БОГ ИСПЫТЫВАЕТ АВРААМА (Бытие 21:1-22:24)

Бытие 21:1-22:24
Ключевой стих 22:12

«Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня».

На прошлой неделе мы узнали о том, что Бог сделал Авраама сотрудником в искупительной истории. Сегодняшнее слово рассказывает о победе веры Авраама. Бог испытал Авраама, чтобы он имел богобоязнь и окончательно поставил его фундаментом истории спасения человечества. Давайте помолимся, чтобы каждый из нас имел богобоязнь как Авраам.

 

I. Бог, Который исполнил обещание (21:1-34)

Взгляните на стихи 1, 2. «И презрел Господь на Сарру, как сказал; и сделал Господь Сарре, как говорил. Сарра зачала и родила Аврааму сына в старости его, во время, о котором говорил ему Бог». Наконец, у Авраама родился сын. Эти стихи подчёркивают слово «как сказал» и «как говорил Бог!» и «во время, о котором говорил Бог». Это значит что, Бог верно исполнил Своё обещание. И Авраам нарек имя сыну своему, родившемуся у него Исаак, как говорил Бог. Взгляните на стих 5. Аврааму было сто лет, когда родился у него Исаак, сын его. Это было через 25 лет после того, как Бог пообещал ему наследника. Почему Бог заставил Авраама ждать долгое время? Это для того чтобы дать ему живую веру.

Авраам начал жизнь веры, когда ему было 75 лет. Он всегда повиновался слову Бога. Однако у него была одна фаталистическая проблема – бесплодие. Другие проблемы, такие как материальная проблема, он мог решить верой, но вопрос бесплодия он сам не смог преодолеть. Он часто отчаивался из-за этого. Он не мог доверять Богу этот вопрос и однажды сам поставил одного из рабов – Елиезера из Дамаска своим наследником. Он даже родил Измаила и жил 13 лет, оставив веру. Пока они мучались, Авраам стал подобным мёртвому дереву, и у Сарры закончилось женское дело. Он думал, что всё можно, но именно эту проблему не может решить даже Бог. У каждого из нас бывает не решаемая проблема. Когда проблема долго не решается и не видно возможности, то очень трудно не отчаиваться. Потому что сатана насаждает неверие и отрицательные мысли в наше сердце. Что Авраам и Сарра часто говорили? Мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? И господин мой стар. Они постоянно смотрели только на себя и на обстоятельство и пали духовно. Бог тренировал их, чтобы они преодолели эту фаталистическую проблему верой во Всемогущего Бога. Даже когда человеческой возможности уже нет, не колебаться в обетовании Божьем неверием, но твердо верить в то, что Бог исполнит Своё Слово, это живая вера.

Здесь мы видим, что Бог исполняет нам Своё обещание во время когда наша вера готова. Если бы Бог дал Аврааму сына тогда, когда Авраам хотел, он получил бы одного сына, но потерял бы Бога. Если человек получает благословение когда хочет, то он не может справиться с ним, а наоборот он становится гордым и его благословение превращается в проклятие. Бог знает наилучше время для нас. Это называется «right time». Поэтому то, что Бог даёт, это наилучше для нас. Бог самый хороший «God is the best» – это подтверждение всех верующих.

Итак, какова была радость Сарры? Взгляните на стихи 6, 7. «И сказала Сарра: смех сделал мне Бог: кто ни услышит обо мне рассмеётся. И сказала: кто сказал бы Аврааму: «Сарра будет кормить детей грудью?» Сарра радостно сказала: «смех сделал мне Бог». Это её согам о милости Господа. Её стыд и боль, которые до сих пор мучили её, исчезли. Теперь сердце Сарры исполнено радости. Эта радость является радостью, которую мы не можем испытать в мире. Эта радость произошла от духовного плода, который Бог дарит тому, кто жил верой до конца.

Здесь нам надо подумать о плоде, который принёс Лот и о плоде, который принёс Авраам. Потому что Библия сама сравнивает их. В нашей жизни очень важно, какой плод мы приносим. Нас может обмануть дерево, но его плод не может обмануть. Когда Бог призвал Авраама и дал ему слово обещания, он отказался от своего собственного плана, и от своей мечты и пошёл по Слову. Хотя он совершал ошибки, каждый раз каялся в своих грехах и повиновался слову Бога. Он был человеком решения и повиновения. Он жил верой до конца. Для Авраама слово Бога было целью, а не средством, для достижения своей цели. Говорят, кто смеётся последним, тот истинно смеётся. Согласно этому слову он стал истинным победителем. Но какой плод принёс Лот? Он использовал слово Бога, вместо того, чтобы повиноваться Ему. Он жил жизнью компромисса. Он не слушал слово Бога, когда Бог ему говорил, а он искал удобное себе слово. Нам кажется, что он умный человек, а Авраам, наоборот, глупый человек. Но, в конце концов, Лот потерял все его богатства, когда Бог судил Содом. Он совершил кровосмешения с дочерьми своими и принёс постыдный и жалкий плод. Когда мы живём верой, у нас тоже бывает боль, печаль и трудность. Но если мы живём верой до конца, то Бог точно даёт нам победу. Потому что Бог всемогущ и верен.

Взгляните на стих 8. Согласно обычаю того времени, Авраам и Сарра сделали большой пир в тот день, когда Исаак был отнят от груди. По мере того как Исаак растёт, их радость становилась больше и больше. Но был один, который не может смотреть на это. Сарра увидела, что Измаил насмехается над Исааком: «Исаак, маленький, иди вон отсюда! Я твой старший брат, я наследник семьи, а не ты. Понял? Бабах-х-ч!» В то время Измаилу было 17 лет. Из-за зависти Измаил постоянно издевался над Исааком и часто ударял его кулаком. Увидев это, Сарра сказала Аврааму: «выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком». В течение 13-ти лет Авраам любил Измаила. Поэтому ему было трудно расстаться с Измаилом. Однако Авраам должен был вырастить Исаака, сына обетования. Если Измаил находится вместе с Исааком, это не получается. Авраам сильно огорчался из-за Измаила. В то же время Бог дал ему направление. Взгляните на стих 12. «Но Бог сказал Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всём, что ни скажет тебе Сарра, слушайся голоса её, ибо в Исааке наречётся тебе семя». Следующее утром, Авраам выгнал Измаила с Агарью. Аврааму было больно, но он повиновался. Что означает его повиновение?

Измаил был плодом плоти, которого Авраам получил человеческим способом, а Исаак был плодом обетования. Измаил является законом, а Исаак благодатью. Измаил является плодом гуманизма, а Исаак является плодом веры. К Галатам 4:22,23 объясняет нам об этом. «Ибо написано «Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной», но который от рабы, тот рождён по плоти, а который от свободной, тот по обетованию». Измаил символизирует желание плоти, а Исаак символизирует желание духа. Проблема в том, что они противятся друг другу. Поэтому для того чтобы укрепить Исаака необходимо выгнать Измаила. У нас также бывает свой Измаил. Это может быть мирской друг, или какой-то человек, от которого я получал утешение вместо того, чтобы искать его от Бога. Это может быть своя философия, которая была до изучения Библии. Или это может быть дурная привычка, которая постоянно мешает духовному росту. И наша скрытая человеческая амбиция тоже мешает, чтобы мы не могли расти духовно. Следует изгнать плоды плоти из нашего сердца. Либо Исаак, либо Измаил, здесь нет компромисса. Только может быть один выбор. Авраам распял страсть и похоть на кресте и выгнал Измаила с Агарью. Когда Авраам принял решение веры, Сам Бог отвечал за Измаила.

После ухода Измаила, вера Авраама на много выросла. Он оказывал сильное духовное влияние на окружающих. Люди видели Бога в его жизни. В стихах 22-34, царь Авимелех пришёл к Аврааму, чтобы заключать договор мира. Он понял, что Бог с Авраамом во всём, что он не делает. Раньше Авраам боялся людей, а теперь все начали бояться его. После того, как заключили союз, Авраам насадил рощу и призвал имя Господа, Бога Вечного. Конечно, Авраам давно знал Бога Вечного, но через свою жизнь веры, он лично встретил Бога Вечного. Бог Вечный означает Бог Верный, Сильный. Он вошёл в мир Вечного Бога. Можно подумать, что Аврааму уже не нужны испытания. Однако ему нужна была ещё одна тренировка.

II. Бог, Который испытывал Авраама (22:1-24)

Взгляните на стих 1. «И было после сих происшествий, Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я». Здесь «после сих происшествий» означает, когда Авраам получил победу. То есть во время победы и благословения. Это время казалось самым счастливым для Авраама. Однако, в то время, Бог пришёл испытывать Авраама. Взгляните на стих 2. «Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе». Всесожжение – это обряд, при котором священник приносит жертву, сжигая её. Это означает совершенное самоотречение. Итак, почему Бог дал Аврааму такое испытание? В нашей жизни существует два вида испытаний. Одни – от Бога, а другие – искушения дьявола. Искушение дьявола всегда сладко, но результат – грех и погибель. Искушение Бога горькое, но после того как мы прошли, оно приносит плод веры. Бог не допустит наших трудностей сверх сил. «Но при искушении даст и облегчение, так чтобы мы могли перенести» (1-е Кор.10:13).

Что же чувствовал Авраам во время испытания? Исаак был единственным сыном, которого он любил. В течение 25-ти лет Авраам переносил всяческие трудности, чтобы получить сына. Он изгнал Измаила ради Исаака, который был семенем обетования. С человеческой точки зрения, Авраам не мог принести Исаака во всесожжение. Некоторые плачут, даже когда их дети болеют от простуды. И как сжигать своего сына и отдать Богу? Это человеку невозможно. Тем более, Исаак нужен был и для работы Бога, потому что Бог обещал спасти весь мира через него. Авраам мог бы сомневаться в любви Бога. «Господь, до сих пор, Ты долго испытывал меня и дал Исаака, а теперь отнимаешь его от меня, это не правильно!» Он мог бы лежать в шатре до тех пор, пока Бог не отменит это. Но как поступил Авраам?

Взгляните на стих 3. Кажется, он молился всю ночь. А рано утром он оседлал осла, наколол дров для всесожжения и погрузил их. Авраам с Исааком и с отроками пошёл в землю Мориа. Через три дня он пришёл на то место, которое указал ему Бог. Авраам оставил отроков у подножия горы. Сам же с Исааком начал подниматься на гору. Он не пошёл с отроками, чтобы подготовить духовную обстановку. Авраам абсолютно повиновался словам Бога. Это говорит о том, что он глубоко принял любовь Бога и верил в то, что Бог верно исполнит Своё слово обещания. Он сказал своим отрокам, взгляните на стих 5: «…а я и сын пойдём туда и поклонимся и возвратимся к вам». Он совсем не сомневался в словах обетования и верил в то, что будет возвеличен через Исаака. Авраам верил в то, что Бог Всемогущ, воскресит Исаака из мёртвых (к Евр.11:19). У него была вера в воскресение. Когда они молча поднимались на гору, Исаак спросил его: «Папа! Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?» Этот вопрос рвал сердце папы в куски. Но как он отвечал? «Бог усмотрит себе агнца для всесожжения, сын мой». Отец доверял всё Богу.

На месте он устроил жертвенник, разложил дрова. Затем, связав Исаака, положил его на жертвенник поверх дров и уже держал нож, чтобы заколоть своего сына. В тот момент ангел Господень воззвал к нему с неба: «Авраам! Авраам!.. Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего: ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня». Бог остановил Авраама и сообщил, что он сдал экзамен. Здесь мы понимаем, что Бог хотел от Авраама. Бог хотел, чтобы Авраам боялся Его. Бояться Бога означает любить Бога больше чем сына, которого Бог ему дал. Бог хотел, чтобы ничего не вмешивалось в отношения между Богом и между Авраамом. Поэтому сначала Бог заставил Авраама выбирать либо Измаила, либо Исаака. Затем выбирать либо Исаака, либо Бога. Хотя Исаак был сыном обетования, он был лишь благодатью, данной Господом. Если бы Авраам любил Исаака больше чем Бога, Авраам потерял бы всё, и его благословение превратилось бы в проклятие. Многие люди, получив Божье благословение, стали хуже. Это потому, что они больше любили благодать, чем Бога. Это подобно тому, как ребёнок больше любит игрушку, чем отца, который ему купил её. Когда мы живём верой, Бог обязательно благословляет нас. Наше дело не в том, как получить благословение, а в том, как любить Бога больше после благословения. Для этого мы должны приносить Богу своего Исаака во всесожжение. Что для вас является Исааком? Муж? Жена? Дети? Или бизнес, который Бог благословил? Может быть даже свой агнец. Бог хочет, чтобы мы принесли своего Исаака в жертву. Бог хочет видеть в нас настоящего человека веры, который боится Бога. Авраам выдержал испытание, и Господь окончательно благословил его.

Взгляните на стихи 17,18. «то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего». Бог обещал, что Он пошлёт Мессию через семя Авраама. Здесь «семя твоё» означает Мессия. Бог не только даст Аврааму множество потомков, как звёзд небесных и как песок на берегу моря, но и пошлёт Мессию через семя его.

Услышав голос Бога, Авраам возвёл свои очи и увидел, что позади стоит овен, запутавшийся в чаще своими рогами. Авраам взял овна и принёс его во всесожжение вместо своего сына и нарёк имя тому месту «Иегова-ире», что значит Бог Сам готовит всё для тех, кто Его любит. Бог не хочет забрать от нас любимого Исаака. Наоборот хочет дать нечто большее, самое драгоценное. Поэтому говорит нам: «принеси твоего любимого Исаака во всесожжение». Аминь.