ТЫ БУДЕШЬ ОТЦОМ МНОЖЕСТВА НАРОДОВ (Бытие 16:1-17:27)

Бытие 16:1-17:27
Ключевой стих 17:4,5

«Я — вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов».

Из 15-й главы мы узнаём о том, что когда Аврам поверил Господу, Бог вменил ему это в праведность, то есть верой Аврам стал предком веры и праведником. Но это не говорит о том, что Аврам стал совершенным праведником, а говорит о том, что Бог, видя веру Аврама, принял его Своим чадом. Он родился свыше и изменился его статус, но пока он ещё далёк от праведника. Бог воспитывал его, терпя все его грехи и ошибки, чтобы он изменился в нового человека. Сегодняшнее слово о том, как Бог воспитывал Аврама и с какой надеждой. Молюсь, чтобы надежда Бога на нас стала нашей надеждой.

I. Рождение Измаила (16:1-16)

В 15-й главе Аврам страдал из-за проблемы отсутствия детей, а в 16-й главе страдает Сара, жена Аврама. Когда Господь призвал Аврама, Он обещал дать сына ему и произвести от него великий народ. Бог показал ему звёзды и сказал: «столько будет у тебя потомков». Но прошло 10 лет без детей. У неверующих соседей рождаются 2, 3, 4 ребенка. Но как не странно, только у него не было детей. Взгляните на стихи 1, 2. «Но Сара, жена Аврамова, не рождала ему. У ней была служанка Египтянка, именем Агарь. И сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Аврам послушался слов Сары». Сара больше не могла терпеть и ожидать. Итак, по обычаям своего времени Сара, дала Авраму свою служанку, египтянку Агарь, чтобы он имел детей от неё. Таким образом, Сара хотела помочь Авраму, но на самом деле она совершила ошибку. Она должна была помочь Авраму сохранить веру и до конца ждать, веруя в слово-обещание. Но она помогла своему мужу человеческим путём. Также Аврам принял её предложение по своей грешной природе.

В чём заключается их проблема? В нетерпении. В жизни верующих терпение очень важно. К Евреям 10:36 говорит: «Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное». Без терпения мы не можем получить обещанное. Нетерпение – это неверие. Бог делает всё, что обещал, но не в наше время, а в Божье время. Вера – означает верить в силу и верности Бога и в Его слова. Когда Сара отдала Авраму свою служанку Агарь, Авраму было 85 лет. Они жили на земле миссии, храня свою веру 10 лет, но больше не могли.

Какая проблема возникла в семье Аврама после того, как Агарь забеременела? Взгляните на стих 4: «Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою». Агарь больше не готовила еду. Пока Сара мыла посуду, она развалилась на диване и только слушала классическую музыку, говоря, что это для дитя в её чреве. Агарь сильнее выпячивала свой живот перед Сарой. Чем больше её чрево выпячивалось, тем больше становилась её гордость. Сара долго мучилась из-за своего бесплодия, но теперь, к тому же, маленькая служанка презирала её. Она испытывала неописуемую боль. Бог наказал неверие Сары через это событие. Сара должна была понимать, насколько она печалила Бога своим неверием и покаяться. Однако как она поступила?

Взгляните на стих 5: «И сказала Сара Авраму: в обиде моей ты виновен; я отдала служанку мою в недро твое; а она, увидев, что зачала, стала презирать меня; Господь пусть будет судьею между мною и между тобою». Сара обвинила Аврама и постоянно устраивала скандал. В семье Аврама исчезли мир и радость, а возникали каждый день ссоры. Сара стала притеснять Агарь и та до конца не покаялась в своей гордости и убежала от неё. Представьте себе, насколько больно было Аврааму. Отсюда мы понимаем, что верующие должны поступать только по слову Бога, терпеть, веруя в слово-обещание. Человеческое решение только осложняет проблему.

Как Бог помог Авраму в этой ситуации? Взгляните на стихи 7, 8. «И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на дороге к Суру. И сказал ей Ангел Господень: Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь? Она сказала: я бегу от лица Сары, госпожи моей». Господь послал Ангела и задал вопрос: «откуда ты пришла и куда идёшь?» Бог помог ей возвратиться к госпоже своей и покорится ей. Господь Сам сохранил семью Аврама. Ошибка Аврама и Сары была смертельна, но Бог не оставил Аврама за его грех, а опять служил с терпением как заботливый пастырь. Бог простил Аврама, но грех Аврама оставил чёрную полосу в истории человечества – семя огня – арабо-израильский конфликт. Ненависть, зависть, воина и терроризм не прекращается до чего дня между ними. Это плод греха Аврама. Поэтому мы должны жить верой.

Смотрите стих 15. «Агарь родила Авраму сына; и нарек Аврам имя сыну своему, рожденному от Агари: Измаил». Агарь вернулась и родила Авраму сына Измаила. Тогда Авраму было 86 лет. Но Измаил не был сыном обещания, а был плодом плоти, плодом неверия и гуманизма. К Галатам 4:22,23 говорит так: «Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной. Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию». Стих 30 говорит, что сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной.

II. Бог, Который сделал Аврама отцом множества народов (17:1-27)

Взгляните на стих 1: «Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен». После того как родился Измаил, прошло 13 лет. Но в Библии не пишется об этом периоде. Что произошло за это время? Как Аврам жил? Что сделала Сара? Что сделал Измаил? Почему Библия молчит о его жизни в этих 13 лет, как будто её не было? Это потому что Аврам жил не перед Богом. Он жил без обещания Бога. Перед Богом эти годы пустые. Когда у Аврама не было сына, он старался жить верой. Но после того как Измаил родился, он перестал искать Бога. Положение Аврама изменилось. Аврам больше не молился Богу. Он уделял мало времени Господу, для того, чтобы быть хорошим папой Измаила. Наверняка, он каждый день отводил Измаила в детский сад, ходил в магазин «Детский мир» и покупал ему игрушки. Когда Измаил первый раз посчитал до пяти, Аврам со всей семьёй пошли в Дельфинарий от радости. Когда Измаил начал ходить в школу, Аврам регулярно ходил на родительское собрание, водил его на тренировку по дзюдо, играл с ним в футбол. За эти 13 лет он много чего сделал и жил счастливо. Но перед Богом всё это не стоило даже одной фразы. Жизнь без миссии – бессмысленна. В такой жизни есть «story», но нет «history».

Что Бог сделал, посетив Аврама. Взгляните ещё раз на стих 1: «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен». В этот раз Бог сделал ему серьёзный выговор. Почему Он сказал сначала: «Я – Бог всемогущий». Это потому, что у Аврама глубоко в сердце лежало неверие в могущество Бога. Он думал, что поскольку они старики, ни его не получится. Люди поступают также. Люди говорят: «Я не могу! Это невозможно! Это нереально!» Но никто не рассчитывает на Всемогущего Бога. Они не признают Бога, не уважают и не любят Бога. Такие люди неверия не могут превысить свой человеческий предел. Они не могут сотворить новую историю веры, не могут испытать силу Бога. Бог печалится о них.

Взгляните на стих 3. Когда Бог делал выговор Авраму, то он, поникнув головой, покаялся перед Богом. Это его достоинство. Когда он знал свои грехи, он сразу каялся истинно. Посмотрите стихи 4-6: «Я — вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя». Бог обновил Своё обещание к Авраму. В этом завете хорошо описан план Бога и Его надежда на Аврама. Аврам хотел быть хорошим папой Измаила. Его план состоял в том, чтобы жить только для себя и для своей семьи. Но надежда Бога на Аврама состояла в том, чтобы Аврам стал отцом множества народов. Надежда Бога историческая и всемирная. Сделать нас источниками благословения – это воля Бога, Который призвал нас к Себе. Наш Господь Бог – Бог вселенной. Его сердечное желание – это спасение всех народов. Поэтому, если христианин живёт только для себя, используя благословение Бога, – это грех неповиновения. Верующий должен иметь сердце Бога, принять надежду Бога и повиноваться воле Бога. Бог дал также и нам завет: «Ты будешь отцом множества народов». Аминь. Но что нам мешает? Проблема в том, что у человека есть грешная природа – эгоизм. Эгоизм всё время делает наше сердце эгоцентричным, плотским и греховным. Именно эгоизм мешает нам принять надежду Бога и жить по слову Божьему.

Взгляните на стих 5 ещё раз: «и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов». Аврам – означает «приятный папа», а имя Авраам – «отец множества народов». Бог изменил имя Аврама на Авраам, чтобы каждый раз он вспоминал надежду Бога. Отец множества народов всегда думает о планах Бога, об истории спасения человечества и повинуется Слову Бога. Бог, используя его жизнь, вершит великие дела. Его жизнь приносит много плодов, а маленький человек живёт только для себя, думает только о своём удовлетворении. Бог не может использовать его в своей работе. Его жизнь бессмысленна и бесплодна. Человека можно сравнивать с сосудом. В большой сосуд мы можем класть много чего-нибудь и кормить множество людей, а в маленький – мало и можно кормить только себя.

Чаше всего наш духовный конфликт в том, как жить, быть Аврамом или быть Авраамом? В наше время, студенты экстремально эгоистичны: все хотят быть эгоистом Аврамом, никто не хочет быть отцом множества народов Авраамом. Они ищут только деньги, девушку, и уютную жизнь ради себя. Они даже не хотят тратить времени для изучения Библии 1:1. Они живут, как будто слово «ты будешь отцом множества народов», не имеет к ним никакого отношения. Они говорят: «Я не хочу быть отцом множества народов. Я не хочу быть пастырем. Я хочу жить для себя». Бог очень печалиться о них, потому что это путь к гибели. Это предложение сатаны. У Бога есть путь к жизни. Наш план – кататься на лодке по маленькому озеру. Но план Бога – плавать на огромном корабле по волнам пяти океанов. Господь говорит каждому из нас: «ты будешь отцом множества народов». Бог не хочет, чтобы мы стали бедными, несчастными одесситами. Бог хочет, чтобы мы стали интернациональными пастырями, которые служат множеству народов и молятся за них.
Взгляните на стих 15, 16: «И сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра; Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее». Бог изменил также имя Сары. Сара означает «принцесса». Но Сарра – матерь множества народов. Господь благословил Сарру также как Авраама. То, что Сарра станет матерью множества народов особенно важно. Практически в жизни верующих сёстры оказывают сильное влияние. Обычно, мирские сёстры хотят быть только любимыми принцессами. Из-за них братья падают духовно, попав в искушение. Но наши сёстры приняли надежду Бога и стали матерями множества народов. Благодаря их молитве, наши братья становятся великими духовными генералами. Я молюсь, чтобы Бог поставил много матерей молитвы в каждом ВУЗе.

Тогда, для чего Бог поставил завет между Собой и Авраамом? Взгляните на стихи 7, 8. «И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом». Это для того, чтобы быть Богом Авраама и Богом потомков Авраама. Это благословение для человека. Бог принял нас своими детьми и приготовил для нас вечное Царство.

Взгляните на стих 10. Бог сказал Аврааму подвергнуть каждого мужчину в доме Авраама, обрезанию. Обрезание является печатью завета, который Бог заключил с Авраамом. Обрезание означает официальное подтверждение того, что он стал народом Божьим, и что он будет жить как отец множества народов. Посмотрите стихи 26, 27. Авраам верой принял обещание Бога. Он принял надежду Бога и святую миссию и в тот же день Авраам был обрезан. Здесь мы видим, что Авраам был человек повиновения. Хотя Авраам жил 13 лет без Бога, когда Бог ему дал слово, он принял слово Бога и повиновался ему. Повиновение – есть вера. Повиновение – ключ к свершению великих дел.

Бог каждому из нас говорит: «ты будешь отцом множества народов». Бог хочет, чтобы мы верою приняли надежду Бога и повиновались. Мы не должны жить по своей грешной природе, а каждый день по-новому принимать слово Бога: «ты будешь отцом множества народов». Аминь.