СЛОВО И ЦАРСТВО БОГА (Евангелие от Марка 4:1-20)

Евангелие от Марка 4:1-20
Ключевой стих 4:20

«А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат».

Смысл нашей жизни – приносить много плода. Когда наша жизнь приносит плоды – она угодна богу, а жизнь без плода, бессмысленна и пуста. Евангелие от Иоанна 15-я глава говорит так: «Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода». Плоды, которые Бог дает – это любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Агнцы видимые плоды нашей жизни веры. То есть если мы приносим плоды Духа Святого, то мы можем приносить плоды – учеников Иисуса. Однако плоды мы получаем от Слова Бога. Сегодняшний отрывок говорит нам о том, как нужно принять Слово Божье, чтобы приносить много плодов. Я молюсь, чтобы наша душа стала хорошей землей и принесла много красивых плодов.

I. Кто имеет уши слышать, да слышит (1-13)

Взгляните на стих 1. «И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря». Дул теплый весенний ветер и чайки летали вокруг толпы, весело щебеча. На холме, недалеко от моря, сеял крестьянин. Видя его, Иисус начал говорить притчу. Какая великолепная картина! Всё это похоже на творение великого мастера, от которого невозможно отвести глаз. Почему множество народа пришло к Иисусу? Люди слышали, что Иисус исцелил прокаженного, расслабленного, и человека с иссохшей рукой. Они пришли, чтобы почувствовать любовь истинного пастыря и чтобы слушать слово жизни от уст Иисуса. Иисус всегда и везде учил Слову, потому что только Слово Бога может решить жизненные проблемы, только Слово даёт нам Царство Бога.

Взгляните на стих 3а: «Слушайте!» и взгляните на стих 9а: «Кто имеет уши слышать, да слышит». В начале и в конце притчи, Иисус призывает людей слушать внимательно. В толпе были разные люди, одни думали: «Когда я буду созидать свою семью», другие думали о футбольном матче, третьи думали, как хорошо было бы пожарить шашлычок на природе, иные уже были готовы дремать. Поэтому Иисус сказал: «Слушайте! Кто имеет уши слышать, да слышит!» Отсюда мы можем понять, как важно слушать. Слышать означает слушать духовными ушами, что значит слушать духовными ушами? Это значит, что человек слышит голос Бога через Слово, и смиренно принимает для себя. Иисус обратил к вниманию людей и начал говорить. Когда сеятель начал сеять, его семена падали в разные места. Иное упало при дороге, оно не смогло войти в твердую землю и пустить корни. Оно было хорошо видно для птицы, и птица быстро склёвывала семя: «Ой! Как вкусно!» Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; но когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние. В этом месте не было камней, семя проросло и сумело пустить глубокие корни. Но тернии проросли быстрее и заглушили росток. Жаль, что семя не принесло плода. Иное упало на добрую землю. Семена взошли хорошо, выросли, глубоко спустив корни, когда солнце взошло, в листьях активно произошел фотосинтез и принесли много плода, иное принесло тридцать, иное шестьдесят, иное сто. Отсюда мы понимаем важность того, куда падают семена. Как семена приносят плоды, зависит от почвы. В разных местах результаты по-разному. У семени есть безграничная возможность приносить плод, но для этого должно быть готово благоприятное условие: мягкая глубокая почва, достаточная влажность, солнечный свет. Подобно семени, у Слова Бога есть сила, которая может принести много плода. Оно приносит человеку царствие Божье – прошение грехов, новую цель жизни, радость и победу. Главное, какая у нас почва души.

После проповеди люди разошлись по домам, говоря между собой: «Сегодня мы слушали интересный рассказ». Другие отчаялись, потому что слова Иисуса были весьма примитивными: «Ну и что! Иисус говорил нам об агрономии. Кому это нужно?» Но некоторые имели горячее духовное желание познать истину. У двенадцати учеников тоже было такое желание. Когда же Иисус остался без народа, окружающие вместе с двенадцатью спросили: «Что означает эта притча?»

Взгляните на стихи 11-12. «И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи». Тому, кто имеет горячее духовное желание, дано узнать истину Царствия Божия. Но бывают духовные глухие, которые не имеют уши слышать. Для них Иисус спрятал Слово в притчах, чтобы они не могли покаяться и получить прошение. Поэтому они слушают Слово вместе со всеми, но ничего не могут получить, Иисус назвал их внешними. Цель притчи – доступнее объяснить Слово и дать человеку Царствие Божье. Но не имеющие уши слышать, ничего не получают от притчи. Только тот, кто имеет духовное желание, может получить огромное сокровище. Взгляните на стих 13. «И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи?» Притча о сеятеле основа всех притч, потому что она даёт нам фундамент – почва для Слова Бога. Поэтому нам очень важно понимать эту притчу для спасения и духовного роста.

II. Семя и почва (14-20)

Иисус объяснил значение притчи. Взгляните на стих 14. Сеятель – это Иисус или проповедник, семя – это Слово Бога, место, куда упало семя – душа человека.

Первое, при дороге. Взгляните на стих 15. «Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но [к которым], когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их». Дорога обычно очень твёрдая вытоптанная людьми земля. Там семена не могут войти. Есть почва сердца, также вытоптанная разными философиями и идеями. В такое сердце Слово Бога не может войти. Слово в одно ухо влетает, а из другого вылетает. Упрямство, нежелание учиться и предубеждение тоже мешают Слову войти в сердце. Здесь птица – это сатана. Сатана всегда ищет таких людей, и сразу прилетает к ним и забирает Слово у них. Когда сатана забирает Слово Бога от человека, тот не может покаяться в своих грехах, не может получить прошение и Царствие Божье. То есть он становиться дитём тьмы и жертвой сатаны. Мы должны оставить гордые мысли о Боге, о Библии, и принять Слово с верою и богобоязнью. Мы не должны принять Слово как знание или для других, а должны принять для себя перед Богом. Дорога – это наше сердце. Нам нужно копать нашу почву сердца, и убрать твёрдые слои почвы, то есть убрать свою философию предубеждения упрямство и принять Слово истины и родиться свыше. Нам надо смиренно изучать Слово Бога, повиноваться и войти в духовный мир через покаяние. Для этого Бог дал нам благодать писать согам. Принять Слово – это единственный путь к вечной жизни. Этот факт говорит нам о том насколько важно нам написать согам всем своим сердцем.

Второе, каменистое место. Взгляните на стихи 16-17. Давайте прочтём их вместе. «Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются». Достоинство каменистого места в том, что оно с радостью принимает Слово. Они хорошо пишут согамы, регулярно участвуют в собраниях и в изучении Библии один на один, приводят друзей. Это очень хорошо. Но любой человек, который принял Слово Бога, скоро сталкивается со скорбями и гонением за Слова. И ему приходится потерпеть временный ущерб или оставить свою мечту или свой план. Как солнце необходимо для плода, так и скорбь и гонение необходимы для плода веры. Но дело в том, что у него нет корня, в его сердце лежит большой камень. Камень называется боязнь. Из-за его боязни Слово не может пустить корень и когда даже маленькое гонение или ущерб приходят к нему тот час он оставляет Слово и соблазняется.

Что же есть скорбь и гонения в жизни христиан? Иисус изображает аллегорически скорбь и гонения, как солнце. Солнечный свет необходим не только для роста растений, он поддерживает процесс фотосинтеза. Но растения без корня под жаркими лучами солнца засыхают и умирают. Скорбь и гонения также необходимы для плода веры. Скорби и гонения помогают нам иметь живую веру и очищают наше сердце. Поэтому корень очень важен. Библия много раз учит нас важности корня: «Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, [так] и ходите в Нем,  будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением» (Кол.2:6,7). Что надо делать для того, чтобы слово укоренилось в сердце? Прежде всего, надо разбить камень боязни и неверия, используя молоток веры. Разбить камень нелегко. Но нельзя жалеть камень. Боязнь, неверие это грех. Если мы уберём эти камни, наша вера сразу укоренится в глубину благодати и любви Бога, мы можем войти в мир веры и принести много плода. Мы можем выкопать камень и разбить его через согам жизни. Таким же путём, наши пастыри и миссионеры очистили свою почву сердца и стали великими слугами, которые приносят много плодов.

Третье, место – терние. Давайте прочитаем вместе стихи 18 и 19. «Посеянное в тернии означает слышащих слово, но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода». Тернистое сердце принимает Слово, глубоко пускает корни, быстро распускаются почки. В нём нет камней боязни, и нет предубеждения. Он терпит скорбь и гонения за Слово и хорошо растёт. Но тернии растут быстрее. Они заглушают семя, и оно не даёт плода. Цель сеятеля – собрать много плода, поэтому для него одинаково плохо и дорога, и каменистая почва, и тернии.

Иисус привёл пример трёх терний.

Во-первых, терние – заботы. У века сего много видов забот. Что есть и что пить? Люди едят и пьют и всё равно заботятся о пропитании и о будущем. Заботятся, когда много денег и мало их, когда хорошо и когда плохо. Если мы живем, не доверяя свою жизнь Богу, приходится обо всём заботиться. Иисус так говорил об этом: «Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?.. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6:27,33). Мы можем верой доверять нашу жизнь Небесному Отцу, и прежде выполнять миссию, данную Богом. Это путь к победе. Жить плодоносной жизнью, или всю жизнь заботиться и страдать, духовный человек легко может выбрать.

Во-вторых, терние – обольщение богатством. Искушение деньгами возникает тогда, когда мы любим этот мир и хотим жить в нём хорошо. Особенно в наше время сильно развитая цивилизация искушает всех людей во имя технологии. Любовь к миру влечет за собой любовь к деньгам, человек уже не может устоять перед искушениями сатаны. Библия об этом говорит так: «А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1Тим.6:9,10). Чтобы слово принесло плод, нам нужно бороться с обольщением богатством. Когда обольщение богатством прорастает в нашем сердце, надо вырвать его с корнем. Как его убрать? Нужно рассудить: я буду жить ради денег или жить верой. Ищу тленное, временное удовольствие, или вечное Его Царство? Каждый должен сделать выбор. Перед этим словом я увидел, что у меня проросли тернии. Я больше отдыхал дома и меньше служил в церкви. Дома есть обольщение лени, уют и беззаботная жизнь. Когда я был дома, миссия потихоньку начинала меня обременять, и я терял силу. Я покаялся в любви к мирскому уюту и начал молиться за всемирную миссию. В нашей церкви я нашел очень много дел и тем молитвы. Пусть Господь даст мне новую силу и много плодов.

В-третьих, другие желания. Есть такие желания, как честолюбие и похоть. Из-за того, что мы юны, нам легко быть уколотыми этими терниями. Нелегко заметить тернии желаний. Но эти тернии быстро растут и могут задушить силу Слова. Увидев их, надо сразу покаяться и вырвать их.

Взгляните на стих 20. Давайте прочтем его вместе. «А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат». Те, кто есть добрая земля, слушают Слово, принимают Его и приносят плоды. Один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат! Как это прекрасно! Так что же значит принимать Слово? Они пишут согам по Слову, слышат голос Святого Духа и каются в своих грехах через согам и повинуются одному Слову через согам. Тогда Слово управляет их жизнью, Слово решает их проблемы, Слово даёт им выбор. Такие люди приносят много плода. Они всегда полны радости и благодати, ведь Бог радуется таким людям и щедро благословляет их.

В заключение я хочу сказать, что Бог сотворил человека, чтобы он приносил плод, в этом и заключается цель нашей жизни. Бог дал нам Слово жизни. Сила Слова безгранична, поэтому очень важна наша почва сердца. Какая душа у меня? Дорога? Каменистая? Терние? Или добрая земля? Но ничего нет определённого от рождения, всё может измениться. Каждый из нас может стать доброй землёй и принести плода в тридцать, в шестьдесят и во сто крат. Аминь.