ХОДИТЬ ПЕРЕД БОГОМ (Бытие 5:1-32)

Бытие 5:1-32
Ключевой стих 5:24

«И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его».

5-я глава Бытия это родословие Адама. По нашему понятию, его родословие должно было бы быть, Адам – Каин – сын Каина, и дальше. Но в Библии пишется другое родословие Адама. Это родословие веры, которое начинается с Сифа, и продолжается его потомками веры. Когда мы читаем Библию, то часто встречаем родословия, и они действуют на нас как снотворное. Это потому что мы не знаем значение этих родословий. Нам надо знать значение каждого родословия. Тогда, что Бог хочет показать нам через это родословие? Пусть Бог, Святой Дух откроет нам это.

I. Образ Бога и образ человека (1-21)

Взгляните на стихи с 1-го по 3-й. «Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их. Адам жил сто тридцать лет и родил [сына] по подобию своему по образу своему, и нарек ему имя: Сиф». В начале человек был создан по образу Бога. Но в этом отрывке говорится, что Адам родил сына не по образу Бога, а по своему образу. Тогда какая разница между образом Божьим и между образом человеческим? Разница – огромная. «По образу Бога» значит, что он представляет Бога. Но люди, родившиеся в Адаме, больше не могли представить или показать Бога. Человек был просто человеком, но больше не был образом Бога. Когда Адам согрешил против Бога, все его потомки согрешили вместе с ним, поэтому они родились не по образу Бога, а по образу грешника, точно как Адам.

Тогда, что получается, что образ человека не имеет никакого отношения с образом Бога? Да, имеет. Образ человека это разрушенный образ Бога. В нём есть всё Божие, но самая главная его часть поломана и не функционирует. Тогда какая часть поломалась? Поломалась способность слушать слово Бога и повиноваться Ему. В человеке не стало способности повиновения и смирения из-за греха. Об этом говорится в Послании к Римлянам 8:7 так: «потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут». Самый главный дефект у образа человека заключается в том, что он не может покоряться закону Бога. Человек не может делать ничего, как только то, что противоречит воле Бога. В этом заключается главная проблема всех потомков Адама. То, что родились люди подобные Каину, не было удивлением.

Однако было небольшое количество людей, которые изменились через слово Бога. Они особой благодатью Бога преодолели свою греховную природу, и повиновались слову Бога. Кто они? Вот те десять потомков Сифа, которые написаны в этом родословии. Жизнь Адама можно разделить на две части – первая половина и вторая. В первой половине своей жизни Адам был представителем человечества. Но, к сожалению, тогда он совершил неисправимую ошибку. Это он послушал голоса жены своей и ел от дерева познания добра и зла, о котором Бог заповедал ему. И этим неповиновением он принёс всему человечеству погибель. Но после того, как он потерял статус представителя человечества, он стал проповедником, и всю жизнь учил своих потомков слову об обещании Бога. Это вторая половина его жизни. Адам жил 930 лет, это период до рождения Ноя. Живя на земле, он продолжал учить своих потомков тому, как Бог сотворил небо и землю, как грех вошёл в мир, и какое обещание Бог дал им. Имена, написанные в этом родословии, это старейшины церкви, в которой Адам служил. В течении 1000 лет, дети веры, которых Адам воспитывал, освещали этот темный мир. Это были: Адам (930) – Сиф (912) – Енос (905) – Каинан (910) – Малелеил (895) – Иаред (962) -Енох (365) – Мафусаил (969) – Ламех (777) – Ной (950).

Адам сам не мог заплатить за свой грех своими силами, но он не блуждал до смерти, как Каин. Хотя он потерпел поражение, но он держал слово Бога, что семя жены будет поражать голову змея, и спасёт их. Поэтому когда родился сын, после того как Каин убил Авеля, он дал ему имя Сиф. Сиф, означает семя, то есть потомок обещания.

Конечно, кроме десяти, которые записаны в этом родословии, было ещё много детей. Скорее всего, каждый родил минимум десятки детей, потому что Бог благословил их, говоря: «плодитесь и размножайтесь» (Быт.1:28). Однако только эти десять были записаны в родословии веры. Что делали эти десять людей веры? Каждый из них в своей жизни приобрёл одного сына веры, и воспитывал его в течение всей своей жизни. Воспитывать детей веры было нелегко, каждый приобрёл сына веры после 100 лет. Но это было очень важно. Если они не воспитали бы детей веры, то история спасения прекратилась бы после них. Отсюда мы можем понять, насколько важно иметь детей веры. Мы не должны жить только для себя. Нам надо воспитывать учеников Иисуса, чтобы Божья искупительная работа продолжалась. История спасения это история святых остатков. Поэтому количество людей не важно, важен один человек истинной веры. Поэтому мы молимся, чтобы каждый из нас стал истинным учеником Иисуса, и мог воспитать одного ученика Иисуса. Пусть Господь поможет нам в этом деле.

II. Вера Еноха (22-24)

Взгляните на стихи с 22-го по 24-й. «И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет. И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его». Жизнь Еноха была очень простой. Он не сделал ничего особенного. Он не построил город, как Каин, не был великим техником или музыкантом, как сыны Ламеха. Ходить перед Богом, это была его жизнь. Здесь Моисей сильно акцентирует, что вера – это ходить перед Богом. Нам надо обращать внимание на это. Вера это жить вместе с Богом. Все люди имеют свою цель жизни в мире: бизнесмены имеют цель поднять оборот и стать мультимиллионером; спортсмен хочет быть чемпионом мира; учёный хочет быть первым человеком в своей специальности. И верующие также имеют свою цель жизни – строить огромную церковь, и быть известным проповедником, или стать доктором теологии. И таких людей называют – успешные пасторы. Однако вера не имеет никакого отношения с такими достижениями. Вера это ходить перед Богом.

В Библии очень мало написано про Еноха. Однако, мы видим одно – после того, как у него родился сын, Мафусал, цель его жизни изменилась. Обычно люди, когда у них рождается сын, ставят свою цель, чтобы достичь её через своего сына. Но он не поставил никакую другую цель, кроме как ходить перед Богом. Он по рождении Мафусала, принял решение ходить перед Богом. Дальше, он видел Бога и всегда ходил перед Ним. Чтобы он ни сделал и где бы он ни был, он поступал так, чтобы Бог явился через его жизнь. Бог так возлюбил такого Еноха, и взял его к Себе без смерти. Вот, это был характер его веры. Многие люди гордятся своими знаниями, и думают, что если они знают много, то у них хорошая вера. Но суть веры не заключается в знании. Вера, это принять решение и следовать за Господом. Следовать за Господом, это повиноваться слову Господа. Вера без решения и повиновения, это не есть вера. Вера, это ходить перед Богом, повиноваться слову Бога.

Что это слово значит для израильтян, которые входят в обетованную землю Ханаан? Они входят туда, чтобы захватить эту землю, и строить там мощное царство Божьего народа. Да, это нужно, но это не их цель, а результат. Их единственная цель жизни должна быть – ходить перед Богом. Они должны ходить перед Богом и повиноваться слову Бога, тогда всё остальное Бог Сам даёт им. Они не должны любить больше молоко и мёд в ханаанской земле, чем Бога. Любить Бога всем сердцем, это должно быть их первой целью жизни. Поэтому, когда израильтяне входили в ханаанскую землю, Бог дал им слово через Моисея: «Итак слушай, Израиль, и старайся исполнить это, чтобы тебе хорошо было, и чтобы вы весьма размножились, как Господь, Бог отцов твоих, говорил тебе, [что Он даст тебе] землю, где течет молоко и мед. Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» (Втор.6:3-5).

Сегодня нам также надо спросить себя, в чём заключается цель нашей веры? В том, чтобы осуществить свою амбицию? Чтобы создать счастливую семью? Чтобы дети были успешными людьми в мире? Чтобы верою получить все благословения, которые могут быть в мире? Да, всё это нам нужно, Бог Сам готов даровать всё это нам. Но они никак не могут быть нашей целью веры. Наша единственная цель жизни, это ходить перед Богом. Для этого Господь Иисус живёт в нас. Жить с Ним, и славить Его, радоваться Ему, любить Его всем сердцем, это цель нашей веры. Я молюсь, чтобы каждый из нас ходил перед Богом, и стал самым счастливым человеком Бога.

III. Истинная надежда (24-32)

Взгляните ещё раз на стих 24. «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его». Однажды Еноха не стало, потому что Бог взял его. Енох не умер. Но он исчез. Бог взял его. Что это значит? Куда Бог его взял? Этот факт говорит нам о том, что есть другой мир, и там нет смерти. Рядом с Украиной есть соседняя страна Молдова. Точно также рядом с нашим миром есть другая страна, вечная страна. Она закрыта занавесом, и занавес называется смерть. Вознесение Еноха показывает нам, что все эти люди ожидали, живя верою на земле. Все они знали, что Бог приготовил для них вечное царство, и имели надежду на него. И это была живая надежда, которая не обманула их и сохранила их веру.

Если мы верим, что наша жизнь на земле, это всё, и кроме этого мира нет ничего, то, как нам надо жить? Нам надо наслаждаться всеми удовольствиями здесь. Уступать что-то другим, это глупость. Нам надо жить только ради себя. И должны максимально иметь в этом мире всё. Поэтому люди, день и ночь делают деньги, борются за власть, и стараются строить своё царство на земле, как три сына Ламеха. Это есть мечта всех мирских людей. Но можно сказать, что это мёртвая надежда. Почему это мёртвая надежда?

Да, некоторые люди осуществляют свою мечту. Но даже если кому-то удаётся строить своё царство на земле, то всё равно оно не даёт ему счастья, а наоборот, даёт ему разочарование, потому что оно тлеет, увядает и исчезает, а если нет, он сам умирает. Это самый удачный случай. А большинство людей, до сих пор мучаются, чтобы осуществить эту мёртвую надежду, которая разочарует его, и умирают ради неё. Как глупо и жалко!

Но есть другие люди, которые видят Вечную страну. Они имеют надежду на это Вечное Царство, и ходят с Богом. Они не строят своё царство на земле. Они не желают мирских богатств, или мирскую славу, они никогда не заменят ему этого мира. Почему? Потому что любое богатство, любое сокровище этого мира, для них всего на всего мусор. Всякая слава этого мира не может сравниться с самой маленькой славой в Царстве Бога. Вера Еноха свидетельствует это. Многие люди убегают из Северной Кореи в Южную Корею. И больше не хотят вспоминать страну, где они жили, потому что всё, что они имели там несравнимо с тем, что они имеют в Южной Корее. Точно так же, кто приобрёл Вечное Царство, тот никогда не ценит сокровище этого мира. Что Моисеи хочет сказать через вознесение Еноха? Истинная надежда израильтян, это не Ханаан, но вечный город, построенный на небе руками Бога, это их истинная надежда.

Енох через свою жизнь показал всем верующим, что такое вера, и через своё вознесение, что такое надежда. Среди потомков Сифа были такие люди веры, все они жили верой, и ходили перед Богом. То, что ходили перед Богом, значит, что ходили против течения мира. В мире грех усилился, уже было сильное искушение сатаны. Наверное, они каждый день изучали слово Бога и писали согам, чтобы ходить перед Богом. Мы также их потомки веры, которые ходят против течения мира. Мы – святые остатки нашего времени, поэтому нам надо каждый день обновить нашу веру, и получать силу через слово Бога.

Взгляните на стих 28,29. «Ламех жил сто восемьдесят два года и родил сына, и нарек ему имя: Ной, сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при [возделывании] земли, которую проклял Господь». Хотя они жили верой, им пришлось много страдать на этой земле. Вера потомков Сифа имела силу освещать мир в течение 1000 лет, но грех больше и больше усилился, и господствовал над всеми людьми. И во времена Ноя даже потомки Сифа потеряли веру и не ходили перед Богом, а ходили с миром вместе с потомками Каина. И всё человечество получило суд Бога всемирным потопом.

Этот мир не всё. Есть Вечный Город, созданный рукой Бога. Путь к этому городу – вера, ходить перед Богом. Аминь.