РЕШЕНИЕ ДАНИИЛА (Даниил 1:1-21)

Даниил 1:1-21
Ключевой стих 1:8

«Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь, и потому просил начальника евнухов о том, чтобы не оскверняться ему».

Благодарю Бога за возможность изучать это слово. Мы сейчас изучаем книгу Откровение, и апостол Иоанн много раз иносказательно использует Вавилон. Чтобы лучше понять, что подразумевает Иоанн, очень важно знать и книгу Даниила и что такое Вавилон. Молюсь, чтобы через это слово Господь научил нас противостоять культуре Вавилона в наше время.

I. Четыре друга, плененные в Вавилон (1-7)

В книге Бытия мы узнаём о первом Вавилоне, который был построен царём Нимродом. Это было около 2400 лет до Рождества Христова. Нимрод был очень жестоким царём. Хотя со времени потопа прошло очень мало времени, он создал культуру жизни без Бога, и построили чисто человеческую цивилизацию, противостоящую Богу. Он начал строить город и башню как символ человеческой гордости. В то время Бог вмешался, смешав их языки, поэтому они перестали строить, перестав понимать друг друга. Но с того времени, Вавилон стал символом противления Богу и само превозношения человека.

Второй Вавилон, в плен которого попал Даниил, и о котором идёт речь в книге Даниила, это царство, существовавшее с 626-го по 538-й год до Рождества Христова построенное Навуходоносором. В то время Вавилон стал огромной империей, которая покорила все ближайшие народы. Вавилон был центром цивилизации. Вавилонская культура того времени была на самом высоком уровне. Там были очень развиты письменность, литература, астрономия, архитектура. Попав в Вавилон того времени человек был очарован, как если бы в наше время он попадёт в Вашингтон или Нью-Йорк или современный Дубай. У царя Навуходоносора была очень мудрая политика поглощения народов, переселяя их в другие земли, и перемешивая народы между собой, он стирал национальную культуру, и взамен насаждал в них вавилонскую культуру. А так как вавилонская культура была очень высокого уровня, люди очень легко принимали её и ассимилировались.

Взгляните на стихи 1, 2. «В третий год царствования Иоакима, царя Иудейского, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, к Иерусалиму и осадил его. И предал Господь в руку его Иоакима, царя Иудейского, и часть сосудов дома Божия, и он отправил их в землю Сеннаар, в дом бога своего, и внес эти сосуды в сокровищницу бога своего». В 586-м году до рождества Христова, Бог предал Иерусалим Навуходоносору, царю Вавилонскому. Многие сокровища, особенно из храма Божия были взяты и отправлены в Вавилон в храм и сокровищницу Вавилонского бога. Но особенно, Навуходоносор забрал себе и тысячи людей, которые были даже дороже тех сокровищ храма. Он увёл в Вавилон всю иудейскую элиту, самых умных, образованных лидеров, а также всех мастеров и профессионалов своего дела. Остались только простые люди. Почему это произошло? Это произошло по обещанию Бога за их неповиновение и идолопоклонство. В 4-й книге Царств 24-й главе написано так: «Во дни его выступил Навуходоносор, царь Вавилонский, и сделался Иоаким подвластным ему на три года, но потом отложился от него. И посылал на него Господь полчища Халдеев, и полчища Сириян, и полчища Моавитян, и полчища Аммонитян, – посылал их на Иуду, чтобы погубить его по слову Господа, которое Он изрек чрез рабов Своих пророков. По повелению Господа было [это] с Иудою, чтобы отвергнуть [его] от лица Его за грехи Манассии, за все, что он сделал» (4Цар.24:1-3).

Что же это за грехи Манассии? Об этом сказано в 21-й главе 1-й книге Царств, в стихах с 1-го по 14-й. Одним словом его дела были: мерзости, идолопоклонство, строительство жертвенников идолам, поклонение луне, солнцу и звёздам, он даже в самом Иерусалимском Храме поставил жертвенник и идола Астарту (богиню блуда), провёл сына своего через огонь, то есть принёс своего сына в жертву Молоху через всесожжение. На протяжении истории Израиль много раз падал в идолопоклонство и Бог тогда наказывал их. Тогда они вспоминали о Боге и взывали к Нему, и Он спасал их. Но как только им становилось опять чуть-чуть хорошо, они снова попадали в гордость и идолопоклонство. Бог Сам пообещал и Сам предал их в руки царя Вавилонского.

Взгляните на 3-й и 4-й стихи. «И сказал царь Асфеназу, начальнику евнухов своих, чтобы он из сынов Израилевых, из рода царского и княжеского, привел отроков, у которых нет никакого телесного недостатка, красивых видом, и понятливых для всякой науки, и разумеющих науки, и смышленых и годных служить в чертогах царских, и чтобы научил их книгам и языку Халдейскому». Навуходоносор приказал избрать из сынов Израилевых лучших из лучших: из царской семьи, с хорошими физическими данными, и красивой внешностью. И чтобы они были интеллектуально развитыми, чтобы потом обучить их и поставить служить во дворце. Я вижу, что они были точь-в-точь, как наши студенты.

Взгляните на стих 5. «И назначил им царь ежедневную пищу с царского стола и вино, которое сам пил, и велел воспитывать их три года, по истечении которых они должны были предстать пред царя». Их не только должны были научить книгам и халдейскому языку, им назначили и еду с царского стола и вино, которое пил царь.

Взгляните на стих 6. «Между ними были из сынов Иудиных Даниил, Анания, Мисаил и Азария». Среди избранных оказались четыре друга: Даниил, Анания, Мисаил и Азария. На первый взгляд, кажется, что они получили огромную привилегию. Они переселились в город, где цивилизация самого высокого уровня. Они получат такое высокое образование и будут по-царски питаться. Однако всё это сделано для того, чтобы насадить в них вавилонскую культуру и сделать их хорошими слугами царя вавилонского, и вавилонских идолов. Для этой же цели им даже поменяли имена. Раньше их имена были: Даниил, то есть «Господь Бог мой судья», Анания – «Господь Милостив», Мисаил – «кто подобен Господу» и Азария – «помощь Господа». Но вместо этого им дали имена: Валтасар – «Мардук, храни мою жизнь», Седрах –  судьба от божества «Аку», Мисах – кто подобен «Аку» и Авденаго – то есть «служитель Нево» (ещё одно шумерское божество). Всё это для того, чтобы они ассимилировались, забыли свой народ, своего Бога и стали настоящими вавилонянами и поклонялись вавилонским божествам.

Для них это был серьёзный кризис. С одной стороны, они потеряли свою страну. Они были унижены. Они были избранным Богом народом, но уведены в плен. В их сердце была обреченность, стыд, боль. С другой стороны перед ними открыли большие перспективы: великое вавилонское будущее, наслаждение вавилонской цивилизацией, свободный доступ к лучшим книгам и всем наукам. И наилучшие условия жизни, включая царское вино. Не случайно здесь указано и вино. Вино опьяняет человека, притупляет его бдительность. Однако, не только вино опьяняет: хорошая еда также опьяняет, роскошь опьяняет, современные технологии тоже опьяняют. Студены, приезжая в Одессу, также становятся пьяными Одессой, местной культурой и образом жизни. В наше время очень много вещей, которые опьяняют: алкоголь – от пива до коньяка, различные наркотики, опьяняют также и фильмы, танцы на дискотеке, компьютерные игры, Интернет, плотская мода и культура, и похоть сильно опьяняют. Есть много вещей, которые опьяняют нас, притупляя наше восприятие и духовный фильтр. Опьяненный человек гораздо легче идёт на компромисс. И через неделю-другую, смотришь, а ты уже в лапах «блудницы», о которой говорится в Откровении 17-й главе. Говорят: гонения менее опасны, чем роскошь.

Многие, попадая в подобные ситуации, придумывая себе оправдания, или говоря, что: «Бог дал мне такие обстоятельства», или говорят, что: «Это такое общество, поэтому мне нужно адаптироваться», и идут на компромисс. А компромисс – это уже падение. Но как нам нужно вести себя, находясь в мирской культуре и попав в трудные мирские обстоятельства? Верующий не должен убегать от трудностей. Нужно наоборот противостать, не принимая влияние, а оказывать влияние. Самому влиять на окружающий мир и обстоятельства по слову Бога. Чтобы сохранить личность, нужно принять решение.

II. Решение Даниила (8-21)

Давайте прочтем вместе стих 8. «Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь, и потому просил начальника евнухов о том, чтобы не оскверняться ему». Даниил принял перед Богом одно решение: «не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь». Находясь в таком жалком положении, Даниил не мог противостоять целому Вавилону. В этом положении он не мог ничего делать. В своём положении его маленькое решение – это всё, что он мог сделать. Даниил очень серьёзно осознал проблему своего народа – идолопоклонство. А в Вавилоне всю еду и вино посвящают и дают божествам, а затем принимают её от богов. Поэтому есть эту еду также было поклонением идолам. Зная это, с самого начала Даниил принял одно решение веры.

Здесь мы учимся тому, что решение веры нужно принимать в самом начале. Даниил принял решение в самом начале вавилонской жизни, как только он попал в Вавилон. А мы принимаем решение, когда поступаем на работу или начиная новый семестр. Или, как миссионерка Ханна, в начале миссионерской жизни тоже приняла решение. Когда пастырь учил нас писать согам, он сказал, что в конце согама очень важно: великое видение и маленькое решение. Я вижу, что это мудрость, данная Святым Духом. Через это мы смогли очиститься от всякого влияния «блудницы» в нашей жизни и всяких дурных привычек, через которые сатана издевался над нами. С самого начала самостоятельной жизни Даниил принял решение, и это было стартом его жизни веры. Некоторые думают, что с самого начала не нужно конфликтовать с миром, а когда растёт вера, можно принять решение веры. Но это неправильно. Даже приняв решение веры в начале, человек попадает в искушения и иногда падает. Но такого, чтобы не принять решения в начале, а потом вера выросла – не бывает. Решение веры необходимо в молодости. Как только мы получаем одно слово, сразу надо принимать решение, а не ждать пока закончу университет, и получу хорошую работу.

Даниил принял решение веры. Однако, это было не просто. Это было очень опасное решение, ведь это могли рассмотреть как противление царю. Кроме этого, это было самопожертвование, так как молодые любят вкусно покушать. Мы живём в плотском, материалистичном мире. Большинство людей не любят и не терпят открытое выражение веры другими. Наоборот, любят и уважают тех, кто живёт в своё удовольствие. Верующие, живя в таком мире, могут не понимать, куда можно идти, а куда нельзя. Что можно есть и пить, а что нет. Очень легко пойти на компромисс. Вера очень легко загрязняется. Однако, для нас чистота веры очень важна. Человек, имеющий грязную одежду, будет выброшен вон с небесного пира. Необходимо хранить чистоту веры и чистоту Евангелия. Если мы видим, что что-то плохо влияет на меня, надо сразу принять решение.

Как Бог помог Даниилу в его решении? Взгляните на стих 9. «Бог даровал Даниилу милость и благорасположение начальника евнухов». Если человек принимает решение, Бог помогает ему. Взгляните на стихи с 10-го по 13-й. Начальник евнухов боялся царя. Он боялся, если царь увидит, что они плохо выглядят, то ему не сносить головы. Тогда Даниил сам предложил Амелсару провести эксперимент на протяжении 10 дней: «пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья; и потом пусть явятся перед тобою лица наши и лица тех отроков, которые питаются царскою пищею, и затем поступай с рабами твоими, как увидишь». Даниил смело с верой в Бога Всевышнего, Который сотворил Небо и Землю предложил это, и доверил результат Богу.

Каков был результат? Взгляните на стих 15. «По истечении же десяти дней лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами». По прошествии десяти дней их лица оказались красивее и телом они были полнее тех, кто питался царскими яствами. Здесь мы видим, что здоровье и счастье не только в пище, а и в чистоте веры. Эта маленькая победа, и маленький опыт веры стал хорошим фундаментом для всей его будущей веры. Человек должен бросать вызов и приобретать опыт веры. Многие боятся делать что-то верой, а делают всё по расчету. Ни одного маленького дела не могут решить верой. Однако, так мы даже в старости будет как Никодим, с большой головой и пустым сердцем. Нам нужно испытывать мир веры, мир молитвы и познавать Бога. Если у нас будет опыт веры, мы сможем быть более решительными, выполняя миссию Бога.

За то, что они сохранили чистоту веры, Бог дал Даниилу и трём друзьям победу и благословил их великой мудростью, а Даниилу дал ещё и дар видеть духовный мир. Когда пришло время испытания не нашлось подобных Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии. И во всяком деле мудрого уразумения, о чём ни спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всём царстве его. Мудрость, которую даёт Бог выше всякой мудрости, которой можно достичь своими силами. Если Бог даёт мудрость, то никто не может сравниться.

Когда я размышляю об этом слове, я вспоминаю много событий из своей студенческой жизни. Я очень решительно боролся с грехом. Я называл это: наступая, за собою сжигать мосты. Во время войны полководцы иногда во время наступления сжигали за собой мосты, чтобы армия понимала, что отступать некуда и сражались более отчаянно. Так и я решительно каждый раз выбрасывал из своей жизни разные вещи. Когда Бог показал мне, что я был рабом музыки, я выбросил всю свою огромную коллекцию музыки. На втором курсе я почти каждый день начал ходить к одной девушке в общежитие. Когда я покаялся в похоти к ней, и Бог дал мне слово: «Юношеских похотей убегай…» (2Тим.2:22), я принял решение больше не ходить к ней, а наоборот убегать. В студенчестве у меня было много трудностей, поэтому раньше я смело принимал решение и убегал от всяких опьяняющих вещей. Однако, сейчас моя жизнь более-менее стабилизировалась: получаю более-менее стабильную зарплату, есть квартира, компьютер. Поэтому я стал допускать различные опьяняющие вещи в своей жизни. Я легко допоздна смотрел фильмы, лазил в интернете по сайтам приколов и в результате допускал похоть в своём сердце. На протяжении 10-ти лет я никогда не пил алкоголь во время празднований дней рождения на работе. Но недавно, на день рождения директора я согласился выпить шампанского. Через это слово Бог снова призвал меня бодрствовать и принять решение веры. Я каюсь, что пошел на компромисс с мирской культурой и был опьянен «блудницей». Господь, прости мои грехи и очисти меня кровью Иисуса. Сделай мои одежды чистыми. Больше всего влияние «блудницы» я получаю через компьютер. Поэтому я принял решение избегать компьютера, когда он мне не нужен по работе и для служения. Бог поставил меня пастырем для студентов. Сейчас мой офис находится возле университета. Поэтому я решил, вместо того, чтобы отдыхать перед компьютером, на протяжении месяца каждый рабочий день абсолютно хотя бы на 15-20 минут ходить в университет молиться, раздавать пули и проповедовать. Я молюсь, чтобы через это Бог призвал и поставил 1-го предка веры на мехмате ОНУ.

Бог дал Даниилу здоровье и дал закончить царскую Академию с золотой медалью. Бог дал ему духовное прозрение, видеть духовный мир, мир Бога. Он служил царским советником Вавилонским и Персидским царям. Он оказал очень большое влияние, и через него цари приняли слово Бога, и Израиль смог вернуться в свою землю и восстановить Иерусалимский храм. В основе всего этого лежит живая вера Даниила. Даниил в молодости через маленькое решение веры учился вере, и эта вера выросла в огромное дерево, от которого даже и мы сегодня получаем благодать. Есть люди способные, умные, талантливые, они много могут делать, но когда речь идёт о том, чтобы верой бросить вызов, – ничего не могут делать. Авраам верой решил повиноваться призыву Бога идти в землю обетованную. Моисей верой повиновался слову Богу против фараона. Ученики Иисуса верой повиновались приказу всемирной миссии. Люди веры, даже не зная, что будет завтра, дают десятину. Они верою дают первое время Богу. Верою повинуются слову: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его…» (Мф.6:33). Человек веры, принимая слово, верой доверяет Богу вопрос женитьбы и замужества. Если мы рассчитываем всё и так поступаем – это не вера. Такой человек никогда не научится вере. Лот является примером такой жизни. Бог хочет, чтобы мы стали людьми веры и угодили ему верой.

Через сегодняшнее слово Бог учит нас, что нам делать, когда мы попадаем в трудные обстоятельства или в кризис. Мы должны принять одно решение веры. Мы не должны бояться обстоятельств и идти на компромисс с миром. Испытания – это хорошая возможность для роста веры, хорошая возможность узнать Бога лично и приобрести опыт веры. Для этого нам нужно принять одно решение веры. Бог очень любит человека решения. В начале новой жизни очень важно принять одно решение веры. Маленькое решение, принятое в молодости, может сделать нашу жизнь великой перед Богом и сияющей на многие поколения. В конце, хочу ещё порекомендовать всем читать книгу притчей Соломона, которая написана как раз для молодежи и помогает таким как мы видеть правильное направление во многих вопросах и противостоять мирским путям и плотской культуре.