Евангелие от Иоанна 3:1-15
Ключевой стих 3:3
«Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия».
Сегодня мы рассмотрим диалог одного богатого, влиятельного человека с Иисусом. Диалог – прекрасная вещь. Через диалог мы всегда находим выход из трудной ситуации. Тем более диалог с Богом может дать нам ответ на любой жизненный вопрос, который нас мучает. Давайте сегодня мы войдем в диалог между Иисусом и Никодимом, и пусть Господь откроет наше сердце, чтобы принять Его любовь и родиться свыше.
I. Никодим, пришедший ночью (1-2)
Обратимся к первому стиху. «Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских». Здесь слово Божье повествует нам о человеке по имени Никодим. По всей видимости, он был знатным и богатым и представлял элиту того общества. То, что он был фарисеем, говорит о его хорошем воспитании и высоком образовании. К тому же, будучи фарисеем, Никодим являлся религиозным лидером для своего народа. Кроме этого он занимал высокое политическое положение. Начальник Иудейский – это член синедриона. Это всё равно, что в наше время быть депутатом Верховной Рады.
Имя «Никодим» в переводе означает «победитель». В действительности, Никодим мог гордиться собой: у него были все условия, о которых люди мечтают, положение, которое все уважают и богатство, которому завидуют. Однако, имея всё, Никодиму чего-то не хватало, поэтому он пришел к Иисусу ночью. Вероятно, гордость и высокое положение Никодима не позволили ему прийти к Иисусу днем, на виду у всех. И он выбрал для себя самое подходящее время. Однако в Евангелии от Иоанна ночь – это не только время суток, но и символ духовной тьмы. Когда Никодим шел к Иисусу, ночь не только стояла на улице, но ночь была также и в душе у Никодима. Он не знал, откуда он пришел и куда идет. В его сердце не было мира и совершенной радости, что-то его угнетало изнутри и не давало ему спокойно спать.
Никодим пришел к Иисусу с серьезным лицом и сказал Ему: «Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог». Никодим признал, что Иисус – Учитель, пришедший от Бога, и проявил сильный интерес к Его чудесам. Возможно, он ожидал, что Иисус совершит чудо в его жизни и даст, то чего ему не хватает. Иисус, взглянув на Никодима, сразу обнаружил его истинную проблему. Он хорошо понимал его душу и видел боль его сердца. Господу известно всё о нас. И нам не нужно ничего скрывать, когда мы хотим предстать пред Его лицом. Хотя Никодим еще не успел задать вопрос, Иисус сразу указал ему, в чем состоит нужда его души.
II. Если кто не родиться свыше (3-12)
Взгляните на 3-й стих. «Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». Иисус два раза повторил слово «истинно». Истинная проблема Никодима в том, что он не родился свыше и не мог видеть Царство Божие. «Кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». Здесь слово «увидеть» имеет значение «испытывать». Испытывать Царство Божие – это испытывать присутствие Божьей любви и милости в своем сердце, ощущать себя принятым Богом, Его любимым дитем. Это чувство совершенной радости спасения и прощения греха, это истинный мир и покой в душе, надежда вечной жизни. Никодим не имел небесной радости спасения и не чувствовал любовь Бога. В его душе царил только закон, чувство вины и тьма. Он был очень несчастным и очень одиноким. Он верно выполнял все религиозные обряды, но его душа часто стонала в пропасти отчаяния. Он нуждался в Царстве Божьем. Для этого он должен был родиться свыше.
Однако, как понял Никодим слова Иисуса? «Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» Никодим понял слова Иисуса буквально. Ему трудно было мыслить о духовных вещах. Никодим, возможно, совсем не это ожидал услышать от Иисуса. И в душе он не хотел принимать то, что он должен родиться свыше, так как полагал, что может войти в Царство Божие, потому что всю жизнь поступал хорошо и честно и никому не причинил вреда. Однако этого было недостаточно. Иисус, видя его внутренние противоречия, очень терпеливо и кротко продолжал служить его душе, и с этого момента подробно начал объяснять смысл рождения свыше.
Взгляните на стих 5. «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». Родиться свыше – это родиться от воды и Духа. Родиться от воды – на библейском языке означает покаяться, так как вода является символом очищения, когда человек плачет о своём грехе и очищает сердце, Святой Дух входит в него, сжигает все его грехи и делает его новым творением, чадом Божьим. Каждый человек обязательно должен родиться свыше от воды и Духа. Иисус сказал «истинно, истинно» 2 раза. Это значит, что в этом нет исключения.
Всякий, живущий в мире человек рождается от плоти и видит плотский мир. Точно так же когда человек рождается свыше, то видит духовный мир. Поэтому Иисус говорит: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух». Как человек рождается от плоти для физической жизни, также он должен родиться от Духа Святого для духовной жизни.
Как Никодим отреагировал на это слово? Оно удивило Никодима ещё больше. Возможно, потому что он думал, что своими силами и разумом он способен постичь духовный мир, так как он достаточно хорошо знал Святое Писание и верно соблюдал все законы и обряды. Подобно Никодиму вы также можете считать себя духовными людьми, потому что вас крестили в детстве, или вы верно ходите в церковь два раза в год – на Рождество и на Пасху, или вы знаете наизусть молитву «Отче наш», или знакомы с Библией. Однако мы не можем по настоящему жить духовной и святой жизнь, пока не родимся от Духа. Поэтому Иисус говорит Никодиму и нам: «Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше».
Чтобы объяснить наглядно работу и роль Святого Духа, Иисус привёл пример ветра. Обратите внимание на 8-й стих. «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа». Здесь слово Дух на еврейском языке означает также «ветер». Таким образом, Иисус как бы сказал Никодиму: «Ты можешь слышать и чувствовать ветер, но ты не знаешь откуда и куда он дует; ты можешь не знать откуда пришёл порыв ветра, но ты видишь оставшиеся за ним полегшие хлеба и вырванные с корнем деревья». С Духом дело обстоит так же. Вы можете не знать, как действует Святой Дух, но вы можете видеть Его работу в жизни людей.
Когда хулиган и развратник обращается к Богу и начинает чистую, праведную жизнь, и от греха обращается к святости. Когда живущий для себя и ради себя эгоист принимает одно слово Бога и через него меняется в жертвенного и служащего человека, когда не умеющий прощать через Божью любовь вдруг становится человеком милости и сострадания – это неопровержимое свидетельство и доказательство работы Святого Духа.
Таким образом, через пример физического рождения и пример ветра Иисус хотел донести истину рождения свыше до сердца Никодима. Однако его ответ остался неизменным: «Как это может быть?» Если бы я была на месте Иисуса, то моё терпение давно уже лопнуло бы, и я сказала бы Никодиму: «До свидания!» Но Иисус не сделал так. Он только поругал Никодима: «ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь?» Упрёк Иисуса показывает, что Никодим попросту не хотел понимать и принимать Его слова, потому что он был гордым и самоправедным. Но Иисус не терял надежду на Никодима и пастырским сердцем, полным милости и сострадания, продолжал учить его пути спасения.
III. Ибо так возлюбил Бог мир (13-15)
Благодаря борьбе Иисуса с упрямством и гордостью Никодима, мы получили прекрасное слово жизни. Говоря о рождении свыше, Иисус привёл нас к самому важному, без чего наше духовное рождение не было бы возможным, к любви Бога. В 13-м стихе Иисус засвидетельствовал о Себе: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах». Происхождение Иисуса, бесспорно, берёт начало с Небес. Поэтому только Иисус видел Бога и Его Царство и только Иисус знает любовь Бога.
Посмотрите на стихи 14, 15. «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Здесь Иисус приводит пример события из Ветхого Завета, которое хорошо было известно Никодиму. Когда Израильский народ восстал против Бога и Моисея в пустыне, Господь послал на них ядовитых змей. Всякий ужаленный непременно умирал так, что ему не могло помочь ни одно лекарство. Израильтяне в мученической агонии обратились к Моисею за спасением. Тогда Господь Бог повелел сделать медного змея и вознести его на шест. Бог сказал, если ужаленный посмотрит на медного змея, то останется жив. Действительно произошло чудо. Всякий ужаленный, когда только смотрел на змея, чудным образом излечивался от смертоносного яда и спасался. Сколько бы раз не укусил его змей, 1 или 10 раз, в ногу, в плечо или в голову – это не имело значения. Главное, что он должен был делать – только смотреть на медного змея на шесте.
Это событие хорошо открывает суть веры и спасения. Верить, оказывается, не трудно. Это всё равно, что смотреть на медного змея. Тогда на что мы должны смотреть, чтобы получить спасение? Иисус Сам был вознесён на крест для того, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Как ужаленный смотрел на медного змея и спасался, так и любой грешник, веруя во Христа, получает совершенное спасение и избавляется от яда греха. Проблема Никодима была в том, что он не знал любви Бога. Он служил Богу, соблюдал законы и обряды, но не знал сердца Бога. Иисус для него открыл самую удивительную и чудесную любовь. Это любовь Бога, нашего небесного Отца.
Посмотрите на стих 16. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Здесь слово «так» означает буквально «просто так». Бог возлюбил мир безусловно, безвозмездно. Когда мы любим кого-то, то всегда предъявляем ряд условий. Если ты поступал бы честно, то я бы любил бы тебя. Если ты был бы праведным человеком, то я любил бы тебя. Также, если ты был бы красив, талантлив, то я бы любил тебя. Если ты не был бы эгоистом, то я бы любил тебя.
Но Бог любит нас просто так, без всяких условий! Как Бог возлюбил нас? – просто так!!! Даже если мы жили очень грязной жизнью, совершали гнусные дела, воровали, лгали, обманывали или убили кого-то, Бог просто любит нас. Если у нас в сердце спрятан стыдный грех, о котором мы не можем рассказать никому, Бог всё равно любит нас просто так. Даже если вы оставили Бога и начали поклоняться идолам этого мира, Бог просто так возлюбил нас. Даже когда мы возненавидели Бога, хулили истину, Бог так возлюбил нас. Когда я любила тьму, грех – Бог возлюбил меня просто так. Почему Он возлюбил меня просто так? – спросите вы. Потому что Богу что-то нужно от нас? Нет, а потому что Бог есть любовь. Такова Его сущность. Насколько Он возлюбил мир? Он возлюбил нас больше чем Своего единственного Сына, что отдал Его на крест, чтобы мы имели вечную жизнь. Какая это удивительная любовь!!! Какая это святая любовь!!! В 1-ом послании Иоанна 4:10 сказано: «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши».
Никодим не мог открыть своё сердце, потому что не знал любви Бога. Он хотел быть счастливым, решить внутреннюю проблему и видеть Царство Бога через соблюдение религиозных законов и через своё самосовершенствование. Но он не видел. Иисус указал ему на любовь Бога и на Свой крест. Слава Иисусу!!!
С детства я была крещена в православной церкви в возрасте 9-ти лет. Мне дали свидетельство о крещении, детскую Библию и иконки. Я очень гордилась этим событием и даже не позволяла старшей сестре трогать моё свидетельство. Выучив молитву «Отче наш», я верно читала её каждый вечер. Но надолго меня не хватило. Постепенно я перестала молиться, так как это стало для меня обременительным. Я росла очень примерным ребёнком, почитавшим родителей, и была отличницей в школе. Я считала себя добрым и отзывчивым человеком и всегда старалась поступать правильно. Всё это легло в основу моей гордости и самоправедности. Вместе с тем, я страдала от различных комплексов, от приступов депрессии и фатализма. Я боялась смерти, боялась темноты и строгих учителей в школе. В поисках любви со стороны противоположного пола я искала, как обратить на себя их внимание, и завидовала старшей сестре, у которой было много поклонников. Посиделки на лавочках летним вечером, дискотеки, всё, чем живёт молодежь в селе, я жила также этим. Но веселье шумных компаний не доставляли удовлетворения моей душе, а скорее загрязняли её похотью и грязными греховными желаниями. Я выглядела примерным верующим. Но я ощущала себя изнутри грязной и тёмной и, как не старалась, сделать себя чище не могла. Я не знала цель своей жизни, для чего жить и в чём миссия моей жизни.
С таким сердцем я пришла в одесский цент UBF, будучи студенткой 1-го курса. Я не хотела признавать себя грешницей и показывала себя хорошей христианкой. Но когда я изучал Библию, Слово Бога пробудил мою совесть к покаянию, и я смогла признать свои грехи похоти и гордости и открыть их Иисусу. Впервые в 2002-м году на весенней конференции я прочитала свой согам покаяния. Через это в моё сердце вошёл свет Божьей любви, и я получила огромную милость прощения грехов. Господь очистил мою совесть от вины, грязи, стыда и страха. Сила прощения любви Бога помогла мне начать новую чистую жизнь. Я приняла Божий план быть пастырем и учителем Библии для студентов всего мира. В Боге я нашла прекрасную духовную семью. Небесный Отец благословил меня во всём: дал мне замечательного мужа, который любит Бога и Его слово, и дал прекрасных детей; Бог дал видение мировой миссии для нашей семьи на Львов и Вьетнам. В Боге я стала по-настоящему счастливой. Я нашла истинного небесного Отца и друга, Который хранит меня, ведет мою жизнь добрым путём и даёт мир и покой моей душе. Я рада, что могу говорить о любви Бога тем, кто ещё не познал её, и как я раньше, живут во тьме греха и мучениях совести. Пусть Господь сделает меня свидетелем Его любви и использует мою жизнь для спасения Его агнцев.
Сегодня мы узнали, что каждый человек должен родиться свыше через любовь Бога и веру в Иисуса Христа. Успех жизни не заключается в том, чтобы зарабатывать много денег и иметь хорошие условия как Никодим. Родиться свыше – это самый настоящий успех, это самое большое счастье и совершенная победа, которые мы можем иметь в своей жизни. Господь хочет, чтобы каждый из нас родился свыше и имел Его Царство. Для этого Он пришел на землю. Давайте прочтем стих 3: «Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». Аминь.