БОГ, ДАЮЩИЙ КАЖДОДНЕВНЫХ ХЛЕБ (Исход 16:1-36)

Книга Исход 16:1-36
Ключевой стих 16:4

«И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет».

Благодарим Бога за то, что Он обильно благословил Всеукраинскую Библейскую Конференцию 2011. Господь совершил чудо в нас и подарил каждому из нас огромную милость спасения. Во Христе Иисусе мы все новые и начали новую жизнь как святой народ. У нас новый мир, мир с Богом. Новое мировоззрение, новая цель жизни, новое отношение с Богом и с окружающими, всё новое. Теперь мы должны знать, что не я живу, а во мне Христос. Но наш новый человек только родился. Он должен расти и расти, и приносить плоды. Если мы духовно не растём, то мы становимся духовными инвалидами. Жизнь верующего похожа на путешествие через пустыню к обетованной земле, где течет молоко и мед. Если в пустыне нерегулярно кушать – невозможно перенести дневную жару и ночной холод, выстоять в трудностях. Поэтому Бог давал израильскому народу манну с неба в пустыне в течении 40 лет. Также и в жизни верующих – если мы плохо питаемся духовно – легко болеем, не можем преодолеть искушения и дойти до обетованной земли. Сегодняшнее слово открывает нам, как Бог заботился о Своем народе в пустыне и воспитывал их через каждодневный хлеб. Я молюсь, чтобы через это слово мы видели важность ежедневного духовного хлеба и учились каждое утро вкушать небесную манну.

I. Это хлеб, который Господь дал вам в пищу (1-15)

Взгляните на стихи с 1-го по 3-й. «И двинулись из Елима, и пришло все общество сынов Израилевых в пустыню Син, что между Елимом и между Синаем, в пятнадцатый день второго месяца по выходе их из земли Египетской. И возроптало все общество сынов Израилевых на Моисея и Аарона в пустыне, и сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы все собрание это уморить голодом». Израильтяне освободились от 430-летнего рабства силою Бога. Они пошли из Египта, из земли рабства, в землю обетования. Прошло уже полтора месяца после исхода из Египта. Практически все запасы, которые израильтяне взяли с собой, уже закончились. Народ начал голодать, но пустыне не было видно конца. Тогда они снова начали роптать на Моисея и Аарона: «о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта!» В их сердцах сразу же проснулась ностальгия за Египтом. Они скучали по плотским удовольствиям и наслаждениям в Египте – котлы с мясом, хлеб досыта, вкусное египетское пиво, дискотеки по вечерам. В Египте они были рабами. У них не было никакой надежды, никакой радости. Они не жили, а просто существовали. Но у них была возможность жить ленивой и безответственной жизнью, по которой они сейчас так скучали.

Отсюда видно, насколько глубоко укоренился в них рабский менталитет. 430 лет они жили как рабы. Они привыкли всегда жаловаться, все делать только по принуждению. Они не любили трудность. Физически они совершили исход из Египта, но духовно еще нет. Их тело уже вышло из Египта, но их сердце, мысли, желания – все еще оставались там. Это был их грех, в котором нужно было покаяться. Рабская жизнь – это не то, за чем мы должны скучать и любить. Это не была жизнь. Это была гибель, тьма, страдание и ад.

Бог спас израильского народа для того, чтобы он стал царственным священством. Но израильтяне предпочитали быть сытыми животными, а не народом Бога. Как набить свой живот – это была их главная забота. Как служить Богу, как выполнять святую миссию данную Богом, как прославить Его имя – это не было их дело. Поэтому каждый раз они жаловались и роптали на пастыря, на Бога и на всех: «о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы все собрание это уморить голодом».

Их ропот – это не из-за того что не было хлеба. В их ропоте скрыто две серьёзные проблемы. Во-первых, неверие. Они испытывали силу и любовь Бога уже достаточно, но не верили в Него. Они не верили в любовь Бога и Его обещание. Даже видя своими глазами великую работу Бога – всё равно не верили в Него. Поэтому они часто говорили: «о, если бы мы умерли в земле Египетской». Неверие серьёзный грех. Если мы не кушаем пару дней, умрём ли мы из за этого? Нет! Голодать, получить разные гонения и терпеть ущерб ради славы Бога – это большая благодать для святого народа и это романтика, которую только святой народ может иметь. За это надо благодарить. Но из-за неверия они постоянно роптали и жаловались на своего пастыря Моисея. Из-за греха неверия, многие пастыри, братья и сёстры, также жалуются и боятся жертвовать даже копейками. Как мне жить? Как будут жить мои дети? Как родители? Неверие, боязнь это не дело характера, а это самый большой грех, из-за которого человек в первую очередь попадает в ад (Откр.21:8). Во-вторых, в их ропоте скрыта неблагодарность. Почему они скучали по прошлой жизни? Потому что в их сердце не было благодарности за милость спасения. Они не благодарили Бога за милость спасения, за исход, забыли все, что Господь сделал для них. А вместо этого они скучали по старой грешной жизни и мечтали, чтобы вернуться в Египет. Как можно терпеть такой народ?

Но что сделал Господь в такой ситуации? Посмотрите на 4-й стих. «И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет». Бог наш – Господь милости. Вместо того чтобы наказать их за их ропот, Он дал им хлеб на каждый день и еще обязательный выходной раз в неделю. Какая великая Его любовь! Бог наш небесный Отец. Его любовь – святая любовь. Он воспитывает Своих детей, чтобы они стали настоящими людьми веры. Для этого Бог тренировал Свой народ через манну, чтобы помочь им иметь веру, полностью полагаться на Бога и жить по слову Бога. В тот же день вечером на стан налетели перепела, а наутро после росы, поверхность пустыни покрылась мелкой, круповидной манной. Ее вкус был как лепешка с медом. Бог не собирался морить голодом израильтян, наоборот, Он приготовил для них самую вкусную, самую лучшую еду. Через манну Бог хотел показать, что Он – Всемогущий Господь, Который всегда пребывает со Своим народом и заботится о них. Также, Он показывает Свою верность, что Он отвечает за Свой искупленный народ, до тех пор, пока они не войдут в Его Царство. Господь не хочет, чтобы Его народ сомневался в Нем и боялся трудностей. Господь не хочет, чтобы Его народ боялся что есть, во что одеться и с утра до вечера искал деньги. Бог не только спас нас от власти греха смерти, но Он отвечает за нас как добрый отец, благословляет нас, чтобы через нас все люди прославили Его. Господь хочет, чтобы Его народ был народом святым и царством священников для всего мира. Вот причина, почему Бог кормил их манной в пустыне.

II. Как нужно есть манну (16-36)

Во-первых, манну нужно кушать ежедневно. Господь каждый день заботится о них. Самое первое и самое элементарное, во что мы должны верить – это то, что Господь решает нашу проблему ежедневного хлеба. Когда Иисус учил учеников молиться – одна из первых тем: «хлеб наш насущный дай нам на сей день» (Мф.6:11). Только когда есть такая вера, мы можем доверять свою жизнь и свое будущее Богу и выполнять Его миссию. Без этой веры невозможно ничего жертвовать и ничего делать для Бога. Поэтому Господь тренировал Свой народ, давая ему хлеб каждый день. Это было действительно чудо, удивительная работа Бога – не зависимо от условий, погоды, местонахождения – Господь всегда давал им манну. Каждый день израильтяне могли видеть и испытывать чудесную работу Бога. И так – целых 40 лет.

Поэтому манну надо собирать и кушать каждый день. Господь не дал манну на неделю или на месяц, а на каждый день. Почему? Потому что если человек имеет манну на неделю – то он больше не полагается на Бога, пока не закончится манна. Бог хорошо знает нашу грешную природу, поэтому дал им манну на каждый день. Посмотрите на 20-й стих. Некоторые не верили, что завтра будет манна, и сразу собирали на месяц, полный склад, но на следующий день всё восмердело. Ежедневный хлеб – значит, мы должны верить в Бога каждый день и каждый день жить верою. Мы не должны бояться за завтрашний день, и жадничать, как будто у нас нет Бога. Мы не должны передать неверие своим детям в наследство, собирая им манну на 20 или 30 лет вперед. Некоторые родители работают только ради денег и учат детей доверять только деньгам, этим самим учат своих детей, что нельзя доверять Богу, Который кормит нас каждый день. Но Иисус учит нас: «Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф.6:34).

Во-вторых, манну надо есть рано утром. Каждый день народ должен был побороть свою лень, вставая рано утром до восхода солнца собирать манну. Когда солнце восходило – манна таяла. Когда они были рабами, то спали, сколько хотели. Они ложились, когда хотели, вставали, когда хотели, ели, когда хотели. В их жизни не было порядка, они жили по своим эмоциям и настроению. Но теперь Бог учил их жить по Слову Бога, а не по настроению. Во Второзаконии 8:3 сказано о цели воспитания каждодневной манной: «Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живет человек». Манна – это тень слова Бога. Когда Господь кормил их манною, Он хотел, чтобы они не жили рабской жизнью, как животные, а жили по слову Бога, как Его избранный народ, чтобы они могли стать Царством Священников и народом Святым.

По сути, манна для израильтян – это жизнь. Где они могли найти пропитание в пустыне? Там только песок, пыль и камни. В пустыне днём была жара, а ночью холод, им приходилось защищаться от хищников. Если бы они не ели манну регулярно, как они могли преодолеть всё это? Очень быстро они бы обессилели и стали бы жертвой пустыни.

Мы живем в такой же духовной пустыне. Нам необходима духовная пища, духовное подкрепление каждый день. Мы кушаем духовный хлеб – каждый новый день начинаем с молитвы и Слова Бога. Некоторым это может показаться как бремя. Зачем жертвовать сладким утренним сном? Но без духовной пищи нет духовной жизни. Наша истинная манна с небес – это Сам Иисус. Иисус сказал: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин.6:35). Иисус должен составлять первый интерес в нашей жизни. Мы должны искать общения с Ним с раннего утра, пока мирские посторонние интересы не завладели нашими слабыми сердцами. Мы должны каждый день жить Словом Божьим. Но если кушать только раз в неделю или раз в месяц – тогда становимся, как духовные дистрофики.

Помимо каждодневного хлеба Господь дал еще одну тренировку – каждую субботу отдыхать. Соблюдать субботу – это принцип для народа Бога, потому что суббота день святой. Но даже такое элементарное некоторые не могли соблюдать. Посмотрите на 27-й стих. Некоторые в субботу вместо богослужения с утра поехали на 7-й километр собирать манну. Но ничего не нашли. Поэтому Бог ругал их: «Долго ли будете вы уклоняться от соблюдения заповедей Моих и законов Моих? смотрите, Господь дал вам субботу, посему Он и дает в шестой день хлеба на два дня: оставайтесь каждый у себя, никто не выходи от места своего в седьмой день».

Господь хочет, чтобы каждый из нас стал верным Божьим человеком, а не человеком настроения. План Бога – мы стали Царством Священников и Народом Святым. Однако это непросто. У нас остаются черты рабского характера: лень, неблагодарность, жалоба, неверие. Из-за них мы часто отчаиваемся в себе и падаем. Поэтому Господь даёт нам воспитание через каждодневный духовный хлеб и соблюдение воскресенья. Слово Бога каждый день дает нам силу победить власть греха и повиноваться воле Бога. Это не получается за один день, но если мы будем постоянно кушать духовный хлеб, то станем верными слугами Божьими, которые живут по Его слову и выполняют всемирную миссию.

Нам очень важно принять Иисуса и Его прошение грехов. Но также важно расти духовно после того как мы получили спасения. Для этого необходим ежедневный духовный хлеб. Те, кто кушают духовный хлеб каждое утро, обязательно растут духовно, получают исцеление от духовных болезней, их жизненные проблемы решаются и они приносят плоды. Однако, те, кто не кушают духовный хлеб – духовно не растут. Их духовный рост остается на уровне детей. У них не решается проблема греха: похоти, гордости, лень, страх, не могут освободиться от комплекса неполноценности. Они не могут быть лидерами. Они – вечные агнцы. Но люди не понимают духовный рост и относятся к этому легкомысленно. Но духовный рост – это очень серьёзный вопрос. В Северной Корее дети сильно страдают от нехватки питания. Шестилетний ребёнок ещё не может ходить и весит около 7 килограмм. Средний рост солдат на 20 см ниже, чем в Южной Корее. 25-летний солдат выглядит как школьник. Тоже самое в духовном плане. Если кто не кушает духовный хлеб каждый день, у того тоже будет недоразвитость. Кто кушает духовный хлеб каждый день, тот растёт духовно, растёт в любви, в вере, в смирении, освобождаясь от проблемы греха, характера и становится лидерами. Он всем приносит радость, благодать и мир. Он приносит много добрых плодов Богу. Кушать духовный хлеб каждое утро – это мудрость Бога. Бог не хочет, чтобы мы стали недоразвитыми детьми. Он хочет, чтобы мы стали достойными Его детьми, народом святым, царственным священством. Для этого Бог каждый день утром даёт нам манну с неба – это Его слово. Первое послание Петра 2-я глава стих 2 говорит: «как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение».

Через сегодняшнее слово мы узнали, как Господь воспитывал Свой народ через каждодневный хлеб в течении 40 лет. Господь также призвал нас быть Его народом. Чтобы воспитывать нас, Он дал нам духовный хлеб каждое утро и воскресное богослужение. Господь хочет, чтобы мы регулярно кушали и регулярно отдыхали – и через это мы избавились от рабских привычек и жили как царство священников и святой народ. Аминь.