ХОРОШО, ДОБРЫЙ И ВЕРНЫЙ РАБ! (Мф.25:14-46)

Евангелие от Матфея 25:14-46
Ключевой стих 25:21

«Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».

Благодарим Бога, за то, что Он обильно благословил нашу конференцию. Сегодняшнее слово даёт нам направление после конференции, как нам жить. В 25-ой главе от Матфея есть 3 притчи, которые подготовляют нас ко второму пришествию Иисуса Христа. Первую притчу, о десяти девах мы слушали на конференции. Если притча о десяти девах говорит нам о внутренней духовной позиции, что мы должны бодрствовать, то притча о талантах и притча об овцах и козлах говорят нам о более конкретном: как и для чего мы должны жить, ожидая второе пришествие Господа Иисуса.

Пусть Господь благословит каждого из нас, чтобы мы стали добрыми и верными рабами, которые принесут много плодов Господину нашему.

I. Хорошо, добрый и верный раб! (14-30)

С 14-го по 30-й стихи мы видим притчу о талантах. В этой притче главная тема не талант, а о верном рабе. То есть, Бог хочет, чтобы мы через эту притчу стали верными рабами, которые верно служат Господу, используя талант, данный Богом.

Взгляните на стихи 14, 15. «Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился». Здесь человек символизирует Иисуса. Как тот человек отправился в чужую страну на долго, Иисус вознесся в Царство Бога после Своего воскресения и придет во второй раз. Один человек поручил своим рабом свое имение; одному 5 талантов, другому 2, иному 1. С Евангелия от Луки 19:30 мы знаем, что здесь слово «поручить» имеется в виду «употреблять в оборот». Один талант равнялся 6000 динариям, а один динарий это зарплата одного дня рабочего. То есть один талант – это не маленькая сумма. Господин доверял своим рабом и поручил им свое имение. Это для рабов было большой привилегией: быть рабом у такого доброго богатого господина. Господин дал каждому по его силе, и отправился.

Как в этой притче господин дал каждому талант, Бог дал каждому человеку талант. Это, сперва, наша жизнь и наши способности. Бог дал каждому уникальный талант. Нет ни одного, у кого нет талантов. Каму-то Бог дал побольше, а кому-то поменьше, но дал по его силе. Бог дал нам талант, чтобы мы использовали его ради Его славы, и принесли Ему плоды.

Обратимся к стихам 16, 17. «Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два». Получившие 5 талантов и 2 таланта пошли, употребили их и приобрели другие 5 талантов и другие 2 таланта. Это занимало очень долгое время, как долго господин их не пришел. Но они от благодарности, радости, что хозяин их любил и доверял им, терпели трудности. Они хотели угождать своему господину. Они хотели быть пригодными своему господину. Они ждали дня возвращения своего господина. И когда наконец-то он пришел, с радостью отчитывались: «господин! пять талантов ты дал мне: вот, другие пять талантов я приобрел на них», «господин! два таланта ты дал мне: вот, другие два таланта я приобрел на них».

Они были наполнены радостью оттого, что они были использованы в его деле, оттого, что они угождали ему. Больше всего они радовались, оттого что они снова смогли видеть своего господина. Они ничего не требовали от господина, а дали ему с радостью их прибыль.

Тогда что сказал их господин? Стихи 21,23. «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Господин их не сказал им: «Здорово! Еще мои 5 талантов заработали, молодцы!» Здесь господин не говорил о том, сколько они заработали. А он хвалил их верность: «хорошо, добрый и верный раб!» Может, господин заметил, что они сильно похудели от работы, от жары. Может, он заметил, что на их руках есть какие-то раны, следы их труда. Он видел их сердце, как они старались угождать ему. Он знал как они верно, неизменно служили ему. Господин хвалил того, и другого одинаковыми словами, независимо от того, сколько они принесли прибыль ему. И он ставил их над большим и приглашал их в свою радость.

Что сделал получивший один талант? Стих 18. «получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего». Почему он так поступил? Хозяин же сказал ему употреблять в оборот? Но он совсем не повиновался. Почему? В его словах мы видим его причину, когда он отчитывался перед господином. Стих 24: «господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал».

Первая причина того, что раб так поступал: это его неправильное представление о своем господине. То есть раб имел неправильное представление о нем. Раб думал, что его хозяин как эксплуататор: он ничего не делает, заставляет рабов работать и забирает их плоды труда. Он считал, что его господин жестокий, только интересуется результатом; какую прибыль принесет его раб. Этот раб не любил своего господина, который доверял ему один талант. Когда у него не было любви к господину, у него остались только боязнь, страх и чувство долга.

У каждого человека есть свое представление о Боге, свое неправильное представление. Человек приходит к Богу со своим неправильным представлением и через Библию его взгляд на Бога исправляется. Мы должны встретить Бога через Библию. Если человек исправляет свое неправильное представление о Боге через Библию, то любой станет хорошим учеником, любой будет любить Бога всем сердцем. Потому что Он добр, Он есть любовь, Он есть наш Всемогущий Творец.

Вторая причина того, что раб так поступал: он не ценил один талант и сравнивал с другими. Один талант – это достаточно много. Но когда он сравнивал с 5-ю, 2-мя талантами, ему казалось это слишком мало. Он думал так: «Почему дал этому аж 5, и тому тоже 2, а мне только 1? Что, я такое неважное существо для него? Чего он так меня игнорирует? Чего он меня так не любит?» Когда он сравнивал себя с другими, когда он жаловался на господина, ему казалось, что один талант – ничтожный. Он сомневался в любви господина. Он обиделся на него, и говорит прямо такое слово к нему, что он жестокий, жнет, где не сеял, собирает, где не рассыпал. Его слово на самом деле относится не к господину, а к самому себе.

То, что его господин дал ему один талант, а не пять, было от любви. Но грешная натура человека всегда сравнивает с другими и завидует им. Тогда как этот раб закопал свой талант, человек умертвляет свой талант и станет негодным Богу.

Не говорим ли мы: «Почему Бог дал ему то и то, а мне ничего?» Может вы не закопали свой один талант в земле? Сатана сильно работает через дух сравнения, как однажды в сердце Адама работал, чтобы он сравнивал себя с Богом. Мы очень часто сравниваем себя с другими и попадаем в ловушку сатаны. Мы говорим: «Почему она такая красивая, а я такая демократическая? Почему Бог дал этому семью, машину и успех, а мне ничего, хотя я намного лучше его? О! Если бы Ты дал мне это, как Ты дал ему, я намного лучше служил бы Тебе».

Человек сравнивает с другими не потому, что у него мало, а потому что у него нет благодарности. Потому что он не ценит свой талант. Пусть Господь поможет нам найти свои таланты, чтобы мы служили Ему этими талантами, принесли Ему много плодов.

Третью причину того, что получивший один талант закопал его в землю, мы видим в стихе 25-ом. «и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое». У раба была боязнь о потере  таланта. Он боялся, что потерпит поражение, занимаясь торговлей, и потеряет талант хозяина. Поэтому он выбрал себе безопасный путь, путь стабильности: закопать в земле свой талант. Он думал, что если он ничего не будет делать, то он не причиняет никакого вреда господину. Поэтому, зачем ему надо было рисковать, куда-то вкладывать свой талант, не зная результат, что будет. А получившие 5, 2 рисковали своими талантами. Они трудились, переживали. И, в конце концов, принесли много прибыли господину. А тот не хотел рисковать. Ему было все равно, какая будет прибыль у господина. Все равно она не своя. Он выбрал себе безопасный путь, спокойный путь. Он не хотел бросать вызов ради господина.

Боязнь, страх есть у всех. Все любят, ищут безопасности, стабильности. Но на земле абсолютной безопасностей, совершенной стабильностей не бывают. Иисус тоже Своим ученикам не обещал такого. Наоборот, Он сказал: «В мире будете иметь скорбь» (Ин.16:33).

Как же будем жить? Будем жить, стараясь не рисковать ни чем, пытаясь ничего не делать, а только искать безопасность и стабильность? И закопать глубже и глубже свой талант, чтобы не терять его? Или будем рисковать ради Господина нашего, Иисуса Христа, и бросать вызов, чтобы принести плоды талантов? Будем рисковать нашими талантами, данными Господином! Будем трудиться, потому что Он дал нам таланты. Потому что мы желаем быть угодными Ему. Потому что мы ждем того дня, когда Он придет во славе Своей.

Если вдруг мы потерпели бы поражение, неудачу и теряли бы наши таланты, рискуя своими талантами, то я уверен, что всё равно Он скажет нам: «хорошо, добрый и верный раб!» Потому что Он знает наше сердце, нашу верность. Потому что Он знает наши слезы, нашу скорбь, наши шрамы, полученные в служении. Он Единственный, Достойный ради Которого мы служим нашими талантами.

Взгляните на стихи 26-30. Господин называл его «лукавый и ленивый». Здесь луковый означает негодный. Господин говорит ему, что он негодный ему. И господин отнял от него талант и дал имеющему десять талантов, и выбросил его вон.

Пусть Господь помилует нас, чтобы мы стали верными, которые слышат от Него: «хорошо, добрый и верный раб! Войди в радость господина твоего».

Я подобен рабу, получившему один талант, закопал свои таланты в земле и сравнивал себя с другими, жаловался и ничего не делал. Бог дал мне много талантов: тонкость, выносливость, боевой дух. Это достаточно много для меня, чтобы я принес Ему плоды. А я сравнивал себя с другими и закопал свои таланты. Я говорил: «У меня не мужественный характер. Я человек маленького масштаба». И завидовал тем, у кого много способностей, у кого есть мужской характер и вид.

Особенно когда возникла проблема здоровья, она была достаточно большой, чтобы покрыть все мои таланты оправданием: «О! если бы не было у меня этой проблемы, я тоже мог бы жить плодоносной, победоносной миссионерской жизнью».

Но через это слово я видел себя, что я как тот раб, закапал свои таланты и стал негодным Богу. Бог дал мне тонкость, чтобы я глубоко копал слово Бога и кормил агнцев. Бог дал мне проблему здоровья, чтобы хоть через это я уповал на Него и взывал к Нему. Потому что иначе я всё время пытался бы своими силами что-то делать. Я благодарю Бога за то, что Он дал мне эти таланты, и что Он дал мне столько. Я молюсь, чтобы принести много плодов Господу, употребляя эти таланты.

II. Притча об овцах и козлах (31-46)

Эта притча говорит о последнем суде, когда Иисус придет второй раз. Эта притча дает нам еще конкретнее, как нам жить, ожидая второе пришествие Иисуса Христа.

Иисус придет второй раз, Он придет в Своей славе. Он придет судьёй, и будет судить все народы. Здесь нет исключения. Все колени, все уста будут покоряться перед Ним. Тогда Он отделит всех людей на две группы: одну по правую сторону, а другую по левую.

Тогда Он скажет тем, которые по правую Его сторону: «придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня;  был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко мне».

Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?»

Тогда Иисус скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».

Здесь мы видим, что Иисус судит человека по делам его. Послание к Римлянам 2:7-9 говорит так: «тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, – жизнь вечную, а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, – ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое». Слово «постоянством ищут» означает его цель жизни и стремление.

То есть, человек спасется только верой. Когда человек принимает крест Иисуса и воскресение Его, он получает спасение. Он переходит из царства греха, сатаны в Царство Бога. С того момента его цель жизни, его взгляд на мир – все меняется. Зажигается Христова любовь в его сердце. Он уже живет не ради себя, а ради Иисуса и ради других. Его интерес и радость уже другое. Любить других, служить им – для него естественное дело.

В этой притче праведники так любили ближних. Они поили жаждущих, кормили алчущих, приняли странников.

1-е послание Иоанна 3:17 говорит: «А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в том любовь Божия?»

Притчи 19:17 говорит: «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его».

Вокруг нас таких хватает. В Африке каждые 3 секунды умирают дети меньше 5-ти лет. В Свазиленд средняя продолжительность жизни всего лишь 38 лет из-за СПИДа, туберкулеза и малярии. И сегодня 2,7 млрд. людей выживают за 2$ в день. В Северной Корее столько людей умирает от голода, что даже официальных данных нет, сколько у них населения.

Другой вопрос, сколько людей попадает каждый день в ад, не зная об Иисусе? Это намного больше и намного серьезнее.

Я вспоминаю, что однажды меня мучил один вопрос: если передо мною человек умирает от голода, что я должен делать в первую очередь – дать ему хлеб или слово Бога? Теперь я понимаю, что надо дать ему и то и другое.

Что же нам делать, ожидая того дня? Любить ближних Христовой любовью! В университете студенты нуждаются в нашей любви. Да благословит Господь каждого из нас, чтобы через нас Бог кормил их хлебом жизни, чтобы через нас Бог одел их одеждой праведности, чтобы Бог через нас напоил их живой водою.

В тот день Иисус скажет тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?»

Здесь мы замечаем, что Иисус сказал и праведникам и тем, что они относились к Иисусу Самому, когда они относились к меньшему. Значит, Иисус был в нём. Сейчас тоже Иисус в нас и в людях. Он ждет, чтобы мы ответили на Его любовь, и мы подошли к ним с Его любовью.

Сейчас мы живем в конце света. Об этом говорят даже неверующие люди. Как же нам жить? Да благословит всех нас Господь, чтобы мы слушали от Него: «хорошо, добрый и верный раб! войди в радость господина твоего… придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира». Аминь.