Смысл нашей жизни – приносить плод. Ин. 15:8 говорит «Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками». Мф. 7:16-20 говорит «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? 17 Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. 18 Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. 19 Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. 20 Итак по плодам их узнаете их.» Давайте подумаем о том, какие плоды каждый из нас имеет, и как можем приносить добрые плоды для своего счастья и ради славы Бога. Аминь.
1. Бесплодная смоковница (11:12-14,20-21)
Взгляните на ст. 12-14, 20-21. «На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; 13 и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было [собирания] смокв. 14 И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его. …Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня. 21 И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла».
История о смоковнице разделена на две части. Одна часть истории произошла в утро одного дня, а вторая – в утро следующего дня, и между этими двумя эпизодами произошло очищение храма. Но для того, чтобы понять смысл истории, ее нужно рассмотреть целиком. Это единственное чудо, когда Христос проклял, а не благословил, разрушил жизнь, а не восстановил ее. Это вызывает недоумение. Вне всякого сомнения, эта история самая трудная во всем Евангелии от Марка. Её нельзя буквально понимать. Было написано, что Иисус взалкал. Казалось, что Он очень хотел кушать, и увидел издалека смоковницу, покрытую листьями, которая обещает по своему внешнему виду обилие плодов. Но подойдя до смоковницы, Он ничего не нашел и проклял смоковницу за то, что на ней не было плода. В повествовании ясно сказано, что еще не настало время собирания смокв. Кажется, что Спаситель не смог держать контроль над Собой, поступил безрассудно и нетерпеливо. Но мы знаем, что это не так. Тогда как же понимать эту историю? Ключ к пониманию лежит в стихе 14б «И слышали то ученики Его.» Ясно, что Иисус хотел преподать урок ученикам. Итак, о ком эта притча?
Притча прежде всего об Израильском народе. В Израиле смоковницы производили ранние плоды до появления листьев. Они были предвестниками обычного урожая, который здесь описан как время собирания смокв. Если не появлялись ранние смоквы, это было признаком, что позже не будет обычного урожая. Когда Иисус пришел к народу израильскому, Он увидел листья, говорящие об их исповедании, но не нашел плода для Бога. Было много листьев, которые обещают плоды, однако это всего лишь листья, был только внешний вид, религиозный формализм. Духовных плодов не было. Бог избрал Израиль, как избранный Божий народ, царственное священство для всего мира. Израиль должен был учителем слова Бога для всех народов. Однако Израиль не выполнил обещания. Даже когда пришёл обещанный Мессия, они Его не приняли и препятствовали, чтобы другие тоже не приняли. Бог ждал плода от Израиля. Но он не исполнял Божий призыв и они потеряли его. Этот небесный призыв перешёл к язычникам.
Притча также относится и ко всем церквам. Если церковь большая, богатая, но если там нет жертвенной любви к погибающим душам, то это бесплодная смоковница. Если в церкви нет истинных учеников Иисуса, то это смоковница, покрытая только листьями.
Притча также относится и ко всем христианам. Бытие 1:28 говорит нам, что «плодитесь»: смысл жизни человека – приносить плоды ради славы Бога. Человек может иметь вид христианина. Но верующий должен иметь плоды Святого Духа: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». Если мы покаялись в грехах, то мы должны приносить плод покаяния. Мы очень хотим иметь много агнцев, но если мы имеем плоды Святого Духа, то автоматически агнцы приходят. Люди смотрят на листья, но Бог смотрит на плод. Через весь Новый Завет красной нитью проходит мысль, что человек может быть узнан лишь по плодам его жизни. “По плодам их узнаете их” (Мат. 7:16). “Сотворите же достойные плоды покаяния”(Лук. 3:8). “Не всякий, говорящий мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного” (Мат. 7:21).
Водное крещение, членство церкви, красивые слова, обширные библейские знания, засиживание на воскресном богослужении, церковное служение,… Эти вещи хороши и должны быть, но сами по себе они всего лишь листья, и если к этим листьям не прибавятся плоды, то велико будет проклятие. Человек не может заявлять, что он ученик Иисуса Христа, и при этом вовсе не похож на Учителя, Которого он, якобы, любит. Плод должен быть и в сердце, и в жизни: плод покаяния перед Богом, плод веры в Господа Иисуса Христа и плод святой жизни. Исповедание христианства без этих плодов ведет в ад. Бесполезность влечет за собой гибель.
2. Иисус очищает храм (11:15-19)
Прочитаем вместе ст. 15-16 «Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь». Изгнание продающих из храма, как и проклятие смоковницы, было символическим действием. Без сомнений, в действиях Иисуса был глубокий смысл.
Мы сможем лучше представить себе все это, если будем иметь хорошее представление о расположении храма и его дворов. Вся территория храма – это святое место, охватывала всю вершину горы Сион и составляла приблизительно двенадцать гектаров. Она была окружена высокой стеной. Перед храмом находился большой двор язычников, в который мог войти каждый, будь то иудей или язычник. По внутреннему краю двора язычников проходила низкая стена, в которую были вделаны таблички, предупреждавшие, что если язычник переступает эту линию, ему грозит смертная казнь.
Следующий двор назывался двором женщин. Он назывался так, потому что дальше могла проходить лишь женщина, хотевшая принести жертву. Далее шел двор израильтян. В нем по великим праздникам собиралась вся церковная община, и отсюда люди передавали священникам принесенных и приведенных для жертвоприношения животных. В самом центре находился двор священников. Собственно храм стоял во дворе священников.
Описанный эпизод произошел во дворе язычников. Он был задуман как место молитвы и подготовки к богослужению, но во времена Иисуса в нем царила атмосфера купли и продажи, делавшая невозможным молитву. Но еще хуже было то, что торговля эта была чистым обиранием паломников. Каждый иудей должен был платить в год храмовый налог в размере половины сикля. И этот налог нужно было платить особой храмовой монетой. На Пасху иудеи приезжали в Иерусалим со всего тогдашнего света со всевозможными монетами. При обмене своих денег на храмовые монеты они должны были платить меновщику комиссионный сбор в размере 1/12 сикля, а если их монета превышала сумму налога и им полагалась сдача, они должны были платить еще 1/12 сикля. Большинство паломников платило эти 1/6 сикля плюс ещё налог.
Что до продавцов голубей, то голуби составляли часть системы жертвоприношения (Лев. 12:8; 14:22; 15:14). Животное для жертвоприношения должно было быть без пороков. Голубей можно было купить дешево в городе, но священники обязательно нашли бы у них дефекты, и потому паломникам рекомендовалось покупать их в лавках в храме, хотя цена приблизительно в 20 раз превышала их стоимость в городе. Вся эта торговля сосредоточена в руках семьи первосвященика Анны. Раньше Бог разрешил этой торговле, чтобы помочь паломникам, которые издалека не могли нести с собой животных для богослужения. Но со временем этот бизнес стал главным делом храма. Центром храма должен быть Бог, прославление и поклонение Богу. Но центр Иерусалимского храма были деньги. Это гнение. Крупный ученый 18-го века Лагранж, хорошо знавший Восток, рассказывал, что точно такая же система существовала в Мекке у мусульман. Торгаши яростно стремились получить как можно больше, а паломники отбиваются от них и ругаются так же яростно. Что сделал Иисус, увидев гнение храма? Иисус начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь.
Посмотрите на ст. 17 «И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников». Почему Иисус сравнивал храм с вертепом разбойников? Дорога из Иерусалима в Иерихон пользовалась дурной славой из-за разбойников. Эта узкая и извилистая дорога проходила среди горных ущелий. В горах было много пещер, в которых путников поджидали разбойники, и Иисус сказал: “В храмовых дворах разбойники страшнее тех на дороге в Иерихон”. Иисус сказал: «не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? Иисус цитировал Ис. 56:7 “дом Мой назовется домом молитвы для всех народов”. Священики должны были учить народ Слову Бога и выполнять всемирную миссию. Но они не выполняли свою миссию. Вместо этого они занимались только своей торговлей, поклонялись только деньгам. Иисус хочет учить нас о сердце Бога. Бог хочет спасти весь мир и избрал нас царством священников, чтобы мы несли слово Бога всему миру. В центре сердца Бога лежит всемирная миссия. Наш центр должен стать местом, где люди изучают слово Бога и рождаются свыше, где звучат хвалы Богу.
Молитва – общение с Богом. Храм – это дом, где люди общаются с Богом. Как человек может общаться с Богом? Только через покаяние. Поэтому храм – это место покаяния. Наш центр прежде всего – место для покаяния и молитвы. Многие люди приходят в церковь для того, чтобы иметь общение с ближними, общаются с пастырем, получают любовь и утешение от пастырей, обсуждают свои вопросы, и уходят довольными, и это всё. Это хорошо. Но покаяние и общение с Богом – самое главное, без них никакого результата не будет. Поэтому мы должны в первую очередь покаяться в своих грехах и общаться с Богом и помочь другим также делать. «И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов?»
В заключение мы должны принести плоды Богу. Бог требует плодов прежде всего для нашего личного счатья, также плодами мы прославляем Бога. Когда человек уходит из этого мира, явно что он не может унести с собой ничего. Что человек может унести с собой в вечность? Только свою изменённую сущность, свой характер, и спасенных душ. Пусть Бог поможет нам иметь плодоносной жизнью. Аминь.