Бог, давший Каину знамение (Бытие 4:1-5:32)

Книга Бытие 4:1-5:32

Ключевой стих 4:7

«Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним».

 

Через 3-ю главу, мы узнали о том, как грех вошел в историю человечества. Грех – это неповиновение. Адам не повиновался Слову Бога и нарушил заповедь, данную Богом. В результате он потерял рай и вечную жизнь, и в историю человечества вошла смерть. С того момента человек потерял смысл жизни и потерял радость, святую миссию и всякое благословение как венец творении Бога. Человек перестал жить, а начал только существовать. Человек, отделённый от Бога, находится под властью смерти. Сегодняшнее слово говорит нам о том, как грех вырос и распространился среди потомков Адама. Грех не остаётся таким как он есть. Грех – это власть, которая всё больше и больше захватывает человека. Я молюсь, чтобы мы поняли характер греха, и победили грех. Я также молюсь, чтобы через это слово мы познали бесконечную любовь и милость Бога, давшего Каину знамение.

I. Каин и Авель (4:1-16)

Взгляните на стихи 1 и 2. «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа». Когда родился Каин, Адам и Ева обрадовались своему первому сыну. Но наверно очень скоро они разочаровались в грешной природе человека, и поэтому, когда родился его брат, они назвали его Авель – что значит «пустота». Каин получил большую любовь от родителей, а Авель получал секондхенд одежду от Каина и рос простым ребенком. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Посмотрите на стихи 3 и 4а. «Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их». Здесь мы видим первое приношение. Что такое приношение? Приношение – это путь по которому человек может прийти к Богу. Из-за греха разрушилось отношение между Богом и человеком. Но Бог милости приготовил путь для грешников, чтобы они могли прийти к Нему через покаяние и общаться с Ним. Это большая благодать для нас.

Как Бог отнёсся к дарам Каина и Авеля? Взгляните на стихи 4б и 5а. «И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел». Почему же Бог принял жертву Авеля, и не принял жертву Каина? Данный отрывок не говорит о причине, но послание к Евреям 11:4 даёт нам ответ: «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще». Авель принёс жертву лучшую, потому что он принёс с верой. Он действительно верил, что Бог есть всемогущий и святой Творец, а он жалкий грешник перед Богом. Он искренно покаялся в своих грехах и пришел к Богу с сокрушенным сердцем. Но Каин не имел веру в Живого Бога и принёс жертву без веры. То есть формально без покаяния. Он считал, что ему не нужно покаяния. Он был гордым. 1Пет.5:5 говорит так: «облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». В пятом стихе написано, что Бог не призрел «на Каина», а уже потом «на дар его». Бога больше всего интересует человек и его сердце. В Псалме 50:18,19 написано: «Ибо жертвы Ты не желаешь, – я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже». Бога не интересует наша жертва, Он смотрит на наше сокрушенное и смиренное сердце. Бог не принял дар Каина потому, что в нём не было сокрушенного сердца.

Как отреагировал Каин на это? Взгляните на стих 5б. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его. Он опустил голову, насупил брови и начал сильно дышать, как бык. Он был захвачен неверием и гордостью, и жаловался на Бога и противился Ему. Он обвинил Бога, как будто Бог сделал ему назло. Здесь мы видим его проблему. Каин не признавал верховной власти Бога. Если Он верил бы в то, что Бог Справедлив и Свят, и в то, что Бог поступает по истине, то Он никогда не поступал бы таким образом. Наоборот, он бы искал у себя грех и просил бы милости со слезами каясь в своих грехах. Но он сделал наоборот. Каин был гордым и самоправедным человеком. Тот, кто не имеет веру в верховной власти Бога, всё время только противится Богу и завидует другим. Каин начал завидовать Авелю.

Как помог Бог Каину, видя такую реакцию? Взгляните на стих 6. «И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое?» Бог упрекал его за его неверие и гордость, и смиренно, спокойным голосом посоветовал ему: «Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». После грехопадения в человеке живет зло и греховное желание. Это наша сущность. Что делать с нашими греховными желаниями? Должны ли мы допускать, чтобы грех вёл нас? Неужели у нас нет способа избежать от власти греха? Бог открыл нам один путь: «а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». Если мы делаем добро, то мы побеждаем грех. Это подобно тому, как в футболе лучшая защита это атака. Однако если мы не делаем доброго, то грех начинает стучать в двери и кричит: «Идём, натворим что-нибудь!» Тогда появляются разные нечистые мысли, и грехи захватывают нас. Мы должны активно делать добро, усердно выполнять миссию, проповедовать другим, а не валяться без дела. Тогда мы можем господствовать над грехом. Бог дал Каину направление активно творить добро, чтобы он не стал жертвой греха. Если кто-нибудь не усердно изучает Библию, не служит агнцам и не участвует во всемирной миссии, и говорит, что он хочет победить грех мира. Это значит, что он не хочет победить грех. Бог благословляет того, кто живёт святой жизнью. Помолимся, чтобы мы активно служили делу Евангелия, победили грехи, и стали источниками благословения.

Взгляните на стих 8. «И сказал Каин Авелю, брату своему: пойдём в поле. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его». Каин не покаялся, а решил проблему по-своему. Он позвал своего брата в поле и там безжалостно убил его. Здесь мы видим, что нераскаянный грех привёл к убийству. Каин не покаялся в своей зависти, поэтому его зависть разрослась в ненависть, а затем в убийство. Зависть – это всего лишь мысль, это грех, которого не видно, поэтому он кажется нам лёгким. Но на самом деле зависть есть убийство. Иисус сказал также: «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5:28). Грех в наших мыслях такой же страшный, как и совершенный грех. Мы должны каяться в грехах, пока они в мыслях, иначе со временем, этот грех в мыслях принесёт свои страшные плоды в реальности. Мы должны сразу каяться даже в самом маленьком грехе. Каин из-за того, что не покаялся в зависти, совершил первое убийство. Это была трагедия.

Теперь Бог начал допрашивать Каина. Взгляните на 9-й стих. «И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?» Бог не спрашивает его, не потому что не знает где Авель, а для того, чтобы дать ему шанс покаяться. Но что он сказал? – «не знаю; разве я сторож брату моему?» Грех ожесточил его сердце. Он пренебрёг богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведёт его к покаянию. Каин наглой ложью ответил, как будто он может обмануть Бога. Но Бог обнаружил его грех: «И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли».

Взгляните на стихи 11,12. Когда Каин не покаялся до конца, Бог вёл приговор на него: «и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле». Бог наказал Каина тем, что земля не будет давать ему плода. Хотя он всеми силами будет трудиться, но плода не получит. И он будет изгнанником и скитальцем. Люди думают, что скитания и блуждания – это романтика. Но, на самом деле, блуждание – это проклятие. Из-за греха человек теряет мир и покой, и начинает бесцельно блуждать.

Взгляните на стихи13,14. Каин жаловался на Господа, что наказание его больше, нежели снести можно. Покаявшийся человек принимает любовь Бога, но не покаявшийся Каин начал страдать из-за страха смерти. Он сказал: « вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня». Не раскаявшаяся душа не имеет истинного покоя и всегда страдает как беглец.

Но как в действительности Бог помог Каину? Взгляните на стих 15. «И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его». Бог не отомстил Каину и не уничтожил его. Более того, Бог сделал Каину знамение, чтобы никто не убил его. Здесь мы снова видим бесконечную милость и любовь Бога к падшему грешнику. Знамение Каина – это знамение неизменной любви Бога. Бог сохранил и защищает его жизнь до конца, давая ему шанс покаяться. Я восхваляю Бога милости, Который терпением и милостью ведёт каждого человека, давая шанс покаяться и вернуться к Богу.

II. Потомки Каина и потомки Сифа (4:17-5:32)

Взгляните на стихи 16, 17. Каин пошел от лица Господа, и поселился в земле Нод, на восток от Едема. Там началась безбожная цивилизация. Он построил город и назвал его по имени своего сына: Енох. Этот город был памятником его гордости. В стихах с 18-го по 24-й рассказано, какими были его потомки. Они превратили мир в место, где невозможно жить. Они построили культуру без Бога. Они развили технологию, индустрию, музыку и литературу. Но своими достижениями они только тешили свою гордость и развивали грешную культуру. Мир был наполнен насилием, мщением и извращением. Взгляните на стих 23. Ламех убил молодого человека, а затем написал об этом стих и гордо читал его перед своими женами. По мере того, как человечество распространялось, развивался и распространялся грех. Грех стал их культурой и стилем жизни. Грех стал их стандартом поведения. Что же будет в итоге? В итоге вся эта культура – с шумными песнями, яркими огнями и блеском – погибает, превращаясь в пепел. Тогда что нам делать? Истинная культура не будет на земле? Да! Есть, Господь Сам создал новую культуру через своих детей.

Взгляните на стихи 25, 26. «И познал Адам еще жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, говорила она, Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин. У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа». Бог подарил Адаму другого сына – Сифа. Он, как и Авель, был смиренным перед Богом. Потомки Сифа призывали имя Господа. Они искали воли Бога в своей жизни и молились за других. В гордое и развращённое время, они создали новую культуру: люди ходили перед Богом, жили против течения мира и проповедовали Слово Бога, молились о спасении других. История Бога – это не история большинства, а история святого остатка. Бог сам ведёт и сохраняет Свой святой остаток в каждое поколение. В наше время Бог, Сам создаёт истинную культуру через наше изучение Библии один на один. Если мы усердно молимся и занимаемся Библией с агнцами, в вузах начнётся новая культура, основанная на слове Бога.

Через сегодняшнее слово мы узнали, как грех привёл к первому убийству и распространился по земле. Бог не уничтожил Каина. Бог дал ему знамение Каина. Каждый из нас имеет знамение Каина. Каждый из нас – грешник достойный уничтожения, но Бог милостью сохранял нашу жизнь, чтобы мы покаялись и вернулись к Нему. Мы часто представляем Бога как строгий судья, но Бог есть Господь милости, который ждет грешников бесконечно, как мама ждёт своего блудного сына со слезами. Бог нас поставил святым остатком, чтобы призывать имя Господа и создать святую духовную культуру через изучение Библии в наших ВУЗах, в нашей стране, и по всему миру. Аминь.