Ключевой стих 18:14
«Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится»
На прошлой неделе Иисус учил нас молиться. Мы не всегда сразу получаем ответ на молитву, но мы должны всегда молиться и не унывать. В видимом мире, молитва не видна, но в духовном мире молитва как ветер или как ураган может стать началом новой истории. Это духовная война. Нашей молитвой, мы можем сокрушить царство сатаны, поставить предков веры в 12 ВУЗах Одессы и открыть Серверную Корею для Евангелия. Сегодня Господь Иисус продолжает учить нас молитве, и особенно учит правильной позиции в молитве. Я молюсь, чтобы через это слово каждый из нас научился смотреть на себя только перед Богом.
1. Молитва фарисея и мытаря (9-14)
Посмотрим на стих 9. «Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу». Эту притчу Иисус обратил к тем, кто были уверены о себе, что они праведны, и уничижали других. В Иудейской культуре верующие люди спокойно называли себя праведными. Но христиане имеют другую культуру, никто не говорит: «Я – праведник». Все говорят: «Я – грешник». Однако, зачатую слова расходятся с реальностью. Некоторые называют себя грешником, но унижают других своими словами, своим отношение, своим взглядом, или как минимум в своих мыслях. Они ведут себя так, как будто они не грешники, а святые ангелы, посланные от Бога для суда. Они легко критикуют пастырей, считая себя самыми лучшими знатоками воли Бога. Они считают себя стандартом и судят всех по себе.
Для таких людей Иисус рассказал притчу. Посмотрите на стих 10: «два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь». Одно только это слово вызвало в то время внутреннюю бурю у некоторых: «Что?! Кто пустил мытаря? Ему не место в храме!» Фарисеи старались жить праведно, очень строго соблюдая все предписания закона. Они считали себя хозяевами в синагогах и в храме. А мытари – это римские наёмники из израильтян, которые ради денег предали свой народ. Их ненавидели и изгоняли из общества.
Посмотрите на стихи 11-13. Фарисей став в центре храма, подняв руки и лицо к небу, молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю».
На первый взгляд молитва фарисея выглядит неплохо. Он говорит: «Боже! благодарю Тебя». Он благодарит за то, что не стал каким-нибудь злодеем или эгоистом, как этот мытарь. Фарисей благодарил за то, что он постится два раза в неделю и даёт десятую часть из всего, что приобретает. То есть, что он ведёт духовную жизнь и имеет правильное отношение к деньгам. Он – порядочный человек. Я помню, когда-то, я тоже так молился. Я так благодарил Бога за то, что я ни наркоман, ни прелюбодей, ни убийца, ни вор, ни бандит как другие.
«Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» Молитва мытаря гораздо проще. А учитывая его образ жизни, хочется вообще не обращать на него внимания. Почему же Иисус говорит: «Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот»? Чем молитва мытаря лучше?
Самое главное отличие их молитвы в их позиции. Фарисей молится перед людьми. А мытарь молится перед Богом.
Взгляните на стих 11 ещё раз. Прежде всего, Иисус говорит, что фарисей молился «сам в себе». Центральное слово в его молитве, это «Я». Хотя он стоял и молился в храме, Он не стоял перед Богом. Это была не молитва к Богу, а самодовольное, самоправедное провозглашение перед людьми: какой я молодец! Как я хорошо молюсь. Ему Бог не нужен был. Однако, молитва к Богу, это ни самоправедное говорение сам в себе, ни медитация, ни буддийская молитва повторения заученных фраз. Молитва к Богу – это стоять перед престолом святого и праведного Царя-Бога. Один только факт того, что мытарь пришел в храм молиться говорит, что он не обращает внимания на мнение людей, что он пришел к Богу и обращается только к Богу.
Фарисей молился перед людьми, потому что, даже молясь, он сравнивает себя только с людьми, особенно с различными грешниками. Плотские люди постоянно сравнивают себя с другими: в этом я лучше, а в этом хуже чем он или она. Особенно они любят ставить себя перед очень маленьким стандартом: вот она – такая плотская, а я не такая. А вот он – такой гордый, а я смиренный. Он – такой наглый, а я кроткий. И на основании этого считают себя праведником Но перед святым Богом никто не может сказать, что он – праведник. Апостол Павел написал: «Нет праведного ни одного».(Рим.3:10) Фарисей не знал себя. Человек может правильно видеть себя только когда он стоит перед святым Богом. Какую молитву Бог слушает? Пс.50:19 говорит: «Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже». Мытарь стоял вдали, не мог поднять глаз и бил себя в грудь, потому что он стоял перед святым Богом и осознавал все свои грехи.
Когда человек молится перед Богом, он не обращается к людям, а только к Богу. Мы легко учим других в молитве. Это очень опасная привычка. Молитва, это ни проповедь, а диалог, только я и Бог, и никого там больше не должно быть. Когда мы молимся по двое, по трое, когда молимся за всё собрание, или когда молимся за весь свой народ – всегда это моё обращение к Богу как представителя. Человек, который молиться, не должен молиться «по всему миру», чтобы показать всем, какой я духовный. Иисус учил: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны».(Мф.6:7) Правильная молитва говорить Богу то, что Он хочет слышать. Когда мы искренне обращаемся лично к Богу, Бог хочет слышать нас. Только я и Бог – это молитва перед Богом.
Фарисей считает ответ на молитву – платой за его заслуги. Он думает, что такой праведный и достоин ответа на молитву: он же приносит десятину, 2 раза в неделю постится, – он заслужил. Однако, мы получили спасение не потому что мы заслужили, а чисто по милости Бога. Мы получили даром всё, только верой: спасение от вечной гибели, призыв, миссию, семью, работу, агнцев и вечное Царство Бога. Когда неверующие слышат, что мы даём десятину, они говорят: ОГО! Но десятина – это не я даю Богу, а я возвращаю благодарение за 100%, которые Бог дал мне. Это естественная вещь. Поэтому у верующих нечем гордиться. Гордиться собой – это доказательство того, что он живёт не верой, а своими заслугами. Это большая глупость. Тогда, что мы можем? Мы можем только просить у Бога милости и гордиться только Богом. «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» Чисто просить милости – это правильная позиция в молитве.
Когда человек молится перед людьми, он старается показать себя в лучшем виде. Но в молитве перед Богом, прежде всего, мы должны решить свою проблему греха через покаяние. Когда мы предстаём перед Богом, Бог знает всё о нас и о наших грехах. Поэтому не нужно рассказывать ему и благодарить, как я хорошо приглашал агнцев сегодня или как я прекрасно пел. Сейчас Бог не это хочет слышать. В первую очередь Бог хочет восстановить с нами отношение. Поэтому приходить к Богу надо в покаянии. Мытарь молился: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» Это прекрасный образец молитвы.
Посмотрите ещё раз на стих 14а. «Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот». Иисус говорит об оправдании. Оправдание – это плод нашей молитвы. Мы живём в этом мире и постоянно заражаемся различными грехами от наших знакомых, от одногруппников, от сотрудников, из интернета, из фильмов и журналов, через телевизор и радио грехи заражают нас. Грехи как уродливые наросты на ногах и руках покрывают нашу душу. И когда мы приходим к Господу, Он очищает нас. Фарисей, молясь перед людьми, сам оправдывал себя, поэтому от Бога он ничего не получил. Но Мытарь сокрушенным сердцем принёс свои грехи перед Богом, поэтому получил оправдание. Мы должны смиренно протянуть к Господу наши уродливые грехи и получить очищение. Быть оправданным – значит, получил прощение грехов, очищение и Царство Бога.
Посмотрите ещё раз на стих 14б. «Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». В мире люди отдают огромные деньги, чтобы возвысить себя и смотреть на других сверху. Но мы не должны возвышать себя. Наоборот, мы должны унижать себя. Это значит, считать себя ниже, а других выше себя. «Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» – это духовный закон.
Фарисеи считали себя праведными, и они думали, что за свою праведность Бог даёт им право уничижать других. Однако, Бог никогда и никому не даёт право унижать других. Фарисеи молились и поступали так, потому что они не знали воли Бога. Они не слушали голос Бога в молитве, а поступали так, как им велела их гордость и самоправедность.
Давайте будем считать себя ниже. И давайте найдём себя перед Богом и будем молиться только перед Богом слушая голос Бога и Его волю.
2. Ибо таковых есть Царствие Божие (15-17)
Посмотрите на стихи 15-17. К Иисусу приносили младенцев, чтобы Он благословил их, но ученики запрещали. Ученики думали, что дети не такие важные, как взрослые: они ещё много не понимают и только отнимают время. Но Иисус сказал: «пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие». Царство Божье принадлежит таким людям как дети. Как фарисеи унижали и пренебрегали других, также и ученики унижали и пренебрегали детьми. Но Иисус учил их смотреть духовно: «ибо таковых есть Царствие Божие». В духовном мире, дети – очень великие и важные. Дети очень простой верой принимают Царство Бога. Они слушают и сразу принимают. Дети совершают много ошибок, но они сразу очень легко признаются со слезами и каются. Поэтому чем взрослее духовно становится человек, тем более детским он становится.
Посмотрите на стих 17. «Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него». Дети для нас – образец веры. И мы должны также ценить служение детям. Неделю назад я начал изучать Бытие с Самуилом. Вчера я писал проповедь и поэтому сначала забыл про изучение с ним. Вспомнив об изучении, я сначала подумал, может лучше писать проповедь и пропустить изучение на этой неделе, но через это слово Бог показал мне, что нельзя пропустить и пренебрегать. Поэтому мы изучали Библию.
Сегодня Господь Иисус учил нас правильной позиции в молитве. Правильная позиция – это перед Богом. Я молюсь, чтобы каждый из нас стал человеком молитвы, и наша молитва была угодной Богу. Молюсь, чтобы через нашу молитву Бог благословил Одессу, Украину и весь мир, особенно коммунистические и мусульманские страны.