ЕДИНСТВО И РАЗНООБРАЗИЕ В ТЕЛЕ ХРИСТА (Послание к Ефесянам 4:1-16)

Послание к Ефесянам 4:1-16
Ключевой стих 4:3

«стараясь сохранять единство духа в союзе мира».

Счастливого Рождества! Слава Младенцу Иисусу, Который есть наш смиренный Царь и Который управляет нашей жизнью! Слава Младенцу Иисусу, Который дал нам Царство Бога! Сейчас время рождественских праздников, студенты скоро разъедутся на каникулы. Поэтому несколько недель мы будем изучать специальное слово о церкви, чтобы укрепить нашу церковь. Это тоже очень важно. Церковь занимается служением Богу и его агнцам, но нельзя из-за служения потерять самое главное: правильные отношения со Христом. В Откровении Иисус ругал именно Ефесскую церковь за то, что они потеряли первую любовь. Они очень много трудились и преодолели много искушений, но они потеряли свою первую любовь. Нам нельзя потерять первую любовь. Каждый из нас должен постоянно обновлять личные отношения с Христом, тогда наша церковь может быть живой и сильной на многие поколения вперед. В этом отрывке Апостол Павел учит, что церковь – это Тело Христа, и для церкви важно единство. Я молюсь, чтобы через это слово каждый из нас увидел величие единства в церкви, и все мы соединились во Христе.

I. Единство духа (1-6)

Взгляните на стих 1. «Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны». Обратите внимание на слово «призваны». Что такое церковь? Церковь состоит из людей призванных из мира, чтобы принадлежать Богу. Церковь – это не клуб по интересам. Церковь – это сообщество собранное Богом ради Божьей цели. Каждый член церкви получает личный призыв от Бога. Быть человеком, призванным Богом, быть христианином – это огромная привилегия. Поэтому Павел умоляет поступать достойно этого звания. Христианин должен не только называться христианином, но и в повседневной жизни следовать за Христом, повиноваться Ему и выполнять миссию Иисуса Христа.

Взгляните на стихи 2, 3. «со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира». Центральная мысль Павла в этом отрывке – это единство. В Евангелии от Иоанна 17:21 Иисус молился Богу так: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня». Для церкви единство – жизненно важно. Бог уже нам дал Спасителя Иисуса Христа, Который умер за наши грехи и дал нам мир с Богом. В Иисусе Христе Он соединил всех верующих в Церковь. Этот союз не политический. Этот союз в крови и плоти Иисуса Христа. Иисус взошёл на небо и послал церкви Святого Духа. Поэтому теперь задача церкви сохранить единство духа в союзе мира. Ради единства духа мы должны стараться, то есть отдать свои силы, пожертвовать собой. Единство должно быть приоритетом в церкви.

Легко ли сохранить единство? Нет. Но это нужно. Посмотрите ещё раз на стих 2. Здесь Павел пишет о 4-х вещах, которые мы должны практиковать в церкви ради этого. Во-первых: смиренномудрие. Смиренномудрие – это мудрость смиренного человека. У каждого человека есть своя мудрость. У гордого, есть своя мудрость, у наглого есть своя мудрость, у ленивого тоже есть своя мудрость. Но мы должны иметь смиренномудрие. В ночь перед распятием Иисус омыл ноги каждому ученику. Затем он сказал: «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин.13:14,15). Смирение очень важно для единства. Всякое разделение и конфликт обычно происходят от гордости. Главные причины разделений в церкви лежат не в доктринах, а именно в гордости. Наоборот, смирение способствует единству. Как мы можем быть смиренными? Это кажется невозможным. Но когда мы обнаруживаем свою грешную гордость перед Христом и молим, чтобы Христос жил во мне, Он поселяется в нас и даёт нам смирение.

Второе: кротость. Кротость – это не слабость. Кроткий человек имеет силу и власть, однако он ласково и нежно относится к другим, пренебрегая своей властью. Кротость – это способность обуздывать свой гордый характер. Это победа над гневом и раздражительностью. В Ветхом Завете Бог назвал Моисея «кротчайший из всех людей на земле» (Числ.12:3). Но истинную кротость во всей полноте мы увидели во Христе. Кротость – это характер Иисуса. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11:28,29). Кому нужна кротость в церкви? Некоторые говорят, что новые агнцы должны быть кроткими? Но, по-моему, наоборот, пастыри. Верующие постоянно растут и укрепляются в слове, становятся сильнее духовно. И если они не учатся кротости, они не могут найти общий язык с другими поколениями.

Третье: долготерпение. Долготерпение необходимо для того, чтобы терпеливо переносить неприятные черты характера других, в надежде на их исправление. Бог долготерпит нас и не наказывает нас, как мы этого заслуживаем. Бог делает так в надежде, что мы покаемся. Точно также мы должны быть терпеливы к другим. Если мы будем нетерпеливы и раздражительны, мы можем ранить других и разрушить единство церкви. Объясняя любовь, Павел в первую очередь говорит: «Любовь долготерпит» (1Кор.13:4). Чужие недостатки причиняют нам боль и страдание. Мы пытаемся терпеть, но у нашего терпения всегда есть предел. Если мы чувствуем это, нам надо просить Христа, чтобы Он пришёл в меня и дал силу подражать Ему.

Четвёртое: «снисходя друг ко другу любовью». Эта любовь – agape, Божья любовь. Она неизменна, безусловна, вечна и безгранична. Как Иисус оставил славу Небесного Царства и снизошёл к нам и небесной любовью окутал нас, так и мы должны с Божьей любовью стараться относиться к другим. Откуда мы можем иметь столько любви? От Бога! Если мы постоянно приходим к источнику Божьей любви, то мы имеем её в достатке и с избытком изливаем на других.

Посмотрите на стихи с 4-го по 6-й. «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас». Здесь Павел объясняет о нашем единстве на основе триединства Бога. В этих стихах слово «один», «одно» встречается 7 раз, подразумевая, что в Боге не может быть разделения. Церковь – это тело Христа, а Иисус – Глава церкви. Несвязные, разделённые части не могут сотрудничать. Но вместе верующие составляют тело. В этом теле руководит Святой Дух. Святой Дух рождает нас свыше и даёт каждому только одну надежду – надежду на Царство Бога. Если верующие имеют различные надежды, они не могут быть едиными. Но имея одну надежду, верующие могут быть одним телом и, сотрудничая, шагать в одном направлении. У верующих один Господь – Иисус Христос, Который есть единственный объект нашей веры и мы крещены в Него. У всех нас один Спаситель и Искупитель. У всех верующих только один Бог, Который есть Отец всех нас. Он всемогущий, вездесущий, всезнающий суверенный Правитель всего. Он управляет всем по Своей совершенной воле и мудрости. В Боге нет ни одной причины для разделений. Бог-Отец, Сын и Святой Дух едины. Точно также церковь должна быть единой.

II. Разнообразие и зрелость (7-16)

Когда мы размышляем о единстве, то некоторые могут подумать, что это означает, что все мы должны стать одинаковыми с точки зрения внешнего вида, речи, манер. Можно подумать, что воспитание учеников Христа – это производство подобное фабрике. Но стих 7 говорит, что «Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова». Павел говорит о разнообразии в теле Христа. Церковь – это очень интересное место. Потому что люди такие разные по культуре, по характеру, и особенно, по дарам благодати во Христе. Нет даже двух одинаковых людей. Каждый из нас уникальный и у каждого есть хотя бы один дар. Как верующие получают эти дары? Только по мере дара Христова. Ни по мере интеллекта, ни по способностям, ни по знаниям, ни даже по росту. Мы не заработали и не заслужили эти дары. Это только от благодати Христа. Поэтому не нужно сравнивать, завидовать или гордиться. Нужно только обнаружить, развивать и использовать дары, которые мы получили ради славы Бога, для созидания Тела Христа. В этом плане пастор большой церкви в Царстве Бога получит точно такую же награду, как дворник, который верно выполняет свои обязанности.

В стихах с 8-го по 10-й Павел объясняет, как Христос получил право давать дары Своим людям. Гора – это символ власти и царства. Сатана царствовал над людьми. Но Христос сошёл с небес и стал самым жалким Младенцем, чтобы взойти на гору и победить всех врагов Бога. Он победил власть сатаны и смерти через Свои смерть и воскресение. Он вознёсся на небо и излил Святого Духа на церковь.

Христос является источником всех даров для церкви. Посмотрите на стих 11. «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями». Бог даёт различные дары для различных служений. Однако, Павел фокусирует внимание не на дарах или служениях, а на цели Дающего. У всех даров и служений только одна цель: созидание и укрепление церкви. Если кто-нибудь использует свой дар чтобы показать себя, или ради своей выгоды, злоупотребляет ими и ему придётся дать отчет Богу в последний день.

Посмотрите на стихи 12, 13. «к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова». Все верующие – это святые, избранные Богом. Бог постоянно заботится, чтобы мы постоянно возрастали в святости, в служении, для того, чтобы тело Христа созидалось. Особенно, когда мы имеем одну веру и в едином духе познаём Христа, тогда Христос живёт в нас и использует нашу церковь, и тогда агнцы чувствуют любовь Христа среди нас, и они также хотят быть Христовыми.

Церковь – не здание, а тело Христа. Это не организация, в которую можно войти и безболезненно выйти, или просто уволить неугодного. Церковь – это живой организм. Никакой орган не может покинуть тело без страдания всего остального тела, и также часть тела без тела теряет свою сущность. Никакая часть не имеет права считать себя более важной, а другую не важной. Крепкие руки без ног ничего не могут сделать, и крепкие ноги без рук тоже бесполезны. Человек без одной ноги это физически неполноценный человек, поэтому мы должны точно также ценить друг друга.

В стихах с 14-го по 16-й Апостол Павел сравнивает духовных младенцев и зрелых верующих, чтобы ободрить нас возрастать во Христе. Духовные младенцы не позволяют истине глубоко укорениться в их сердце, и им недостаёт духовной проницательности. Поэтому они легко увлекаются человеческими философиями и лжеучениями. Они легко уязвимы для обманщиков и тех, кто хочет использовать их ради своей выгоды. Когда человеку не хочется любить кого-то или простить, тогда сатана уводит от простоты во Христе, где надо учиться самому Христу и любви. Сатана даёт новое учение, как будто можно и без любви. Тебе не нужна любовь, покаяние, прощение, терпение. Тебе нужно больше служить Богу. Тебе нужно больше читать или молиться как-то особенно. Сатана даёт другую истину, чтобы как-то по-особенному поклоняться Богу, но на самом деле человек отдаляется от Бога.

С другой стороны, зрелость характеризуется в 15-м стихе способностью говорить истину с любовью. Зрелые верующие глубоко укоренены в истине и в любви. Поэтому когда они открывают рот, то оттуда исходят слова истины с любовью. Если мы говорим истину без любви, мы можем ранить других и стать причиной разделений. А если мы говорим с любовью без истины, мы можем испортить других. Но говоря истину с любовью, все мы можем возрастать в зрелого человека, в тело Того, Кто есть наша Глава, то есть Христа.

Посмотрите на стих 16. «из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви». Мы очень разные люди, но если мы постоянно укрепляем наши связи с Иисусом, тогда мы постоянно сближаемся, и наши связи между собой также укрепляются. Так мы можем быть полноценным и сильным телом Христовым, получая приращение и созидая церковь в любви.

Ветхий Завет в основном это история героев веры. Авраам, Исаак, Иаков, Давид, Самсон, Илия, Даниил. Тогда самым главным была личная вера. Но Новый Завет – это история церкви. Это воспитание учеников, это проповедь Евангелия по всему миру. Здесь самым главным становится сотрудничество. В церкви важны не герои, а люди, готовые сотрудничать для истории Бога. Церковь это люди, отвергающие себя ради сотрудничества в теле Иисуса Христа. Только так мы можем достигать совершенства. Таких людей Иисус скрепляет и создаёт из них Своё славное тело.

До сих пор я, конечно, считал себя хорошим верующим, а в других видел только проблемы. Однако, через это слово Бог показал мне, что больше всего проблем скорее всего во мне. Я считал себя героем веры, но здесь я понял, что герои устарели. Для церкви нужны не герои, а сотрудники. Раньше я был уверен, что ради каких-то моих, якобы духовных принципов и истины, можно пожертвовать кем-то и единством в церкви. Но через это слово Господь научил меня, что надо жертвовать своими принципами и геройством ради единства. Раньше я считал, что церковь может обойтись без кого-то, но Иисус показал мне, что если я так считаю, то мне надо попробовать пожить без одной руки или ноги. Кроме этого, до сих пор, я легко говорил слова, которые ранили других. Я думал, что имел право говорить так, потому что это истина. Но это была истина без любви. То есть это не была истина Христа. Истина Христа спасает, а моя истина унижала и убивала. Я каюсь, что до сих пор жил такой эгоистичной, младенческой верой, что не ценил сотрудников и сотрудничество. Я каюсь, что говорил часто без любви. Я молюсь, чтобы Господь дал мне горячую любовь Христову к сотрудникам, особенно, чтобы научил меня говорить истину с любовью. Чтобы Иисус мог использовать меня в теле Христа ради славы Бога и ради роста Тела Христа. Пусть Господь даст нашей церкви единство под Главой Христом. Аминь.