Ключевой стих 20:10
«и в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем».
На прошлой неделе мы слушали проповедь как через слово «он надобен Господу» (Лк.19:34), Иисус явил Себя ученикам как Господь, потом Господь Иисус со славой вошел в Иерусалим, и в доказательство Своей власти очистил храм от торгашей. Сегодняшнее слово о том, как нам иметь отношения с Богом. Проповедь можно разделить на три части: первая – это, откуда у Иисуса власть? Вторая – это притча о виноградарях, третья часть откроет, как нам надо относиться к податям. Я молюсь, чтоб Бог открыл нам Свою мудрость как иметь отношения с Ним.
I. «кто дал Тебе власть сию?» (1-8)
Давайте посмотрим на 1-й и 2-й стихи. «В один из тех дней, когда Он учил народ в храме и благовествовал, приступили первосвященники и книжники со старейшинами, и сказали Ему: скажи нам, какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию?» Главной миссией Иисуса на земле было учить народ Слову Бога. Раньше Иисус это делал на периферии, но сейчас Он вошёл в храм, в дом Божий и со словом «дом Мой есть дом молитвы» (Лк.19:46), очистил храм от торговцев, чем нарушил давно сложившийся порядок в храме. И начал учить народ слову Бога. Первосвященники, книжники и старейшины видя, что у них отжимают и банкротят их бизнес, пошли в наступление и безумно спрашивали: «какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию?» То, что они спрашивают это у Господа Иисуса, показывает насколько лидеры стали слепыми и алчными. Было бы справедливо судить их на месте. Но Иисус это Господь Бог, Он может контролировать Свои эмоции и ответил на их вопрос вопросом. Он сказал им в ответ: «спрошу и Я вас об одном, и скажите Мне: крещение Иоанново с небес было, или от человеков?» Дело в том, что ответив правильно на Его вопрос, они ответили бы на свой же вопрос. Они же, рассуждая между собою, говорили: «если скажем: с небес, то скажет: почему же вы не поверили ему?» Всем было известно, что Иоанн Креститель считал Иисуса Мессией. Если бы первосвященники согласилась с тем, что власть Иоанна была от неба, они тем самым, должны были согласиться с тем, что Иисус – Мессия, потому что так сказал Иоанн. Фарисеи рассуждали: «а если скажем: от человеков, то весь народ побьет нас камнями, ибо он уверен, что Иоанн есть пророк». «И отвечали: не знаем откуда». «Иисус сказал им: и Я не скажу вам, какою властью это делаю». Человек, который не хочет покаяться, часто использует слово – «не знаю», поэтому Иисус не говорит и не открывает такому истину.
II. Притча о виноградарях (9-19)
Давайте обратимся к 9-му стиху. «И начал Он говорить к народу притчу сию: один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время». Виноделие это прибыльное дело, один богатый человек купил землю, построил предприятие, дома для работников и насадил виноградник из дорогих сортов. Он нанял команду виноградарей и доверил им своё дело, а сам отлучился на долгое время. В течение 5-ти лет виноградари подчищали, поливали, ухаживали за молодой лозой, которая ещё не приносит плода, но они справно приходили каждый месяц в бухгалтерию за зарплатой. У них жизнь была как в раю: полное обеспечение, бесплатное жильё и никакого начальства. Какая счастливая обеспеченная жизнь, они должны были всегда помнить и благодарить хозяина. И вот виноград уже начал приносить плоды.
Давайте посмотрим на стих 10а: «и в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника». Хозяин был очень богатый, его не интересовало количество, поэтому он не послал машины за плодами, Он послал к ним одного раба, чтобы тот принёс ему плодов из виноградника. Это говорит о том, что хозяин хочет, чтобы виноградари были обеспеченны, с радостью служили в винограднике и имели много плодов. Для хозяина важно, чтобы у них было отношение с ним. Через получение части плодов это можно хорошо видеть. Хозяин жил очень далеко, поэтому часть от плодов это был способ общения с ним. Сейчас также через часть плодов Бог хочет общаться с нами и таким образом иметь отношение. Для отношений с Богом мы должны дать от плодов, которые имеем. Бог дал нам очень драгоценное – молодость, силу, время, имение, таланты, получив всё это бесплатно нам надо выразить, что Он наш Хозяин. И дать Ему часть от плодов. Например, Бог дал мне молодость, а я трачу её только на свой бизнес, а силу и время не жалею для своей красоты, а имение использую только для своей семьи. Если мы не отдаём Богу часть, то мы теряется отношение с Ним. Это очень злое дело. Всё, что мы имеем, Бог дал нам, и ждёт, чтобы мы дали Ему часть. Отдавать часть сердцем это самое лучшее общение с Богом, отдавать часть времени, чтобы служить одной душе, или вкладывать свою силу и талант, чтобы прославлять Бога – это та часть, которая выражает Богу наши отношения с Ним.
Посмотрите на стихи с 10-го по 12-й. «и в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем. Еще послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем. И еще послал третьего; но они и того, изранив, выгнали». Раб пришёл, чтобы получить от плодов, зашёл в дом хозяина и хотел передать привет от хозяина, и сказать, что он очень скучает, но не успел. Виноградари узнав, что он хочет сильно побили его и сказали: «Ещё раз прейдешь, убьём». Хозяин подумал, что этот раб наверно не очень вежливый, поэтому послал другого, который был вежливым. Но этого виноградари избили ещё сильнее. Тогда хозяин должен был понять, что с этими виноградарями надо что-то решать. Но хозяин всё равно продолжал посылать рабов, ожидая – может быть опомнятся, и вспомнят, кто хозяин и кто они там. Но они ещё хуже стали поступать и избили и ранили ножом следующего раба. В этой притче хозяин это Бог, виноградари это фарисеи, духовные лидеры, рабы – это пророки, которых Бог посылал и которых гнали и убивали. Почему хозяин посылал рабов 1-го, 2-го, 3-го? Это показывает терпение и надежду Бога. Давайте посмотрим на 13-й стих. «Тогда сказал господин виноградника: что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся». Господин виноградника сказал: «Что мне делать?» Даже мы знаем, что надо делать. Но это не вопрос, чтобы найти решение. Вопрос: «Что мне делать?» – показывает, что он не хочет истребить виноградарей. В течение 400-т лет после пророка Малахии, Господь не посылал пророков, а терпел фарисеев, которые стали злыми виноградарями. Формально они служили Богу, а внутри были исполнены ненавистью, завистью и убийством. Что с такими лидерами надо делать? «Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся». Почему хозяин не пошёл сам, а послал сына? Потому что если он придёт, то будет неизбежный суд. Но если они увидят сына, который очень похож на хозяина, то вспомнят хозяина и постыдятся. И поймут, если хозяин после их злых дел, даже сына послал, то значит, он хочет не судить их, а хочет принять их и восстановить с ними отношения. Но как виноградари отнеслись к сыну хозяина?
Посмотрим на стихи 14 и 15а. «Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше. И, выведя его вон из виноградника, убили». Они думали: «Если убьём сына, то всё будет наше». Они не думали о хозяине и о его милости, а выведя сына вон из виноградника, убили. Раньше они радовались и благодарили хозяина, но почему они так изменились? Как они стали такими? Они долго трудились в винограднике, и плоды были слишком хорошими. Виноградари думали: «Мы вкладывали свои силы, ухаживали, растили, – значит плоды наши. А если плоды наши, значит, мы сами решаем что с ними делать». Рабы сделали переворот и сами хотели быть хозяевами виноградника. Если мы не отдаём части от плодов, то, значит, мы как злые виноградари потеряли свой статус раба Бога. На самом деле у Бога нет нужды получать от нас какую-то прибыль. Давать Богу от плодов это общение с Ним, признание Его Хозяином. Если кто-то говорит: «Я люблю Бога», – но не отдаёт часть своего времени, своих сил или денег для служения Богу – это значит, он не признаёт Бога хозяином и не имеет отношения с Ним. Это очень серьезный вопрос.
Давайте вернемся к притче. Посмотрите на стихи 15б и 16. «Что же сделает с ними господин виноградника? Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие же это сказали: да не будет!» Господь сказал, что виноградарей погубит и отдаст виноградник другим, то есть даст другим благодать называться народом Бога. В этих стихах Иисус учит, что сколь бы человек не тешил себя надеждой, что ему всё позволено, но день суда будет обязательно. Фарисеи прекрасно поняли притчу, поэтому отвергнув Иисуса, сказали: «да не будет!» Но Он, взглянув на них, сказал: «что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла?» Иисус показал им, что они согласно пророчеству о них, отвергли камень, который стал главою угла. Народ Бога отвергнул Сына Бога. «Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит». Это слово Иисуса уже было не намёком, а угроза их власти. «И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу». Духовные лидеры искали, как убить Иисуса, не исполняли закон, не боялись Бога, но боялись народа, потому что уже даже народ понял, кто главные герои этой притчи про виноградарей.
III. Божие и кесарево (20-26)
«И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя». Иисус открыл злые дела фарисеев, чтобы они видели своё жестокое сердце и покаялись. Но они, наоборот, до конца не признают свой грех и уже готовы даже на убийство. Если мы не каемся, то тоже будем поступать каждый раз всё хуже, лицемерно, подсылая других людей говорить то, что самим неудобно. Подосланные к Иисусу спросили Его: «Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь; позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет?» Подать это подушный налог в размере 1-го динария, уплачиваемый кесарю 1 раз в год. Сумма незначительная, но иудеи считали нарушением закона платить подати кому либо, кроме Бога. Таким образом, посланные синедрионом пытались поставить Иисуса перед необходимостью выбирать из двух зол. Скажи Иисус, что подать кесарю платить нельзя, за этим совершенно определенно последовал бы Его арест. Если Он скажет, что подать кесарю платить следует, его сразу обвинили бы и сделали бы врагом народа Бога. Посмотрите на стихи с 23-го по 25-й. «Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете? Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы. Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». Ответ Иисуса показывает Его мудрость как Бога. Отдавать кесарево кесарю означает, что христианин должен выполнять обязанности перед государством, которое даёт защиту и поддерживает порядок. Конечно же, отдавать Божие Богу должно быть приоритетней, потому что Бог это Хозяин всего, и мы должны принести Ему часть от плодов. Иудеи думали, что нельзя служить и Богу и государству, но Иисус сказал, что это должно быть в порядке вещей. «И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали».
В заключение, сегодня Иисус учил нас, что является показателем отношений с Богом – это давать Ему часть плодов. Жить по слову Бога это самый лучший способ давать Богу часть от плодов. Потому что видимые наши плоды это невидимое состояние нашего сердца. Аминь.