Призыв Моисея (Исход 3:1-12)

Исход 3:1-12

Ключевой стих 3:4

«Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я!»

В сегодняшнем слове мы посмотрим на событие, которое стало поворотным пунктом в жизни Моисея. Это был тот момент, когда Моисей имел личную встречу с Богом. Это произошло в пустыне, далеко от цивилизации. Но это событие сделало 80-летнего, косноязычного пастуха великим лидером Божьего народа и стало началом великой истории Исхода. Давайте помолимся, чтобы через это слово, каждый из нас лично слышал голос Бога: «Моисей! Моисей!», и через это началась новая история Исхода в наше время.

I. Моисей! Моисей! (1-6)

История, о которой мы читаем, произошла, когда Моисею было уже 80 лет. Но что было до этого? Моисей родился в семье глубоко верующих родителей, которые верою сберегли его от смерти. С младенчества он воспитывался во дворце, будучи приемным сыном дочери фараона. Он был научен всей мудрости египетской, имел возможность жить в роскоши, в славе, в уважении, как многообещающий принц Египта. Но с возрастом в его сердце появилась вера в Живого Бога и осознание себя, как части народа Бога. Видя угнетение своего народа, он принял, как свою миссию от Бога – избавить их от рабства. В послании к Евреям об этом написано так: «Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние» (Евр.11:24-26).

Придя в возраст, Моисей сделал сознательный выбор. Страдание с народом Божьим было для него драгоценнее, чем все египетские сокровища. Но в то время Моисей действовал своим путем – своей смелостью, своей силой, своей вспыльчивостью. Он убил египтянина, защищая своих соплеменников. И ожидал, что народ поймет его и примет, как освободителя. Но получилось совсем наоборот. Его же народ донес на него фараону. Поэтому в 40 лет Моисей стал изгнанником и скитальцем. Из принца он превратился в пастуха, который пас овец своего тестя. Сорок лет он провел в пустыне, каждый день вдали от людей, общаясь только с овцами, так что даже стал косноязычным.

Посмотрите на 1-й стих: «Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву». Смотрите на Моисея, который пасет овец в пустыне. Он потерял все, что у него было в Египте – богатство, знания, власть, свои амбиции. В нем не наблюдалось никакого величия. Он совершенно отчаялся в себе. Но для Бога это было только началом.

Однажды Моисей был настолько рассеянным, что не заметил, как стадо зашло далеко на край пустыни. Ругая про себя непослушных овец, он поднимался на гору Хорив. Но там произошло самое главное событие в его жизни! Это была встреча с Богом. Взгляните на 2-й стих: «И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает».

Моисей видел необычное явление, куст горит, но не сгорает. Как это может быть? Этот огонь зажег в его сердце интерес, и он с любопытством подошел к кусту. В тот момент он услышал голос из среды куста: «Моисей! Моисей!» Это был голос Бога! Это был голос любви, голос надежды. Казалось Бог совсем забыл и оставил его, и вычеркнул из Своих планов. Но это не так! Наш Бог – Господь милости. Моисей думал, что Бог давно оставил его. Но Бог не забыл о нем, а всегда пребывал с ним. Когда родители оставили его в корзине на реке Нил, и когда он рос во дворце фараона, и когда он стал скитальцем в земле Мадиамской – Бог всегда был с ним. Даже когда он полностью отчаялся в себе – Бог был с ним. И сейчас Бог Сам явился перед ним в огне тернового куста. После 40 лет уныния, одиночества, пустоты Бог снова зажег огонь в жизни Моисея. Все эти годы стали хорошей школой для Моисея. Все это время Бог следил за ним, и Бог приготовил время и место для встречи с ним.

Посмотрите еще раз на 4-й стих. «Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я!» Моисей отвечал: «вот я!» Значит, он уже был готов стоять перед Богом, слушать Его слово и повиноваться Его воле. Бог не мог встречаться с Моисеем в Египте, потому что там Моисей был слишком занят. В Египте Моисей думал, что для выполнения назначенной Богом миссии достаточно хорошего воспитания и образования. И что он сам имеет достаточно сил, способностей, опыта, мудрости, чтобы избавить народ Израильский. Но Бог дал ему 40 лет тренировки, до тех пор, пока Моисей не понял себя. Пока он не понял, что его опыт, его сила, его знание – ничего не значат. И пока в тишине пустыни, он не был готов слушать голос Бога.

Бог продолжал говорить к Моисею: «не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (5). Прийти к Богу нельзя просто так. Если Моисей сделал бы еще один шаг – не было бы кому выполнять Божье поручение. Он должен был снять обувь свою с ног своих. После долгой ходьбы по пустыне обувь становилась слишком пыльной и страшной, самой грязной на человеке. Поэтому, снять обувь – это, во-первых, выражение глубокого благоговения и уважения перед Богом. Во-вторых, это символизирует покаяние и очищение от грязи греха. Нельзя становиться на святое место грязной обувью, и нельзя приходить к Святому Богу без покаяния, с грязью греха в сердце.

Место, где мы встречаем Бога – становиться святой землей для нас. Место, где мы сейчас находимся – также святая земля. Потому что Бог хочет на этом месте встретиться с нами, чтобы начать в нас новую жизнь. Перед Богом мы должны стоять с благоговением и уважением, сняв нашу грязную обувь – очистив наше сердце искренним покаянием.

Взгляните на 6-й стих. «И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога». Вначале, от любопытства, Моисей был готов смело подойти к кусту, но сейчас, когда он услышал голос Святого Бога, осознал себя, свою грязь и мизерность перед Богом, он закрыл лицо и даже боялся взглянуть на Бога. Через встречу с Богом мы глубоко осознаем себя перед Ним. Его святость показывает наши грехи, Его могущество – нашу слабость и бессилие, Его мудрость – наш ограниченный ум и способности. Только лично встретив Бога, мы узнаем Его как Бога, как нашего Господа и Творца. Сейчас Бог говорит каждому из нас: «Моисей! Моисей!.. сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая».

II. Я пошлю тебя к фараону (7-12)

Когда Моисей стоит перед Богом и готов повиноваться Его воле, Бог открыл ему Свой план. Посмотрите на стихи 7-9. «И сказал Господь: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев. И вот, уже вопль сынов Израилевых дошел до Меня, и Я вижу угнетение, каким угнетают их Египтяне». В это время народ Израиля сильно страдал в Египте. Это был темный период рабства, непосильного труда и угнетений. День за днем от восхода до заката солнца они делали одну и ту же нудную, монотонную работу, которую приказывал фараон – и так и умирали без надежды. Они не видели выхода в такой жизни, поэтому единодушно взывали к Богу. Бог хорошо знал их боль и страдания и Он Сам пришел спасти их и вывести в землю обетованную. Но как Он хотел сделать это?

Взгляните на стих 10. «Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых». Для того, чтобы спасти Свой народ, Бог призвал Моисея, одного человека, и его хотел послать к фараону. Здесь мы видим метод работы Бога. В темное время Он призывает одного смиренного человека и через него совершает великую работу спасения. В наше время тоже народ страдает в рабстве греха. Многие студенты изнурены пустотой, отчаянием, разными комплексами. Сатана, как фараон заставляет их повторять всякую грязную работу изо дня в день, наполняя их сердце стыдом, тьмой и осуждением.

Но Бог видит их страдание и слышит их вопль отчаяния. Для них Бог хочет призвать одного человека веры, чтобы поставить его пастырем и лидером. В это время Он лично встречает нас и говорит: «Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых». Господь очень хочет освободить Свой народ, вывести его из рабства греха, дать им новую жизнь. Когда Бог видит студентов, страдающих от власти греха и тьмы – Его сердце плачет от боли. Его любовь так горит, что не может просто смотреть на них. Его любовь так велика, что Он отдал Своего Единородного Сына. Таким сердцем Он зовет каждого из нас: «Рома! Рома!» «Игорь! Игорь!» «Я пошлю тебя, выведи народ Мой из рабства сатаны».

Как Моисей отвечал в этот раз? Посмотрите на стих 11. «Моисей сказал Богу: кто я, чтобы мне идти к фараону и вывести из Египта сынов Израилевых?» Раньше Моисей считал себя первым кандидатом, способным освободить свой народ, а сейчас он говорит: «кто я?» Он считает себя никем и ничем, вообще недостойным для такого дела. Он не имел ни капли самоуверенности и гордости. Теперь он больше не полагался на себя. Библия называет его кротчайшим из всех людей на земле (Числ.12:3). Но именно таких людей Бог может использовать для своей истории. Поэтому Бог сказал Моисею: «Я буду с тобою». Силами Моисея действительно можно только все испортить. Но если Бог с ним – он может совершить великое дело Бога.

Перед призывом Бога мы тоже можем ощущать себя неспособными, неграмотными, бессильными что-либо делать или менять. Но Бог говорит нам: «Я буду с тобою». Не мы, но Бог Сам совершает Свою работу через нас. Моисей был всего лишь смиренным инструментом в руках Бога. Также каждый из нас должен стать хорошим орудием, которое Бог использует в Своей истории.

Взгляните на стих 12. «и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе». Моисей сейчас ничего не может делать, и народ еще остается в рабстве, но Бог уже дал ему слово обещания. Все, что Моисей должен делать – верить в слово Бога и повиноваться Ему. Вера и повиновение – это ключ к новой истории и необходимое качество для лидера. По Своему слову обещания, Бог совершил самую удивительную историю – Исход из Египта. Если Бог призвал нас – наши человеческие условия не имеют никакого значения. Мы должны только иметь веру во Всемогущего Бога и Его слово и повиноваться Ему. Бог пребывает с человеком повиновения и работает через него.

Через это слово я еще раз слышу голос Бога: «Моисей! Моисей!» Я вижу Его сердце, как сильно Он хочет спасти студентов и как сильно Он хочет поставить предков веры в каждом ВУЗе. Он слышит вопль страданий наших агнцев, как грех терзает их – материализм, похоть, эгоизм, бессмысленность, зависть. Его сердце болит, Он хочет дать им Свое Царство. И для этого Он открывает Всеукраинскую конференцию. Конференция не просто мероприятие, или время встречи и общения с приятными людьми, а это возможность лично встретить Святого Бога и слышать Его голос любви и Его призыв. Он хочет поставить каждого из нас, как лидера, как пастыря для Его агнцев. Его желание спасти студентов так горячо, что Он даже поставил меня, недостойного грешника, пастырем. «Моисей! Моисей!» Вы слышите Его голос?

Бог поставил меня пастырем для Медицинского университета – это Его горячее желание и Его сердце. Как я могу хоть немного учиться сердцу Бога? Сердце Бога горит, но мое сердце было таким равнодушным и холодным. Мое сердце постоянно было закрыто в своих мелких делах, я думал только о том, что нужно делать, об обязанностях, но не участвовал в сердце Бога. Как Он слышит вопль, как Он видит страдание, как Он желает спасти. Я не мог до конца понимать проблему агнцев и их духовные страдания. Я каюсь в равнодушии и эгоизме. Господи, помилуй меня! Я прошу, чтобы Бог дал мне Его любовь и горячее сердце. Как Моисей, я чувствовал себя никем, неспособным что-либо делать, косноязычным, бесполезным. Но Бог говорит мне: «Я буду с тобою. Итак, пойди, выведи народ мой». Я снова мог видеть Живого Бога, Который со мной, Который Своей силой управляет моей жизнью и историей спасения. Я молюсь, чтобы быть хорошим инструментом в руках Бога и участвовать в Его сердце к агнцам. Я молюсь, чтобы каждый из нас лично слышал голос Бога и стал лидером в истории спасения Бога. Аминь.