Ключевой стих 13:14
«И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу».
В первой части 12-й главы мы видели призыв Аврама. Господь сделал бесперспективного Аврама примером веры. Аврам обращал внимание на слово Бога больше, чем на свои обстоятельства и повиновался слову Бога. Это же слово Бог даёт и нам: «пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение» (Быт.12:1б,2), и исполнит его над теми, кто будет верить в Его обещание. В сегодняшнем отрывке Библия откроет нам – каков Бог, Который призвал Аврама и нас? И какую надежду Он имеет?
I. Бог, Который хранил Аврама (12:10-13:4)
Господь привёл Аврама в Ханаан и обещал, что эта земля будет его. Не смотря на множество местных жителей, Аврам верил Богу и благодарил Бога. Казалось бы, если он верит в невозможное, то ничего не сдвинет его с пути веры. Но что заставило Аврама оставить землю миссии и призыв Бога?
Посмотрите на 10-й стих. «И был голод в той земле. И сошел Аврам в Египет, пожить там, потому что усилился голод в земле той». Оказывается, даже в земле, которую даёт Бог, тоже бывает голод. Бог призвал, но не дал Авраму хорошую работу, жильё, не дал стартовый капитал, но сразу дал экономический кризис и голод. Нам всем знакомы эти термины, особенно студентам. Согласитесь, что было бы правильно тем, кто повинуется призову, сразу дать хорошую работу, квартиру, или, как вариант, выигрыш в лотерею. Тогда и со стороны всем будет понятно, что это человек Бога, и что быть верующим это очень приятно, и другим стало бы повадно. Но для того, чтобы спасти человека, Бог не использует человеческую мудрость и лотереи, Бог благословляет через веру в слово. А материальная проблема это одна из первых, которая показывает, имеем мы веру в слово Бога или нет.
Посмотрите еще раз на 10-й стих. У Аврама возник вопрос жизни и смерти. Самый первый вопрос в жизни веры это вопрос хлеба. Из-за голода в Ханаане Аврам пошел в Египет, пожить там. В то время Египет был пиком цивилизации и стабильности, страной возможностей, там были грандиозные стройки и туда все стремились на заработки. Аврам имел слово Бога, но не смог соединить слово Бога с материальной проблемой, поэтому решал вопросы, полагаясь только на себя. Не спросив у Бога, тихо, спокойно пошёл в Египет. В Египет означает в мир. Он не думал бросать Бога. Он не молился и просто думал: «Там есть работа, есть еда…», – поэтому пошёл. Те, кто бросают миссию Бога, обычно говорят: «Жизнь заставила». Но вы думаете, жизнь, которая заставила, может предложить что-то стоящее в замен? Не думаю. Аврам пошёл в мир, чтобы решить вопрос обеспечения, но получил только больше проблем.
Посмотрите на 11-й и 12-й стихи. «Когда же он приближался к Египту, то сказал Саре, жене своей: вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом; и когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых». Когда Аврам оставил миссию, в его жизни появилась радость и свобода? Нет, появился боязнь. Ещё ничего не произошло, но Аврам уже ожидал, что жену заберут, а его убьют. Когда он первый раз увидел несчастных египтян, его сковал страх. Как можно так жить? Каждый день думать: «Сегодня жену заберут, а меня убьют!» Аврам не был очень способным, но придумал мудрый спектакль: «скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя. И было, когда пришел Аврам в Египет, Египтяне увидели, что она женщина весьма красивая; увидели ее и вельможи фараоновы и похвалили ее фараону; и взята была она в дом фараонов». Мудрость Аврама превратилась в глупость, и из-за страха он потерял жену. Человек, который боится, теряет в жизни всё. Стратегический ход Аврама создал серьезную проблему. Бог обещал, что у Аврама будут дети, а он умудрился, на старость лет, потереть жену. Как Бог помог Авраму в этой ситуации?
Давайте прочтем стихи 16 и 17. «И Авраму хорошо было ради ее; и был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и лошаки и верблюды. Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову». Аврам уже забыл о призыве Бога, ему уже было хорошо – мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и лошаки и верблюды. Но Бог верен обещанию, даже если мы не верны. Для начала, Господь тяжкими ударами дал понять фараону, что он совершил роковую ошибку в своей жизни, и за неё понесёт суровое наказание. «И призвал фараон Аврама и сказал: что ты это сделал со мною? для чего не сказал мне, что она жена твоя? для чего ты сказал: она сестра моя? и я взял было ее себе в жену. И теперь вот жена твоя; возьми и пойди. И дал о нем фараон повеление людям, и проводили его, и жену его, и все, что у него было». Фараон это уровень президента, но он с мольбой спрашивал Аврама: «Причём здесь я? Меня за что?»
Кто виноват, что Сара была взята в дом фараона? Кого Бог должен был наказывать? Только Аврама. Но Бог не сказал: «Аврам, Аврам, у тебя есть серьезная проблема. Ты очень странный человек. Я тебя не понимаю». Бог ни одного слова не сказал Авраму, и ни разу не вспомнил его ошибки. Мы любим упрекать, я тоже часто говорю своей жене: «Ну как так можно?» А некоторые упрекают профессионально и считают, что показать проблему ближнего это их миссия. Но как поступает Бог, когда Его дети делают ошибку? Если маленький Илюша проснулся, бегает, плачет во время проповеди, пастырь Гена будет его ругать и ставить в угол? Нет, конечно. Наоборот, будет ловить, обнимать, жалеть, и даже предлагать конфеты. Не потому, что пастырь Гена очень добрый, а потому что это дети, они такие.
Мы думаем, что мы самостоятельные, взрослые, но часто делаем ошибки и грехи. Это сразу отражается на нашем призвании, и в деле Бога мы охладеваем. Но это потому, что мы имеем неправильное представление о Боге и думаем, что за ошибку, за грех, Господь будет обличать и наказывать. Тот, кто так думает, очень несчастный человек, потому что не знает Бога, милостивого Отца, Который не караулит наши поступки, а любит и заботится, как Добрый Пастырь. Бог смотрел только на то, что Аврам принял обещание, и не делая замечаний, Сам решал проблему Аврама. Так даже не всегда поступают родители, но так поступает Пастырь Добрый. Поэтому для человека очень важно принять обещание Бога. Ради веры Бог защищает, и пребывает с избранным человеком, ради избранного Бог даже ошибку превращает в победу.
«И поднялся Аврам из Египта, сам и жена его, и все, что у него было, и Лот с ним, на юг. И был Аврам очень богат скотом, и серебром, и золотом. И продолжал он переходы свои от юга до Вефиля, до места, где прежде был шатер его между Вефилем и между Гаем, до места жертвенника, который он сделал там вначале; и там призвал Аврам имя Господа».
После ошибки Аврам вернулся в тоже место, где был. Он потерял время и нервы, живя в мире, и вернулся обратно в землю миссии. Чему учился Аврам? Учился тому, что для верующего лучше полагаться на Бога в вопросе хлеба. Иногда мы испытываем материальные трудности, но слово Бога учит нас, что за хлебом не надо бежать в мир, оставив миссию. Всё что нам необходимо не в Киеве, не в Германии, а у Бога.
Когда я закончил университет, мне предложили перспективную работу в Москве. В 2003-м году в Украине было ещё тяжелее, чем сейчас. Поэтому я просто оставил миссию и поехал в Москву, чтобы заработать денег. Я думал, что я поступаю мудро, а оставил призыв потому, что жизнь заставила. Но Бог любви через пастыря привёл меня назад, и заново дал миссию. Оставив призыв на 3 месяца, я потерял время, работу в Одессе, и чуть-чуть нервов. Но получил ясную уверенность, что всё, что мне надо и даже больше, находится у Бога, а не в Москве. Вернув меня в Одессу, Бог сделал вид, что я не бросал миссию. Фирму, на которой я работал в Москве, Господь поразил тяжкими ударами, а меня благословил. После такого наглядного урока я больше не боялся вопроса обеспечения, вопроса денег или работы.
II. Аврам полагался на Бога (13:5-18)
После Египетской многоходовки, Аврам перестал переживать за вопрос хлеба. Вернувшись в Ханаан он не боялся хананеев, поэтому ходил по их земле как по своей, и не боялся даже фараона. Но у него опять возникла проблема, которая часто возникает у верующих, это проблема взаимоотношений. Как он её решил, и что это говорит о вере Аврама?
Давайте посмотрим на стихи с 5-го по 7-й. «И у Лота, который ходил с Аврамом, также был мелкий и крупный скот и шатры. И непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе. И был спор между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова; и Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле».
Причиной конфликта стало — слишком много богатства у Аврама и Лота. Совсем недавно из-за материальных трудностей Аврам бросил миссию и потерял жену. Но сейчас у него возникла проблема из-за материального избытка. Решение было только таким: «И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники; не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево». С точки зрения Бога сейчас есть серьезный земельный кризис. Аврам должен сделать выбор и остаться в Ханаане. Лот это не человека обетования, он не должен забрать Ханаан. После Египта Аврам доверял Богу больше, чем своему мнению, поэтому готов было уступать право выбора. Бог хранил Своё обещание – «Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская; и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга». Ханаан сильно отличался климатически, географически и экономически от окрестности Иорданской. Но Аврам доверял Богу больше, чем климатическим, географическим и экономическим свойствам земли. «Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома. Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом».
Это слово Бог дал израильтянам, когда они находились в пустыне. Чему Бог учил их? Лот выбрал землю как эдемский сад, они тоже могли идти туда, где течёт молоко и мед, и через семь дней после исхода из Египта быть уже в богатом Ханаане. Но они должны были идти не по своему желанию, а по слову Бога. Мир слишком часто искушает нас наслаждением, красотой, богатством, спортом, чтоб мы выбрали этот красивый путь, но это всё ложное. Верующим надо идти туда, куда ведёт Господь. Визуально и по-человечески Аврам проигрывал, потому что Ханаан был пустынным местом. Те, кто принял призыв Бога, тоже визуально и по-человечески, кажется, проигрывают, но на примере Аврама и на своём личном, мы уже учились, что важно: «Не где ты, а кто с тобой».
Аврам был простой человек, он уступил хорошую землю, потерял племянника, который был для него вместо сына, поэтому у него было чувство потери и пустота. Когда мы повинуемся призыву, нам тоже приходится уступать и что-то терять. И мы можем терпеть ущерб даже от родственников. Тогда Бог как Пастырь, нас нянчит, успокаивает и укрепляет. Посмотрите на 14-й стих. «И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу». Когда Аврам вообще обессилено сидел, Бог поднял и укрепил в видении: «ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки, и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет; встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее. И двинул Аврам шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне; и создал там жертвенник Господу». Если у кого то есть трудность с родными, или потерялся агнец, или ущерб, то Бог учит, что нам делать. Надо укрепится в призыве, в обещании. Надо посмотреть, откуда Бог спас и что обещает: «и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки».
Сегодня мы видели, каков Бог, призвавший Аврама. Бог — милостивый и верный. Этот же Бог призвал и нас. У нас было представление о Боге, как о судье, но Бог это Добрый Пастырь, Который не замечает ошибки, но замечает и решает трудности тех, кого призвал. Нам надо один раз, но очень глубоко, принять обещание Бога, и жить верою по слову Бога. Бог верный, да исполнит Своё слово благословения в нашей жизни. Аминь.