Евангелие от Луки 5:1-11
Ключевой стих 5:10б
«И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков».
Христианство называют религией встреч. Встреча с Иисусом абсолютно изменяет жизнь человека. Через встречу с Иисусом галилейский рыбак Симон стал Апостолом Петром, великим ловцом человеков для Царства Бога. Я молюсь, чтобы через это слово мы увидели надежду Иисуса на нас и на студентов Одесских ВУЗов.
I. Отплыви на глубину (1-7)
Давайте прочтём 1-й стих. «Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского». Рано утром Иисус вышел на берег Генисаретского озера. Зачем он пришел сюда? Конечно, чтобы призвать Петра! Однако народ и с самого утра следовал за Иисусом и люди стекались к Нему всё больше и больше. Они пришли, чтобы слышать слово Божье. Хотя они каждую неделю ходили в синагогу, но слова Иисуса – звучали совершенно по-другому. Слова Иисуса имели власть и силу, они давали исцеление, утешение, радость и мир. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5:3-8). Слова фарисеев и книжников насаждали только осуждение и чувство вины, и люди думали, что Бог очень гневается на меня. Но слова Иисуса давали людям прощение грехов, любовь Бога и живую надежду на вечное Царство Бога. Иисус давал людям истинное слово Бога, в котором видна любовь Небесного Отца. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16).
Скорее всего, из-за шума волн, Иисуса было плохо слышно на расстоянии, и задние ряды всё больше и больше давили на передние, поэтому Иисусу приходилось понемногу отходить к воде всё ближе и ближе, так что, в конце концов, волны уже омывали Его ноги. Взгляните на стихи 2,3. Иисус увидел две лодки и, войдя в одну из них, которая была Симонова, Он попросил его отплыть несколько от берега и сев, учил народ из лодки.
Когда Иисус учил людей на берегу, Симон вместе с другими рыбаками занимался своим делом. Они были заняты. Они всю ночь рыбачили, и сейчас надо было помыть сети, чтобы вечером снова выйти в море на промысел. Как мы знаем, это не первая встреча Иисуса с Симоном. Раньше Андрей приводил его к Иисусу и Иисус сказал: «ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень Петр» (Ин.1:42). Наверно, эти слова заинтересовали Симона, но он ещё продолжал жить как раньше.
Симон был очень серьёзным человеком, он не мог себе позволить терять время зря. Но, в тоже время, он был добрым человеком, поэтому, когда Иисус обратился к нему с просьбой, он не мог отказать. Таким образом, он оказался на богослужении, да ещё и на самом центральном месте. Ему невольно пришлось сидеть и слушать проповедь Иисуса. Взгляните на стих 4. «Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова». После окончания проповеди у Симона также не получилось сразу уйти, потому что Иисус обратился к нему со словами: «отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова».
Как ответил Симон? Он мог бы вежливо сказать: «Наставник, вы простите меня, но здесь я профессионал, сегодня рыбы нет, мы за всю ночь ничего не поймали. Да и на глубине никто не ловит рыбу». Было слишком много причин не повиноваться Иисусу: ничего не поймали, надо будет опять мыть сети, уже рассвело, нельзя на глубине поймать рыбу сетью, и вообще сын плотника даёт здесь советы потомственному рыбаку. Но как ответил Симон? Прочтём стих 5: «Наставник! Мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть». Здесь мы видим, что Симон обладал очень хорошим качеством – он был человек повиновения. Повиновение – это путь к новой жизни. Только через повиновение человек может испытать глубокий духовный мир, неизвестный и невероятный. Мир веры, мир молитвы, мир Бога. Взгляните на стихи 6,7. «Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть». Благодаря повиновению Симон получил фантастический улов. ВАУ! Слишком невероятно!
Почему Иисус сказал Петру: «отплыви на глубину»? Это слово были не только для того, чтобы дать Симону хороший улов. Это было приглашение Симона в мир Бога.
Во-первых, Симон жил очень мелкой жизнью. Конечно, Он считал себя важным человеком. Он занимался рыбной ловлей и поставлял рыбу на местный рынок. Он заботился о семье. У Симона была собственная лодка, которая была его предметом гордости. Но на самом деле его жизнь проходила в пустую. Он жил лишь для того, чтобы кушать три раза в день: на завтрак жареная рыба, на обед уха и на ужин рыбные котлеты. Вся его жизнь была мелкой: с маленькой семьёй, в маленьком городе Вифсаиде, в маленькой стране Израиль, ловил обычно маленькую рыбу в маленькой лодке в самом маленьком море (которое по величине приблизительно равно Одессе). Моего деда звали Лука, он тоже был рыбак, и у него тоже была хорошая лодка. Кто-нибудь слышал про моего дедушку? Нет! Точно также мелкая жизнь Симона должна была исчезнуть бесследно.
Во-вторых, Симон жил в мире ограниченном собственным умом и собственными силами. В своей жизни он полагался на собственный опыт, свои знания и умения. Поэтому, как только он сталкивался с трудностями, которые невозможно преодолеть своими силами, единственное, что оставалось это смириться перед ними и терпеть горечь поражения. Жизнь Симона полностью зависела от внешних условий. Этим утром он снова отчаялся, потому что трудился всю ночь, но ничего не поймал. Но Иисус приказал ему: «отплыви на глубину». Это было приглашение в глубокий духовный мир, мир неограниченных возможностей. Терпя раз за разом поражения, человек отчаивается, и становиться фаталистом. Именно поэтому Иисус говорит: «отплыви на глубину». Иисус хочет открыть нам новый мир, духовный мир, мир, где управляет Всемогущий Бог, мир победы.
Повинуясь слову Иисуса, Симон испытал невероятное чудо в своей жизни. У него могли появиться планы по расширению своего бизнеса, но Симон смотрел не на рыбу, а на Иисуса.
II. Будешь ловить человеков (8-11)
Взгляните на стихи 8,9. «Увидев это, Симон Пётр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! Потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных». Видя великий улов, пойманный по слову Иисуса, Симона объял ужас. Ни опыт рыбака, ни человеческая мудрость Симона Петра не могли объяснить это чудо. Через это событие Петр понял, что Иисус – это Всемогущий Бог. Когда Симон это понял, его объял великий ужас, он увидел себя перед Богом пропавшим грешником, который должен быть осужден и наказан Богом. Само присутствие Иисуса обличало его.
Симон упал на колени и громко умолял: «выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный». Когда человек встречает Иисуса, он в первую очередь осознает себя, он понимает насколько он грязный и грешный и недостойный Божьей любви. Если смотреть по человечески, то мы увидим Симона как примерного семьянина, добропорядочного гражданина, добросовестного работника и радушного друга. Но перед Богом он гордый и эгоистичный грешник, не признающий Бога.
Что сказал Симону Иисус? Причитаем вместе стих 10б: «И сказал Симону Иисус: Не бойся; отныне будешь ловить человеков».
Сначала Иисус сказал: «Не бойся». Иисус не стал осуждать Симона за прежнюю жизнь. Но как только Симон признал Иисуса Господом и себя грешником перед Ним, он уже получил прощение и милость от Бога. «Не бойся» – это слово Иисуса ко всем людям, это голос прощения, любви и благодати. Какими бы страшными грешниками не были, если мы принимаем Иисуса нашим Господом, Он прощает все наши прошлые грехи. Через встречу с Иисусом мы получаем милость прощения грехов. Нужно только открыть своё сердце и принять Иисуса Христа.
Кстати, это касается не только тех, кто в первый раз пришли к Иисусу. Многие зрелые верующие попадают в грех. Снова слушая советы старой подруги-похоти, или гордости или эгоизма они теряют силу, отчаиваются и говорят Иисусу: «оставь меня, Господи! Ну, видишь, я такой слабый». Но Иисус говорит и им: «Не бойся! Я люблю тебя! Выгоняй эту старую подругу, и будешь ловить человеков».
«Не бойся» означает также, что Симон не должен бояться перемен, которые наступают в его жизни. Надежда Иисуса слишком великая, поэтому она может даже пугать. Некоторые пугаются надежды Бога: «Как я могу быть пастырем? Как я могу быть миссионером? Как я смогу жить перед Богом?» Когда Святой Господь с надеждой подходит к нам, мы смотрим на себя, и только бубним как Симон: «выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный». Но никому не надо бояться и беспокоиться. Хорошо? Иисус Сам имеет на нас великую надежду, и Сам Иисус исполнит её. Нам надо только повиноваться Ему.
Симон считал себя недостойным. Он знал свои грехи, и понимал, что Святой Бог не может быть с грешником. Симон думал, что Бог использует только святых людей, как священники в Иерусалиме или как раввины. Но Иисус оставил святое Царство Бога и пришел к грешникам, чтобы дать им спасение от греха и сделать детьми Царства Бога. Даже сам Симон не имел на себя надежды. Но Иисус имел великую надежду на Симона. Иисус хотел сделать этого рыбака пастырем для Божьих агнцев.
Иисус дал Симону не только прощение грехов, но и новую цель жизни: «отныне будешь ловить человеков».
Симон раньше жил тем, что ловил рыбу. Ловить рыбу – значит жить ради своего существования, ради еды, для себя. Результат такой жизни – бессмысленность, пустота и, в конечном счете, смерть, такая же бессмысленная и пустая как сама жизнь.
Но Иисус сказал: «отныне будешь ловить человеков». Ловить человеков – жить для миссии, которую Бог дал каждому из нас, жить ради славы Бога и ради спасения людей.
На самом деле испытать глубину духовного мира, мира победы и благодати в своей жизни мы можем, только исполняя миссию, данную Богом. Только исполняя миссию, отвергнув свою эгоистичную жизнь, мы учимся смотреть духовными глазами на работу Бога в нашей жизни.
Через неделю начинается новый учебный год. Какую надежду имеют первокурсники? Мне кажется, украинские студенты в наше время не имеют на себя никакой надежды. С каждым годом они становятся всё хуже. Они всё меньше способны учиться. Они не духовные. Их интересуют только игры, мобильники, секс и кино. Большинство из них уже имели половые отношения. Многие курили траву и регулярно употребляют алкоголь. Они боятся даже приблизиться к церкви, потому что считают себя слишком грязными. Они не могут иметь на себя никакой великой надежды.
Но как Иисус смотрит на них? И как мы будем смотреть на них? Иисус любит их и хочет сделать их великими апостолами. Я верю, что в этом поколении Бог поставит новых учеников Иисуса Христа. Я молюсь, чтобы мы видели в одесских студентах великую надежду Бога, подобно надежде, которую Иисус видел в Апостоле Петре, Апостоле Павле, Святом Августине и в каждом из нас. Я молюсь, чтобы в этом году Бог удвоил наше служение. Аминь.