Ибо и Сын Человеческий не для того пришел (Марк 10:32-45)

Ключевой стих 10:45 «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.»

Второй раз в Евангелии от Марка Иисус тронул тему величия. Первый раз в 9-й главе. Сегодня мы рассматриваем эту тему в другой окраске. Я молюсь, чтобы Бог открыл тайну истинного величия каждому из нас. Аминь.


1. Предсказание о страданиях и крестной смерти (32-34)

Посмотрим на ст. 32 «Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе». Стих 32 говорит нам об одиночестве Иисуса. Они шли по дороге, а Он шел впереди в одиночестве. Ученики были настолько поражены и ошеломлены, так предчувствовали неизбежность надвигавшейся трагедии, что боялись подойти к Нему. Здесь мы понимаем, что бывают моменты, когда определенные решения человек должен принимать сам. Если бы Иисус попросил совета у двенадцати, они могли бы сделать только одно – попытаться удержать Его. Некоторые проблемы человек должен решать сам, один. Особенно когда человек узнаёт волю Бога и собирается повиноваться, часто воля Бога является непонятной и нелогичной с человеческой точки зрения. Его не поймут друзья, его не поймут родные, даже если родители являются верующими, они тоже могут не поддержать. Иногда решения нужно принимать самому, ни с кем не посоветовавшись, и иногда в путь нужно отправляться в страшном душевном одиночестве.

Один пастор встретил Иисуса в молодости, и Бог призвал его начать церковь. Он стал успешным служителем и скоро церковь возросла в 150 человек. Но у Бога был другой план. Во время изучения Бытия 12 гл., он услышал голос живого Бога, Который приказал ему покинуть всё и уехать за границу. Это было очень нелогично, но он повиновался, приехал в одну из республик распавшегося СССР. Там он и его семья страдали, голодали, несколько лет никто не оставался в церкви. А та церковь, которую он начал на родине, без хорошего лидера рападалась. С человеческой точки зрения это было совершенно нелепо и глупо. Можно было сомневаться в том, была ли Божья воля в этом? Или он ошибся, может быть он не то услышал, когда изучал Бытие? Но однажды он встретил несколько студентов, которые никогда не слышали об Иисусе, они согласились изучать Библию. Из этого горстка самосбродов Бог начал удивительную историю спасения. Слава Богу!

Но есть вопрос: а если бы Божья воля в том, чтобы воспитать его как Иова, и если бы он оставался до конца жизни без видимых плодов? Вы бы оставались верными Богу до конца?

Эта картина говорит нам о решительности Иисуса повиноваться Божьей воле до конца, до самой смерти. Это уже третий раз предсказывал Он предстоящую Ему участь и, как передает это Марк, с каждым разом эти предсказания становились все мрачнее и в них прибавлялись все новые ужасные подробности. Сначала (Мк. 8:31) – простое предсказание; во второй раз (Мар. 9:31) – указание на предательство, и вот теперь, в третий раз – Он уже говорит, что надругаются над Ним, будут бить Его и оплюют Его. Иисус видит издалека приближение страшного момента, была масса времени, чтобы повернуть назад, собственно Он мог бы избежать опасность, и, тем не менее, идет вперед. Очевидно, что Иисус понял, чтобы искупить грехи мира, Ему придётся потерпеть страшные крестные муки. Но Он идёт, как овца на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен. Он был верен Богу до конца.

Итак, почему Иисус снова в третий раз повторяет слова о кресте и смерти, хотя ученики не понимают и даже не хотят слушать? Потому что Он хотел насадить в сердце учеников истинный смысл Евангелия. Ученики имели неправильный взгляд о Мессии. У евреев было неправильное традиционное представление о мессианском царстве. Они думали, что Мессия придёт и построит вечный рай на земле, из-за этого евреи не приняли Иисуса, как Мессию, до сих пор. Многие христиане в таком же духе продолжают и сегодня. Они стали христианами, потому что надеются, что Иисус даст им земной рай, жизнь изобильную материальными благами,… И когда долго не сбываются их земные мечты, они бросают Бога, бросают веру. Мы должны крепко держать основу Евангелия Иисуса. Мы принимаем Иисуса Господом и Спасителем, чтобы получить прощение грехов и избежать вечных наказаний в аду. Воскресение Иисуса обеспечивает нам живое упование на Царство Бога. А пока на земле мы учимся и тренируемся, как нам жить в Царстве вечном.

2. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел (35-45)

Рассказывают, что один придворный художник нарисовал однажды портрет Оливера Кромвеля. Лицо Кромвеля было обезображено бородавками, и, желая угодить ему, художник не нарисовал на портрете их. Увидев портрет, Кромвель сказал: “Заберите его! и нарисуйте мне бородавки, да все”. Цель Марка – показать нам учеников, бородавки, и все. Двенадцать Апостолов не были святыми, они были обыкновенными людьми. Они были такими, как мы сейчас. Именно с такими начал Иисус историю спасения мира. И сделал это.

Смотрите на стихи 35-37. «[Тогда] подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей.» Мы узнаем, что они совершенно не поняли Иисуса. Поразительно не то, что все это вообще случилось, а то, что это случилось в такой момент. Поражает тот факт, что эта просьба совпала с моментом, когда Иисус наиболее определенно и детально предсказал Свою смерть. Это удивительно! Это, как ничто другое, показывает, как мало они понимали из того, что говорил им Иисус. Слова были бессильны освободить их от представления о Мессии, облеченного земной властью и славой. Лишь распятие смогло это сделать. Зная человеческую слабость, Иисус не поругал их.

Смотрите на стихи 38-40 «Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? 39 Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; 40 а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня [зависит], но кому уготовано.» По иудейскому обычаю царь подавал на пирах чаши своим гостям. Поэтому чаша стала метафорой переживаний, которые Бог ниспосылает людям. Другая фраза о крещении вводит, в буквальном переводе, в заблуждение. Иисус говорит о крещении, которым Он крестится. Многие христиане трактуют это место, как огненное крещение. Греческий глагол «баптидейн» означает погружать. Образованное от него причастие прошедшего времени (баптисменос) означает погруженный. Обычно оно употребляется для передачи значения «погруженный в переживания». Так, например, о пьяном говорят, что он погружен в пьянство (погряз в пьянстве); о моте, – что он погружен в долги (погряз в долгах); охваченный горем человек – погружен в горе. О студенте на экзамене перед професором, сказано, что он погружен в обдумывание. Употребленное здесь Иисусом выражение не имеет ничего общего с крещением. Иисус в действительности говорит: “Можете ли вы пережить и вынести те переживания, которые переживаю Я? Можете ли вы вынести то состояние погруженности в ненависть, боль и смерть, в которые погружен Я?” Он говорит этим двум ученикам, что без креста нет венца. Мерой величия в Царствии Небесном является крест (распятие). Правда, в будущем они пережили переживания своего Учителя, потому что Иаков был обезглавлен Иродом Агриппой (Деян. 12:2), Иоанн, хотя и не погиб как мученик, много пострадал за Христа.

Смотрите на стих 41. «И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна.» Не нужно быть ясновидцем, чтобы видеть, что все ученики были одержимы тем же стремлением к земной мирской славе, как и Иоанн и Иаков. Как говорится «рыбак видит рыбака из далека». У них была та же земная мечта о Мессианском Царстве. Поступок Иакова и Иоанна неизбежно вызвал глубокое возмущение у других учеников. Они полагали, что Иаков и Иоанн попытались опередить других и нечестно получить преимущества. Снова начал разгораться старый спор о том, кто должен быть большим.

Положение было серьезным, это могло совершенно разрушить отношения любви, сложившиеся среди апостолов, если бы Иисус сразу не принял меры. Он позвал учеников к Себе и разъяснил им различие в мерах величия Его Царства и царств земных. Прочитаем вместе стихи 42-44. «Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. 43 Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; 44 и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом». Иисус здесь повторил тот же принцип истинного величия, который Он дал в главе 9. Однако в главе 9 Иисус подчеркнул смирение. Здесь же Иисус подчеркивает служение. В земных царствах мерой величия являются сила и власть. В Царствии же Иисуса мерой величия является служение. Величие заключается не в том, чтобы заставить других служить себе, а в том, чтобы служить другим. Человек должен думать: “Какую пользу я могу принести?” а не “какую пользу могу я извлечь?”

Некоторые люди думают: «ой, это же идеально, это может быть только в Царстве Бога». Однако, в сущности, это самое разумное отношение. Это, собственно, первое правило деловой жизни. Компания, которая предложит самый хороший сервис, завоюет рынок. «Отдать себя в служение» – это прицип успеха. Вы не можете стать успешным человеком, если не умеете служить другим. В основе же человеческого «эго» лежит принцип делать как можно меньше и получать как можно больше. Но лишь тогда, когда люди будут готовы вкладывать в жизнь больше, чем брать от нее, их собственная жизнь и жизнь других станет счастливее и зажиточнее. Итак, Марк изложил нам 2 принципа истинного величия: СМИРЕНИЕ и СЛУЖЕНИЕ. Это также тайный путь к истинному успеху. Это суть богослужения – не для нашей пользы, но угодить Богу. Богослужение не для человека. Оно посвящено Богу. Если человек приходит в церковь с мыслью «что получу?», то сам вопрос неправильно поставлен. Правда, что составляющие части Богослужения созидают, приносят пользу нам. Но Богослужение не для того, чтобы удовлетворять нас самих. Мотив – это отдать себя для служения Богу.

Как мы можем воплощать эти принципы в жизни? Смотря на Иисуса. Прочитаем стих 45. «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». Этот стих является центром Евангелия от Марка. Это одна из величайших фраз Евангелия. Царь царей пришёл на землю, но Он не требовал, чтобы Ему служили и оказали честь. Наоборот Он стал слугой и сознательно отдал Свою жизнь для служения. Кульминацией служения Господа стала Его смерть на кресте. Он действительно отдал полностью жизнь для людей. Таким образом Иисус совершил искупление всего человечества.

Многие люди стали великими и вошли в историю, когда решили учиться служению у Иисуса. Согласно общепринятой точке зрения и социальным опросам, Авраам Линкольн по-прежнему остаётся одним из самых лучших и любимых президентов Америки. Причиной этого было то, что он придерживал христианские принципы и отдал свою жизнь для служения народу. Он не думал о своей славе, о том, чтобы использовать своё положение для удовлетворения своих желаний и амбиций.

Русский царь Александр Павлович Романов был циничным правителем. Проиграв в 1806г. войну с Наполеоном, он начал читать Библию, которую подарил ему князь Александр Николаевич Голицын. Он вскоре написал Голицыну следующие строки: «Книга, которую ты дал в мои руки, открыла передо мной новый мир». Когда умерла его 2-я дочка, которая единственная осталась в живых, царь понял, что есть Некто, бесконечно великий, больше чем он, всероссийский император, Некто держит в своих руках ключ жизни и смерти. Осенью 1812г. французкая армия подошла в Бородино, Подмосковье. Кутузов пытался удержать французов, но не смог. Александр проводил больше времени в молитве, прося защиту от Всевышнего. Наполеон наконец взошёл на гору Воробей, откуда виден прекрасный вид Москвы. Когда французы вошли в Москву, вся Москва в огне, говорят, это далали тайные агенты губернатора Разумоского. В Петербурге обвиняли царя, но для Александра потеря Москвы была не только началом победы, но и концом в его поиске Бога. Он вдруг понял, что потеря Москвы – гордости России похожа на его собственное положение перед Богом. Через потерю Москвы – гордость России страна будет спасена. Таким же образом если он потеряет свою гордость и эгоизм, он будет спасен Богом. Это то, что произошло с князем Голицыным. Он понял, что ему надо положить под ногу Иисуса его гордыню и надменность, чтобы Бог смог услышать его молитву. В его голову пришли слова Иисуса: «если пшеничное зерно не упадет в землю и не умрет, то оно остается одним зерном. Если же оно умрет, то из него произойдет много зерен. 25 Тот, кто любит свою жизнь, тот потеряет ее, но кто возненавидит свою жизнь в этом мире, тот сохранит ее для вечной жизни.» (Ин. 12:24-25) Вдруг он понял, что он не заслужил спасения никак, кроме того, как падать перед Богом и покаяться во всех своих грехах. И превратить в прах прежний образ жизни и грешные желания, которые руководили им. В первый раз в жизни Александр искренне молился в покаянии. С этого момента он уже не ищущий, он уже знает лично своего Спасителя. Наполеон ждал официального признания поражения от Александра 5 недель. Но никакого ответа не получал. Ему пришлось уйти из Москвы, потому что наступила жестокая русская зима. Царь Александр написал Голицыну: «Моя вера стала сейчас искренней и горячей. Она растёт с каждым днём, и я чувствую радость, которой я не знал раньше. Многие годы я искал пути. Чтение и изучение Библии, которую я знал поверхностно, приносят мне огромную пользу, чего не могу выражать словами. Молитесь Богу Отцу Всевышнему, и нашему Господу Иисусу Христу, и Святому Духу, чтобы Он вёл меня и утвердил меня на этом единственном пути ко спасению». После уединения в молитве царь Александр вышел к своим генералам и сказал: «Я решил – мы немедленно войдем в Париж». В марте 1814г. Париж сдался без крови. Александр не мстил своим врагам. Он стал другим человеком. Он ссылал Наполеона на остров Св. Елены, и вернул свободу Франции. Вернувшись в Россию он и его жена покинули роскошную жизнь во дворце. Они поменяли жильё в более тихом и простом доме. Они много жертвовали для Российского Библейского Общества, которое создано князем Голицыным. Александр Павлович создал систему образования, включая 7 университетов, 2000 начальных школ и 200 гимназий, отменил крепостное право в Прибалтике, уменшил бюджет в ведомствах с целью облегчить жизнь бедных от налогов. Он стал самым добрым царём в истории России. Он свободно общался со всеми людьми, знал все церкви во всех больших городах России, дружил даже с баптистским пастором в Петербурге. Умер царь в 1825г. Но существуют легенды, что он тайно ушёл из дворца и отправился в Сибирь и стал жить под именем старика Фёдора Кузьмича.

Вот трогательная и красивая история царя, который познал Иисуса, изменился в слугу.

Итак, в заключение сегодня мы узнаём 2 принципа истинного величия: СМИРЕНИЕ и СЛУЖЕНИЕ. Это также тайный путь к истинному успеху. Пусть Бог благословит нас, чтобы все стали людьми СМИРЕНИЯ и СЛУЖЕНИЯ! Аминь.