БОГ ИЗРАИЛЯ (Бытие 32:1-35:29, 46:1-49:33)

Бытие 32:1-35:29, 46:1-49:33
Ключевой стих 35:10

«и сказал ему Бог: имя твое Иаков; отныне ты не будешь называться Иаковом, но будет имя тебе: Израиль. И нарек ему имя: Израиль».

Бог призвал Иакова от его рождения. Но у Иакова было много отрицательных качеств, чтобы быть духовным человеком, человеком Бога. У него был необычный дух соперничества и жадность его не знала конца. Бог долго терпел его эгоизм, мирское желание и поломал его сильный характер. В то же самое время Бог дал ему честь, любовь, богатство, то есть всё, что он хотел, чтобы воспитать его. Но это не говорит о том, что он получил истинное благословение от Бога. В сегодняшнем отрывке Иаков нашёл истинное «я» перед Богом. Бог помиловал его и дал ему милость спасения. Иаков родился свыше и стал новым человеком. Бог, наш Небесный Отец, хочет дать каждому из нас истинную благодать, поэтому спрашивает: «как имя твоё?» Я молюсь, чтобы мы встретили Бога 1:1 и получили новую жизнь.

I. Бог Пенуэла (32,33 гл.)

Иаков 20 лет трудился всяческим путём и стал богатым. Но он больше не смог жить у дяди Лавана, и ему пришлось вернуться в родной город. Когда он тайно ушел из дома Лавана, Лаван и его сыновья разозлились, и начали гнаться за ним. С помощью Бога Иаков избавился от руки Лавана. Но теперь у него появилась более серьезная проблема – это Исав. Он начал беспокоиться из-за Исава. Взгляните на стихи 1,2. «А Иаков пошел путем своим. И встретили его Ангелы Божии. Иаков, увидев их, сказал: это ополчение Божие. И нарек имя месту тому: Маханаим». Маханаим означает «два ополчения». Хорошо помня своё обещание, Господь охраняет его и спереди и сзади. Бог защитил его от Лавана и защищает его также от Исава. Иаков должен был понимать это. Но он всё равно продолжал бояться. Иаков послал вестников к своему брату. Однако, вестники возвратились к нему и сказали, что Исав идёт на встречу Иакову, и с ним четыреста человек. Как так? Иаков хотел тайком прийти на родину и никому не сообщил. Но как Исав узнал о его движении и идёт навстречу ему? Эта весть поразила его. Иаков получил большой шок: «вот пришёл, что должно прийти». Он очень испугался и смутился. Иаков думал, что Исав постоянно следил за ним и идёт к нему чтобы убить его.

Здесь подумаем о его страхе. В чём причина его страха? Во-первых: в проблеме греха. Иаков обманул своего брата два раза. Первый раз он забрал первородство и второй раз он отнял благословение, которое Исав должен был получить. По-человечески это было непростимо. Но он нагло отнял всё у своего брата и стал богатым. У него было чувство греха. Он часто помнил плачь своего брата и его чувство греха стало больше и больше. Он не решил эту проблему греха перед Богом. Во-вторых: причина его страха заключается в том, что он полагается только на себя. Он решил все проблемы своими силами. Он приобрёл первородство своей хитростью и свою жену, богатство своей настойчивостью и своим усердием. Поэтому ему трудно полагаться на Бога. Но теперь он не знает, сколько его сила и хитрость смогут ещё спасать его. Кто не доверяет Богу свою жизнь и полагается только на себя, тот становится рабом страха в критический момент.

Здесь мы можем сказать, что Иаков стал богатым, но не стал счастливым человеком. Несчастный земной человек, грешник – это была сущность Иакова. Здесь мы должны подумать о проблеме греха. Иаков 20 лет тому назад обманул своего брата Исава и отца. Это не проблема с Исавом, а проблема с Богом. Другими словами, грех не по отношению к человеку, но проблема перед Богом. Поэтому он хоть и помирится с Исавом, проблема греха не будет разрешена. Проблема греха будет разрешена только тогда, когда он получает прощение грехов от Бога. Более 20 лет прошло, как он обманул Исава. И они оба стали взрослыми, и много чего изменилось. Но сущность Иакова осталась та же самая. Люди говорят: «время своё возьмет». Иаков усердно работал, пытаясь забыть о своей проблеме греха. Однако ни время, ни изменение обстоятельств не разрешило проблему греха. Когда Иаков был грешником, он не был счастливым, хотя он был миллионером.

Но он не мог только бояться. Он сразу разделил своё имущество на два стана, думая, что если Исав нападет на один стан, и побьет его, то оставшийся стан может спастись. Затем он стал молиться: «Боже отца моего Авраама и Боже отца моего Исаака, Господи, сказавший мне: возвратись в землю твою, на родину твою, и Я буду благотворить тебе. Избавь меня от руки брата моего, от руки Исава, ибо я боюсь его, чтобы он, придя, не убил меня и матери с детьми». Его молитва не является молитвой веры, а это сигнал sos, срочно требующей спасения в критический момент. Хотя он и помолился, он не успокоился. Поэтому решил пошевелить мозгами. Зная, что все люди любят подарки, он стал проводить операцию «Подарок». Он сразу взял из того, что у него было, и приготовил большой подарок Исаву и дал в руки своих рабов. И он сказал, чтобы они оставляли расстояние от стада до стада. Он так сделал, потому что думал, что Исав увидит подарки и смягчит сердце. Но, не смотря на такое старание, тревога и страх его не покидали. Из-за тревоги он не мог заснуть. Поэтому он, встав в ту ночь, взяв двух жен своих и двух рабынь своих и одиннадцать сынов своих, перевёл через реку Иавок и перевел всё, что у него было. И остался Иаков один.

«И остался Иаков один» – эти слова лучше всего описывает состояние Иакова, то есть он находится перед смертью, расставшись со своей семьей и с имуществом, которое он за всё это время нажил. «И остался Иаков один». С одной стороны это было минутой страдания, а с другой стороны это было удобным случаем, чтобы найти себя пред Господом. Иаков, оставшись один, был очень одиноким. Никто не мог понять его, никто и ничто не могло спасти его. Когда он стоял перед смертью, его богатство, миллионы денег не имели никакого значения. Его сыновья, дочери не имели никакого значения. Его 4-е жены и особо его любимая жена Рахиль также ничего не значила. Он вложил всю свою жизнь, чтобы приобрести всё это. Но ничто не могло спасти его от смерти и дать ему покой. Наоборот, всё это было для него только бременем. Слово «И остался Иаков один» значит, что он в полном отчаянии. Но для Бога это начало спасения, начало надежды и начало новой жизни. Бог долго ждал этого момента.

Когда Иаков остался один, Некто боролся с ним до появления зари. Из 30-го стиха мы узнаём, что этим Некто является Сам Бог. Он был рядом с Иаковом и явился ему в облике человека. Что значит, что он боролся с Иаковом? Он боролся с грехом Иакова. То есть Господь вместе с ним мучился и страдал всю ночь, чтобы спасти его. Какая это удивительная милость! Сам Бог боролся, чтобы помочь Иакову. Бог служил эгоисту грешнику Иакову и терпел все его грехи грязи. Но Иаков не был лёгким агнцем. Гордый Иаков не принял милость Бога и изо всех сил боролся с Ним и этим опять показал свой сильный характер. Господь мог бы оставить гордого Иакова. Но что Он сделал? Тогда увидев, что он не одолевает Иакова, тот человек коснулся его бедра. Бог не оставил его и до конца боролся с ним. Бог сам уступил борьбу, но коснулся его бедра. Итак, почему Господь коснулся сустава бедра Иакова? Господь сломил то, на что он опирался, чтобы он не полагался на себя. Бедро – это очень важная кость, которая соединяет верхнюю часть тела с нижней частью и поддерживает равновесие тела. Поэтому, если состав бедра повреждается, человек не может стоять. Бедро Иакова поломалось, то есть его сильный характер, его способности, настойчивость, хитрость всё это пропало. Когда Бог полностью сломал Иакова, наконец, он пал на колени. Взгляните на стих 26. «И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня». Теперь он просит спасения. Он был готов родиться свыше. У Иакова открывались духовные глаза. Он смутно осознавал, что тот, кто боролся с ним это не человек, а Святой Бог. Иаков отчаянно старался задержать его, говоря: «не отпущу тебя, пока не благословишь меня». В книге пророка Осии 13:4 говорится, что Иаков плакал и умолял его. О каком благословении он умолял, несмотря на то, что он уже получил благословения, куда больше, чем другие люди? Он понял, что всё что он приобрёл на земле и к чему он стремился это не может быть истинным благословением. Они не могут дат нам радость. Честь, любовь и богатство, которым он так дорожил, были абсолютно бесполезными. Это не было истинной благодатью, которую Господь хотел дать ему. Истинное благословение – это спасение, которое Бог даёт. Теперь, он искренно нуждался в спасении. И он умолял Бога со слезами.

Взгляните на стих 27. В то время тот человек спросил у Иакова: «как имя твоё?» Имена всегда имеют особый смысл. Имя это сущность человека и его личность. Поэтому этот вопрос означает: «каков ты?» Мы всегда стремимся обладать чем-нибудь как Иаков. Но Господь же обращает наше внимание на наше истинное «я». Когда Адам согрешил, обращая внимание, прежде всего, на его существо Господь спросил: «Адам, где ты?» Также Иисус спросил человека, одержимого нечистым духом: «как тебе имя?» Услышав вопрос, Иаков задумался на минуту. И затем ответил: «Иаков». Имя Иаков означает обманывающий, борющийся, отнимающий. Иаков, одним словом, означает «вор».

До сих пор Иаков боролся с теми, кого он встречал и захватывал всё от них. Так он наносил раны многим. Осознавая, что он сам жалкий грешник перед лицом Господа, Иаков сказал: «я – Иаков». Тогда Господь изменил его имя. «Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь». Имя Израиль означает принц Бога. Это новый человек по образу Бога. То, что Иаков стал Израилем, означает конец ветхого человека в Адаме и рождение нового «я» в Боге. Взгляните на стих 29: «просил и Иаков, говоря: скажи имя Твое. И Господь сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его там». «И благословил его там» – Бог дал Иакову прощение всех грехов. Бог подарил ему спасение и новую жизнь. Бог изменил Иакова в нового человека. Слава Господу! Иаков нарёк имя месту тому Пенуэл. Это означает лицо Бога.

Взгляните на стих 31. «И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро свое». Какое это удивительное слово! Какое красивое литературное выражение. Эта строка образно передаёт преобразившийся внутренний мир Иакова. Хотя он хромал из-за повреждения сустава бедра, из его сердца ушла ночь отчаяния и взошло яркое солнце, солнце радости надежды. Другими словами, вся боязнь, страх, власть смерти, отчаяния исчезли, его сердце наполнилось светом, миром и радостью. После этого он идёт навстречу Исаву. До этого из-за Исава он не мог перейти через Иавок вброд. Но теперь он хотел встретить Исава. Как он встретил Исава? Он с любовью подбежал к брату, обнял его и сказал: «я увидел лице твое, как бы кто увидел лице Божие». Раньше Иаков видел в Исаве убийцу. Теперь он видит в нём Бога. Глаза вора видят везде воров, а глаза Бога – видят Бога.

После встречи с Исавом Иаков пошёл в город Сихем. Там он построил свой дом. Он хотел там обосноваться. Он должен был пойти в Вефиль и отблагодарить Бога. Но он этого не сделал. Как только вопрос с Исавом решился, он опять забыл свой обет Богу. Какое событие произошло из-за этого? В 34-й главе описано позорное событие. Сихем, сын князя той земли взял дочь Иакова, Дину и совершил над ней насилие. Иаков хотел тайно разрешить эту проблему. Но два сына Иакова, Симеон и Левий обманули Сихема и заставили всех мужчин обрезаться. И на третий день, когда они были в болезни, Симеон и Левий взяли каждый свой меч, смело напали на город, и умертвили весь мужской пол. Из-за этого события Иакову пришлось уйти с той земли. Какое направление дал Господь Иакову в то время?

II. Бог Эл-Вефиля (35, 46-49 гл.)

Взгляните на главу 35, стих 1. «Бог сказал Иакову: встань, пойди в Вефиль и живи там, и устрой там жертвенник Богу, явившемуся тебе, когда ты бежал от лица Исава, брата твоего». Иаков снова вспомнил о милости спасения. И он пошёл в Вефиль, чтобы устроить жертвенник Богу. Иаков устроил жертвенник в Вефиле и назвал то место Эл-Вефиль. Это означает, что его вера выросла. Раньше он думал, что Бог ему нужен только для его счастья. Но теперь он понял, что должен жить во имя Бога. Основа его веры изменилась. Его вера стала богоцентричной.

Стихи с 10-го по 12-й говорят о благословении Бога: «и сказал ему Бог: имя твое Иаков; отныне ты не будешь называться Иаковом, но будет имя тебе: Израиль. И нарек ему имя: Израиль. И сказал ему Бог: Я Бог Всемогущий; плодись и умножайся; народ и множество народов будет от тебя, и цари произойдут из чресл твоих; землю, которую Я дал Аврааму и Исааку, Я дам тебе, и потомству твоему по тебе дам землю сию». Бог не только спас Иакова и изменил его сущность, а дал ему благословение, которое обещал Аврааму и Исааку. Таким образом, Он поставил Иакова третьим предком веры и фундаментом израильского народа.

Во второй половине жизни, Иаков раздает благословение всем и везде. С главы 46-й по 49-ю, с помощью Иосифа, Иаков пришел в Египет и стал жить на земле Гёсем. Обычно люди, получив шанс встретить царя, просят его помощи и поддержки. Но Иаков, наоборот, благословил фараона и вышел. Он был источником благословения. Он был выше, чем мирские цари и императоры, потому что он был послом Бога. Взгляните на главу 47 стихи 8,9. Когда Иаков вошел к фараону, фараон спросил сколько ему лет. Иаков сказал фараону: «дней странствования моего сто тридцать лет; малы и несчастны дни жизни моей и не достигли до лет жизни отцов моих во днях странствования их». Иаков смотрел на свою жизнь как на странствование. Наша жизнь – это странствование. Однако без Бога странствование не имеет цели и направления и идет к гибели. Но мы верующие святые странники, идущие к Богу, к Царству Небесному. Иаков познал эту истину через свою жизнь. Он хотел жить в Месопотамии – не получилось, хотел основаться в Сихеме – не вышло. Постоянно ему приходилось странствовать. Потом он понял, что эта земля – тоже не его вечное место. Он странник, который идет к вечному Царству Бога.

В 49-й главе Иаков благословил своих двенадцать сыновей. Он видел веру каждого и волю Бога на каждого своего сына и по мере веры лично благословил каждого. И они стали как двенадцать столпов израильского народа. Иаков пророчествовал об истории Бога и попросил Иосифа похоронить его в обетованной земле в пещере Махпеле. Жизнь Иакова стала благодатной жизнью, раздающей благодать Бога, куда бы он ни пошёл.

В заключение, каков Господь Израиля? Господь Израиля – Господь Пастырь, который долготерпит каждого из нас и воспитывает нас. Господь, Который борется с каждым из нас. В 48-й главе 15,16-м стихах Иаков сказал о Боге: «Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня». Мы – грешники – гордые, эгоистичные, похотливые, жадные. Мы – очень трудные люди, чтобы стать предками веры. Но Бог не оставляет нас и служит нам до тех пор, пока мы не получим истинное благословение. Бог Иакова есть Бог каждого из нас. Он призвал каждого из нас, имея великую надежду, и терпит и воспитывает нас. И Он верно поставит каждого из нас предком веры и источником благословения, помня обещание которое Он дал Аврааму. Я восхваляю Бога за Его великую милость и любовь. Аминь.