ИСТОРИЯ ЛЮБВИ, ЯВЛЕННАЯ В РАСТЕНИИ (Иона 4:1-11)

Иона 4:1-11
Ключевой стих 4:11

«Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?»

Мы любим своих детей, свою семью и свою страну. С другой стороны, мы не можем любить тех, которые причинили рану нам или нашим детям, или нашей родине. Мы очень жалеем своих, но безразличны к чужим людям. От этой природы произошёл национализм. Гитлер любил свою страну, но не Божьей любовью. Поэтому он определил немецкий народ как первый класс, остальных как второй, а еврейский народ как самый низкий. Он считал их неполноценными людьми. В результате, он уничтожил 6 миллионов евреев. Гитлер страшно любил свою собаку, и жалел её, но 6 миллионов людей он не пожалел. Каждый человек кого-то любит и кого-то ненавидит. У каждого есть национализм, и вражда. Из-за этого земля полна трагедий, и все эти трагедии совершаются во имя любви.

Когда человек встречает Бога, в первую очередь меняется его сердце, и потом его глаза. Он видит, что другие также драгоценны как я, и также имеют образ Бога и право получить милость. И только тогда, когда наше сердце, глаза и эмоции меняются, мы можем правильно служить Богу, и наша благодать может принести плоды. Не всякая любовь есть любовь. Люди, поступают против Бога и человечества из-за неправильной любви. Не думаете ли вы, что верующий должен иметь не любовь Гитлера, а Божью любовь? Это то, о чём книга Ионы говорит нам.

I.    Огорчение Ионы (1-5)

Взгляните на стихи 1-3. «Иона сильно огорчился этим и был раздражен. И молился он Господу и сказал: о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии. И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить». Иона не мог успокоиться и контролировать свою эмоцию. Его молитва: «Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить», – это не молитва, это объявление о том, что он оставляет своё служение как пророка.

Иона не хотел, чтобы ниневитяне покаялись и получили милость Бога. С каким сердцем он проповедовал в Ниневии? «еще сорок дней и Ниневия будет разрушена!» (Ион.3:4) Да, это была его вера и желание. Он на самом деле кричал: «Ниневия,  разрушайся побыстрее!» Он был уверен в том, что ниневитяне продолжат грешить и погибнут. Но возникла проблема. Ниневитяне начали плакать о своём грехе. Он ожидал, что люди сделают только вид, что они слушают его проповедь. Однако ниневитяне простым сердцем приняли его слово, и начали даже каяться в своих грехах. Проповедники обычно сразу чувствует результат проповеди. Иона также ощущал, что люди принимали его слово, но всё равно он думал: «Они же язычники, на следующий день они забудут всё, и вернутся к прежней жизни». Но ожидания не оправдались. Покаяние распространялось по всему народу, и весь город, от царя до скота покаялись во вретище, и Бог отменил суд над ними.

Иона был в шоке. Как они могут быть прощены так просто? Получается, что Бог просто не хотел судить их. Жители Ниневии были весьма грешные люди перед Богом, они делали такое зло всем народам. Иона считал, что такие злодеи, такие жестокие, грязные, отвратительные люди должны получить суд Бога. Это правосудие. Тем более, их грехи перед человечеством, убийства, изнасилования, беззакония и бесчисленные преступления не должны остаться безнаказанными. Иначе в мире нет ни справедливости, ни надежды. Иона не мог понять, куда идёт мир? Если злодеи так легко получают милость, то, как праведные, честные могут жить с ними? Он был уверен, что Бог будет судить их, и всё, что принадлежат им – их город, их детей, их поля и даже их скот. Если даже они каются, то, как минимум, они должны получить возмездие. Однако ниневитяне сейчас наслаждаются милостью. Иона огорчился тем, что Бог отменил суд над ними. Если такова Божья милость, и таков Бог, то он больше не хочет служить Ему и всё.

Ещё одно, что Иона не мог принять, это то, что такое покаяние происходит в Ниневии. Оно должно быть в Израиле. Израильтяне в течение 170 лет не каялись, но язычники, ниневитяне, каются и получают милость от Бога. Иона не мог принять это. Он сильно страдает от ревности. Ревность это природа грешников – моя страна, моя семья должна получить благословение, когда другая страна получает его, это печально. Верующие не должны быть такими. В благодати Господа мы должны измениться. Но Иона ещё не изменился. Он не знает сердце Бога. Он не может принять милость Бога.

Здесь я хочу с вами подумать о спасении через пример ниневитян. Погибающий и спасённый оба такие же грешники. В чём они отличаются? Спасённый видит себя, а погибающий нет. Спасённый видит свои грехи, и знает, что он ничего не может делать со своим грехом, и что он уже осуждён к смерти, и с поднятыми руками приходит к Господу. А погибающий хочет сам отвечать за свои грехи до конца. Самая большая их трагедия заключается в том, что они каждый день грешат, но сами не видят свои грехи. Как такое может быть? Это нас шокирует. Как человек может не видеть то, что сам делает?

А вы видите себя? Знаете ли вы, как сами похотливые, эгоистичные, гордые и злые грешники? Знаете ли, как вы часто сами предаёте Бога? Знаете ли, какие вы больные развратом, и как вы блудодействуете каждый день? Вообще вы знаете, какие грехи сами совершаете сейчас? Все на словах признают: «Конечно, я грешник». Но, я имею в виду, как остро и реально видите вы это. Только Святой Дух может делать так, чтобы мы увидели себя, и пришли к покаянию. Я благословляю вас, чтобы Святой Дух сделал это.

Жестокие ниневитяне со слезами покаялись в своих грехах: в убийстве, прелюбодеянии, в насилии, разврате и беззаконии. Бог был так рад их покаянию, и хотел, чтобы Иона также радовался  вместе с Ним. Но Иона огорчился этим и рассердился на Бога. Бог должен был выгнать Иону за это. Но Он обращается к Ионе с вопросом: «неужели это огорчило тебя так сильно?» Другими словами: «Правильно ли то, что ты огорчаешься?» Здесь мы видим личность Бога. Бог милостив. Бог мог бы судить Иону за его гордость и непослушания. Но Бог не делает так. Он задаёт Ионе вопрос. Он жалеет и Иону, и с терпением служит ему, чтобы он наконец-то увидел себя.

Но что Иона делает? Взгляните на стих 5. «И вышел Иона из города, и сел с восточной стороны у города, и сделал себе там кущу, и сел под нею в тени, чтобы увидеть, что будет с городом». Иона сел на холме, на восточной стороне города, и наблюдает, будет ли Бог судить город Ниневию или нет, принял ли Бог его жалобу, или нет. Посмотрите на Иону, который сидит на холме, и молится за погибель ниневитян. Здесь мы видим судью, Иону. На протяжении книги Ионы, все люди измелились, кроме одного Ионы. Язычники благоговеют перед Богом, а Иона гневается на Бога и осуждает Бога. Иона учит Бога тому, как надо управлять миром. Он уверен, что он лучше знает о том, что Бог должен сделать. Он очень трудный агнец. Он не видит ни себя, ни милости Бога. Тем более, он неблагодарный, гордый и невежественный человек, который даже не знает, что он не видит. Он не хочет каяться. Он невыносимый человек. Как вы думаете, кто испытывает терпение Бога? Ниневитяне? Или Иона? Что Бог может делать с ним? Бог должен был его оставить, чтобы он сам пошёл к гибели.

II.    Любовь Бога, явленная в растении (6-11)

Но милосердие Бога не имеет конца. Вместо того чтобы наказать его, Бог, Творец мира, заботится о нём с нежной любовью. И произрастил Господь Бог растение, и оно поднялось над Ионою, чтобы над головою его была тень и чтобы избавить его от огорчения его; Иона весьма обрадовался этому растению. Не смотря на его гордость и непослушание, Господь приготовил растение над головою Ионы, и сохранил его жизнь от губительного зноя. Бог знал, что Иона изнемог, и он может погибнуть от жары. Какая удивительная и безусловная любовь Бога! В растении была милость Бога-Творца, Его заботливая любовь к своему творению, Его терпение и бесконечная благодать. Для чего Бог приготовил растение для Ионы? Иона! Смотри, как Бог-Творец милостив! Видишь ли ты хоть немного милость Его? Бог хотел, чтобы Иона имел милость Бога, и как Бог пожалел Иону, так и Иона пожалел других. Иона хорошо знал милость Бога. Он сам сказал об этом во 2-м стихе. Да, Он знал, что Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеет о бедствии. Бог не желает никому погибели. Но Иона знал милость Бога только головой, а сердце Бога он не имел. Интерес Ионы был только в растении. Иона весьма обрадовался этому растению: «О! Какое чудесное! Моя ты радость! Ты моя жизнь!»

Теперь Бог даёт ему второй урок. Взгляните на стихи 7-8. «И устроил Бог так, что на другой день при появлении зари червь подточил растение, и оно засохло. Когда же взошло солнце, навел Бог знойный восточный ветер, и солнце стало палить голову Ионы, так что он изнемог и просил себе смерти, и сказал: лучше мне умереть, нежели жить». В чём заключается суть этого урока?  Бог спрашивает Иону: «неужели так сильно огорчился ты за растение?» Иона отвечает: «очень огорчился, даже до смерти». Тогда сказал Господь: «ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало». Это растение само проросло рядом с Ионой и стало его. Оно было такое нежное и приятное растение для него. Иона успел полюбить его. Но его счастье было не долго. Утром пришли голодные черви, съели это растение с большим аппетитом, оно пропало. Как жаль! Оно было у него только один день. Тем не менее, Иона сильно огорчился тому, что потерял его.

Иона так возлюбил траву, которая в одну ночь выросла и в одну же ночь и пропала. Ему было жаль, что оно засохло. В то же самое время, Иона огорчился  из-за того, что Бог не разрушил город Ниневию, и не погубил ниневитян. Ионе было бы очень хорошо, если бы в Ниневии произошло землетрясение и погибли бы все ниневитяне, от царя до детей, и их собаки. Ведь растение даже не его, он не трудился над ним, и не растил его, но Иона так сожалел о нём. Тогда кто такие ниневитяне? Что такое Ассирия? Кто такие язычники? Они творения Бога, которых Бог Сам создал по Своему образу. Не ценнее ли они в миллион раз, чем трава? Как Бог может не сожалеть о гибели Своих детей? То, что Иона огорчился на Бога – это неправильно. Когда черви съели растение, и оно пропало, Иона должен был покаяться в своём эгоизме и в том, что он жалел только своё. Поэтому Бог дал ему второй урок.

Бог показывает Ионе: «Иона, как ты пожалел своё однолетнее растение, так Я жалею этих людей, которых ты так хочешь погубить. Почему ты так жалеешь своё, даже ничтожное, но не жалеешь Божие?» Я молюсь, чтобы Господь разбил наше эгоцентричное и гордое сердце, и даровал Божью любовь. Мы похожи на Иону. Мы также не имеем Божью любовь, а жалеем только своё. Даже когда мы любим что-то, любим только эгоистичной любовью. Если дело связано со своим интересом, то даёт туда своё сердце, а если не прямо связано с собой, тогда даже не участвуем на собрании. Если дело связано со своими детьми, то старается изо всех сил, если не связано, то формально служим. Если наше маленькое дело так важно, но спасение 20000 студентов Одессы, не наше дело, то кто мы такие? Как мы можем таким сердцем служить? Тогда Бог отправляет к нам червей, они съедают то, что мы жалеем. Это могут быть свои вещи, своё хобби, даже своя семья и дети. Всё, что мы жалеем больше чем Божие. И этим Бог показывает нам наше эгоистичное, грешное, слишком приземлённое сердце. Пусть Господь помилует нас.

Теперь обратимся к стиху 11. «Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» Это ключевой стих всей книги Ионы. Чему Бог учит нас через растение? Во-первых: Бог-Творец, и вся жизнь зависит от Бога. Если бы не было милости Бога, то Иона не остался бы живым. Бог не был обязан послать к Ионе большого кита, и растение. Но по Свой великой милости Бог спас его. Также жизнь корабельщиков, ниневитян, и царя и простолюдина абсолютно зависят от Бога. И не только жизнь человека, а и скота, растений, даже червя, всё в руках Бога. Бог управляет жизнью всех, и всеми творениями, потому что Бог – Творец.

Во-вторых: Этот Творец милостив. Он жалеет душу любого грешника. Если не было бы милости Бога, Его любви и терпения, то нас не было бы здесь. Бог желает дать милость непослушному Ионе, и нам, грешникам. Господь хочет дать Свою милость даже такому человеку, как Гитлер, Сталин. Бог жалеет, и душу такого террориста как Бен-Ладен. Он жалеет и душу гомосексуалистов, и даже душу идолопоклонников, и сатанистов, потому что они тоже драгоценны перед Богом. Все они – творение Бога. В мире нет ни одного человека, который родился для того, чтобы погибнуть. Каждый имеет право получить спасение. Даже самый большой грешник имеет право получить милость Бога. Аминь. Бог хочет дать свою милость тем врагам, которые распяли Его единородного Сына на кресте. Бог жалеет вселенную, природу, скот и все творения земные. Как велика милость Творца! Как высока, глубока и широка Его любовь! Кто может утверждать свою праведность, и свою теорию перед Ним, и не повиноваться Творцу?

Этой любовью Бог послал нам Своего Единородного Сына Иисуса Христа. Любовь Бога, которая открыта на кресте, человеческим умом понять невозможно. Однако, эта маленькая книга, история любви явлённая в растении помогает нам понять её. Эта любовь есть основа всемирной миссии. Когда мы имеем эту любовь, мы можем правильно служить всемирной миссии. Я хочу с вами обратить внимание на себя. Как моя любовь отличается от Божьей любви? Как моё сердце отличается от сердца Бога?

Аминь.