БУДЬ ПОСЛЕДНИМ! (Марка 9:30-50)

Кючевой стих: «И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою». (Мк. 9:35)

Это слово на русском языке иногда означает ругательство. «Ну, ты последний». Почему людям так не нравится это слово? И почему Иисус учит Своих учеников «будь последним»?

В этом слове Иисус открыл секрет, как занять первое место в жизни. Молюсь, чтобы все мы заняли первое место в Царстве Божьем. Аминь.

1. Будь из всех последним (30-41).

Взгляните на стих 31 «Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет». В этом стихе укороченный смысл Евангелия. Иисус знал, что Его время приближается, поэтому сажал зерно Евангелия, несмотря на духовное состояние учеников.

Взгляните на стих 32. «Но они неразумели этих слов, а спросить боялись» Почему ученики были так непонятливы? Из-за того ли, что они были рыбаками? Иногда нас удивляет, что ученики не понимали того, что было так ясно сказано. Но это свойство человеческого мозга – не воспринимать того, чего он не хочет видеть. А разве мы не такие же? Мы неоднократно слышали Евангелие Иисуса. Мы знаем, какую славу оно приносит тем, кто принимает его, и какая трагедия ждет того, кто откажется от него, но многие из нас еще и сегодня так же далеки от того, чтобы полностью принять его и строить свою жизнь на его основании. Люди все еще принимают те части Библии, которые им нравятся и которые устраивают их, и отказываются понимать все остальное.

См. на стих 33. “Пришёл в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чём дорогою вы рассуждали между собой?” Ученики молчали, потому что в пути они обсуждали, кто больше? Почему ученики рассуждали о первенстве даже по дороге? Здесь было хорошо явлено представление учеников о Мессианском Царстве. Они думали, что Иисус пришёл строить земное Царство, изменить политическое положение в стране, осуществлять реформы в экономике, и будет класс! Многие верующие и церкви сейчас продолжают верить в земное Евангелие. Они надеялись, что Царство Бога придёт сразу, как только они вступят в Иерусалим. Поэтому ученики сильно нервничали из-за мыслей, кто займёт высшее место. То, что Иисус восходил на гору только с тремя учениками, подлило масла в огонь конкуренции. Иоанн и Иаков единодушно выступали против Петра, а Андрей думал, что он самый первый, потому что у него была вера. Каждый из учеников был в чём-то лучше других, поэтому все хотели быть первыми, и никто не хотел быть вторым.

В мире, везде где живут люди, возникает спор о том, кто больше. Там где двое, уже должно устанавливаться лидерство. Даже в Едемском саду. Это порядок. Желание быть первым – это человеческая природа.

Взгляните на стих 35. Давайте прочитаем его вместе. Иисус не запрещал быть первым, а даже наоборот, говорил, что каждый может стать первым. Проблема заключалась в том, что ученики не знали пути. Иисус открыл тайну, секрет, как можно завоевать первое место. Иисус не отметал их честолюбивые замыслы. Он скорее восстановил в них честолюбие и придал ему правильное направление. Иисус поведал им, что, если они намерены занимать важное положение в Его Царствии, они должны быть сначала слугами.

Иисус сказал им, что надо быть из всех последним и всем слугою. Итак, что это значит?

Во-первых, истинно велик тот, кто смиренный. Смиренный человек думает о себе скромно. “Последний из всех” – это значит самый маленький, самый низкий, самый недостойный. Есть в русском языке известное выражение: «скромность украшает человека».

Иисус был самым скромным в мире. Хотя Он был Всемогущим Господом, Который сотворил небо и землю, Он пришёл в скромном виде. Он родился в яслах. Он принял всех грешников, Он стал другом мытарей и проституток. Благодаря Своей скромности, Иисус был Самый великий. Цель христианской жизни – это стать похожим на Иисуса. Нам необходимо учиться у Иисуса смирению. Однако, нам нелегко научиться смирению. Как мы можем этого достичь? Надо помнить, кто мы на самом деле перед Богом, и помнить: всё что имеем, кем мы стали, – это всё благодать Бога, это всё Он делает.

Во-вторых, истинно велик тот, кто всем слуга. Мир нам преподаёт: величие человека, когда он известный, занимает высокий пост, о нём говорят СМИ. Но Иисус пришёл в мир, чтобы преподать урок истинного величия: Истинно велик тот, кто служит людям. Этому сейчас мирские тоже стараются подражать: известные люди посещают дом сирот, позируют перед камерой, обнимая грязных детей. Такой promotion: мол, я такой смиренный, я такая смиренная!

Для того, чтобы служить людям, нужно отвергать себя. Подлинная самоотверженность – редкое качество, но там, где оно проявляется, люди не забывают его. Иисус показал, как достичь истинного величия. На место желания управлять Он поставил желание служить. На место желания заставить других делать все для себя, Он поставил желание делать все для других.

Кто хочет быть первым, тот будь из всех последним и всем слугой. Видимо тема смирения и служения – очень важная в христианской жизни, поэтому повторяется ещё раз в Мк. 10 главе. Ещё в 1 Пет. 5 гл.; Фил. 2 гл.

До этого места все хотели быть первыми. Как сейчас, после этого?

Как воплощать учение Иисуса на практике?

Взгляните на стихи 36,37. Давайте прочитаем их вместе. Кто такие дети? В этом контексте дети самые последние и маленькие в обществе. На них и на их мнения не обращают внимание. Быть слугой для детей – это значит быть ещё ниже их. Ниже детей – это ниже уже некуда. В Америке одна из самых высокооплачиваемых профессий – это убирать в общественных туалетах. П.ч. это очень непрестижно, никто не хочет.

Иисус показал дитя, как объект заботы и терпения. Дети не служат, им надо служить. Дети не говорят «спасибо». Их только учат этому. Дети не знают порядка. Дети какают, когда хотят, и где хотят. Надо иметь сердце и любовь родителей. Принимать дитя – это значит принимать агнцев. Дети бывают не только маленькие, а бывают большие и старые. Это духовно незрелые агнцы, которым нужна помощь.

Некоторые могут говорить: «чего я должен принимать агнцев?» Стих 37 говорит: «кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня». Мы должны видеть в агнце лицо Бога. Оказывайте честь агнцу, как будто вы оказываете честь царю. Служите агнцу так, как будто перед вами представитель Бога. Поступая так, вы приобретаете сердце и доверие агнцев. Тут действует золотое правило Иисуса: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Так относимся к агнцам, они учатся и также поступают с нами. Что сеешь, то пожнешь.

 

Я помню, когда я пришёл в нашу церковь первый раз. Меня окружили заботой и любовью. Так приятно было, как будто я звезда. Когда разговаривал с пастырем Иоанном, он всё время соглашался со мной, всё время подаккивал. Перед ним я мог всё время говорить и чувствовал своё превосходство. Перед ним я всегда звезда, и очень умный человек. Я думал: ну, какой я умный. Из-за этого мне нравилось общаться с ним, высказывать все свои мысли. Только недавно я обнаружил, что пастырь Иоанн очень умный, много знает и очень глубоко мыслит. Но уже поздно. Пастырь не должен показывать ученикам, что он лучше их. Только в одном можно показать своё превосходство: в познании Бога и Библии.

 

Когда новые агнцы приходят в церковь, что мы должны делать? Сидеть на своем месте и равнодушно относиться ко всем, что происходит вокруг?

Есть такой вопрос у агнцев: ну, ладно, пастыри должны служить. Это понятно. А я ещё маленький, я ещё не пастырь. Для них Иисус подготовил стих 41. Давайте прочитаем вместе. Эти слова говорят о том, что Иисус радуется делу, сотворенному во имя Его, и дает награду. Даже если это дело очень маленькое, Иисус благословляет и достойно использует тех, кто что-то даёт Ему. Нам кажется, что мы пока агнцы, бедные студенты, которые ничего не могут дать другому. Но это не так. Все мы можем молиться. Можно выделить каждый день для молитвы: для себя, для пастыря, … Мы можем дать Слово Бога, можем навести порядок и чистоту в церкви, можем предложить стакан чая. Деян. 20:35 “блаженнее давать, нежели принимать”. Я молюсь, чтобы мы стали людьми, которые живут дающей жизнью.

 

Джорж Бернард Шоу писал: «Вот истинная радость в жизни: жить самоотверженно для важной цели; быть источником сил, а не мелким себялюбивым эгоистичным комком болезней и обид, вечно жалующимся на то, что мир не старается предоставить ему довольство».

 

Надо уметь задавать правильные вопросы. Неправильный вопрос: Что получу, когда прихожу в церковь? Надо жить дающей жизнью. Мы приходим в церковь, не чтобы что-то получить, а чтобы что-то отдавать. Когда отдаём, обязательно получим. В семье если мы думаем о том, что могу делать для других, там будет рай. Герман Озер, немецкий писатель, написал: «Кто хочет быть счастливым, не стоит создать семью, потому что важно то, чтобы делать другого счастливым. Кто хочет получить сочувствие к себе, не стоит создать семью, потому что важно то, чтобы сочувствовать другому».

2. Серьёзность греха (42-50).

Из стихов с 42-го по 50-ый мы научимся трём заповедям.

Во-первых, нельзя соблазнять верующих. Взгляните на стих 42. “А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили в море”. Нельзя стать соблазном в церкви.

Во-вторых, мы должны осознавать серьёзность греха. Стихи с 42-го по 48-ой говорят нам об этом. Если нога соблазняет, надо отсечь её. Глаз соблазняет, надо вырвать его, потому что лучше калекой войти в Царство Бога, чем целым человеком, но в ад. Если буквально повиноваться этим словам Иисуса, то скорее в Царстве Бога мы увидели бы только калек. Я бы стал полным калекой. 2-х моих глаз не хватило бы. Но именно эти слова учат нас серьёзности греха. Ад – что это за место? Это самое страшное место. Там человек будет страдать вечно в огне неугасимом. Все грешники будут получать вечные наказания в аду. Помолимся, чтобы восстановить Божью святость в нашей жизни! Аминь.

В-третьих, верующие должны иметь хорошее влияние. Иисус сказал: “Соль – добрая вещь, но ежели соль не солона будет, чем вы её поправите? Имейте в себе соль и мир имейте между собою”. Соль предохраняет продукты от гниения. Здесь соль символизирует Иисуса или Евангелие. Мы должны иметь в себе соль. Этот мир гниёт в похоти. Миссия верующих – очистить его святостью, любовью, смирением, служением. Тот, кто имеет смирение и жертвует всем, как Иисус, истинно велик.

Я молюсь, чтобы мы стали истинно великими, принимая и служа всем: и агнцам, и своей семье, и сотрудникам на работе, людям на улице, и братьям, сестрам, и пастырям. Аминь.