ДА БУДЕ ВОЛЯ ТВОЯ (Мф.26:31-75)

Евангелие от Матфея 26:31-75
Ключевой стих 26:39

«И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты».

На прошлой неделе мы слушали проповедь о жертвенном поступке Марии, которая помазала Иисуса миром, и о последней вечере Иисуса с учениками, когда Он разделил с ними хлеб и вино, как символ Его жертвенной смерти на кресте и Его крови, пролитой за наши грехи. В сегодняшнем слове продолжается рассказ о последних часах жизни Иисуса. Это слово также очень важно для нас, чтобы лучше узнать об Иисусе через Его поступки перед крестной смертью, и чтобы учиться, как мы можем выстоять и одержать победу даже в самых сильных искушениях. Я молюсь, чтобы Господь помог нам учиться жизни молитвы и повиновения через это слово.

I. Все вы соблазнитесь о Мне (31-35, 69-75)

В стихах с 31-го по 35-й описан разговор Иисуса с учениками по дороге на Елеонскую гору. Иисус знал, что скоро для учеников наступят серьезные испытания. Иисуса должны арестовать и казнить, и все Его ученики окажутся перед угрозой смерти. Но они ещё были не готовы к таким испытаниям. И Иисус заранее знал, что все они разбегутся, оставив Его. Посмотрите на 31-й стих. «Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада». Иисус предупреждал их заранее, чтобы они были готовы к трудностям, чтобы в ответственный момент они духовно бодрствовали и выстояли в искушениях. Но как отвечали ученики?

Посмотрите на 33-й стих. «Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь». И еще в 35-м стихе: «хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики». Слова Петра звучат очень красиво. Действительно, он очень любил Иисуса и был уверен в своих силах. Но из-за своей гордости и самоуверенности он не чувствовал нужды в помощи и поддержке Бога, поэтому в решающий момент не был готов. Когда нужно было молиться и просить помощи от Бога, он спокойно спал, поэтому потерпел стыдное поражение. И, как и предсказал Иисус, отрекся от Него трижды, причём перед несчастной служанкой. И не только Петр, все ученики убеждали Иисуса в верности (35-й стих) и все оставили Его, убежав (56-й стих). Между их клятвой о верности Иисусу и бегством прошло всего час или два.

Но даже на предательство учеников Иисус не смотрел как на окончательное поражение. Он видел в этом исполнение слов Захарии (Зах.13:7) поэтому не ругал учеников, но уже заранее простил их и дал обещание, что после всего встретит их в Галилее. Посмотрите на 32-й стих. «По воскресении же Моем предварю вас в Галилее». Благодаря любви и прощению Иисуса, даже после предательства ученики смогли восстановиться и стать смелыми лидерами, которые полагались только на Бога и без страха проповедовали Евангелие до края земли.

II. Молитва в Гефсимании (36-44)

Борение Иисуса в Гефсиманском саду – это ключевой момент истории спасения. Здесь решалась судьба нашего спасения, и здесь Иисус победил искушение сатаны и окончательно принял решение идти путём креста, полностью повинуясь воле Бога.

Взгляните на стихи 36,37. «Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать». Для Иисуса это было очень тяжелое время. Он Сам сказал: «душа Моя скорбит смертельно». Он хорошо знал, что ожидает Его впереди – мучение на кресте, насмешки, оскорбления, несправедливое осуждение, предательство любимых учеников. Кроме этого были духовные страдания. Он, Который не знал греха, должен понести на Себе грехи всего мира. Он – Вечный Бог – должен был пройти смерть и разделение с Любимым Отцом. Вы можете себе это представить? Для Иисуса путь креста – это не было легкой прогулкой. А это была большая тяжесть, большие мучения и страдания. Поэтому Его душа так скорбела и страдала.

Но уже в этой скорби Иисуса мы видим огромную милость к нам. Иисус прошел все те искушения и скорби, которые проходим и мы. Иисус сталкивался с такой же болью и трудностями, что и мы. Поэтому Он хорошо понимает нас и сострадает нам. В послании к Евреям 4:15 написано: «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха». Иисус хорошо знает наши слабости и нашу боль, поэтому Он может совершенно нам помочь. Он не осуждает нас, когда мы находимся в искушении, но в этот момент показывает нам самый лучший выход.

Итак, что делал Иисус в момент сильного искушения? В этот момент Он пришёл к Богу в молитве. Давайте посмотрим, как Он молился? Прочитаем стих 39. «И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты».

Во-первых, Иисус молился: «Отче Мой!» В Евангелии от Марка написано, что Он сказал: «Авва Отче». «Авва» – это слово, которым маленькие дети называют своего отца, то есть «папа», «папочка». Иисус приходил к Богу, как к Своему Отцу, полностью уверенный в Его любви и в Его доброй воле на него. Хотя Он сейчас может не все понимает, хотя по воле Бога Он должен терпеть такие страдания – Он ни капли не сомневается в любви Бога.

Это учит нас основе молитвы. Мы должны знать, что Бог – наш любящий Небесный Отец. Где бы мы ни находились, что бы с нами ни происходило – никогда мы не должны сомневаться в любви Бога. Как любящий Отец, Он хорошо знает, что для нас самое лучшее и каким путём направить нашу жизнь. Поэтому мы можем молиться: Отец мой, Авва Отче, Мой Небесный Папочка.

Во-вторых, Иисус молился: «Не как я хочу, но как Ты». Действительно, принять путь креста очень нелегко. Иисус молился: «если возможно, да минует Меня чаша сия». Он спрашивал, может есть какой-нибудь другой путь. Особенно в этот момент сатана всячески хотел отвернуть Иисуса от пути креста. Поэтому молитва Иисуса проходила в очень серьезной духовной борьбе. В Евангелии от Луки написано, что Он был в таком борении, что Его пот, как капли крови падал на землю. Иисус даже не один раз молился, а три раза, проходя эту борьбу. Но в конце-концов Он говорил: «ее как Я хочу, но как Ты». И второй раз: «да будет воля Твоя». Он полностью полагался на любовь Бога и принимал волю Бога на Свою жизнь.

Это учит нас, что такое истинная молитва. Молитва – это не значит выпросить у Бога, что мне нужно. Или чтобы Бог исполнил то, что я хочу. А молитва – это принять волю Бога и повиноваться Его воле. Действительно, мы можем горячо молиться, когда нам что-то надо – решить проблему или получить исцеление. Но мы мало молимся, чтобы выполнять волю Бога в нашей жизни. Например, мы молимся: «Боже, я знаю, что Твоя воля, чтобы я пошёл на приглашение, но я так устал, извини». Или ещё: «Боже, я знаю, что Твоя воля, чтобы я шёл на Богослужение, но сегодня такая хорошая погода, извини». Мы сдаёмся сатане без всякой борьбы и терпим духовное поражение. Но для того, чтобы выполнять волю Бога, нужно вести серьезную духовную борьбу. Иногда надо молиться один, два, три раза, может даже несколько часов, до тех пор, пока мы не сможем принять волю Бога и повиноваться Ему. Если даже Иисусу нужно было молиться, то тем более каждому из нас.

Посмотрим, что делали ученики, когда Иисус молился? Взгляните на стихи 40,41. «И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна». Ученики просто спали. Перед этим Иисус серьезно предупреждал их об опасности. Он прямо говорил об их предательстве и, особенно, об отречении Петра. Это время они должны были усердно молиться и просить Бога о помощи и укреплении. Но они были настолько уверенны в себе, что даже не молились. Тем более после сытного ужина и вина их глаза отяжелели и сами закрывались. Без молитвы они не были готовы противостоять искушениям и страху, поэтому все они разбежались после ареста Иисуса.

Для нас это очень важный урок. Давайте еще раз прочитаем 41-й стих. «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна». Во-первых, мы должны признать, насколько мы слабые. Пётр отрёкся от Иисуса перед опасностью смерти, но мы часто отрекаемся от Него даже в обычной жизни. Мы не говорим об Иисусе, когда нужно говорить. Мы поступаем по эмоциям и гордости, когда нужно смирение. Мы спим на проповеди и с большим интересом обсуждаем последние фильмы. Мы настолько слабы, что нам всегда нужна поддержка Бога, чтобы противостоять иссушениям мира. Во-вторых, мы должны знать, что сатана ходит рядом, как рыкающий лев. Он использует любую нашу слабость, чтобы отвернуть нас от пути Бога. Одних слов: «я готов умереть за Иисуса» – не достаточно. Нам нужно всегда духовно бодрствовать и молиться, чтобы Господь направлял нашу жизнь. Я молюсь, чтобы Господь сделал нас людьми молитвы, которые полагаются на Бога и выполняют Его волю в своей жизни.

III. Арест Иисуса (45-68)

Взгляните на стихи 45,46. Через них видно, какую силу и уверенность Иисус получил через молитву. Он сказал: «встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня». Он смело идёт навстречу тем, кто пришёл Его арестовать. Хотя Он может легко исчезнуть в темноте или призвать легион ангелов для защиты, но Он уже принял путь креста и до конца шёл этим путём, чтобы исполнить волю Бога.

Через предательский поцелуй Иуды стража опознала и схватила Иисуса. Взгляните на стих 57. «А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины». Первосвященники и старейшины устроили суд над Иисусом. Но на самом деле это была только видимость суда. Они уже заранее определили Иисусу наказание – смертную казнь и теперь только искали, как это официально обосновать.

В своём рвении погубить Иисуса они были настолько слепы, что нарушали все законы суда и следствия. Они собрались для суда ночью, что было запрещено законом. Они собрались не в официальном месте, а в доме первосвященника. Они привели лжесвидетелей, чьи слова были далеки от истины. Но даже при всём этом они не могли найти обвинения на Иисуса.

Тогда первосвященник взял инициативу в свои руки. Взгляните на стихи 62,63. «И, встав, первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» На все обвинения до этого Иисус не отвечал ни слова. Если бы Он не ответил на вопрос первосвященника – не было бы ни какого доказательства Его вины. Но Иисус ответил: «ты сказал», что означает: «Да, это так». Иисус – действительно Сын Бога. Он не уклонялся от креста и от смерти, но уже смотрел вперёд – на славу воскресения, которая будет после креста. Посмотрите на 64 стих. «Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных». Этого свидетельства Иисуса было достаточно, чтобы обвинить Его в богохульстве и приговорить к смертной казни. После этого суд перешёл в издевательство над Иисусом.

Через это слово мне по-новому открылось сердце Иисуса. Через какие страдания Ему пришлось пройти, как Он отвергал Себя, как Он полагался на Бога, как Он любил Бога и искал Его волю. Духовная борьба Иисуса учит меня полностью зависеть от Бога. Сейчас я вижу, как часто искал свою волю и только на словах был учеником Иисуса. Моя воля – жить мелкой счастливой семейной жизнью, но воля Бога – жить ради всемирной миссии. Моя воля – держаться за хорошую работу, но воля Бога – ехать миссионером во Львов. Моя воля – отдыхать вечером с семьей, но воля Бога – служить агнцам. Без глубокой молитвы и духовной борьбы я не мог выполнять волю Бога и жил мелкой пустой жизнью. Сейчас я молюсь, чтобы выполнять волю Бога в моей жизни и быть хорошим пастырем для одной души. Я молюсь, чтобы Господь помог мне духовно бодрствовать каждый день через утреннюю молитву и противостоять искушениям сатаны.

Сегодня Господь учил нас молиться: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты». Пусть Господь поможет нам вести духовную борьбу со своими желаниями и смиренно повиноваться воле Бога на нашу жизнь. Аминь.