СМЕРТЬ СЫНА БОЖЬЕГО (Евангелие от Марка 15:1-47)

Евангелие от Марка 15:1-47
Ключевой стих 15:34

«В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? – что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?»

Этот отрывок рассказывает нам о смерти и погребении Иисуса. Автор подробно описывает страдания Иисуса, мучительную смерть на кресте и Его погребение, чтобы показать, что смерть Иисуса – это исторический факт. Его смерть – это не просто смерть одного человека, а смерть Сына Божьего за грехи всего мира. Тогда кто, как, убили Иисуса? И какое значение имеет Его смерть для меня? Я молюсь, чтобы каждый из нас нашёл ответ на эти вопросы и получил самое драгоценное – прощение и спасение.

I. Иисус перед Пилатом (1-15)

Посмотрите на 1-й стих. «Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату». После ночного допроса, на котором первосвященники осудили Иисуса к смерти за богохульство, они связали Его и поспешно отвели к римскому наместнику в Иудее – Пилату. Иудея в то время находилась под властью Рима, и право вынести смертный приговор имел только прокуратор, поэтому первосвященники и старейшины, и книжники отвели Иисуса к Пилату, чтобы он вынес смертный приговор. Главное их обвинение заключалось в том, что Иисус называет Себя Царем Иудейским и настраивает народ против кесаря. Пилат принял Иисуса и спросил Его: «Ты Царь Иудейский?» Иисус ответил ему: «ты говоришь». «Царь Иудейский» означает обещанный Богом Мессия по иудейскому понятию. Пилат, который изучал много об иудейском народе, тоже знал об этом. Иисус подтверждал, что, действительно, Он – Царь Иудейский. Иисус ничего не боялся и свидетельствовал об истине перед Пилатом, чтобы тот мог принять Иисуса и получил спасение. Пока Пилат молчал, первосвященники обвиняли Иисуса во многом. Пилат же опять спросил Его: «Ты ничего не отвечаешь? видишь, как много против Тебя обвинений». Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился. Иисус не пытался оправдываться, потому что уже принял крест, который Бог приготовил Ему.

Пилат побоялся Иисуса. Он понял, что Иисус не виновник, и что первосвященники предали Его из зависти. По закону и справедливости он должен немедленно отпустить Иисуса. Но Пилат так не поступил. Он поступил по своей выгоде. Чтобы не портить отношения с иудейскими лидерами, решил пойти на компромисс с ними. На всякий же праздник отпускал он им одного узника, о котором просили. Пилат начал спрашивать: «хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?» Но весь народ возмутился и стал просить: «Отпусти нам Варраву!» Варавва с сообщниками совершил убийство во время мятежа. Но первосвященники возбудили народ просить отпустить Варавву. Пилат, отвечая, опять сказал им: «что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским?» Они опять закричали: «распни Его». Пилат сказал им: «какое же зло сделал Он?» Но они еще сильнее закричали: «распни Его». Как Пилат поступил тогда? Посмотрите стих 15. «Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие».

Для своей выгоды Пилат убил невинного Иисуса. Здесь мы видим, что убило Иисуса. Это эгоизм. Если я поступаю не по истине, а по своей выгоде, кто-то обязательно должен страдать из-за меня. Смотрите на наше общество. Как все люди думают только о себе, и сколько людей страдают, плачут, и умирают из-за этого. Также умер Иисус таким образом. Иисуса убил не только Пилат. Все мы убили Иисуса своим эгоизмом. Эгоизм человека – это самый страшный грех. Он является главным грехом человечества. Люди считают эгоизм как менее стыдный грех, чем прелюбодеяние, и живут эгоистично, думая только о себе. Но именно он убил Иисуса Христа. Нельзя относиться легко к эгоизму. Это очень грязный, очень отвратительный и очень страшный грех. Мы должны со слезами покаяться в эгоизме и полностью оставить его со своей старой жизнью.

Вторая проблема Пилата в его компромиссе. Он был интеллигентом с высшим образованием, был лидером общества и знал истину. Но не жил по истине, а шёл на компромисс. Его компромисс убил Иисуса. Люди думают, что жизнь компромисса удобная, мудрая и легко идут на компромисс с миром. Но мы должны знать, что компромисс всегда убивает истину. Нам не важно много знать о Библии. Если мы знаем истину, мы должны жить по ней. Компромисс, это не лёгкий грех. Грех Пилата насколько серьезен, что его проклинают каждый раз, когда церкви читают Апостольский символ веры.

В чём заключается проблема первосвященников и книжников? Они предали Иисуса из-за зависти. Почему они завидовали Иисусу? Потому что Иисус был праведным, а они нет, потому что Бог пребывал с Иисусом, но с ними нет. Они должны были покаяться в своих грехах, лицемерии, и учиться у Иисуса. Но они не учились у Иисуса, а вместо этого, они убили Иисуса. Крест Иисуса показывает нам, какой великий грех наша зависть и гордость. Зависть и гордость – природа грешников, которые не родились свыше. Наша зависть убила Сына Божьего Иисуса. И наша гордость также. Как же нам не покаяться в своей зависти и своей гордости?

Смотрите на толпу, которая кричит против Иисуса. В чём их проблема? Они недавно так приветствовали Иисусу, говоря: «Осанна! Осанна!» Но когда первосвященники и книжники дали им выгодное предложение, они на ровном месте стали врагами Иисуса. Их проблема заключалась в том, что они глотали только сладкое, а что горькое сразу выплюнули. Они жили не по истине, а жили по своей выгоде. Кто такой Пилат? Это я. Кто такие первосвященники и книжники? Это я. И толпа – это мы. Они показывают именно наши грехи. Это наш эгоизм, наша зависть, гордость убили Иисуса, невинного Сына Божьего.

II. Распятие Иисуса (16-41)

Первоначально Иисуса, как было заведено перед распятием, жестоко бичевали. Орудие для бичевания было кнутом с множеством кожаных полосок, на концах которых были привязаны острые кусочки металла или костей. Во время бичевания тело покрывалось множеством глубоких, болезненных ран. Кожа лопалась, и человек истекал кровью. После бичевания солдаты принялись развлекаться, мучая и насмехаясь над Иисусом, испытывая при этом садистское наслаждение. Поскольку вина Иисуса звучала как «Царь Иудейский», они нарядили Его подобно царю – накинули на Него багряницу, сплели терновый венец и поглубже одели его Иисусу на голову. После этого начали насмехаться над Ним: «радуйся, Царь Иудейский!» Не чувствуя никакой жалости к Иисусу, они спокойно, без угрызений совести, снова и снова ударяли Его по голове тростью, плевали в лицо, даже, становясь на колени, кланялись Ему, издеваясь над Ним. Тело Иисуса ныло от боли после бичевания, все лицо Его заливала кровь с ран от тернового венца.

Мы видим, насколько жестоким и несправедливым было страдание Иисуса, какие страшные люди осудили и мучили Иисуса. Почему Безгрешный Сын Бога так получил всё это? Да! Это он пострадал за нас. В книге Исаии 53:4-6 написано: «Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас». Хотя Иисус не заслуживал даже малейшего наказания, но Он был мучим по полной программе, потому что принял на Себя наши грехи.

После того, как воины достаточно поиздевались над Иисусом, они положили Ему на плечи тяжелый деревянный крест и повели по пути к Голгофе. Посмотрите стихи 21, 22. «И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его. И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место». Казнь распятия включала в себя также длинный путь к месту казни, идя по которому осужденный сам должен нести свой крест. Это было как предупреждение для других, чтобы многие люди могли видеть осужденного. Иисус был настолько измучен, что не мог нести крест Сам. Тогда солдаты заставили некоего Симона Киринеянина нести крест Иисуса. Вот так привели Его на место Голгофу, что значит «Лобное место». Посмотрите стих 23: «И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял». Иисус отказался пить вино со смирною, чтобы до дна испить чашу страданий. Когда они пришли к месту казни, солдаты положили крест на землю и растянули на нем Иисуса. Они начали прибивать руки и ноги Иисуса молотком ко кресту. Библия свидетельствует так: «Был час третий, и распяли Его». Большие гвозди прошли через запястья и щиколотки Иисуса, дробя кости и разрывая вены. Потом крест подняли и поставили вертикально.

Распятие на кресте – самая жестокая казнь в мире. Распятые не умирают сразу. Они чувствуют ужасную, непрекращающуюся боль, полностью теряют кровь и только потом умирают. Из-за боли они тысячи раз теряют сознание. Все мышцы и сухожилия напряжены до предела. Из-за обвисшего тела трудно дышать, невыносимая жажда и жар сжигает их. Не говоря уже о позоре и стыде быть выставленным нагим на обозрение тысяч людей. Предсказывая страдания Мессии, царь Давид говорил: «Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей. Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной» (Пс.21:15-16).

Посмотрите на стихи 25, 26: «Был час третий, и распяли Его. И была надпись вины Его: Царь Иудейский». Первосвященники и книжники сделали эту надпись, чтобы обвинить Его. Но Иисус действительно был распят в качестве Спасителя мира и Мессии обещанного Богом. Вместе с Ним распяли двух мятежников, приравняв Его к преступникам и убийцам. По-человечески, смерть Иисуса самая позорная и стыдная. Но с Божьей точки зрения, она была искупительной смертью Сына Божьего. Иисус отдал себя, Свою жизнь, чтобы дать нам вечное спасение и Царство Бога.

Когда Иисус висел на кресте, толпа людей, проходящих мимо, насмехались над Ним. Посмотрите стихи 29б, 30: «Э! Разрушающий храм и в три дня созидающий! Спаси Себя Самого и сойди со креста». Точно так же и первосвященники с книжниками насмехались над Иисусом: «Других спасал, а Себя не может спасти. Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем». И даже разбойники, распятые рядом с Ним, поносили Его. Но почему Иисус не спас Себя Самого? В Евангелии от Матфея 26:53 Иисус сказал: «Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» У Иисуса была сила призвать ангелов со всех сторон и уничтожить толпу, первосвященников, солдат, Пилата и всех Его врагов. Но Иисус не спас Себя, чтобы спасти нас. Смерть Иисуса на кресте была самым большим злом сделанным людьми. Тьма покрыла весь мир. Посмотрите стих 33: «В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого». Даже солнце не могло выдержать такой несправедливости.

Посмотрите на стих 34. Вместе прочитаем его: «В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? — что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» До сих пор Иисус молча терпел все пытки. Когда Его страшно бичевали, превратив спину в кровавое месиво, – Он молчал. Когда одели терновый венец на голову и садистски издевались – Он молчал. Даже когда вбивали ржавые гвозди в Его руки и ноги – Он молчал. Но когда Бог оставил Его Он громко закричал: «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» До тех пор, пока у Иисуса существовали отношения любви с Богом, Он мог переносить любые страдания. Иисус всегда мог положиться на любовь Бога к Нему. Но из-за грехов людей, которые, Иисус понес на Себе, Бог оставил Его.

Отсюда мы видим, во-первых: святость Бога. Он ненавидит грех. В наше время люди очень легко относятся к грехам, находя в них лишь развлечение и наслаждение. Похоть, эгоизм, материализм, идолопоклонство – все это уже стало культурой нашего общества. И без угрызения совести свободно грешат, и мы также грешили. Но смотрите на Иисуса на кресте! Бог свят. Он наказал даже Своего единородного Сына, когда Он взял на Себя наши грехи. И оставил Его за наши грехи. Мы должны учиться святости у Бога. Мы должны ненавидеть грех. Крест Иисуса даёт нам святость Бога и ненависть к греху. Во-вторых: крест Иисуса открывает нам, насколько велика любовь Бога к грешникам. Каждый из нас должен был быть распят на кресте из-за своей похоти, эгоизма, зависти, гордости, лжи, ненависти. Бог должен был оставить нас за наших бесчисленных грехов. Но благодарение Богу! Бог любит нас. Для того, чтобы простить нас, Он Иисуса наказал вместо нас. Как велика Его любовь! Кто может описать Его удивительную и чудесную любовь! Святая кровь Иисуса пролитая на кресте омыла все мои грехи, неправды и зло. Благодаря кресту Иисуса, мы получили совершенное прошение грехов и исцеление.

Посмотрите стихи 37-38: «Иисус же, возгласив громко, испустил дух. И завеса в храме разодралась надвое, сверху донизу». Из-за греха, между Богом и людьми была огромная преграда, целая пропасть, которую невозможно преодолеть человеческими силами. Иисус Своей смертью полностью уничтожил эту преграду и открыл путь к Богу, чтобы каждый из нас мог прийти к престолу Бога в любое время. Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: «истинно Человек Сей был Сын Божий». Из своих никто не принял Христа. Поэтому Бог свидетельствовал об Иисусе Христе через язычника сотника, который стоял напротив Его. Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия,  которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим. Эти женщины тоже были свидетелями смерти Иисуса.

III. Погребение Иисуса (42-47)

И как уже настал вечер, – потому что была пятница, то есть день перед субботою. Взгляните на стих 43: «пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова». Смерть Иисуса  изменила Иосифа из Аримафеи в смелого человека веры, и дала ему живую надежду на вечное Царство Бога. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.

Таким образом, Иисус умер на кресте и был погребён. Тогда что значит, что Иисус был погребён? Это также вместо нас. Это значит, что Иисус искупил наши грехи совершенно и ничего не осталось на земле. Нас уже нет в мире. Когда Иисус был погребён, мой старый я умер с Ним и был погребен. Поэтому нам не надо страдать от чувства греха, от страха и от стыда. У нас совершенная свобода от власти греха и от старой жизни. Старого Владимира Задорожного уже нет, старого Александра Геруса нет. Старой Веры, старой Алеси, старой Инны нет. Они умерли со своими грехами, со своими привычками, со своими комплексами, со своими болезнями, со своими мёртвыми делами и своими проклятиями, были погребены. Их уже нет в мире. Теперь новые живут. Поэтому не надо мучить себя своим прошлым грехом, своей прошлой ошибкой. И мы можем служить Богу. Это наша новая жизнь. Послание к Римлянам 6:3-4 говорит об этом так: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни».
В заключении крест Иисуса – это не крест поражения. Это крест повиновения. Это крест славы и крест спасения. И это крест победы. Слава Иисусу!