БОГ, ОСНОВАВШИЙ СЕМЬЮ ИСААКА (Бытие 23:1-24:67)

Бытие 24:1-67
Ключевой стих 24:7, 8

«Господь, Бог неба, который взял меня из дома отца моего и из земли рождения моего, Который говорил мне и Который клялся мне, говоря: потомству твоему дам сию землю,— Он пошлет Ангела Своего пред тобою, и ты возьмешь жену сыну моему оттуда; если же не захочет женщина идти с тобою, ты будешь свободен от сей клятвы моей; только сына моего не возвращай туда».

На прошлой неделе мы видели, как выросла вера Авраама. Он повиновался Богу и выгнал Измаила. Он также в сердце уже принес в жертву своего любимого сына Исаака – и через это открылась его богобоязнь, абсолютное упование на Бога и безусловная любовь к Нему. Сегодняшнее слово рассказывает о том, как Бог основал семью Исаака. История спасения, которую начал Бог с Авраамом должна была продолжаться через Исаака. Поэтому Бог создал семью Исааку. В этом деле Бог использовал одного верного слугу Авраама. Давайте посмотрим, каких людей Бог использует в Своей работе, и каков наш Бог, Который создал семью Исааку.

I. Смерть Сарры (23:1-20)

Взгляните на стихи 1, 2 23-й главы. «Жизни Сарриной было сто двадцать семь лет: вот лета жизни Сарриной; и умерла Сарра в Кириаф-Арбе, что ныне Хеврон, в земле Ханаанской. И пришел Авраам рыдать по Сарре и оплакивать ее». Сарре было уже 127 лет, и пришло её время возвращаться на родину. Для Авраама это было тяжелое время, потому что Сарра была его верным сотрудником и другом в жизни паломника. Поэтому он рыдал и оплакивал её.

В это время возник вопрос, где похоронить Сарру? До сих пор, уже больше 60-ти лет Авраам жил в этой земле, как странник и пришелец, не имея даже клочка земли. Он обратился со своей просьбой к местным жителям, сынам Хетовым. Что они ответили ему? Взгляните на 6-й стих. «Послушай нас, господин наш; ты князь Божий посреди нас; в лучшем из наших погребальных мест похорони умершую твою; никто из нас не откажет тебе в погребальном месте, для погребения умершей твоей». Авраам был очень влиятельным человеком, и его называли «князь Божий». От уважения сыны Хета хотели подарить Аврааму лучшее место для погребения. Находясь в печали, Авраам легко мог принять такой подарок, как утешение. Но он не хотел получить землю даром от мирских людей, а хотел купить её за довольную цену. Между ними произошел интересный торг. Они настойчиво хотели подарить землю Аврааму, а Авраам настойчиво хотел заплатить довольную цену за землю. В конце концов, Авраам перед всеми свидетелями дал 400 сиклей серебра Ефрону, сыну Цохарову, за поле и пещеру Махпелу и юридически оформил своё право собственности.

Почему он так сделал? Во-первых, у него была правильная позиция верующего. Верующий не должен любить «даром», а всегда должен платить довольную цену. Получить даром – это дело нищих и попрошаек. Во-вторых, это был поступок веры. Авраам верил в то, что Бог дал эту землю его потомкам. Этой верой он уже заранее купил место для погребения. Позже в пещере Махпеле были похоронены Авраам, Исаак, Иаков, она стала центром обетованной земли и основой для покорения Ханаана Израильским народом. Авраам крепко верил в обещание Бога и даже во время печали не поступал по эмоциям, а показал свою живую веру.

II. Возьмешь жену сыну моему оттуда (24:1-56)

1. Взгляд Авраама на брак (1-9)

Взгляните на стих 1. «Авраам был уже стар и в летах преклонных. Господь благословил Авраама всем». Когда Авраам жил верою, Бог благословил его и духовно и материально. Его благословенная старость – пример для всех, кто следует его вере. Но у него оставалась одна проблема. Исаака совсем не интересовал вопрос женитьбы, ему больше нравилось философствовать одному в поле.

Взгляните на стихи 3, 4. Авраам призвал своего старшего раба и сказал: «И клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмёшь сыну моему жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу, но пойди в землю мою, на родину мою, и возьмёшь жену сыну моему Исааку». Давайте подумаем, почему Авраам не хотел взять своему сыну жену из Хананеев? Авраам был влиятельным и богатым человеком в том обществе, а Исаак был его единственным сыном. Многие хотели выдать свою дочь за Исаака, чтобы породниться с семьёй Авраама. Но Авраам категорически запретил брать жену Исааку из дочерей Хананеев, а хотел взять только из своей родины, из-за того, что Хананеи были идолопоклонниками. Некоторые говорят, что женщины слабые, поэтому можно жениться на неверующей и потом сделать её верующей. Но это ошибка. Мужчины легко поддаются влиянию женщины. Даже великий человек с твёрдой верой, женившись на неверующей, из-за влияния женщины, оставляет Бога и становится идолопоклонником. Поэтому Господь сказал: «И не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего: ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и тогда воспламенится на вас гнев Господа и Он скоро истребит тебя» (Втор.7:3-4).

Раб Авраама задал вопрос: «может быть, не захочет женщина идти со мною в эту землю, должен ли я возвратить сына твоего в землю, из которой ты вышел?» Он не был уверен в том, согласится ли какая-нибудь девушка следовать за ним, чтобы выйти замуж, даже ни разу не увидев лица своего будущего мужа. Поэтому он спросил, можно ли ему взять с собой Исаака? Что сказал Авраам?

Взгляните на стихи 6-7. «Авраам сказал ему: берегись, не возвращай сына моего туда; Господь, Бог неба. Который взял меня из дома отца моего и из земли рождения моего, Который говорил мне и Который клялся мне, говоря: «Потомству твоему дам сию землю», Он пошлёт Ангела своего пред тобою, и ты возмёшь жену сыну моему оттуда». Семья Исаака – это семья для Божьей истории, чтобы благословить все народы через нее. Естественно, Бог знает нужду Исаака, и приготовил для него самую подходящую жену. Авраам крепко верил в это. Он не сомневался, что Бог пошлет Своего Ангела перед слугой и приведёт его к ней. Поэтому он не боялся и не шел на компромисс, но хотел создать семью Исааку чистой верою. Он сказал: «если же не захочет женщина идти с тобою, ты будешь свободен от сей клятвы моей; только сына моего не возвращай туда». То есть ни в коем случае не идти на компромисс. У Авраама был четкий Библейский взгляд на брак. Такой была вера Авраама в его старости. Обычно в старости люди теряют четкий Библейский взгляд и решают вопросы по своему опыту. Но у Авраама, даже в старости, его вера и духовные глаза не ослабли, а наоборот, становились яснее и яснее. Его вера до сих пор сияет, как яркие звезды на небе, и становится нашим наследием и примером в жизни. Действительно, один человек веры настолько драгоценный перед Богом.

2. Верный слуга Авраама (10-56)

Слуга Авраама получил очень важное поручение от своего господина. Посмотрите, как он выполнял его. Взгляните на стих 10. После клятвы Аврааму он взял 10 верблюдов и всякие сокровища своего господина, и пошел в Месопотамию в город Нахора. Этот город находился далеко, примерно за 720 км от того города, где жил Авраам. Но он, даже не зная, что ждет впереди, пошел, веруя в обещание Бога. Когда слуга Авраама приехал в город Нахора, был вечер, он очень устал. Он мог бы поселиться в гостиницу, отдохнуть и на следующий день, со свежей головой, составить план действий. Но он этого не сделал. Он поступил совсем по-другому.

Взгляните на стих 12. «и сказал: Господи, Боже господина моего Авраама! пошли ее сегодня навстречу мне и сотвори милость с господином моим Авраамом». Он начал свою работу с молитвы. Это говорит о том, что он доверял Богу от начала до конца. Он хотел действовать не по своей воле, а по воле Бога. Взгляните на стихи 13, 14. «Вот, я стою у источника воды, и дочери жителей города выходят черпать воду; и девица, которой я скажу: «наклони кувшин твой, я напьюсь», и которая скажет: «пей, я и верблюдам твоим дам пить», – вот та, которую Ты назначил рабу Твоему Исааку; и по сему узнаю я, что Ты творишь милость с господином моим». Его молитва была очень конкретной. Он знал, какая жена нужна Исааку. Поэтому его условия – чтобы она была трудолюбивая, жертвенная, гостеприимная. Он не выбирал по внешней красоте или богатству, а искал девушку, у которой красивая и богатая душа, которая имеет сердце матери множества народов.

Когда он ещё не окончил молиться, он увидел одну красивую девушку, приближающуюся к колодцу. Её звали Ревекка. Она наполнила свой кувшин и пошла вверх. Слуга Авраама побежал навстречу ей и попросил её: «Дай мне испить немного воды из кувшина твоего». Если бы на её месте была самарянка, она бы очень грубо отвечала ему: «У тебя нету рук? Сам набирай и пей». Но она, к его удивлению, с улыбкой предложила ему пить, и еще напоила всех его 10 верблюдов.

Взгляните на стихи 21. Слуга Авраама наблюдал, как рука Бога ведёт это дело. Когда верблюды перестали пить, он дал ей золотые серьги и два золотых браслета. И спрашивал: «чья ты дочь? скажи мне, есть ли в доме отца твоего место нам ночевать?» Она сказала ему: «я дочь Вафуила, сына Милки, которого она родила Нахору. У нас много соломы и корму, и есть место для ночлега». Так Господь услышал молитву раба Авраама и сразу ответил на неё.

Взгляните на стихи 26, 27. «И преклонился человек тот и поклонился Господу, и сказал: благословен Господь Бог господина моего Авраама, Который не оставил господина моего милостью Своею и истиною Своею! Господь прямым путем привел меня к дому брата господина моего». Он поклонился Богу, благодаря Его. Слуга Авраама был человеком молитвы. Он начал дело молитвой, делал его с молитвой и закончил его с молитвой. Люди любят работать по своему плану и по своему опыту, и считают, что молитва – потеря времени. Мы, даже будучи верующими, сколько стараемся делать что-то своими силами, без молитвы? Как часто терпим из-за этого неудачи? Это большая глупость. Молитва – самое мощное средство, которое приводит дело к успеху. Поэтому человек молитвы – самый верный и надежный, на которого можно положиться. Человек миссии должен быть человеком молитвы.

Ещё раз прочитаем его молитву: «Господи, Боже господина моего Авраама! пошли её сегодня на встречу мне и сотвори милость с господином моим Авраамом». Он всем сердцем молился, чтобы Бог дал милость Аврааму, его хозяину. Обычно, рабы усердно работают на виду у хозяина, а в его отсутствие отлынивают. Однако раб Авраама всем сердцем служил своему хозяину Аврааму, даже когда его никто не видел. Это и есть преданность. Преданность – главная черта характера тех, кто ходит перед Богом. Его положение – всего лишь раб, но он был великим человеком Бога.

В доме Ревекки тепло приняли слугу Авраама и предложили вкусное угощение. После долгого пути он сильно проголодался и соскучился за домашней едой. Он мог бы побыстрее садится кушать, произнеся короткую молитву. И уже во время еды рассказывать о своем деле. Но как он поступил в это время? Взгляните на стих 33. Слуга Авраама сказал: «Не стану есть, доколе не скажу дела своего». Он отказался от еды, до тех пор, пока не передал цель своего прихода. Он поставил поручение выше еды и отдыха. Для него миссия была важнее, чем собственная жизнь. Обычно, люди предпочитают поесть и отдохнуть, прежде чем выполнят своё поручение. Поэтому говорят: «не скажу дела, доколе не поем». Но посмотрите на раба Авраама! Он жил ради миссии и делал всё ради миссии. Он был великим человеком миссии.

Прежде чем поесть, он поведал историю о том, как Господь благословил Авраама, и почему он пришёл сюда, и как Бог дал ему встретить Ревекку. Он не просто рассказывал о своём трудном путешествии, а подробно свидетельствовал о работе Бога. Его свидетельство было настолько живым, что родители Ревекки говорили: «от Господа пришло это дело; мы не можем сказать тебе вопреки ни худого ни доброго, вот Ревекка перед тобою, возьми её и пойди: пусть будет она женою сыну господина твоего, как сказал Господь». Когда слуга Авраама услышал их слова, он снова поклонился Богу до земли. Он приписывал успех Богу и благодарил Его. Теперь он мог отдохнуть, полагая, что его миссия завершена. Перед началом трудного пути домой через пустыню, ему нужно было отдохнуть, осмотреть город Месопотамию и купить сувениры. Но что он сделал дальше?

Взгляните на стих 54б. «Когда же встали поутру, то он сказал: отпустите меня к господину моему». Он не мог расслабиться до тех пор, пока не выполнит поручение до конца. Если бы он несколько дней праздновал и отдыхал, семья Ревекки, особенно её хитрый брат Лаван, могли бы передумать, и дело Бога оказалось бы в опасности. Поэтому человек миссии должен быть верным и до конца совершить свое поручение.

Через пример слуги Авраама я смотрел на свое служение Богу. С каким сердцем раб Авраама служил своему господину? И как я служу своему Господу Иисусу? У меня есть привилегия быть слугой Иисуса. Как раб получил поручение найти и привести жену своему хозяину, так и мне Господь дал поручение приводить к нему Его агнцев. Но я не мог служить верно и преданно, как этот раб. Я не мог даже верно молиться за агнцев и работу Бога в Медицинском Университете. Я каюсь, что больше любил отдых и покушать, чем выполнять Божье поручение и ходить на приглашение. Через это слово я принял, что не могу отдыхать, пока не воспитаю одного ученика в Медицинском Университете. Я молюсь, чтобы Господь дал мне до конца верность и дух молитвы, быть Его верным рабом и служить Его делу всем сердцем.

III. Матерь тысячи тысяч (24:57-67)

Теперь давайте подумаем, о Ревекке, которую Господь избрал женой Исаака. Взгляните на стих 16а. «девица была прекрасна видом, дева, которой не познал муж». Ревекка была прекрасна видом. Но что это была за красота? Библия подчёркивает, что Ревекка была девой, которую не познал муж. Она была не только внешне красивой, но также имела духовную красоту. Живя в похотливом обществе, она всё равно хранила верность и душевную чистоту. Её красота не от прически и фигуры, а от её богобоязни и живой веры.

Также мы можем видеть её характер. Она гостеприимная, жертвенная, отзывчивая. Она очень трудолюбивая девушка. Она добровольно и даже с радостью служила совершенно незнакомому человеку. Её сердце открыто для всех людей.

Также удивительна её вера. Взгляните на стих 58. Когда родители Ревекки спросили её: «Пойдёшь ли с этим человеком?» Она без колебания ответила: «пойду». Это короткое слово выражает её огромную веру. Она не знала, как выглядит Исаак. Здоровый он или инвалид. Она не видела его даже на фотографии. Единственное, что она знала точно – это то, что этот брак от Бога. Она полностью доверила Богу своё будущее и отдала дело своего замужества в руки Бога. Она была уверена, что Господь, знает её лучше, чем она сама и даст ей самого хорошего мужа.

Когда Ревекка уезжала со слугой Авраама, члены семьи благословили её, говоря: «Сестра наша! да родятся от тебя тысячи тысяч, и да владеет потомство твоё жилищами врагов твоих». Не легко стать матерью даже одного ребёнка. Для того чтобы служить даже одному грешному человеку, требуется много терпения, любви, самопожертвования. Поэтому Ревекка должна была иметь сильную веру, любовь и долготерпение в сердце, чтобы служить тысячам тысяч. Я молюсь, чтобы Бог послал нам много таких девушек, как Ревекка, которые имеют сердце матери тысячи тысяч.

Сегодня мы узнали, что семью Исаака создал Бог. Бог, наш Небесный Отец, Сам ведёт искупительную историю. Бог Сам выбрал Ревекку в жёны Исааку. Бог Сам привёл раба Авраама к ней. Для этого Бог использовал преданность раба Авраама и веру Ревекки. Я молюсь, чтобы Бог воспитывал нас такими же верными и преданными слугами, и использовал для Своего дела миссии.