Евангелие от Марка 14:27-72
Ключевой стих 14:36
«и говорил: Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты».
На прошлой неделе мы узнали о том, что кровь Иисуса является кровью нового завета. Кровь Иисуса, принесённая однажды, дает совершенное прощение, поэтому нам не надо страдать от чувства вины, страха и от духа поражения, и не надо самим нести на плечах бремя греха. Кровь нового завета дает нам силу служить живому истинному Богу с дерзновением. Сегодняшнее слово о том, как Иисус молился на горе в Гефсимании перед крестом. Иисус должен был умереть на кресте для того, чтобы спасти весь мир. Но это было не легко для Него. Когда час пришел, Он начал молиться, чтобы повиноваться, Его молитва стала примером для всех верующих, которые служат Богу. Я молюсь, чтобы каждый из нас учился Его молитве и служили истории спасения студентов всего мира.
I. Иисус, молившийся в Гефсимании (27-41)
Когда Иисус с учениками пришел на гору Елеонскую, Он сказал им: «все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы. По воскресении же Моем, Я предваряю вас в Галилее». Соблазнитесь означает: оставят веру, убегут, предадут. Иисус знал как поступят Его любимые ученики. Он понимал их слабость, поэтому предупредил, чтобы они береглись. И Он обещал им снова ждать их в Галилее. Давайте посмотрим на реакцию Петра: «Петр сказал Ему: если и все соблазнятся, но не я». Петр очень сильно отрицал и не принял слово Иисуса. Мы тоже часто говорим такие слова: «Нет, я не такой, я порядочный человек». Петр полагался на себя, на свою порядочность. Почему он так сильно был уверен в себе? Потому что не знал себя. Тот, кто знает себя, никогда не полагается на себя, на свою порядочность, и всегда молится и смиренно просит милости Бога. Петр еще не принял крест, хотя Иисус много раз говорил и не был готов к нему. Поэтому он был слишком смелым и громко кричал, не зная что такое смерть на кресте, тем более он сравнивал себя с другими и считал себя лучше, если и все соблазнятся, но не я. Но это обман сатаны. Тот, кто считает себя выше другого, обязательно терпит поражение, потому что не умеет слушать совет и обличение. Здесь можно учиться одной вещи: насколько глупо полагаться на себя. Все мы слабы, немощны, мы должны помнить это и много молиться перед проблемами.
Посмотрите на 30-й стих. «И говорит ему Иисус: истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня». Для Петра это слово было очень оскорбительно. Но Иисус знал Петра лучше чем он. Иисус не унижал Петра, а заранее предупреждал, чтобы после соблазнения Петр вспомнив это слово мог вернуться. Когда человек полагается на себя, насколько он слаб, вы даже не представляете. Каждый из нас должен знать это – я могу предать, могу согрешить, как я такой могу быть верным пастырем, как я такой смогу ехать миссионером? Нам надо в молитве признать себя слабым грешником, каяться и уповать на милость Бога. Только так человек может быть сильным и надежным. Но Петр поступил иначе, взгляните на стих 31. «еще с большим усилием говорил: хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя». Этими словами он сделал большую ошибку и дал сатане шанс соблазнить его.
Посмотрите на стихи 32-34. Иисус взял с собой учеников и пришел в селение называемое Гефсимания и сказал им: «посидите здесь, пока Я помолюсь». «И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте». Пред ним сейчас стоит крест – это стыд, мучение, страх и неописуемая боль, и в конце концов ужасная смерть. Но для спасения всего мира Иисус должен был нести этот крест. Поэтому Он молился изо всех сил.
В этих стихах видно очень большой контраст у Иисуса с Петром. Петр смело готов умереть, а в отличии от Петра, Иисус не скрывает Свою слабость, Иисус ужасается, тоскует и скорбит смертельно. Никогда еще в Библии не упоминалось такое ужасное самочувствие. Он взял с Собой любимых учеников, чтобы не оставаться в полном одиночестве, и просил их молиться за Него, и сказал: «душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте».
В мире есть много великих людей, которые умерли очень великой и храброй смертью, но только Иисус открыл всю скорбь и показал человечески переживания. Насколько Ему было тяжело и безвыходно.
Потом Он начал молиться. Посмотрим на стихи 35, 36. «И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты». Иисус молился, чтобы если возможно миновал Его час сей. Иисусу было всего лишь 33 года. Раньше я думал что это уже взрослый дядька, а сейчас я думаю: «Какой кошмар, Он был такой молодой». Мне сейчас 32. Каждый хочет жить, тем более молодой, поэтому Он очень просил, если возможно, чтобы миновал Его это ужас. И говорил: «Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты». Здесь важно слово «но». Это слово показывает нам Его духовную борьбу чтобы повиноваться Богу. Он хочет, чтобы воля Бога исполнилась, для этого Он готов повиноваться даже до смерти. Здесь мы учимся важной истине, а именно, что такое молитва. Обычно христиане молятся так: «Авва Отче! Все возможно Тебе пронеси чашу сию мимо меня; но не чего Ты хочешь, а чего я». Таким образом многие заблуждаются, не выполняя волю Бога, они склоняют Бога выполнять их волю. Люди приходят в церковь и с утра до вечера усердно просят, чтобы Бог дал им то, что они хотят, целую ночь молятся и часто делают пост, чтобы достичь своей цели. Они перечисляют все свои проблемы и подсказывают Богу путь как и когда их надо решить. Но это неправильная молитва, Иисус нам показал пример молитвы: «пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты». Также, Иисус учил нас молится через молитву «Отче наш». Иисус сказал: «Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф.6:9,10). Мы должны отвергать себя и повиноваться, чтобы воля Бога исполнилась через нас, это истинная молитва. Чтобы моя воля исполнилась через Тебя – звучит очень духовно, но при этом очень отвратительно перед Богом. Молитва, это не двухсторонний договор: «я Тебе выделяю 30 минут в день, а Ты мне: хорошую работу, здоровье, жену, детей, квартиру, машину», молитва это не проламывать свою волю и желания, молитва это слышать что Бог хочет от меня и повиноваться.
В Его молитве мы учимся истинному благочестию. Благочестивый человек это человек, который повинуется слову Бога, а не смотрит удобно или не удобно, подходит или не подходит мне это слово. Благочестие не заключается в том насколько духовно мы выглядим или разговариваем, благочестие это не соблюдение традиций. Благочестие – это отвергать свое желание, план и повиноваться слову Бога. То есть, воле Бога, Его плану на мою жизнь и в молитве надо победить свои желания и планы и принять волю Бога: «но не чего я хочу, а чего Ты». Если мы принимаем крест, который дает нам Бог, то значит наша молитва по Его воле. Тогда какой крест Бог дал нам? Наш крест это всемирная миссия, воспитание учеников Иисуса в университетах всего мира. Для этого креста мы должны каждый день умирать, оставляя свою волю, свой план и выполнять Его миссию. Например жертвовать временем, жертвовать своим отдыхом или жертвовать своим делом, чтобы изучать Библию – это тоже значит умереть. Наше страдание нельзя даже сравнивать со страданием Иисуса, наш крест настолько легче, чем крест Иисуса, что можно сравнить с игрушкой. Люди не любят крест, из-за маленького креста чувствуют большой ущерб, но неужели наш крест делает нас бедным, несчастным? Нет! Наш крест делает нас счастливыми, радостными и великими. Как Бог не будет заботится о тех, которые творят волю Его. И может ли такое быть, чтобы Всемогущи Бог, кормящий каждый день всех людей, не даст творящим волю Его, то в чем мы нуждаемся? Крест Иисуса это наше спасение, наше благословение, наша сила и привилегия.
Что делали ученики во время молитвы? Давайте посмотрим на стихи с 37-го по 41а. «Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. И, опять отойдя, молился, сказав то же слово. И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать. И приходит в третий раз и говорит им: вы все еще спите и почиваете?» Когда Иисус молился, ученики спали на природе, громко храпя, Иисус сказал: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна». Но они не могли преодолеть свою плоть. Иисус трижды ходил молиться, трижды просил их молиться и трижды Он их будил, но это всё было бесполезно.
Почему Иисус молился трижды? Это значит молился до тех пор пока не пришла уверенность. Стих 41б говорит: «Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников». Когда Он принял смерть на кресте его молитва завершилась.
Бог призвал меня когда я был на втором курсе. Через четыре года, на четвертом курсе, я читал свою первую проповедь по слову: «и Я не осуждаю тебя, иди и впредь не греши» (Ин.8:11). Я принял крест быть пастырем для студентов. Я на самом деле недостойный, неспособный и не мудрый, чтобы служить Богу, поэтому всё, что со мной случилось за девять лет это чисто милость Бога. Бог дал мне крест служить в Академии Холода, и дал мне много хороших агнцев, которые по разным причинам, но в основном из-за меня, не растут духовно. Еще у меня есть крест кредитов на несколько сотен тысяч, еще крест семьи, где постоянно не хватает времени. Если думать хотя бы об одном кресте подробно, то тяжесть и боль разрывают сердце. Когда любимый агнец даже не отвечает на звонки, мне очень обидно из-за такого отношения ко мне. Каждый месяц из-за кредитов я на грани дефолта, и мне кажется, что они не уменьшаются. Моя жена всегда страдает без моей помощи, и дети всегда ждут не дождутся меня. Мне это больно. Но я слышу молитву Господа: «Авва отче пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты». Иисус показал своим примером, что я до конца должен служить непослушным агнцам, которых Бог поручил мне. И до конца выполнять всемирную миссию. Пусть Господь помилует меня.
II. Иисус, допрошенный в синагоге (42-72)
Посмотрим на стихи с 42-го по 45-й. «Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня. И тотчас, как Он еще говорил, приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно. И, придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви! Равви! и поцеловал Его».
После того как в молитве Иисус принял решение повиноваться воле Бога, у Него исчезла скорбь и переживание, Он мог уверенно стоять и смело разговаривать с вооруженной толпой. Иуда привел множество народа с мечами и кольями, все знали Иисуса, но ночью, чтобы схватить именно Иисуса Иуда сделал знак, который стал самым отвратительным моментом в Библии. Он поцелуем предал Иисуса на страшную смерть. Поцелуй используется только для очень близкого или очень дорого человека, Иисус любил Иуду, поэтому ужаснее предательской сцены не было во всей истории человечества. Посмотрите на стих 46, 47. «А они возложили на Него руки свои и взяли Его. Один же из стоявших тут извлек меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо». После поцелуя на Иисуса обрушилось много рук и Его взяли. Тогда Петр схватил меч и начал размахивать и отсек кому то ухо. Смелость Петра была основана на самоуверенности, поэтому она быстро растаяла, такая смелость эмоциональна и создает всегда проблемы, а не решения. Иисус в молитве получил настоящую смелость и мог твердо разговаривать с целой бандой. Посмотрите на стихи 48, 49. «Тогда Иисус сказал им: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня. Каждый день бывал Я с вами в храме и учил, и вы не брали Меня. Но да сбудутся Писании». В книге Исаия 53:12 говорится об Иисусе: «Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем».
Что сделали в этот момент ученики? Ученики, которые громко кричали что готовы умереть с Иисусом, оставив Его, все бежали, точно как Иисус сказал. Солдаты взяли Иисуса как преступника и привели Его к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники. В это время Петр издали следовал за Ним, чтобы он в любое время мог убежать, но он зашел даже внутрь двора первосвященникова, потому что он уже сказал: «если и все соблазнятся, но не я». Во дворе первосвященникова Петр сидел со служителями, и грелся у огня. Он должен был молиться но не понимал. Там начался темный ночной суд. Первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили. Ибо многие лжесвидетельствовали на Него, но эти свидетельства не были достаточны. И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили: мы слышали, как Он говорил: «Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный». Но и такое свидетельство их не было достаточно. Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса: «что Ты ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? Но Он молчал и не отвечал ничего».
Иисус не отвечал, потому что уже принял крест перед Богом. Потом первосвященник задал вопрос: «Ты ли Христос, Сын Благословенного?» Иисус мог отрицать это, чтобы выжить. Но Он сказал: «Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных». Когда надо было защищать себя Иисус молчал, но когда надо было свидетельствовать о Боге и о Его царстве, Иисус смело проповедал. Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: «на что еще нам свидетелей? Вы слышали богохульство; как вам кажется?» Они же все признали Его повинным смерти. Иисуса не могла напугать даже смерть, потому что Он увидел победу через крест.
Посмотрим на Петра в стихах с 66-го по 72-й. Когда он был во дворе внизу, пришла одна из служанок первосвященника и, увидев Петра греющегося и всмотревшись в него, сказала: «и ты был с Иисусом Назарянином». Тогда он сильно испугался и сказал: «не знаю и не понимаю, что ты говоришь». Вот так он отрекся от Иисуса первый раз. И вышел вон на передний двор; и запел петух: «Кукареку!» Петух был бодрее, чем Петр. Он делал то, что должен был. Служанка, увидев его опять, начала говорить стоявшим тут: «этот из них». Он испугался до потери пульса и второй раз отрекся. Спустя немного, стоявшие тут опять стали говорить Петру: «точно ты из них; ибо ты Галилеянин, и наречие твое сходно». Теперь Петр должен был выжить, поэтому смело начал клясться и божиться, говоря: «Клянусь здоровьем своей мамы, не знаю Человека Сего, о Котором говорите». Тогда петух запел во второй раз: «Кукареку!» И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: «прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня». И начал горько плакать. Петр из-за своего поражения получил большую рану, и эта рана долго мучила Его.
Сегодня мы учились молитве Иисуса перед крестом, мы все идем по крестному пути как Иисус, я молюсь, чтобы каждый из нас стал человеком молитвы и повиновения, чтобы Бог мог использовать нас в своей истории спасения. Аминь.