Вера Вартимея (Марк 10:46-52)

Кл.ст 52 «Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге.»

Мы недавно только слушали проповедь о вере через п.Давида. Но сегодня Господь снова приготовил для нас слово о вере через пример одного слепого нищего Вартимея. Это потому, что вера действительно важна для каждого из нас. Особенно такая вера, как у Вартимея, благодаря которой он получил прозрение и стал новым человеком. Я молюсь, чтобы через это слово мы учились живой и действенной вере в Иисуса, нашего Спасителя.

1.Что такое вера

История, которая описана в сегодняшнем слове, произошла незадолго до въезда Иисуса в Иерусалим. Многие люди следовали за Иисусом и Его учениками. Они также направлялись в Иерусалим на праздник Пасхи. (46) По дороге Иисус, как обычно, учил их слову. Но вдруг проповедь Иисуса прервалась громкими криками о помощи. Это был слепой нищий Вартимей. Если мы читаем другие Евангелия, то увидим, что в Евангелии от Матфея в этой истории было двое слепых. Но, вероятно, Вартимей настолько выделялся своей верой, и он действовал от лица обоих, так что Марк и Лука написали только о нем.

Его вера не была просто признанием факта, что Иисус делает чудеса, а она была живой и действенной и привела к результату. Именно такой вере Господь хочет учить нас. Вера – это не самовнушение или самоуверенность, а это инструмент, который мы получили от Бога и благодаря которому получаем результат и благословение в жизни. В наше время учиться вере особенно важно, потому что у многих слабая вера. Я это вижу также через себя. Постоянная суета, мелкие заботы, которые забирают радость и силу. Нет духовного роста, нет силы служить одной душе и привести ее к Иисусу. Я вижу, что это результат слабой или неправильной веры.

Но Библия учит нас, что вера – это самое важное. Через веру мы получаем спасение. Еф.2:8 написано: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар». То же самое говорит Рим 3:21-22. «Но ныне, независимо от закона, явилась праведность Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, праведность Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия». Вера не только дает спасение, но она является также инструментом для нашего духовного роста. В 11 главе послания Евреям хорошо описан результат работы веры. Давайте посмотрим только несколько стихов Евр.11:32-36. «И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу». Мы видим, как вера изменяла их жизнь, их сущность. Даниил верою заградил уста львов. А Стефан верою принял мученическую смерть. Вера не обязательно избавляет нас от проблем, но она изменяет наше сердце, наш характер, чтобы мы могли преодолеть любые обстоятельства. От нашей веры зависит, как мы реагируем на трудности, на финансовый кризис, на болезни, как мы учимся или работаем, какое отношение у нас с друзьями или близкими. Вера также помогает нам преодолеть искушение этого мира. 1Иоан. 5:4 написано: «Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша».

Это все говорит о важности правильной веры. Давайте через пример Вартимея посмотрим, от чего зависит вера и из чего она состоит.

2. Составляющие веры.

Во-первых – осознание собственной нужды.

Когда мы представляем себе великого человека веры – что первое приходит на ум? Твердый, самоуверенный, великий, гигант веры. Но это не так. Взгляните на стих 47. «Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня». Вера начинается с понимания нашей слабости, с большой нужды, можно сказать с духовного банкротства. Мы не знаем точно, почему Вартимей ослеп. Может быть, это была глазная болезнь, или неосторожность родителей или еще что-то. Но он не оправдывал свою слепоту, а ясно понимал свою нужду в исцелении.

Многие не получают решения своей проблемы, потому что не признают свою немощь. А даже приходя к Иисусу, оправдывают себя. И вместо того, чтобы видеть свою проблему – видят проблемы других – родители меня не так воспитывали, компания была плохая, обстоятельства меня заставили, этот человек меня выводит, поэтому я злюсь. Часто даже в семье постоянные конфликты, потому что жена хочет, чтобы муж изменился, а муж хочет, чтобы жена изменилась, но никто не признает свою собственную слабость. Без признания своей немощи, своей вины, своей слабости вера не может быть действенной. Жизнь такого человека ни чем не отличается от мирских людей вокруг.

Когда Иисус учил заповедям блаженства в Нагорной проповеди, какая была первая заповедь? Мф. 5:3 «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Первые граждане Небесного Царства – это нищие духом. Нищий – это тот, кто ясно понимает свою нужду и идет с ней к Иисусу. Мы встречаем в Евангелии фарисеев и книжников, которые вроде были верующими, были религиозными, но они не хотели признать себя нищими. Когда Иисус начал проповедовать, Его первая проповедь была Лук. 4:18 «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу». Фарисеи не приняли эту проповедь и начали противиться Иисусу, потому что не увидели себя в этом списке. Они не считали себя нищими, сокрушенными, пленными, слепыми или измученными. Хотя они были рядом с Иисусом, видели много чудес, но не получили ни капли благословения, потому что не признали свою нужду.

Здесь мы видим, что чем глубже мы осознаем свою нужду – тем больше вера работает в нашей жизни. Но если смотреть только на свою нужду и слабости – мы никогда не выберемся из депрессий. В нужде нужно смотреть на Спасителя.

Поэтому мы рассмотрим вторую составляющую веры – это признание Мессии. Посмотрим еще раз на 47 стих: «Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня». Вартимей верил, что Иисус – Сын Давидов. Это означает не просто потомок Давида, а давно обещанный Богом Мессия. Крича: Иисус, Сын Давидов!» – он исповедовал свою веру в Иисуса, как Господа и Спасителя.

Мессия – Тот, Кого Бог послал в этот мир для решения наших проблем. Но как мы решаем наши проблемы? Мы ищем решение в книгах, в советах людей, в влиятельных знакомых, деньгах и т.д. – только не в Иисусе. Вера – это в любой проблеме прийти к Иисусу.

Третья составляющая веры – просьба о милости. Этот пункт определяется первыми двумя – осознанием своей нужды и признанием Иисуса Мессией. Естественно, человек, имеющий веру, не придет к Иисусу с требованием, с гордостью, а только с просьбой о милости. Бог ничем нам не обязан, а мы полностью зависимы от Его милости. Только когда мы просим у Него милости – Он благословляет нас. Эту истину трудно принять гордому человеку.

Есть хороший пример в Ев. От Луки 18:11-14. «Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». Мытарь получил оправдание, потому что просил милости. А фарисей ничего не получил, потому что пришел к Богу на равных, на основании своей самоправедности.

Подумаем, когда человек может просить милости.

– Когда я понимаю, что Бог мне ничего не должен.

– Когда я понимаю, что не достоин того, чего прошу. Еф. 2:3 говорит о том, чего я достоин: «между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие». Я по своей природе достоин только гнева и наказания.

– Когда я уверен в Божьей любви, в Божьей благости ко мне. Библия говорит нам о Боге милости, Боге любви, Боге прощения. Мих.7:18-19 говорит: «Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? не вечно гневается Он, потому что любит миловать. Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши». Бог любит миловать, поэтому милует тех, кто просит милости.

– Когда я признаю Божью власть. Вартимей не просил милости у толпы, потому что никто, кроме Иисуса, не мог ему помочь. Когда я прошу милости – я не ставлю условий или сроков – я полагаюсь на власть и милость Бога.

Четвертая составляющая веры – преодоление препятствий.

Как живая рыба всегда плывет против течения, так и живая вера всегда движется вперед. Взгляните на 48 стих. «Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня». На пути к Иисусу всегда есть много преград – недостаток времени, плохое здоровье, семейные обстоятельства, мнение друзей и т.д. Но Вартимея не возможно было остановить. Он не мог бежать к Иисусу, расталкивая толпу из-за слепоты, но он мог кричать – поэтому кричал, сколько было сил, чтобы не упустить шанс встретится с Иисусом. Вопрос Иисуса – это также было препятствие – но он ясно видел свою нужду и конкретно просил о прозрении.

В Ев. от Мф. 7:7-8 Иисус сказал: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят». Как мы стучим? Как мы ищем решения наших вопросов? Вера – всегда ищет, всегда стучит, всегда просит – до тех пор, пока не получит результат.

Пятая составляющая веры – послушание слову Христа.

Взгляните на стих 52. «Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге». Вартимей прозрел и пошел за Иисусом по дороге. Вера начинается с признания нужды – и заканчивается в следовании за Иисусом. Получив зрение, Вартимей не пошел домой, хотя у него было много дел. Ему нужно было посмотреть интересный фильм, выйти на природу, съездить на рыбалку – так многого он был лишен – а сейчас все это доступно. Но он получил зрение, чтобы видеть красоту Иисуса, слышать Его слово, быть с Ним. Здесь мы видим, что отличие настоящей веры – в следовании за Иисусом.

В Ев. от Иоанна 10:27-28 Иисус сказал: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей». Овцы Иисуса – те, кто слушает Его голос и следует за Ним. Им Иисус дает вечную жизнь, Свою защиту и охрану.

Давайте еще раз посмотрим какая вера была у Вартимея.

1. Осознание своей нужды – признаю ли я свою нужду и немощь?

2. Признание Христа – принимаю я Иисуса, как своего Мессию и Спасителя?

3. Просьба о милости – прихожу ли я к Иисусу с просьбой о милости?

4. Преодоление препятствий – есть у меня настойчивость в вере и молитве?

5. Следование за Иисусом – живу ли я по слову Иисуса?

Я молюсь, чтобы каждый из нас учился такой вере, чтобы в нашей жизни было видно работу Бога и Его благословение.