Евангелие от Марка 2:13-17
Ключевой стих 2:17
«Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию».
В сегодняшнем слове Иисус призвал мытаря Левия и дал ему новую жизнь и сказал, что Он пришел для грешников. Иисус стал другом грешников. Давайте посмотрим, кто является истинным грешником, которого Иисус принимает. Я молюсь, чтобы все видели себя грешниками перед Господом и получили от Него милость спасения.
I. Следуй за мной (13-15)
Взгляните на стих 13. «И вышел Иисус опять к морю: и весь народ пошел к Нему, и Он учил их». После того, как Иисус поднял паралитика в маленьком домике, Иисус вышел на берег подышать свежим морским бризом. Но и здесь к Нему собралась толпа народа, желающая слушать слово Бога. Иисус начал учить людей слову Бога.
Посмотрите на стих 14а: «Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин». Там был один молодой человек, который не мог прийти к Иисусу и не мог слушать интересную проповедь. Это был Левий – мытарь. На берегу моря стояло здание местной налоговой службы. Левий, сидя безрадостно бессильно, через окно смотрел на Иисуса и на толпу и глубоко вздыхал. Мытари – это израильтяне, которых поставили римские власти собирать налоги со своего народа для Рима. Мытари всегда бандитским путем собирали деньги в два раза больше положенного и лишнюю часть прикарманивали. Левий Алфеев был известным мытарём в том городе. Он уже заработал большие деньги. Он купил себе красивый дом на берегу Галилейского моря, и шикарную дачу возле Красного моря. Когда бедный народ работал целый день ради одного хлеба, он устраивал вечеринку каждый день в шикарном баре. Когда народ стоят под дождём, ожидая маршрутку, Левий мытарь ездил на Мерседесе, и специально крестил их водою. Ради денег Левий продал свою совесть, веру, родину и всё. Он не знал, куда девать деньги, и купил себе дорогие часы Rolex, много золота, брильянты своей жене, и самые хорошие мобильные телефоны своим детям и золотую цепочку своей собаке.
Но был ли он счастливым человеком? Нет! Наоборот, он стал очень, очень жалким человеком. Никто не любил его. Люди ненавидели и называли его предателем родины, вором и собакой. Никто не хотел общаться с ним. Все смотрели на него с отвращением и обходили его порог за 20 метров как минимум. Он стал несчастным, одиноким человеком. Левий был изгоем общества. Его друзьями были такие же мытари, бандиты и девушки легкого поведения.
В чём счастье человека? Как все мы испытываем, человек истинно счастлив, когда он жертвует собою ради других и ради Бога. Это счастье Иисуса и учеников Его. Кто любит получить служение, любовь от других, тому надо задумываться об этом. Может быть счастье человека в деньгах? Ответ – нет! В хороших вещах? Или в хорошей еде? Конечно, нет. Левий не знал этого. Поэтому он жил только ради денег и ради себя. Посмотрите на пастырей Моисея и Марию. Они жертвуют многим ради Бога и агнцев. Поэтому у них всегда радость и в их семье полнота счастья. Смотрите на наши домашние церкви. Они в 100 раз счастливее, чем богатые семьи, которые живут только ради себя и жалуются о нехватке денег. Но Левий думал, что жить ради Бога или других глупо, а жить ради денег это мудро. Скорее всего, Он себе решил, что до 35 лет только заработать деньги, и делал все, чтобы получить деньги, никого не слушая. Он себе сказал: «Лёва! Какой ты молодец!» Но оказалось наоборот. Он стал несчастным и одиноким до сумасшествия. Он тоже хотел любить других и получить любовь, хотел общаться с другими, хотел найти истинный смысл своей жизни. Но не мог, Левий не помнил, когда он искренно смеялся. Молодые израильтяне часто собирались на площади, чтобы протестовать против мытарей. Его мучили страх, боязнь и кошмары. По ночам во сне появлялась бабушка, от которой он отнял последние деньги на лекарство, звала его: «Левий! Левий!..» А он, будучи мокрым от холодного пота, кричал АХХХХ!!! Левий не мог заснуть без водки. Он точно понял, что его жизнь идёт не правильно. Он не хотел такую жизнь. Но уже было поздно. Его душа стонала в пропасти отчаяния и в долине смерти.
Здесь мы видим два грешника: паралитик и мытарь. Паралитик был слабым, пассивным и обременительным человеком. И своими ленью, жалобой, комплексом неполноценности, он огорчал Бога и других. А мытарь Левий был сильным способным человеком. Но он использовал свою силу и способность не ради истины, а только ради себя и ради греха. Из-за этого он стал очень большим грешником. Отсюда мы узнаем, что условия человека не имеют никакого отношения с его счастьем. Главным образом, счастье человека зависит от его направления жизни – для чего жить.
Ещё раз смотрите на стих 14. «Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин». Иисус увидел Левия. Слово «увидел» значит, что Иисус увидел его сущность. Иисус понял его жалкое состояние души. Он понял одиночество и отчаяние Левия. Иисус увидел слёзы в его глазах. Все люди осуждали мытаря Левия. Однако Иисус смотрел на него как на потерявшегося агнца, который заблудился и не знает куда идти. Иисус подошел к нему и сказал: «следуй за мной».
«Следуй за мной»! Что означает это слово для Левия? Это значит быть Его другом и учеником. Иисус не спросил, кем он был, что он делал, и какой он грех совершал. Иисус принял его как он есть, и подарил ему новую жизнь. Иисус сам стал другом Левия. Это значит, что Иисус дал ему прощение грехов и новую святую жизнь. «Следуй за мной». Какое это благодатное слово! Это было словом жизни и словом любви для Левия Алфеева. Слава Иисусу!
Следовать за Иисусом значит перестать жить ради себя и греха. Иисус дал ему новое направление – жить ради истины. Левий стал мытарем потому, что он не нашел истинного пути и направления в своей жизни. Он жил только для себя. Многие люди думают, что человек должен жить ради себя, но, живя для себя, они теряют радость, счастье, смысл жизни и становятся рабами греха. Однако, когда человек живет ради истинны, ради славы Бога и ради других, его жизнь становится истинно счастливой и радостной. Поэтому Иисус, когда встретил мытаря Левия, в первую очередь сказал: «следуй за Мной». Это значит – «ты больше не живи для себя», а «живи ради Бога и других». Иисус хотел, чтобы он бросил эгоизм и стал человеком любви и самопожертвования, учеником Иисуса.
Здесь мы видим, что, во-первых, Иисус – Господь милости. Иисус помиловал мытаря, хотя он был публичным грешником. Иисус понял, как он одинок. Господь видел, как его душа стонет в глубине отчаяния. Иисус не смотрел на то, как мытарь жил до сих пор и что он делал. Иисус просто хотел его спасти – это была любовь Бога. Неземная, безграничная любовь. Во-вторых, Иисус – Господь надежды. В глазах людей Левий, мытарь, был безнадежным грешником. Никто не думал, что он будет хорошим человеком, тем более пастырем своего народа. Сам Левий не имел на себя никакой надежды кроме надежды стать хорошим бандитом. Но Господь знал, что если он последует за Иисусом, он станет хорошим пастырем. Иисус увидел в нём великого духовного лидера. С этой надеждой и любовью Иисус призвал Левия Алфеева: «следуй за Мной».
Как Левий ответил на этот призыв? Посмотрим на стих 14б: «и он встав последовал за Ним». Левий принял призыв Иисуса и сразу встал, и, оставив все, последовал за Иисусом. Он бросил все старое и начал новую жизнь с Иисусом. Слово Иисуса вошло глубоко в его сердце и дало ему новое направление – быть учеником Иисуса. Левий был страшным грешником, но он искренне покаялся и последовал за Иисусом. Левий был человеком решения. Благодаря этому решению он стал великим пастырем для своего народа Израиля, и он написал Евангелие от Матфея, которое полностью наполнено милостью к грешникам. Благодаря повиновению, страшный грешник стал вечным наставником всего человечества. Иисус и сейчас призывает каждого из нас, говоря: «следуй за Мной».
II. Я пришел призвать грешников (15-17)
Посмотрите на стих 15. Когда Левий начал следовать за Иисусом, он не мог скрыть небесную радость, он не мог не делить свою радость с друзьями, и Он устроил большой пир. Это было доказательство его изменения. Раньше он был жестоким эгоистом. Даже пиры он устраивал только тогда, когда ему было скучно, для того чтобы развлекаться. Но теперь он устроил пир, для того чтобы познакомить своих друзей с Иисусом. Он приготовил вкуснейший борщ, салат по-гречески, арбуз, бананы, шашлыки и пригласил всех мытарей и грешников. Иисус принял участие в этом пиру, и вместе с грешниками ел и пил. Все мытари и грешники увидели, что Левий изменился в совершено другого человека. Они увидели новую надежду в Иисусе через его изменение, и пришли к Иисусу. Иисус, Сын Бога и с Ним вместе много грешников едят вкусную еду и веселятся. Это именно пир Царства Небесного. Это пир любви и спасения. Левий прочитал свой согам жизни и пел благодатную песню: «Новая жизнь, жизнь во Христе…» Иисус дал Левию новое имя – Матфей, которое означает «дар Бога». Раньше Левий был источником отвращения. Но теперь, он стал источником благословения для окружающих.
Взгляните на стих 16. Некоторые из книжников и фарисеев услышали запах шашлыка и пришли. Они увидели, что Иисус на пиру вместе с мытарями и грешниками ел, и сразу остро критиковали Иисуса: «как Он ест с мытарями и грешниками». Фарисеи, религиозные лидеры не пытались спасти грешников, наоборот только осуждали их. Они не общались с грешниками, не ели с ними и даже не разговаривали с ними. И осудили даже Иисуса, Который принимал грешников и ел вместе. Но Иисус ответил им: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». Фарисеи смотрели на грешников, как прокурор на преступников. Но Иисус относится к грешникам, как врач к больным. Больных надо лечить, а не осуждать. Иисус как духовный врач пришел на землю для грешников и больных. Здоровые и праведные не имеют отношения с Иисусом, то есть не могут принять Иисуса и не могут спастись.
Здесь слово «здоровые» и «праведник» означают тех, кто считают себя праведными. Они всегда говорят, что у них нет проблемы и нет греха. Праведники всегда применяют слово покаяния только другим, а себе никогда. Они про себя говорят: «Ой! Это слово точно для него» или «Она должна слушать это слово и покаяться». Им не нужен Иисус, вернее они не нужны Иисусу. Поэтому они не пишут согам. Им нечего писать. А «больные» и «грешник» означает тех, кто признают себя грешниками и каются с сокрушенным сердцем. Они всегда думают: «Господь! Это слово прямо для меня, это именно я, я такой грешник, я каюсь в этом» и в тот же день пишут искренний согам покаяния.
Праведного нет ни одного. Существует только два типа грешника: грешник, который знает себя и смиренно принимает врача Иисуса Христа. И грешник, который не чувствует, что он болен грехом и только критикует других. Они из-за гордости не могут прийти к Иисусу, духовному врачу, и не могут получить прощение грехов. Они становятся духовно слепыми. Именно они – самые серьёзные, неисправимые больные. Иисус пришел для грешников. Если мы станем гордыми перед Господом, Иисус не имеет никакого отношения с нами. А если мы станем перед Ним как больные грехом и искренно захотим исцелиться, Иисус, наш Спаситель и врач принимает нас с любовью и совершенно исцеляет нас и делает каждого из нас новым здоровым творением. Я молюсь, чтобы Бог помиловал каждого из нас, и чтобы мы имели нужду в духовном враче Иисусе Христе, и получили новую жизнь. Аминь.