Книга Бытие 3:1-24
Ключевой стих 3:9
«И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?»
Бог сотворил этот мир прекрасно. Дал человеку Свой образ, дыхание жизни. Человек – венец творения Бога. Бог ставил человека управляющим в этом мире. И Бог дал человеку Едемский сад. Всё это удивительная любовь Бога к человеку. Наш Бог, Бог любви и благословения. В Едемском саду человек мог жить счастливо вечно, ни в чём не нуждаясь.
Но когда человек живёт счастливо и в благословении Бога, это кому-то не хорошо, кому-то не нравится. Сегодня мы увидим, как сатана работает, как человек согрешил против Бога, и как возлюбил Бог человека. Я молюсь, чтобы Бог нам открыл наш духовные глаза, и увидеть, как Он любит нас, грешников.
I. Искушение сатаны (1-6)
Посмотрите стих 1. «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: «не ешьте ни от какого дерева в раю?» Здесь змей подразумевается сатана. Библия говорит нам о происхождении сатаны так: «он был один из ангелов, но он возгордился, восстал против Бога и упал в землю. Он обольститель мира, лежец и человекоубийца» (Ин.8:44). Он всегда носит маску, маску любимого человека, лучшего друга. Он хитрый. Мы не замечаем, как он подходит к нам.
В 1-м стихе мы видим, что сатана подходит к жене и задаёт хитрый вопрос. Может, Ева тогда была голодная, или она совсем расслабилась, когда гуляла возле дерева познания добра и зла. Сатана ловил хороший момент и сказал: «Дорогая Ева! подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? Вот, здесь есть вкусный и красивый плод. Ты ещё не пробовала его?» С первого взгляда это слово сатаны, кажется, не так отличается от слова Бога. Кажется, не так страшно, как сатанинское слово. Конечно нет, он не такой глупый.
Давайте сравним с заповедью, которую дал Бог человеку. «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». Бог сказал: «от всякого дерева в саду ты будешь есть». Значит, человек мог кушать сколько угодно. Сколько деревьев в этом мире? Сатана вместо слова «от всякого» заменил «ни от какого». Это совсем две разные вещи. Таким образом, сатана насадил сомнение и ограничил любовь Бога. То, что сатана хочет – это, чтобы человек сомневался в любви Бога, согрешил против Бога и ушёл от Бога. Разорвать отношения между Богом и человеком это его главная цель. Где сомнение, раздор, разделение – там сатана работает. При этом он маскирует, как будто очень любит нас.
В таком случае мы должны замечать, что это работа сатаны. Нам не надо бороться друг с другом, а надо обнаружить его дела. Как тьма рассеется перед светом, когда мы раскрывает, что за этим человеком стоит сатана, то он теряет силу. «Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак.4:7). Мы должны вести себя прозрачно везде и провозглашать, что я ученик Иисуса и я будущий миссионер.
Здесь сатана атаковал более слабого человека – Еву, которая непосредственно от Бога не слышала заповедь. Сатана хорошо знает наши слабости. У каждого из нас есть слабое место, из-за которого мы часто падаем. Это наша слабость. Это может быть похоть, водка, гнев, обман. Мы должны признаться, что через этот грех сатана работает в моей жизни. И мы должны противостать сатане и покорится Богу.
Как ответила Ева? Взгляните на стихи 2, 3. «И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть». В её словах мы видим, что она не очень хорошо знала о слове Бога. Она убрала «от всякого дерева», и хотя Бог запретил только плод от дерева познания добра и зла, она говорит, что Бог запретил деревья, которые посреди рая. Но там было ещё дерево жизни. Но Бог этого не запрещал. Ещё она добавила «не прикасайтесь» и заменила «смертью умрёшь» на «чтобы вам не умереть».
В конце концов, она сказала совсем другое слово по сравнению с Божьим. Здесь мы видим главную причину этой великой трагедии – это то, что она не знала слова Бога точно. Знать слово Бога неточно очень опасно. Это приводит нас даже к смерти. От слова Бога зависит наша жизнь. Точнее, наша судьба зависит от отношения к слову Бога. Если мы пренебрегаем его, то у нас будет точно такой же результат, как был у Евы. А если мы любим слово Бога и размышляем о нём и днём и ночью, то мы испытываем силу Бога, получаем от него и силу, и вечную жизнь. Мы изучаем и слушаем очень много слова каждую неделю. Но, подумаем, как я часто испытывал силу слова Бога, какое слово я держу сейчас в своей жизни.
Страна, общество, семья, где превознесено слово Бога – там есть жизнь, порядок, благословение и процветание. Когда репутация Библии упала до дна в 20-м веке, тогда были самые жестокие, кровавые войны на земле. Я молюсь, чтобы в жизни каждого из нас, и в нашем Центре слово Бога было превознесено превыше всего.
Взгляните на стихи 4,5. «И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». Сатана не говорил такое страшное слово с самого начала, а только сейчас, когда жена сомневается в любви Бога, когда сатана узнал, что у неё нет абсолютной позиции к слову Бога. Только тогда говорил такое слово, как решающий удар: «Нет, не умрёте». Он уже полностью и откровенно противоречил слову Бога. Когда мы показываем малейшую слабость сатане, то он не упускает этот момент, поэтому с сатаной нельзя разговаривать. Ещё раз посмотрим на стихи 4, 5. Сатана насадил в жене ложное убеждение и гордость, что она станет как боги. Как это может быть – творение станет творцом. Сатана показывает нам как сладок грех, но не показывает результат греха – стыд, горесть, чувство вины и смерть.
Обратимся к стиху 6. «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел». После слов сатаны, жене совсем по-другому казалось дерево. Раньше оно было символом присутствия Бога, и она смотрела на него как на святое дерево. Но теперь ей казалось, что дерево хорошо для пищи и приятно для глаз и вожделенно. Поэтому она ела и дала своему мужу, и он ел.
Здесь мы видим стратегию, тактику сатаны. «Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1Ин. 2:16). Искушение сатаны, которым была искушена Ева в Едемском саду, и которым искушаемся мы, есть похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. И второго Адама – Иисуса, когда Он начал мессианскую жизнь, сатана точно так Его атаковал в пустыне, на вершине храма и на высокой горе. Поэтому мы должны жить словом Бога, исходящим из уст Божьих. Чтобы оно стало нашей радостью, нашей силой и нашей надеждой. И также мы должны поклонится только одному Богу, и служить Ему. Мы должны смотреть на эти вещи по-другому, а не как Ева смотрела на дерево познания добра и зла.
«Ибо всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая – как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал; но слово Господне пребывает вовек» (1Пет. 1:24, 25). Всё, что в мире, всего лишь трава и цвет на траве, которые засыхают и опадут.
В наше время в мире слишком много хорошего, и мы иногда даже не замечаем, что забирает наше сердце: красивые одежды, мобильный телефон, современные разные техники, машина, красивая квартира, деньги. Эти вещи становятся нашими идолами, и наша голова забивается такими мыслями. И мы завидуем тому, у кого есть такие.
Один великий император повелел своим подданным, чтобы они здоровались с ним всегда так: «Великий император! не забываете, что вы умрете». И при смерти император сказал, чтобы они сделали отверстия в его гробе, чтобы люди видели, что он уходит с пустыми руками.
Всё, что в этом мире проходит бесследно, нет ничего вечного. Но наш Бог, и Его слово пребывает вовек!
II. Адам, где ты? (7-9)
«И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая». После греха у них открылись глаза, как сатана говорил, но странно открылись. Из-за стыда они сшили смоковные листья и сделали себе опоясания. И когда они услышали голос Господа Бога, ходящего в раю, они скрылись от лица Господа Бога между деревьями рая.
Как они стали жалкими существами? Раньше они наслаждались Едемским садом и общением с Богом. Голос Бога был источником радости и жизни. А теперь, после греха, их объяли страх, боязнь, стыд, и чувство проклятия.
Как Адам и Ева скрылись между деревьями, так наши современные люди тоже скрываются между деревьями: дерево культуры, дерево атеизма, дерево науки. Но они не могут спрятать свою пустоту, одиночество, бессмысленность, страх.
Прочтём стих 9 вместе. «И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?» Адам, где ты? Что это слово означает?
Во-первых, это голос Бога, призывающего грешника. Это не то, что Бог не знает, где находится сейчас Адам. Бог зовёт Адама, потерянного из-за греха. Бог, таким образом, первый приходит к грешникам. Потому что Он знает, что у грешников нет силы придти к Богу. Бог знает, что человек находится в рабстве греха, и он никак не может сам придти к Богу. Если бы Бог не пришёл к Адаму и к нам, мы бы остались вечно в разорванном отношении с Богом. Поэтому Бог пришёл к Адаму и зовёт: «Адам, где ты?»
Во-вторых, Бог разбудил его, чтобы он познал свою сущность. Адам был венцом творения Бога, управляющим над всем миром. В Едеме он был счастливым, но теперь он потерял всё, стал жалким существом, которое боится всего, которое не знает покоя, которое спряталось даже от любимого Бога. «Адам, где ты?» – через это слово Бог разбудил его, чтобы он понял свою сущность, свой настоящий адрес. Человеку очень важно знать, каким жалким существом он стал, чтобы он вернулся к Богу.
В-третьих, «Адам, где ты?» – в этом слове Бог показывает Своё сочувствие к Адаму, который страдает из-за греха. Когда Адам дрожал от страха, Бог ни сказал ему: «Я тебе сказал, что смертью умрешь. Ты попал!» Бог не мог бросить Адама. Чтобы ни случилось, Бог не мог стирать имя Адама со Своего сердца, потому что Он так любил его. Потому что Адам был таким особым для Бога. Когда Адам согрешил, Богу так жалко было его, и болело сердце Бога. «Адам, где ты?» – это крик Бога, сочувствующего Адаму. Сегодняшний день в сердце Бога запечатлено имя каждого из нас, и Он зовёт нас: «Адам, где ты?»
На этой неделе у меня было много атак сатаны с разных сторон. Я чувствовал, как будто прошёл цельный месяц. Готовя проповедь, я видел, как Бог любит грешника. Он не ждал, чтобы винновый человек пришел к Нему и просил прощение. А я в этом затруднялся. У меня был предел, за который я не смог перепрыгнуть в служениях агнцам и в семье. Это моя бедная человеческая доброта и узкое сердце. Я не мог сильно любить свободного грешника, наглого, неискреннего. В конце концов, я не мог любить даже одного, как он есть. Я требовал, чтобы он изменился, чтобы он просил прощение у меня, хотя бы делал вид.
Я не знал сказать: «Извини, это из-за меня». Это был моим пределом. Но Господь не требовал ничего от Адама, Он первый пошёл к нему, как бы Он в чем-то нуждается. Я каюсь в своём узком сердце, в холодном сердце. Господи! Помилуй меня грешника, что я такой эгоистичный грешник, который знает только о себе и только получает любовь. Господи! Измени меня, сотвори внутри меня нового человека, который любит любого грешника. Потому что я знаю, это из меня не получается, а только из Твоего Духа.
III. Результат греха и искупительная любовь Бога (10-24)
Как ответил Адам на слово Бога? Посмотрите стих 10. «Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся». Адам говорил только о своём жалком положении. Тогда Бог спрашивал его: «Кто сказал тебе, что ты наг?» Теперь ему осталось только признать свой грех и просить милость Бога. Но Адам сказал: «жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел». Он не говорит от какова дерева. Он говорит так, как будто не знал, что кушает запретный плод. Но он этого не знал? Он должен был сказать так: «Это всё из-за меня, сделайте со мной, что угодно, но только не трогайте Еву. Потому что я не хорошо учил её Твоей заповеди». Но Он перекладывает ответственность на свою жену. Он говорит так: «Вот эта женщина, которую Ты мне дал, – всё из-за неё. Когда я просил Тебя женить меня?» Когда-то Адам сказал Еве: «вот, это кость от кости моей и плоть от плоти моей», но сейчас как можно так говорить. Как он сильно изменился. Страх из-за греха так силён, так что Адам предал любовь. Его уже не интересует, как Бог накажет её за грех, лишь бы самому выкрутится. Грех делает человека таким эгоистом, мерзавцем. Грех делает человека таким бессовестным, наглым. Что тогда чувствовала бы Ева?
Бог спрашивал её: «что ты это сделала?» После слово Адама Бог спрашивал её, не потому что Бог думает, что это из-за неё. А Бог спрашивает её, сыграла ли она свою роль, роль помощника. Она не должна была оправдываться. Она должна сказать так: «Это всё из-за меня, я не правильно сотрудничала». Но она из-за страха оправдывалась: «змей обольстил меня и я ела». Хотя змей обольстил её, всё равно она своими руками взяла и ела. Но она оправдывается. Грешник всегда оправдывается.
Но, как мы должны поступать во время греха, во время конфликта? Мы должны говорить: «Это всё из-за меня» ударяя своё сердце. Но если мы перекладываем свою вину на другого и говорим – это из-за него – это повторение 3-й главы Бытия. Я молюсь, чтобы мы учились первыми признать свои грехи перед Богом, несмотря на то, какие грехи были бы у других. Потому что мы уже знаем мир любви Иисуса.
«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1Ин.1:9,10). Я молюсь, чтобы мы исповедали свои грехи перед Богом, и получили прощение грехов, восстановили отношение с Богом и жили радостной жизнью. Более того, чтобы мы росли духовно и стали зрелыми людьми веры, которые прощают грехи других, и всегда находят причину у себя, говоря: «Это всё из-за меня».
Посмотрите стих 14. «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей». Когда очередь дошла до змея, Бог не спрашивал его, а только сказал, какое наказание и проклятие он получит. Он будет ходит на чреве своём, и будет есть прах.
Взгляните на стих 15. «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». В этом слове Бог, проклиная змея, выразил свой план искупления человечества. Здесь семя жены означает Иисус Христос, Который родился через деву Марию. То, что будет жалить сатана пяту семени жены, означает страдание Иисуса на кресте. Иисус был поражаем, наказуем за наши грехи, за наши немощи. Он изъязвлен был за грехи наши, и мучим за беззакония наши. Он умер на кресте и дал нам прощение грехов, исцеление и вечное Царство Бога. Он Своим воскресение поражал голову сатаны. Когда Он придёт во второй раз, Он уничтожит власть сатаны навсегда.
Когда Адам согрешил против Бога, Бог сразу начал искупительную историю. Ради этого Он умер на кресте ради недостойных грешников, таких как я и вы. А мы, если кто-то причиняет нам маленькую боль, очень тяжело переносим, не можем простить ему. Если прощаем ему, только после долгой духовной борьбы. Но Бог нам уже простил нам, аж 2000 лет назад.
В стихах 16-19 описывается наказание Бога Еве и Адаму. Раньше для Евы родить детей было благословение Бога, а теперь стало скорбью и болезнью. Ещё муж будет господствовать над нею. Но это в Иисусе всё восстанавливается. Из-за того, что Адам послушал голоса жены, нежели Бога – земля будет проклята, и он будет питаться со скорбью и в поте лица своего. Раньше для него миссия была благословения и радость, а теперь он должен работать, чтобы кушать 3 раза в день. Наказание Бога это ещё не всё.
Посмотрите стих 19. «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься». Раньше они не знали смерти. Смерть – это не естественное явление, а это результат греха. Так человек стал смертным существом. Поэтому все люди умирают без исключения. Более того, при жизни люди страдают из-за элемента смерти: пустоты, отчаяния и страха. Мы не должны забыть, что мы умрём когда-то. Но в Иисусе Христе мы имеем вечную жизнь. Мы умрём, но воскреснем в Нём.
Взгляните на стих 20: «И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих». Адам дал своей жене имя Ева, что значит «жизнь». Он принял слово Бога, что Бог пошлёт Спасителя через их потомков. Бог для них сделал кожаные одежды и одел их. Это означает, что там было пролитие крови, что символизирует распятие Иисуса на кресте. Бог простил им их грех, и покрыл их стыд. Мы тоже должны покрывать стыд других, грех и слабости других.
Посмотрите на стих 23: «И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят». То, что Господь выслал их из Едема – любовь Бога, чтобы они не ели плоды дерева жизни и жили вечно в таком состоянии. Бог не уничтожил Едем, и дал человеку надежду вернуться туда.
Наш Господь – Бог любви, дал нам путь к этому раю. Адам потерял земной Едемский рай, но Бог открывает нам, грешникам Небесное Царство Бога через Иисуса. И Он сейчас приглашает нас туда: «Адам, где ты?»