страданий. Но мы также наблюдаем в этой истории черствость человеческих сердец, их неблагодарность и нежелание прославлять Иисуса за Его доброту. Я молюсь, чтобы мы учились благодарить и прославить Иисуса, чтобы слова «где же девять?» больше не относились к нам.

I. Вера десяти прокаженных (11-14)

Посмотрите на стихи 11, 12. «Идя в Иерусалим, Он проходил между Самариею и Галилеею. И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали». Иисус совершал Свое служение, проходя с учениками по разным селам и городам, и проповедуя Евангелие Царства Божия. На входе в одно селение Его встретила очень странная делегация. Это были страшные люди – с изуродованными лицами и телами, одетые в лохмотья. Они остановились вдали – и сразу стало ясно, что это прокаженные, которым запрещено приближаться к здоровым людям. Большинство из вас, наверное, знает, что такое проказа. Эта болезнь в то время была абсолютно неизлечима. Она делала тело человека нечувствительным к боли и постепенно разрушала его. Нос, уши, пальцы отваливаются, кожа меняет цвет и опухает, тело издает зловоние. Эта болезнь очень заразная, поэтому больных изолировали от всех, выгоняя за пределы селения.

Мы можем представить себе состояние этих прокаженных – от них отвернулись близкие, друзья. Они изгнаны из общества. Они превратились в ходячих мертвецов, которых все пугаются и обходят стороной. Тем более болезнь считалась проклятием и наказанием за грех. Поэтому прокаженный не имел никакой возможности примирения с Богом.

Но мы видим, что эти десять прокаженных не отчаялись. Они слышали об Иисусе, Его служении и чудесах и они вышли, чтобы встретить Его на входе в селение. Они остановились вдали, потому что болезнь не позволяла им прийти ближе и все десять громким голосом закричали: «Иисус Наставник! помилуй нас». Проказа разрушала так же голосовые связки, поэтому голос прокаженных становился слабым и хриплым. Но они изо всех сил кричат: «Иисус Наставник! помилуй нас». Они называют Иисуса «Наставник», признавая Его авторитет и власть. И они говорят «помилуй нас» – признавая свое жалкое положение, свое бессилие и безысходность. У них нет никакого пути, как только просить милости у Иисуса.

Наверное, кто-то рассказывал им об Иисусе, и они знали, что Он никогда не отказывает в милости просящим. Это было действительно так. Иисус видел их сердце, Он сжалился над ними и Он ответил на их просьбу. Каждый раз Иисус по-разному исцелял людей. Кого-то словом, кого-то грязью, кого-то прикосновением. Но этим прокаженным Он сказал: «пойдите, покажитесь священникам». Это довольно странные слова. Показаться священнику можно, когда ты уже выздоровел, чтобы тот засвидетельствовал об исцелении. Если придешь к нему больной, получишь еще больший стыд и мучения. Но почему Иисус так сказал? – Они должны были поверить словам Иисуса. Пойти к священникам можно только поверив в силу и власть слова Иисуса. Эти прокаженные действительно верили, что у Иисуса есть исцеляющая сила. И они пошли. Хотя их тела оставались такими же больными, хотя они не чувствовали никаких изменений, но они послушались слов Иисуса и пошли показаться священникам.

Они шли по дороге, крича: «Нечист! Нечист!», – чтобы люди не приближались к ним. Но вдруг один из них закричал: «Я чист!» Другой: «Я тоже чист!» Все десять остановились и начали рассматривать себя и друг друга, не веря своим глазам. Но сомнений не могло быть – все десять исцелились в одно мгновение. Они прыгали и танцевали от радости, как дети. Это была такая милость и благодать для них!

Но тут мы видим, как между ними произошло разделение. Девять из них решили как можно скорее показаться священнику, чтобы получить официальное подтверждение выздоровления. Потом принести положенные жертвы и побыстрее вернуться к своим близким, своей семье, к друзьям. И только один из них, увидев, что исцелен, решил в первую очередь вернуться и поблагодарить Иисуса.

Почему девять так поступали? Ведь из-за этого они потеряли так много? Они уже получили то, что хотели, поэтому Иисус стал им неинтересен. Их вера очень неглубока и их не интересуют духовные вопросы, вопрос греха, вопрос спасения. Как большинство людей, они живут только насущными нуждами, обращаясь к Богу только в случае нужды. Посмотрим, в каком плане мы можем быть похожи на них и терять духовные благословения как девять прокаженных?

Во-первых, когда мы просим и молим больше, чем благодарим. Большинство людей молится, когда у них есть проблема, или болезнь, или безвыходная ситуация. И это хорошо, это нужно делать. Но 90% из них забывают благодарить Бога, когда у них все хорошо. Когда со здоровьем в порядке, когда работа нормальная, нет финансовых проблем – Иисус становиться ненужным. Говорят, когда корабль попадает в очень сильную бурю – все, от матросов до капитана, молятся. Но когда буря утихает, мало кто прославляет Бога и благодарит Его. Все просто вздыхают: «Пронесло» – но не благодарят.

Во-вторых, мы похожи на девять прокаженных, когда ценим форму и обряд больше, чем благодарность Иисусу. Эти девять считали, что показаться священнику и принести жертвы – уже достаточно для благодарения Бога. Но они не искали личных отношений, сердечной благодарности и близости с Иисусом. Мы тоже можем делать много дел в церкви, считая, что этого достаточно для нашей духовной жизни. Но Бог хочет видеть в нас помимо этого благодарное сердце, искреннюю любовь, чтобы наша душа участвовала в служении.

В-третьих, мы похожи на них, даже когда у нас есть большая вера, но нет благодарности. Мы уже видели веру этих прокаженных. Все десять верили, что Иисус может их исцелить, верой они повиновались Его слову, и получили исцеление. У них такая великая вера! Но девять из них не вернулись благодарить – и это очень расстроило Иисуса. Если наша вера не приносит плод благодарности Иисусу – она также только огорчает Бога.

Через все это мы видим, что без благодарности, без сердечного прославления Бога наша вера, наши дела, даже наша молитва не дают нам полноты спасения, полноты благословения.

II. Вера исцеленного самарянина (15-19)

В этом плане один из десяти совершенно отличался от других. Посмотрите на 15-й  и 16-й стихи. «Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин». Здесь мы можем очень много учиться истинной благодарности. Хотя это был самарянин, презираемый иудеями человек, но он стал примером благодарности, как для иудеев, так и для нас. Посмотрим через него, чем отличается истинная благодарность.

Во-первых, благодарность всегда личная. Этот человек не смотрел на других. Он был одним из десяти, но когда он получил милость от Иисуса – он не смотрел, как поступают его друзья, он считал себя обязанным вернуться и благодарить, обязанным прославлять Бога.

Во-вторых, благодарность не откладывается на потом. Он мог бы сделать все необходимые дела и потом вернуться, чтобы благодарить. Но тогда Иисус уже ушел бы. За любое дело нужно сразу же прославить Бога и благодарить Его, как этот самарянин. Тот, кто хочет благодарить потом – на самом деле никогда не благодарит.

В-третьих, благодарность должна быть очень сильной и громкой. Этот человек возвратился, громким голосом прославляя Бога. Изо всех сил он пел хвалу. По-другому не может быть. Тот, кто получил такую милость, как этот исцеленный от проказы, не может шептать – он должен кричать и возвещать всем о спасении, о благодати, о Божьем даре.

В-четвертых, благодарность всегда происходит в смирении. Самарянин пал ниц к ногам Иисуса. Своим поступком он признавал, что он никто перед Богом. Что все, что у него есть – это чисто милость и благодать Господа. Для него самое лучшее место – у ног Иисуса. Я должен быть умален – но Иисус превознесен. Рассказывают историю, как в Англии после одного из служений пробуждения, мальчик говорит своей маме: «Мама, знаешь, дядя Джон сегодня молился, чтобы получить мир и прощение, но он его не получит». Мама удивилась: «Почему?» Тогда сын отвечает: «Потому что он склонился перед Богом на одно колено, но он не получит мир пока не станет на оба». Это так – пока мы не смиримся полностью перед Богом – мы не можем ничего получить от Него.

В-пятых, истинная благодарность не осуждает других. Когда Иисус спрашивал: «где же девять?» – самарянин промолчал. Он мог сказать: «Господи, они все пошли к священнику. Как они могут так поступать, я не понимаю». Но он не осуждает других, он думает только, как он сам может выразить хвалу и благодарность Господу.

Когда мы думаем о своей жизни – не должны ли и мы так благодарить, как этот человек? На самом деле мы получили больше, чем очищение от проказы. В Иисусе мы получили очищение от проказы греха, мы получили слово жизни, мы имеем здоровье, жилье, пищу, семью, возможность учиться, работу, свободную страну, чистый воздух, хорошую погоду и еще много-много всего. С утра мы должны уже просыпаться с хвалой и благодарностью к нашему Господу. Благодарность – самая первая и необходимая вещь в нашей жизни веры. Но, может быть, у нас тоже только один из десяти так сердечно благодарит Бога? Может, к нам тоже могут быть обращены слова Иисуса: «где же девять?»

Все десять очистились, все десять получили исцеление, все десять получили такое благословение от Бога. Но только тот, кто вернулся благодарить, получил духовное благословение. Посмотрите на 19-й стих. «И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя». Он получил личные отношения с Иисусом. Он получил одобрение и похвалу от Иисуса, хотя был отвергнутым самарянином. Это огромная благодать! И самое главное, он получил спасение. Исцеление от болезни, крепкое здоровье – в любом случае это временное благословение. Но спасение – это вечное. Это сокровище ценнее любых денег и материальных благ. Когда мы искренно благодарим и прославляем Бога, как этот самарянин – мы получаем истинное благословение, вечное сокровище, которое не отнимется от нас.

Я молюсь, чтобы через это слово сегодня мы увидели ту милость, которую получили от Иисуса, и мы захотели благодарить и прославить Его прямо сейчас. Я молюсь, чтобы Святой Дух учил нас истинной благодарности, которая смиряется перед Богом, громко восхваляет Его имя, и ищет личных отношений с Иисусом. Аминь.