ПРИЗЫВ И ОБЕЩАНИЕ (Бытие 12:1-9)

Ключевой стих 12:2

«и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение».

В одиннадцатой главе Бытия написано, что после потопа все говорили на одном языке и все единодушно, включая потомков Сима, строили Вавилонскую башню. Только одна ветка, которая от Авраама, сопротивлялась мировой тенденции жить против Бога. После страшного наказания потопом, люди всё равно оставили Бога, поклоняясь луне, солнцу и истуканам. В сегодняшнем слове мы увидим, что Бог не оставил людей погибать, а начал историю спасения через веру.

I.            Призыв (1)

Прочтём 1-й стих. «И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую укажу тебе». Для того чтобы понять тонкость призыва Авраама нам надо посмотреть как и чем он жил. Аврам был старшим сыном в семье, Фара отец Авраама, родился в 2166-м году до н.э. О жил в Уре, делал и продавал изваяния идолов. В то время Ур это был политический и религиозный центр Халдеи. Целый город служил богу луны, хотя Фара с сыновьями знали истинного Бога и были верующими, но служили идолам и не плохо на этом зарабатывали. Оказывается, такое было и в то время, после потопа верующие служили не Богу, а деньгам. Ещё у Аврама была серьезная проблема, которая показывает его безнадёжное положение, он уже старый, а его жена Сара была неплодная и бездетна. Такому ненадёжному несостоявшемуся человеку Бог говорит: «пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего». Ничего себе! Пойди, хорошенькое начало! Родной город, родственники, друзья и дом отца это всё, что у него есть, это его мир, его основа и единственное утешение. Но там была атмосфера идолослужения. Бог сказал: «пойди». Это не абстрактное и не теоретическое направление. «пойди», это действие полностью изменить жизнь. Некоторым кажется призыв Бога не конкретный, люди хотят знать: куда, зачем, – чтобы понимать: стоит ли так рисковать. Но на самом деле, слыша от Бога слово «пойди», – мы должны чувствовать такой покой. Если пастырь Гена говорит Илюшке: «Пошли», – то даже маленький Илюша не говорит отцу: «Куда? Зачем? Не спеши, давай всё взвесим». Потому что детям не надо переживать, отец всегда за всё переживает и всё уже продумал. Тем более Небесный Отец всё предусмотрел и приготовил. Те, кто слышит в этом стихе живой голос Бога, получает покой, а те, кто получают стресс от 12-й главы, просто не имеет веру в слово Бога.

Но почему Бог сделал призыв настолько радикальным? Оставить всё, и пойти в начале веры это тяжело. Аврам старый, не состоявшийся, бесперспективный, как он может куда-то идти и творить новую историю? Если по-человечески это неправильное и невозможное дело, но почему Бог даёт такой приказ? Потому что Бог знает, что разрушает нашу жизнь. Чтобы начать новое надо оборвать старое, если этого не сделать, то никто не может начать новую жизнь. Авраам не влиял, а жил под влиянием, родство требовало от него роль старшего в семье, друзья требовали времени, жена денег, а дом ремонта. Может такой человек стать творцом истории? Человек должен оставить всё и пойти – это мудрость Бога. Человеческая мудрость это всё оставить как есть, никуда не идти и начать новую жизнь. Обычно она начинается с понедельника, такой человек не герой, а всегда жертва обстоятельств. Также ошибочно думать, что для начала новой жизни нужны деньги, желательно образование и не помешала бы квартира. Для начала новой жизни человек должен оставить прошлое и получить залог – обещание от Бога. Какое обещание дал Бога Аврааму?

II.            Бог, давший Авраму обещание (2-9)

Давайте прочтём 2-й стих. «и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение». После приказа пойти, который даёт боль, Бог сразу даёт обещание сделать три вещи для того чтобы Аврам был в благословение. Во-первых, обещание произвести великий народ. Это значит у него будут дети и своя земля, государство. Это слово тенью исполнилось при царе Давиде и говорит о Царстве Бога. Своим обещанием Бог шокировал отчаявшегося в жизни Аврама. Во-вторых, за то что Аврам повиновался призову, Бог обещал благословить его. В наше время если человек поднялся финансово, то говорят: «Его Бог благословил». Но Библейский смысл понятия – «Бог благословил» – это значит, стал чадом Бога и получил вечную жизнь. Что человек имеет 50 или 80 лет суеты, но Бог наполнил жизнь смыслом, и сделал Авраама творцом истории. Это самое большое благословение, которое можно получить. Если получить большое имущество, это не называется благословением. Благословение это участвовать в истории Бога – иметь миссию и вечную жизнь. В-третьих, Бог возвеличит. Это значит, сделает влиятельным, солидным, щедрым. Для чего? Для того чтобы наслаждался жизнью? Нет. Для того чтобы Аврам был благословением для других. Вспомните цель строительства Вавилонской башни – «Чтобы сделать себе имя». Люди хотели возвеличивать своё имя, но получили непонимание друг друга и все рассеялись. Бог поставил неписаный закон: «Кто будет возвышать себя, встретится с непониманием и останется у разбитого корыта». Но Бог обещал, что Аврам будет великим, что там, где будет Аврам, там будет благословение для других. Тогда с какой целью Бог сделал Аврама источником благословение?

Посмотрите на 3-й стих. «Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные». Кажется, что этот стих звучит очень ясно, и показывает, кому достанется благословение. Тому, кто уважает и хвалит Аврама. Но христиане, иудеи и даже мусульмане, все уважают и благословляют Аврама. Это ли значит, что все получат благословение Аврама, все станут народом Бога и получат вечную жизнь? Нет. В 3-й главе книги Галлатам написано: «И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы. Итак верующие благословляются с верным Авраамом» (Гал.3:8,9). Бог благословит тех, кто имеет веру и живут как Авраам. А те, кто пренебрегают веру Авраама, они будут прокляты Богом. Таким образом, стать чадом Божиим и получить вечную жизнь, можно только имея призыв и веру Авраама.

Бог всегда говорит: Я, «Я благословлю», то есть, будущее Аврама зависит не от него, от его способностей, а от Бога. Наша культура учит – самое главное – всё зависит от тебя, ты сам творец своей судьбы, твоё будущее в твоих руках. Но на самом деле это не так. В самом главном нас обманули. Человек это не герой и может подавиться ложкой супа. Самое главное для человека это принять обещание Бога и верить в обещание Бога. Тогда Он Сам исполняет всё, что мы читали. Бог дал это слово израильтянам, когда они были в пустыне, их дело было, это – верить обещанию и повиноваться слову. Послушайте слово обещания Бога для нас: «пойди… и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные». У нас должен быть шок, Бог призвал нас, и Бог приготовил для нас грандиозное будущее. Аллилуйя!

В нашем мире, в нашей стране сейчас политический и экономический кошмар, студенты учатся и не знают куда потом, а те, кто работают, еле сводят концы с концами. Что нам делать, выхода даже не видно? В такое время Бог призывает нас и обещает, что мы будем благословением. Нам надо держать призыв Бога и жить верой в Бога, а не в обстоятельства. Бог не требовал от Авраама сделать духовное пробуждение и привести всех к покаянию. Бог призвал оставить прежнее, и жить верой. Бог не требует от нас преодолеть нашу ситуацию, покорить народы и привести одного агнца. Единственное Бог хочет чтобы мы повиновались Его слову, тогда Бог Сам всё делает. Нам надо снять с себя напряжение. А то, можно подумать, если мы имеем стресс от служения, то у Бога может что-то не получается. Бог призвал, это значит, там уже есть причинно-следственная связь – замысел, путь и плод. Спасение одной души зависит не от нас, а от Бога. От нас это повиноваться слову и верить в обещание Бога.

Тогда мы будем поступать как дети Аврама. Как Авраам стал примеров веры?

Давайте посмотрим на 4-й и 5-й стих. «И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана. И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую». Аврам просто верил в слово Бога и пошел как сказал ему Господь. Перед Господом тот, кто повинуется призову – это герой. Аврам мог повиноваться призыву, потому что обращал внимание на слово Бога больше, чем на свою ситуацию. Его вера выражалась повиновением, вера и знания (понимание) это антонимы, а вера и повиновение это синонимы. Знания наук забирают силы, время, но не дают удовлетворение, и в последний день равны нулю, это печально. Но если иметь знание о Боге, знание слова, то это еще печальней, потому что они тоже равны нулю. Через Аврама Бог учит нас иметь веру и повиновение слову Бог. Аврам, когда слышит слово Бога, верит сразу и повинуется. Не смотрит на своё положение и на своё мнение. 75 лет он жил в отчаянии и среди идолослужения, всё равно он оставил и пошел. В послании к Евреям 11:8 говорится: «Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет». Он взял с собой тех, кто имели веру повиноваться призыву: «Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение». И пошёл в землю Ханаанскую.

Посмотрите на 6-й и 7-й стихи. «И прошел Аврам по земле сей до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда [жили] Хананеи. И явился Господь Авраму и сказал: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал [он] там жертвенник Господу, Который явился ему». Когда Аврам обошёл всю территорию, которую Бог обещал ему отдать во владение, он немного запаниковал. Да, это хорошая земля, но там есть местные, злые хананеи. Когда человек получает от Бога обещание это не говорит о том, что там не будет трудностей. Хотя там жили хананеи, Господь явился Авраму и сказал, что отдаст эту землю ему. И Аврам сразу верил, построил жертвенник и благодарил. У него была такая крепкая вера в слово Бога. У него не было даже регистрации, но он мог благодарить Господа, потому что верил, что Он Всемогущий.

Когда то я был студентом. Жил в общежитии, в 20 лет у меня уже было отчаянье и апатия к жизни и учебе в частности. Я понял, что моё стремление поступить в университет не оправдало моих надежд. Я видел, что я не герой, а жертва, поэтому часто пил и курил траву, чтобы почувствовать себя героем, но на самом деле только тупел. Когда мне было 22 года Бог призвал меня оставить прежнюю жизнь и дал мне обещание: «и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение». То, что я имел, и то, что обещал мне Бог, было две большие разницы. Я был шокирован таким предложением, принял, радовался и благодарил. И вы знаете, Бог всегда держит Своё обещание. Раньше я плохо учился, но Бог дал мне мудрость на 4-м курсе начать хорошо учится. Раньше меня выгоняли со всех работ, но с тех пор как я принял призыв, там, куда я прихожу, та фирма начинает процветать, раньше я жил ради себя и ради хотя бы один раз в день покушать, но призыв Бог сделал меня богатым источником благословения для других. Раньше у меня была регистрация в царстве сатаны, но Бог дал мне гражданство Царства Небесного! Я могу еще много рассказать, как было и как стало, но самое главное, что призыв Бога это самое ценное, что есть у человека, потому что там есть смысл жизни и вечная жизнь.

Призыв Бога сделал Аврама великим. Всемогущий Бог призвал и нас быть учениками Иисуса, быть детьми Бога и жить вечно. И так же, как Авраму, даёт нам обещание: «и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение». И так же как Аврама, Он хочет использовать нас в Своей истории спасения. Бог знает самый лучший путь для нас и приготовил плод жизни. В Библии не написано, что у призванных не будет трудностей, но написано, что будет победа. Наше дело хранить призыв, верить в обещание Бога и повиноваться слову. Аминь.