АРЕСТ ИИСУСА – 1 часть (Луки 22:47-62)

Кл.ст. 23:25 “и отпустил им посаженного за возмущение и убийство в темницу, которого они просили; а Иисуса предал в их волю.”

Интересно, что события происходившие в последние часы земной жизни Иисуса, детально описаны всеми евангелистами. Вероятно, для учеников это был шок, когда все в их жизни начало рушиться. Вся их жизнь, их планы, их ожидания начали стремительно катиться под откос – и они ничего не могли поделать. Они могли только наблюдать в оцепенении – и каждый миг этих страшных событий отпечатался в их памяти.

Но во всех этих событиях был замысел Бога. Иисусу должно было пострадать за грехи мира. И перед Его смертью грех людей должен достигнуть своего пика. Не только на кресте, но уже начиная с ареста в Гефсимании, как мы читаем в сегодняшнем слове, против Него направлено всякая злость от людей, несправедливость, жестокосердие, предательство и т.д. – которые невозможно даже представить в отношении Святого Сына Бога.

Через это слово я хочу, чтобы мы смотрели на себя – какую боль мой грех причиняет Иисусу и как он ведет Иисуса на крест. Также, чтобы мы смотрели на грядущего Царя Иисуса, Который до конца испил чашу страданий и стал виновником нашего спасения.

 

  1. Предательство Иуды (22:47-53)

Первый удар, который получил Иисус был от одного из двенадцати. посмотрите на 47 стих. “Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть.”

Вы можете представить, какая боль, когда предает человек, которому доверяешь и на которого надеешься. Но Иуда был другом, близким другом. Иуда был одним из двенадцати, одним из самых близких учеников. Он был все три года рядом с Учителем, получил особую любовь и внимание от Него. Он был тот, кого Иисус посылал на проповедь и кто совершал чудеса и знамения именем Иисуса. Ему Иисус поручил управление финансами их небольшого братства – настолько Иисус доверял ему. Он был среди тех, кому Иисус умыл ноги во время тайной вечери, явив Свою любовь. Как может такой человек стать предателем? Но именно это было предсказано и произошло с Иисусом. В предательстве Иуды буквально исполнились пророчества 40 и 54 Псалмов.

“Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту.” (Псалтирь 40:10)

И даже более подробно в 54 псалме.

“ибо не враг поносит меня, — это я перенес бы; не ненавистник мой величается надо мною, — от него я укрылся бы; но ты, который был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой, с которым мы разделяли искренние беседы и ходили вместе в дом Божий.” (Псалтирь 54:13-15)

Предательство далекого человека не так больно, но предательство близкого человека, которому доверяешь, которого любишь – полностью разбивает сердце. Чем ближе человек – тем глубже он может ранить сердце. Именно такую боль пришлось терпеть Иисусу. Каждая капля Его чаши была максимально горькой, чтобы нести на Себе справедливое Божье проклятие и осуждение за наш грех. Но благодаря этому Иисус также стал нашим лучшим Первосвященником, Который хорошо понимает нас во всех наших горестях и бедствиях. Благодаря этому, сейчас мы можем прийти к Иисусу с уверенностью в Его сострадании, защите и поддержке.

Теперь давайте посмотрим на Иуду. Как так случилось, что он стал предателем? Внешне он ничем не отличался от остальных учеников. Он следовал за Иисусом. Он видел все чудеса. Он получил от Бога дар проповедника. Как свидетельствовали Апостолы в Деяниях: “он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего” (Деян.1:17) Он не был таким хвастливым, как Петр и не задавал таких глупых вопросов, как Фома или Филипп. (Ин.14:5,8) Никто из других учеников не мог даже подозревать его. Во время тайной вечери никто не говорил: “это не Иуда случайн, Господи?”. А все говорили: “Не я ли, Господи?” Вполне возможно, что он был бы преуспевающим пастырем и проповедником в наше время. (Особенно, если платили бы хорошую зарплату). Но мы видим, что его внутреннее состояние отличалось от внешнего. И, в конце концов, он стал сыном погибели. Здесь мы должны понять, что наше положение в церкви, наш авторитет среди людей, наша религиозность не могут быть гарантией нашего спасения. Наоборот, чем выше мое положение перед людьми, тем чаще я должен спрашивать: “не я ли, Господи?”

Каким же был Иуда внутри? Нельзя сказать, что он был бессовестным человеком. Он переживал за нищих и иногда был очень щедрым, за счет чужих денег правда. Он не был, как саддукеи, которые полностью отвергали духовный мир и жили для своего удовольствия, не заботясь о будущем, а он верил в духовный мир. Он не был распущенным человеком и не жил в явных грехах. После предательства его совесть настолько свирепо атаковала его, что он даже повесился, как мы знаем. Но его совесть не была начальствующим элементом в его душе. Жадность и алчность были выше совести. Он хотел иметь деньги, конечно лучше всего честным путем, но если не получается – то любым другим.

Как мы знаем, он продал Учителя за 30 серебренников – это не такая большая сумма (120 динариев). Но для него это было большое дело. Он был бедным и присоединился к Иисусу с ожиданием, что Тот скоро будет провозглашен Царем Иудейским, тогда и сам Иуда станет знатным человеком, а значит и богатым. Когда он понял (кстати, раньше других учеников) что он этого не получит, следуя за Христом, он решил заработать хоть немного денег на Его предательстве.

Мы не так сильно акцентируем внимание на жадности, часто называя ее экономией, осмотрительностью, благоразумием и т.д. И можем заглушать совесть, чтобы заработать немного больше денег. Но пример Иуды – серьезное предупреждение каждому из нас. Любовь к деньгам является корнем всех зол, и ведет нас к предательству Иисуса.

В одной из своих проповедей Чарльз Сперджен высказал такое наблюдение: “Можно обратить к Богу пьяницу, и таких примеров, слава Богу, очень много. Человек, даже христианин, который упал в похоть, может возненавидеть свой порок и обратиться от него. Но, боюсь, что все случаи, когда обратился закостенелый в жадности человек, можно пересчитать по пальцам одной руки”. Алчность человека делает деньги его богом. И он готов все принести в жертву – дело Бога, истину, совесть, святость – в жертву этому богу ради прибыли, как это сделал Иуда. Такой человек живет по принципу: что я от этого получу? Если в церкви мне то-то дадут – я буду туда ходить. Но если появиться возможность заработать на отречении – легко оставлю и отрекусь от Иисуса. И такой человек готов продать Иисуса даже гораздо дешевле, чем Иуда. Как это печально!

Второе, что я хотел бы сказать об Иуде – он отверг все предупреждения и всю любовь, с которой Иисус служил ему. Вспомните последнюю вечерю – Иисус препоясался полотенцем, набрал воды в умывальницу и всем по очереди умыл ноги. Что Он сказал в конце? “ и вы чисты, но не все” (Ин.13:10) Он со слезами смотрел в этот момент на Иуду. Насколько это явное предупреждение для Иуды? Потом, когда они вместе ужинали Иисус со скорбью говорил: “один из вас предаст Меня” (Матф.26:21) Этого уже более чем достаточно для ясного предупреждения, но Иисус еще продолжал: “опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня”. (Матф.26:23) Иисус также предупреждал о серьезности наказания: “горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться” (Матф.26:24) Но Иуда настолько ожесточил свое сердце, что не принимал все эти предупреждения, он слушал только голос жадности, который вел его к гибели.

Еще я хотел бы отметить с какой мягкостью и любовью Иисус встретил этого предателя. Первое слово, которым он обратился к Иуде после предательского поцелуя, было: “Друг”. В Евангелии от Матфея 26:50 Иисус говорит: “друг, для чего ты пришел?”. Он не сказал: “Негодяй, как ты смеешь пачкать меня своими грязными, лживыми устами!”. Но Он взывал: “Друг! Для чего ты пришел?” Если бы в Иуде осталась хоть капля хорошего, он тут же со слезами упал бы перед Иисусом, прося милости и прощения. Кроме этого добавил очень мягкое обличение, как для такого страшного предателя. Посмотрите в 48 стихе. “Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?” Если бы сатана полностью не завладел душой Иуды, если бы Святой Дух совсем не оставил его – Иуда в этот момент должен признать свое ничтожество, свое коварство, со слезами молиться за свое спасение. Но мы не видим ни слова сожаления с его стороны – потому что в это время на карту поставлено серебро. Позже он повесился, чтобы избавиться от угрызений совести, но это не было покаяние, а просто попытка бегства от мучений души. Это еще дополнило печаль и страдания нашего любящего Господа, когда Он столкнулся с окончателным ожесточением Иуды и видел его трагическую гибель, о которой он предупреждал, говоря: “лучше было бы этому человеку не родиться”.

Я молюсь, чтобы Господь дал нам милость не ожесточить наши сердца, но, глядя на крест Иисуса, иметь раскаяние и смирение, чтобы вновь не распинать Его нашими словами, нашим поведением или нашими мыслями.

 

  1. Отречение Петра (22:54-62)

Если вы думаете, что только Иуда причинял боль своему Учителю, то это не так. Все ученики бросили Его. Овцы рассеялись без Пастыря. Пример Петра в сегодняшнем слове особенно печальный, потому что это было падение одного из самых любимых учеников. Двенадцать были избранны Апостолами, но из них трое были самыми приближенными учениками – Петр, Иаков и Иоанн. Петр был избранным из избранных. Он первый из всех, даже раньше Иоанна свидетельствовал Иисусу: “Ты – Христос, Сын Бога Живого”. (Матф.16:16) И ему Иисус сказал: “блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах” (Матф.16:17) Мы видим, что Петр был благословенным человеком, получившим много благодати, но тем более печальное его отречение от Иисуса.

Кроме этого, его грех усугубляется тем, что Иисус ясно предупреждал его об этом искушении. В 31 стихе этой главы Иисус говорил: ”Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу”. И в 34 стихе прямо: “говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня”. Иисус неоднократно предупреждал его, чтобы Петр бодрствовал и молился для преодоления искушения. Так что Петр хорошо знал об опасности, но вместо того, чтобы бежать от искушения и молиться сам лез на рожон – пошел в двор первосвященника и там попал в ловушку страха.

Более того, его вина еще больше усугубляется тем фактом, что он отрекся от Учителя так быстро после своего заявления в верности. Он сказал в 33 стихе: “ Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти”. Но не прошло даже нескольких часов, как он отрекся от Господа, говоря: “Я не знаю Его” (57ст) Это был бы тоже серьезный грех, если Петр отрекся бы от Иисуса через 20 лет после своего решения о верности. Но предать Его через час или два после такого горячего свидетельства – это реально зло. Как он смог быть захвачен таким злом и таким грехом?

Главной причиной отречения Петра от своего Господа была его уверенность в себе. Недаром в Библии написано: “Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.” (1Кор.10:12) Если бы он знал свою слабость, то он реально был бы сильнее. Но поскольку он чувствовал себя очень сильным, он был уверен в своей верности и твердости – он оказался таким слабым и предал Учителя.

Также его положение усугубилось отсутствием духовного бодрствования и молитвы. Иисус предупреждал: “молитесь, чтобы не впасть в искушение”. Но, Петр, вместо молитвы пошел во двор к первосвященнику, сидел возле уютного костра вместе со стражей. Трудно хранить верность, находясь в обществе грешников. Он пытался таким образом доказать свою верность, но оказался легкой добычей сатаны. Сатана использовал его страх перед людьми, и поставил в такую ловушку, что ему пришлось отказаться от Иисуса и говорить: “я не знаю этого Человека”.

Очень справедливо было бы, если бы Иисус в ответ сказал ему: “И Я не знаю тебя, трус”. Но когда Петр еще доказывал окружающим, что не знает Иисуса – Иисус взглянул на него. Все это время Иисус хранил Петра в Своем сердце. Иисус молился для его спасения. Он использовал крик петуха, чтобы разбудить совесть Петра. И Он взглянул на него, чтобы вывести из тьмы и мрака, в котором Петр сейчас находится. Это был взгляд печали, который, как ножом прошелся по сердцу Петра. Петр ясно увидел, какую боль он причиняет Иисусу. Но также это был взгляд любви и милости, который говорил: “Я все еще люблю тебя! Приди ко Мне и я снова восстановлю тебя.”

В тот момент Петр вспомнил слова Иисуса. Он вспомнил о чудесном призыве. Он вспомнил, каким счастливым был в общении с любимым Учителем. Он вспомнил все чудеса, которые видел своими глазами. Он вспомнил о милостивом предупреждении Иисуса. В тот момент он понял свое ничтожество и предательство. Он понял насколько самоуверенным был, но насколько слабым оказался в испытании. Это был момент, когда он отчаялся в себе, заливаясь горькими слезами.

Но, в отличие от Иуды, это отчаяние вело его к спасению и к милости Бога. Во-первых, его слезы свидетельствовали о его глубоком раскаянии в своем проступке. Есть предание, что до самой смерти Петр не мог слушать крик петуха без слез – настолько сильным было его сокрушение. Во-вторых, он вышел вон – оставив место греха и искушения. Он понял свою слабость и искал защиту и поддержку у Бога.

Здесь мы должны учиться у Петра. По справедливости и по нашим поступкам Иисус должен сказать нам: “Я не знаю тебя”. Но большая милость открывается нам в покаянии Петра. Если мы со слезами сокрушаемся о нашем грехе, и верою падаем к ногам Иисуса – Он не оставит нас. Как Он говорил Петру: “но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя” (32ст) Так Он продолжает молиться и поддерживать и нас, верующих в Него.

Сегодня мы увидели, какую боль причиняет Ему наша неверность, наша жадность, наше предательство. Но Иисус знает нас лучше нас самих. И Он испил горькую чашу страданий, проходя через самую острую боль, чтобы дать нам спасение. Я молюсь, чтобы Он исправил, укрепил и хранил нас ради Своей славы. Аминь.