Откровение 21:1-27
Ключевой стих 21:2
«И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего».
«Святой город» это одна из моих любимых песен. Это красивая песня, но благодать этой песни в её словах:
Однажды мне приснился чудесный дивный сон:
Святой град Иерусалим, и в нём небесный хор.
И в светлых одеяньях сонм ангелов стоял,
Творца земли всей чудным он пением восхвалял,
И я стоял и слушал ту неземную песнь.
«Иерусалим, Иерусалим, святый небесный град!
Осанна, осанна, восхвалим Господа!»
Многие люди в истории мечтали об идеальном мире. Платон в своём произведении «Республика» определил условие идеального общества – «справедливость». В 16-м веке, английский философ Томас Мор написал книгу «Утопия» («Utopia»). Он мечтал о стране, где совершенная свобода и равенство. В слове «Utopia» буква «U» означает, что не существует в мире сём. Так что, почему люди знают, что нет такой страны, и всё равно пишут о ней? Это потому что они устали в мире из-за несправедливости и страданий. И генетически в человеке заложена память о своей родине, где они жили когда-то. Библия свидетельствует, что Бог приготовил рай для своих детей. Это главы 21 и 22 Откровения. Если не было бы этих глав, какой скучной и бессмысленной книгой была бы Библия. Не было бы никакого смысла читать Библию. Все святые имели веру и мечту в этой стране, и жили на земле как пилигримы. Молюсь, чтобы Бог показал также и нам этот святой город. Молюсь, чтобы мы стремились не только к земле, а смотрели на вечную страну, которую Бог приготовил для нас.
I. Новое небо и новая земля (1-9)
Взгляните на стих 1. «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет». Космический физик Стивен Уильям Нокинг (Stephen W. Hawking) сказал, что Земля в ближайшие 100 лет не может избежать от катастроф, поэтому нужно активно искать другую планету как альтернативу Земли. Но Библия уже говорит о конце земли. Небо и земля, на которой мы живём, больше не будет. Мир, где мы живём, заряжен грехом и блудодеянием. Там царит закон греха и смерти, и закон разрушения. Всё, что в нём, тлеет, стареет, и гниёт. Наш мир не может избежать от Божьего суда. Бог сделает новое небо и новую землю. Это не говорит о том, что Бог уничтожит небо и землю, и сотворит другое небо и землю. Бог уничтожает закон и порядок прежнего мира. Бог изменяет их сущность, и сделает их новыми. На английском языке звучит так: «I am making the heaven and the earth new». То, что мы стали новыми, не значит, что мы были уничтожены полностью, а значит, что наша сущность изменилась. Об этом 2-е Коринфянам 5:17 говорит так: «Итак, кто во Христе, [тот] новая тварь; древнее прошло, теперь все новое». Точно так же, небо и земля изменились коренным образом. Поэтому Иоанн уже увидел новый мир, возрожденный Богом.
Это не просто новый, а совершенный мир. Первый мир был открыт для греха, потому что там был падший ангел, сатана. Однако в новом мире, грех и смерть больше не царит. Искусителя, сатаны уже нет. Там царит уже новый закон и новый порядок. Ничего не тлеет, не стареет, не умирает.
Тогда, что случится с церковью в это время? Прочтём вместе стих 2. «И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего». В этом стихе «святый город», «Иерусалим, новый», «невеста, украшенная для мужа своего» все одно. Это противоположенное выражение «великий город», «Вавилон», «блудница». Конечно новый Иерусалим, святой город означает церковь и жильё для святых, которое строится на новом небе и новой земле. Новый Иерусалим сойдёт с неба, от Бога в новый мир. Библия обращает наше внимание на Его неземной вид. Представьте себе, как красива невеста, когда она украшала себя для мужа своего! Красивее нет. Красота и слава нового Иерусалима неописуема. Тем более, Сам Бог приготовил для Своих детей. Бог, Творец, лучше всех понимает нас, и знает, что нам нужно для счастья. Поэтому можно сказать, что это совершенный и вечный рай, которого люди никогда не видели. Такой рай Бог приготовил для верующих, и это царство Бога, к которому так стремились все святые во все времена. И это наше вечное жильё.
Для чего Ангел показывает ему новый Иерусалим? Для того, чтобы верующие знали куда смотреть. Нам, живущим на земле, кажется, что земля это всё, и дела на земле важнее всего, и с утра до вечера смотрим только на землю. Тогда дела Бога уже на последнем месте. Да, мы должны успевать на земле. И молюсь, чтобы мы были благословенными. Но мы не должны забыть новый Иерусалим, куда мы идём. Кто потеряет Его, тот впадаем в искушение мира, и блуждает во всяких грехах. Таким образом, многие идут на компромисс с миром.
На самом деле, как часто мирские вещи влияют на нас? Как они мешают нам смотреть на небо? Сколько их много? Если человек постоянно смотрит на дела земные, то он никогда не может успевать в духовных делах. Поэтому Господь сказал нам: «потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6:32,33). Кто повинуется этому слову, тот блажен. Он истинный победитель.
Но всё равно есть люди, которые не могут поднять голову выше и смотреть на высоту. Они всю свою жизнь могут жить, смотря только на землю. Может ли свинья смотреть на небо? Говорят, что, так как свинья долгое время искала еду в земле, с помощью своей морды, то её шея перестала подниматься к верху. Она может поднять свою шею только на 15 градусов. Это её норма. Привычку смотреть только на землю и больше никуда – можем называть приземлённостью. Приземлённость ведёт людей, общество, и церковь к деградации. Она не даёт людям духовно развиваться. Это болезнь. Верующие должны измениться в этом, и смотреть наверх, на новый Иерусалим. Бог иногда разрушает наши дела или планы на земле, и нам кажется, что всё кончится. Но это для того, чтобы мы смотрели на небо. Тогда нам нельзя отчаиваться, но надо тренировать себя смотреть на небо. Свинья также может смотреть на небо. Знаете ли, когда? Это тогда, когда она упала, и перевернулась. То есть время отчаяния, это для нас хороший шанс помнить, куда мы идём, и смотреть вверх. Благодаря гонению, трудности, и отчаянию, мы можем помнить новый Иерусалим, куда мы идём, и восстановить веру и духовный порядок в своей жизни. Верующий – странник на земле, который идёт к родине, в новый Иерусалим. Однако в чём заключается суть нового Иерусалима? В красоте города? В драгоценных камнях? В хороших домах? Или в богатстве? Нет. Насколько красив он бы ни был, это всего лишь внешний вид. Новый Иерусалим есть истинный рай, потому что там Бог обитает с ними. Эммануил – это суть нового Иерусалима.
Взгляните на стих 3. «И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их». Это слово открывает нам, в чём заключается самое большое благословение для человека. Это то, что Бог обитает с нами. Для чего Бог создал Едемский сад? Для того, чтобы обитать с человеком. Для чего Бог сказал Моисею создать скинию в пустыне? Для того, чтобы обитать со Своим народом. Для чего Бог сказал Соломону строить храм в Иерусалиме? Для того, чтобы обитать со Своим народом. Для чего Бог пришёл на землю в теле человеческом? Для того, чтобы обитать с грешками. Бог обитает со мной: «я буду Его сыном, и Он будет моим Богом». В этом воля Бога и суть нашего спасения. И эта воля Бога совершенно исполнилась в новом Иерусалиме. О чём этот факт говорит нам? Самое большое благословение для человека это не красивое условие, а то, что Бог обитает с ним. Точно так же самое большое наказание для человека не мучение в озере огненном, а вечное отделение от Бога. Тогда к чему мы должны стремиться, и куда вложить наше сердце? В улучшение условия? Нет. В близкое общение с Богом. Когда Бог с нами, всё превращается в Царство Бога. Но если человек оставлен Богом, то, какое количество золота он бы ни имел, и в каком хорошем доме он бы ни жил, он находится в огненном озере. Слава и благодарение нашему Богу, Который обитает с нами, и стал нашим Богом и сделал нас своим народом. Аминь.
Что Бог сделает, обитая с ними? Взгляните на стих 4. «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло». В этом мире мы часто терпим боль по разным причинам. Проливаем много слёз. Можно сказать, что наша жизнь на земле – боль и слезы. Мы терпим боль и плачем из-за родителей, из-за детей, из-за любимых агнцев, из-за болезни и смерти родных и близких. Семь церквей пролили много слёз из-за гонений. Но в новом Иерусалиме Бог отрёт всякую слезу с очей наших. Источник слёз – смерть. Если смерть исчезает, то так же исчезает всякая слеза. Смерти нет, и плача для умерших больше не будет. Нет ни боли, ни инсульта, ни проблемы давления, ни сахарного диабета, ни рака и так далее. Как такое может быть? Потому что прежнее прошло, и Сидящий на престоле творил всё новое.
Бог сказал Иоанну написать это, потому что эти слова истинны и верны. Тот, кто говорит это, есть Альфа и Омега, начало и конец. Он есть сущий и источник всего. Всё началось от Него, и заканчивается в Нём. Никакое слова от Его уст не пропадает. Он сказал: «совершилось!» Все Его слова уже исполнились. Мы ещё не видим всё, но они уже исполнились в Боге. То есть новый Иерусалим, страна, где нет ни смерти, ни слёз, где вечно царит только радость, уже приготовлена для нас. Бог даёт жаждущему даром от источника воды живой. То есть, Его царство доступно всем. Кто жаждет, тот может получить воду живую от Агнца. Но тот обязательно должен прочитать стих 7. «Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном». Побеждающий означает хранящий чистоту веры. Только он наследует всё. Как Бог благословляет его? Бог будет ему Богом, и он будет сыном Богу. Отец и сын, наследник – какое это близкое отношение! И какая это великая благодать!
Но есть те, кто не могут быть Ему сыном и дочкой. Кто они? Взгляните на стих 8. «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая». Чего боязливые боятся? Тараканов? Они боятся результата, который их ждёт, когда отказываются поклоняться императору. Они боятся терпеть ущерб из-за веры, поэтому не могут жить по слову. Они оставляют путь веры. Если человек оставляет путь веры, то он не отличается от скверных. Он привлекает и других к смерти, и становится убийцей и любодеем. Потом они захотят держать что-то другое вместо Бога, и становятся чародеями, и идолослужителями. И они все лжецы, потому что живут по лжи сатаны, все их мысли и речь ложь. Такие люди не могут жить в новом Иерусалиме. Куда они пойдут? В озеро, горящее огнём и серою. Это смерть вторая. Думать об озере, горящем огнём и серою, страшно, но мне ещё страшнее думать о тех, кто идёт туда безрассудно. Французский атеистический философ Вольтер (Voltaire) гордо подтвердил, что в течение 100 лет Библия больше не будет существовать на земле. Но когда он был при смерти, он сошёл с ума от страха, и врачи даже ничего не могли сделать от его крика. Он, умирая, сказал: «Я иду в ад». И спустя время, его дом стал Библейским обществом, которое продаёт Библию. Бог дал нам стих 8, чтобы мы бодрствовали и хранили веру. Слава Иисусу!
II. Святой город, новый Иерусалим (9-27)
Многие люди хотят знать, как выглядит святой город. Один Ангел понял наши мысли, и сказал Иоанну: «пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца». И вознёс его в духе на великую и высокую гору, и показал ему великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному. Его красоту и славу описать человеческими словами нереально, поэтому Иоанн перечислил драгоценные камни. И святой город, новый Иерусалим имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых. Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца. Верующие Ветхого Завета и Нового Завета вместе созидают один новый Иерусалим.
Город расположен четвероугольником, и длина его двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны, как скиния Бога. И стена его сто сорок четыре локтя. Что это значит? Сам город является скинией Бога. Все параметры города показывают с разных сторон, что новый Иерусалим это совершенная церковь, где Бог обитает. С каких материалов построен город? Стена его построена из ясписа, а город был из чистого золота, подобного чистому стеклу. Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое – яспис, второе – сапфир, третье – халкидон, четвертое – смарагд, пятое – сардоникс, шестое – сердолик, седьмое – хризолит, восьмое – вирилл, девятое – топаз, десятое – хризопрас, одиннадцатое – гиацинт, двенадцатое – аметист. А двенадцать ворот – двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города – чистое золото, как прозрачное стекло. Такие дорогие драгоценные камни, чистое золото как прозрачное стекло, которые люди так хотели иметь во всей истории, там используются как материал для покрытия дорог, замена асфальта.
Взгляните на стих 22. Там же нет храма, вернее поменялось понятие храма, ибо Господь Бог Вседержитель и Агнец – храм его. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец. Там, каждый во славе может видеть Бога и Агнца, Его мудрость, Его любовь и все тайны Христовы, и наслаждаться неописуемой благодатью. Спасенные народы будут свободно ходить во свете Его, потому что уже нет херувима, который охранял сад. И цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днём, а ночи там не будет. И принесут в него славу и честь народов. Однако не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а войдут только те, которые написаны у Агнца в книге жизни. Слава Господу нашему Иисусу Христу!
Итак, как нам жить на этой земле? Каждый из нас не должен забыть, что мы странники, идущие в новый Иерусалим. Наступила весна. Конечно, нам нужно успеть в работе. Помолимся, чтобы мы получили Божье благословение в работе, и чтобы мы каждый день шли к новому Иерусалиму. Кто готов войти в него, тот видит не только мирские дела, тот, прежде всего, вложит свою жизнь в дела Евангелия. Мы ждём Весеннюю конференцию. Нам надо молиться, служить агнцам, чтобы многие получили спасение через эту конференцию. И каждый из нас должен сделать всё, что можно для 20-ти участников на конференции. Пусть Господь даст каждому лично видение в новый Иерусалим. Аминь.