БОГ, ИСПОЛЬЗОВАВШИЙ ИОСИФА В ИСТОРИИ СПАСЕНИЯ (Быт. 42:1-47:31, 50:1-26)

 

Бытие 42:1-47:31, 50:1-26
Ключевой стих 45:7

«Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением».

На прошлой неделе мы узнали о том, как Господь дал Иосифу видение и тренировал его. Господь был с Иосифом и в его страдании и в его славе, и Бог сделал его премьер-министр в Египте после испытания. Сегодняшнее слово говорит о том, как Бог использовал Иосифа в истории спасения. Давайте посмотрим, какова была его вера, любовь и надежда. Я молюсь, чтобы мы стали людьми веры, которых Бог может использовать в нашем поколении. Аминь.


I. Иосиф, испытывающий своих братьев (42:1-44:34)

Прошли семь лет изобилия и наступили семь лет голода. Голод был во всех землях. Из всех стран люди приходили в Египет покупать хлеб. В земле Ханаанской, где жил Иаков, тоже был голод. Братья Иосифа так же пришли в Египет купить хлеб. Но Иаков не послал вместе с ними Вениамина. Пришедши в Египет, братья Иосифа поклонились начальнику Египетскому Иосифу лицом до земли. Здесь мы узнаем, что Бог дал Иосифу сон, и в своё время, исполнил его. Слово «пришли купить хлеб» и «поклонились» говорит о том, что Бог исполнил Свое откровение в буквальном смысле. Братья продали Иосифа, но в конечном итоге им пришлось поклониться перед ним. Бог всемогущий и совершенный. Воля Его сбудется, не смотря ни на что. Ни люди, ни сатана, ни зло, ни кризис не могут отменить волю Бога. Бог спас всех людей на земле через Иосифа, и все народы получили хлеб жизни от изобилия Иосифа. Этот Иосиф был прообразом Иисуса Христа, Спасителя всего мира. Иосиф узнал братьев своих, но они не узнали его.

Взгляните на стих 9. «И вспомнил Иосиф сны, которые снились ему о них». Что значит это слово? Это значит, что Иосиф понял, что все прошлые события – и трудности и радости, и неудачи и победа – были процессом исполнения его сна. И что все эти события произошли не случайно. В его сердце уже не было ненависти к братьям. Но что он сделал со своими братьями? «и сказал им: вы соглядатаи, вы пришли высмотреть наготу земли сей». Иосиф обвинил их в шпионаже. Они говорили: «нет, господин наш, мы люди честные и пришли купить пищи». Но Иосиф всё равно сказал, что они пришли высмотреть наготу земли. Тогда они не могли не говорить о себе, что они дети одного человека и что младший остался у отца, и одного не стало. Иосиф отдал их под стражу на три дня. И сказал им в третий день: «вот что сделайте, и останетесь живы, ибо я боюсь Бога: если вы люди честные, то один брат из вас пусть содержится в доме, где вы заключены; а вы пойдите, отвезите хлеб, ради голода семейств ваших; брата же вашего меньшого приведите ко мне, чтобы оправдались слова ваши и чтобы не умереть вам».

Почему Иосиф так поступил? Иосиф хотел узнать их отношение к Вениамину и их состояние – покаялись ли они в своих грехах или нет. Как отреагировали братья Иосифа? «И говорили они друг другу: точно мы наказываемся за грех против брата нашего; мы видели страдание души его, когда он умолял нас, но не послушали; за то и постигло нас горе сие… вот, кровь его взыскивается». К сожалению, братья до сих пор страдали от чувства греха. Даже после того как они продали Иосифа, они не покаялись. Они продолжали скрывать свой грех от отца и жили во тьме. Поэтому каждый раз, когда что-нибудь случалось – они вспоминали о прошлом грехе, страдали и отчаивались. Они были еще несчастными грешниками, которые не родились свыше. Каково было сердце Иосифа, когда он увидел страдающих братьев? Иосиф отошел от них, и заплакал. И взяв из них Симеона, Иосиф связал его перед глазами их. Иосиф хотел, чтобы таким образом братья поняли свои грехи перед Богом и покаялись в них. Он имел пастырское сердце к братьям.

Когда Иосиф отправлял братьев домой, он наполнил их мешки хлебом и обратно положил их серебро каждому в его мешок. Он сделал так, потому что переживал о доме отца и о детях братьев. По дороге один из них узнал, что деньги находятся в его мешке, и сильно смутился. И они с трепетом говорили друг другу: «что это Бог сделал с нами». Иосиф от любви дал им деньги, но братья всё больше страдали от чувства греха из-за этого. Пришедши в Ханаанскую землю они рассказали Иакову о случившемся с ними. Услышав их слова, Иаков заволновался о Вениамине, так как он потерял уже Иосифа и Симеона. Иаков, убитый горем, сказал им: «вы лишили меня детей: Иосифа нет, и Симеона нет, и Вениамина взять хотите, — все это на меня!» Рувим предлагал своих детей как залог, чтобы взять с собою Вениамина, но Иаков не разрешил.

Однако Иаков вынужден был опять послать своих сыновей в Египет, потому что голод усилился на земле, и они съели весь хлеб, но он не хотел отпускать Вениамина. Тогда Иуда дал Иакову слово, что он отвечает за Вениамина. Иакову пришлось доверять своего сына Богу. Он приготовил для начальника Египетского обратно серебро, плоды своей земли и дорогие подарки, и отправил их в Египет.

За это время Иосиф с нетерпением ждал своих братьев. Его сердце болело, когда он думал о брате Симеоне, который страдает в темнице. Представьте себе, насколько велика была его радость, когда братья вернулись. Иосиф увидел, что Вениамин пришёл вместе с братьями. И ввел их в свой дом и угощал их вкусной едой. Он спросил у них о состоянии своего отца. Увидев своего брата Вениамина, Иосиф поспешно удалился, потому что вскипела любовь к брату его, и он пошел во внутреннюю комнату и плакал там. И умыв лицо свое, вышел и скрепился и принял их. Потом Иосиф заставил их сесть перед ним первородный по первородству его и младший по молодости его. И он давал свои кушанья им. Однако, доля Вениамина была в пятеро больше доли других. Братья дивились, но, не зная в чем дело, радовались вместе с Иосифом.

В главе 44 Иосиф придумал ещё одно испытание для братьев. Он приказал начальнику своего дома, чтобы тот положил серебряную чашу в отверстие мешка Вениамина. Затем, когда они еще не далеко отошли от города, он приказал начальнику догнать братьев и обыскать их. Естественно чаша нашлась в мешке Вениамина. Братья разодрали одежды свои, и, возложив каждый на осла своего ношу, возвратились в город. И пришли в дом Иосифа пали пред ним на землю. Иосиф сильно поругал их, крича: «что это вы сделали? разве вы не знали, что такой человек, как я, конечно угадает».

Если бы они были такими, какими были раньше, они свалили бы всю вину на Вениамина и оставили бы его одного. Но на этот раз они хотели отвечать за своего брата и сказали, что все они будут рабами вместе с ним. Иосиф сказал, что только Вениамин, в чьих руках нашлась чаша, будет ему рабом, а остальные могут пойти с миром к своему отцу. Таким образом, он пытался узнать истинное сердце своих братьев. В это время Иуда подошел к Иосифу, умолял его о своём брате. Его слово показывает нам, что он действительно покаялся в своих грехах.

Во-первых, в его сердце появилась любовь. В прошлом он был эгоцентричным и плотским человеком. Он ненавидел своего брата и завидовал ему, и предложил продать Иосифа в рабство. При этом он совсем не думал о том, как было больно Иосифу, и как отец страдал из-за его поступка. Но теперь он сочувствует своему отцу. Он полюбил отца и брата больше чем свою жизнь. Во-вторых, он стал человеком, который отвечает за своё слово. Он обещал, что если с Вениамином что-нибудь случится, он будет отвечать за это. По этому обещанию он должен был остаться в качестве раба вместо Вениамина. В прошлом он обещал и обычно не исполнял. Он был эмоциональным, безответственным человеком. Но теперь он стал ответственным человеком.

Взгляните на стих 1-й 45-й главы. Когда Иосиф увидел раскаявшихся братьев, ему не надо было больше скрывать себя. Он кричал: «я — Иосиф, жив ли еще отец мой?» Но братья его не могли отвечать ему, потому что они смутились пред ним. Иосиф сказал: «подойдите ко мне». Они подошли. Он сказал: «я – Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет;  но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни; ибо теперь два года голода на земле: еще пять лет, в которые ни орать, ни жать не будут; Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением. Итак не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараону и господином во всем доме его и владыкою во всей земле Египетской».

И Иосиф сказал братьям скорее пойти домой, рассказать о том, что они видели и привести отца к нему. И пал он на шею Вениамину, брату своему, и плакал; и Вениамин плакал на шее его. И целовал всех братьев своих и плакал, обнимая их. Потом говорили с ним братья его.

Это красивая и трогательная история любви, которую трудно читать без слёз. Когда я читал это слово, я глубоко задумывался о том, что такое истинная любовь. До сих пор Иосиф испытывал своих братьев не для того, чтобы отомстить им. Но он сам терпел много боли, для того чтобы разрешать их проблему греха. Люди думают, что любовь это удовлетворить желания, дарить подарки. Но таким образом можно использовать человека для своих целей, но спасти его невозможно. Неправильная человеческая любовь всегда портит человека. Сердце Иосифа кипело к братьям, но он не просто жалел братьев, а терпел всю боль для того, чтобы помочь им покаяться в своих грехах.

Любовь Иосифа это тень любви Иисуса. Иосиф любил своих врагов, которые продали его. Кто может любить своих врагов? Можно ненавидеть врагов своих, но любить их и терпеть себе боль для них человеческими силами невозможно. Иисус, наш Господь, терпел боль на кресте и пролил Свою кровь, для того чтобы спасти нас, грешников, врагов, которые распинали Его на кресте, и Он молился за нас даже во время смерти: «Отче! прости им, ибо не знают что делают» (Лк. 23:34). Через крест Господь показал нам истинную любовь. Мы не должны забыть, что наши пастыри терпели и многим жертвовали, до того как мы получили прощение греха. И мы также должны служить своим агнцам такой любовью, чтобы они разрешили проблему греха. Я молюсь, чтобы каждый из нас стал пастырем любви через слово Бытия.

II. Иосиф, которого использовал Бог (45:1-47:26)

После того как Иосиф открылся своим братьям, он попросил их подойти к нему и сказал: «я — Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет; но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни». Он свидетельствовал о том, что не братья послали его в Египет, а Бог послал. Хотя братья продали его из-за зависти, Господь всегда был хозяином его жизни. Бог послал его в Египет и испытывал его и сделал его начальником в Египте. Иосиф смотрел на свою жизнь с точки зрения Бога, и он увидел совершенный замысел Бога и Его работу.

Во-первых, Господь через Иосифа спас семейство Иакова, которое должно было умереть от голода. И по слову обещания Бог начал производить великий народ через Израиля в Египте.

Во-вторых, Господь спас жизнь всех стран. Взгляните на главу 47:13-26. Здесь мы видим, как мудро поступает Иосиф. Он не только спас жизнь египетского народа, но и купил весь скот и всю землю, так что всё это досталось фараону. Таким образом, он спас жизнь египетского народа и жизнь окружающих стран. Господь использовал Иосифа в истории спасения. Как Иосиф мог преодолеть фатализм и совершить великое дело? Это потому что он имел веру в Бога. Вера сделала его глубоким, широким и великим человеком Бога.

Взгляните на главу 45 стихи 5,7. «Но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни; ибо теперь два года голода на земле: еще пять лет, в которые ни орать, ни жать не будут; Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением». Также взгляните на главу 50 стих 20: «вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей». Иосиф верил в абсолютное владычество и провидение Бога. Если бы он смотрел на свою жизнь с точки зрения человека, насколько жалка была бы его жизнь! Он бы стал самым жалким фаталистом на свете. Он родился одиннадцатым из двенадцати сыновей Иакова. В детстве его мать умерла и он жил с мачехами. Его просто так ненавидели братья. Его отец любил его, но его счастье закончилось уже в детстве. Из-за того, что он рассказал братьям о сне, его продали, и он стал рабом в Египте. К его счастью он стал начальником в доме Потифара. Но жена Потифара не оставила его в покое – теперь она отправила его в тюрьму. Какая трагическая игра судьбы! Иосифу трудно было принимать всё это. Он должен был проклинать мир и всех окружающих, стать рабом ненависти. Став начальником в Египте, он, используя свою власть, отплатил бы злом за зло. В первую очередь – казнить семью Потифара. Если бы Иосиф так поступал, он стал бы самым жестоким царем в мире. Но у него была личная вера в Бога. Он смотрел на свою жизнь всегда верой. Он сказал, что Господь послал его, чтобы спасти жизнь его семьи и жизнь всех народов. В послании к Римлянам 8:28 говорится: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу».

У верующих не бывает слов: «судьба», «суета», «неудача». Такие слова часто употребляют безбожники. Каждый раз, когда Иосиф свидетельствовал, он говорил: «Господь это сделал для меня». В жизни Иосифа Господь был субъектом, а сам он был объектом. Это есть вера. Мы должны иметь веру в Бога. Наш Бог Всемогущий Небесный Отец, Который создал каждого из нас и послал нас в мир и сейчас управляет нами. В каждом событии есть любовь Бога, Его замысел и совершенный план. Мы видим Его нежную руку в нашей жизни. Кажется, что мы часто терпим неудачи, поражения. Но если мы живём верой, в итоге всё содействуют ко благу. Я молюсь, чтобы мы жили верою как Иосиф.

III. Надежда Иосифа (50:22-26)

Иосиф пришел в Египет, когда ему было 17 лет. Ему было 30 лет, когда он стал начальником в Египте, и он умер, когда ему было 110 лет. 80 лет он жил среди египтян. У него было достаточно времени, чтобы превратиться в египтянина. Но он до конца сохранил свою веру в Египте. В чём состояла надежда Иосифа перед смертью? Взгляните на главу 50 стихи 24,25. Он предсказал, что израильский народ выйдет из Египта. Он попросил, чтобы его потомки похоронили его тело в земле, о которой Бог клялся Аврааму, Исааку и Иакову. Иосиф ясно осознавал себя человеком Бога. Если его надежда была бы в Египте, он бы стал египетской мумией. Но Иосиф имел живую надежду в обетованной земле, земле Ханаанской. Более того, его надежда была в Новой Ханаанской земле, то есть в Царстве Бога. Благодаря ясной надежде, он не был привязан к богатству и славе мира.

Когда мы читаем историю Иосифа, нам кажется, что он слишком велик, что мы не можем стать таким, как он. Но Тот, Кто сделал жизнь Иосифа великой – Бог. Господь был с Иосифом и руководил его жизнью. Господь не только ведёт мировую историю, он руководит жизнью каждого человека. Благодарю Бога за то, что дал нам благодать изучать слово Бытия и сделал каждого из нас человеком веры. Аминь.