ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ АВЕЛЯ (Бытие 4:1-8)

Бытие 4:1-8
Ключевой стих 4: 4-5а

«и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел».

Мы часто слышим новости о преступлениях. И видим, что со многими жестокими преступлениями и мошенничествами были связаны верующие. Люди ожидают, что верующие отличаются от других, потому что они ходят на богослужение по воскресеньям. Но оказывается, что они не отличаются от других. В этом возникает вопрос – почему их богослужение не изменяет их и не помогает им? Однако, сегодняшний отрывок показывает нам, что человек может не измениться через богослужения, и даже может становиться более злым.

Каин и Авель вместе пришли к Богу с жертвоприношением. Но результат, который Каин получил, был слишком серьёзным. Каин убил своего врата. Первое убийство в истории человечества произошло после богослужения. Каин после богослужения потерял радость и исполнился гневом, и этот гнев стал убийством. Библия объясняет, что такое его состояние имеет отношение с богослужением. Итак, богослужение очень важно в нашей жизни. Мы сейчас находимся в богослужении, и вся наша жизнь есть богослужение. Тогда какое богослужение угодно Богу? Сегодняшнее слово говорит об этой теме.

I. Каин и Авель (1-5)

Взгляните на стих 1. «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа». Здесь мы видим, что Ева имела большую надежду на своего первого сына, Каина – не он ли является семенем жены, о котором Бог обещал, который будет поражать голову сатаны, и спасёт их от греха и смерти? Кажется, что Адам и Ева не знали серьёзности греха, который начался с их неповиновения, и думали, что они будут страдать пару лет, и скоро вернутся в рай через обещанное семя. Но когда грех возрастал, и их первый сын стал убийцей, они поняли, насколько страшен грех.

Посмотрим на стихи 2-5. «И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его». От этих стихов мы не можем узнать, как эти два человека решили принести Богу жертву, но можем знать, какой результат получил каждый из них. «И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел». О чём это слово хочет сказать? Те, кто первым получили эту книгу Бытие – израильтяне, которые вышли из Египта. Они начали приносить Богу жертву, то есть начали служить Богу. Моисеи хотел объяснить им, что не всякое жертвоприношение угождает Богу, что есть жертва, которую Бог принимает и которую Бог не принимает. Это Бог решает, и Бог имеет право на это.

Израильтяне долго жили в Египте, где люди поклонялись идолам. Они думали, что Бог безумно любит жертвы, как другие идолы. Они могут не правильно думать, что Бог так жаждет жертвы, что принимает всякое приношение, не смотря на то, с каким сердцем они приносят, подобно тому, как ребёнок сразу успокаивается, когда ему дают соску в рот. Но они должны были знать, что Бог не идол, который всегда ожидает жертву, а Бог Господь и Владыка, Который спас их, и хочет общаться с ними. Бог сердцевидящий. Бог смотрит на нашу веру. Во время Исаии люди пренебрегали Бога, и приносили жертву, когда их руки полны крови. Господь сказал им: «Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие – и празднование!» (Ис.1:13)

О чём говорит нам эта история? Жертвоприношение – это наше богослужение, и всё, что мы делаем, чтобы служить Богу. Мы должны приходить к Богу верой. Мы должны верить в то, что Бог нас видит. Если кто-то приходит в богослужение со скрытым грехом, с гордыми мыслями, злостью и всякими человеческими эмоциями, и сидит, осуждает других, то будет ли его служение угодно Богу? Скажите мне, пожалуйста, Бог может принять такого поклонника и его служение? Вы верите в Бога? Верите ли вы, что наш Господь, Который умер на кресте и воскрес, сейчас здесь с нами? И что Он всегда в сердце верующих? Тогда вы должны смотреть на себя, – с каким сердцем я стою перед Богом.

Послание к Евреям 11:4 говорит так: «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще». Авель видел Святого Бога верою, и видел себя грешником, достойным смерти. Жертва веры, это жертва благодарения, покаяния, повиновения. Если мы приходим в богослужение, не имея такого понятия, что я грешник, который даже не может стоять перед Богом, то это ложное богослужение. Такие люди после богослужения исполняются гневом, и становятся более гордыми, более наглыми, и сразу идут в мир, чтобы грешить.

Авель чувствовал, что Господь посещал его сердце во время жертвоприношений. Это было слишком страшное и святое присутствие Бога. Он испытывал, что все его грехи очистились, и он стал новым человеком. Это именно приношение, угодное Богу.

Нельзя сказать, что Каин принёс жертву верою, у него не было веры, а была только религиозность. Он принёс Богу жертву, как будто он даёт Богу своё. Это было гуманистическое приношение. Он демонстрировал жертву на жертвеннике, и вместе кричали громко, и танцевали, обходя вокруг жертвенника. Конечно, во время обряда настроение было отличным. Он гордился собой: «Ох, ты! Я принёс жертву, и провёл богослужение! Какой я молодец!» Он был очень доволен. Но когда он увидел, что произошло в сердце Авеля, он понял, что его жертва была отвергнута Богом. В отличие от жертвоприношения Авеля, в жертвоприношении Каина не было покаяния и прощения грехов. Все грехи и гнев, которые были в нём, остались также после жертвоприношения и даже усилились. Богослужение, в котором я не изменился – это жертвоприношение Каина.

Тогда, что делает такую разницу? Некоторые говорят, что наше богослужение скучно, мёртво, и заставляет их спать. А у другой церкви более живое и интересное богослужение. Но это не вопрос церкви, или стиля богослужения. Вопрос в их сердцах, в том, что они живут без покаяния, и никогда не учат себя. У них нет духа сокрушенного, и гордо думают, что они уже знают всё. Поэтому им хочется спать. Как Бог может войти в их сердце? Как у них может быть прощение грехов и изменение? Как у них может быть радость? Становитесь ли вы новыми через богослужение? Испытываете ли вы обновление в каждом богослужении? Если так, то ваше богослужение – жертвоприношение Авеля. Если нет, то вы должны смотреть на себя. Иисус сказал, что Бог ищет людей, которые поклоняются Богу в духе и истине. Это значит, что мы должны прийти к Богу с верою и с покаянием. Я молюсь, чтобы каждый из нас изменился в каждом богослужении.

II. Мученик Авель (6-8)

Когда Господь отказался от жертвоприношения Каина, Каин сильно огорчился, и поникло лицо его. Он не поднимал лицо своё. Это потому, что ему стыдно? Нет, это было выражением восстания против Бога: «Посмотришь, никогда не буду разговаривать с тобой!» В 6-м стихе Бог объясняет ему, что он не имеет право огорчаться на Бога. «И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое?» Проблема Каина заключается в том, что он ставит себя на одном уровне с Богом. Бог Владыка всевышний, а человек Его творение. Бог не ты. Бог свят и совершенен, а человек грешен. Кто может противостоять Богу? Мы должны принять верховную власть Бога. Бог Судья, а не ты. Когда Бог не принял его и его приношения, он должен был глубоко покаяться в своих грехах, говоря: «Господь! Я грешник, достойный смерти». И прийти к Богу верою. Огорчаться на Бога – это не дело человека. Но Каин не смиряется перед Богом. Он обижается на Бога, потому что не знает Бога, и не видит Его.

Взгляните на стих 7. Бог говорит ему: «если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица?» Какое мудрое слово! Это слово Бог даёт каждому из нас. Нам надо помнить это слово в каждый день. Что означает делать доброе? Приносить много жертв? Нет, добро – это Бог. В контексте этого отрывка, слово «добро» имеет отношение с богослужением. То есть добро – это приходить к Богу по Божьему пути, и верою приносить жертву, угодную Богу, как Авель сделал.

Здесь мы должны знать одно – Бог поставил Авеля как священника. Это то, о чём Библия говорит нам. Авель был первым священником. Каин мог бы приходить к Богу через жертвоприношение Авеля. Тогда и он получил бы прощение грехов, и изменился бы в нового человека. Через это событие мы узнаем, что не человек определяет путь к спасению, а Бог. Но Каин хотел прийти к Богу по своему пути. Это его гордость.

По-человечески, Каин был лучше Авеля. Это видно в их именах. Поэтому он не мог принять Авеля: «Ты будешь священником для меня? Никогда такого не будет! Кто ты? Чем ты лучше меня? Лучше ли ты знаешь о Боге, чем я? Ты умнее меня? Ты богаче меня? Как ты можешь быть моим священником?» Каин не принял верховную власть Бога. Во время Иисуса, книжники и фарисей, таким же образом не приняли Иисуса, и распяли Его.

Господь дал Каину предупреждение: «а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит, он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». После Адама в сердце человека живёт грех. Этот грех, как хищные звери ищут добычу, ищет шанс нападать на нас. В этом сущность человека. Греховное желание и святое желание борются, как два боксёра на ринге. Это есть человек. Но Бог дал человеку обязанность господствовать над греховным желанием: «он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». Тогда как мы можем господствовать над грехом? Лучшее средство защиты – нападение. Делать добро активно – это единственный путь господствовать над грехом. Мы утром читаем духовный хлеб и каждую неделю изучаем Библию, и приходим на богослужение. Мы должны активно делать это. Мы должны активно прославить и благодарить Бога, искренне писать согам, и активно любить друг друга.

Бог говорит и нам: «Если ты смирен, то не поднимаешь ли лица?» Мы должны помнить о том, что гордость сделала Каина таким жалким существом перед Богом. Если мы восстановим в себе смирение, то почему мы не сможем поднять лицо? Покайтесь в своей гордости и будьте смиренными, тогда небо улыбается мне, и весь мир за меня. И Бог поддерживает меня, говоря: «Держись, не унывай! Я с тобой!» Смиренный – это самый счастливый человек.

Взгляните на стих 8. «И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его». И сказал Каин Авелю, не значит, что он советовался со своим братом Авелем, а значит, что Каин издевался над Авелем всякими злыми словами, и притеснял его. Но все равно Каин не мог успокоиться. Он вызвал Авеля на поле, и безжалостно убил его. Когда Каин не послушался слова Бога, его зависть превратилась в страшный грех – убийство своего родного врата.

Смерть Авеля не была случайным событием. Это было началом конфликтов между семенем жены и между семенем змея, между людьми, живущими под властью сатаны, и между людьми, верою ожидающими мессию. И эта история предсказывает, что во все времена мир будет притеснять людей веры. История мученичества началась со смертью Авеля. Поэтому Иисус сказал иудеям в 11-й главе Евангелия от Луки: «да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира, от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом» (Лк.11:51). Авель мог не умереть, если он договорился бы с Каином, если он сделал бы так, даже получил бы богатый подарок от него. Но Он не пошёл на компромисс с Каином о жертвоприношении. Он перед Богом не мог идти на компромисс с неправдой, если даже убили бы его. Из-за этого его убили. Авель был мучеником, который умер для того, чтобы хранить истинное богослужение, и его смерть и сейчас говорит нам о том, как нам прийти к Богу, и какое богослужение нам принести Богу.

Помолимся, чтобы мы пришли к Богу с сокрушенным сердцем. Помолимся, чтобы сегодня Господь сделал каждого новым. Смирение даёт нам жизнь. Пусть Господь восстановит в нас смирение. Бог говорит и нам: «Если ты смирен, то не поднимаешь ли лица?» Если мы смиренны, то нам нечего бояться в мире. Пусть наше богослужение будет жертвой Авеля, и вера Авеля будет наша вера. Аминь.